на главную страницу

25 Января 2008 года

Тема номера

Пятница

Начальник Генерального штаба Вооруженных Сил РФ – первый заместитель министра обороны Российской Федерации генерал армии Ю.Н. БАЛУЕВСКИЙ

Генеральный штаб Вооруженных Сил
Российской Федерации:
история и современность



     
К 245-летию создания Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации


     Исторический опыт свидетельствует, что реализация оборонительной функции государства, эффективное применение Вооруженных Сил для обеспечения безопасности страны возможны лишь при наличии соответствующей системы государственного и военного управления. Важное место в этой системе занимает Генеральный штаб как высший орган оперативно-стратегического руководства Вооруженными Силами государства в мирное и военное время, осуществляющий планирование их строительства и применения, организацию управления войсками (силами), мобилизационной подготовки и мобилизации.
     Роль и место Генерального штаба в государстве, его структура и функции, взаимоотношения с другими органами государственного и военного управления в каждой конкретной стране определяются уровнем ее экономического развития, ее политическим и военным положением, поставленными перед вооруженными силами задачами.
     Генеральный штаб русской армии как постоянно действующий орган центрального военного управления и руководства вооруженной борьбой официально был создан указом Екатерины II от 14 (25) января 1763 г. путем переименования и реорганизации существовавшей с 1711 г. квартирмейстерской части русской армии (службы). Офицеры и генералы нового органа военного управления выделялись в отдельную (особую) категорию – «чины Генерального штаба при армии».
     В задачи Генерального штаба на тот период входили: разработка в мирное время данных, необходимых для боевой деятельности войск; подготовка офицеров к службе Генерального штаба в военное время; ведение картографических и ряда других работ. Иными словами, впервые в истории русской армии создавалось особое учреждение, которому вменялось в обязанность заниматься в мирное время вопросами подготовки к возможным в будущем войнам. Во главе его был поставлен вице-президент Военной коллегии генерал-аншеф граф З.Г. Чернышев (впоследствии, с
     1773 г., генерал-фельдмаршал), а в 1772 г. – специально назначенный генерал-квартирмейстер с подчинением его президенту Военной коллегии. В последующем, на протяжении всей своей многолетней деятельности, Генеральный штаб формировался, развивался и изменялся вместе с армией. Его назначение, организационная структура, наименование, местоположение и схема подчиненности в общей системе военного управления страны неоднократно менялись, а функции расширялись и усложнялись.
     С дореволюционной историей Генерального штаба связаны имена многих выдающихся государственных и военных деятелей Отечества. Таких как Ф.В. Баур, П.М. Волконский, К.Ф. Толь, Д.А. Милютин, Н.Н. Обручев, Ф.Ф. Палицын и другие. Большое значение для комплектования Генштаба имело открытие в 1832 г. Императорской военной академии (с 1855 г. – Николаевская академия Генерального штаба). Со всей определенностью можно сказать, что победы русской армии были победами и Генерального штаба, его офицеров и генералов, а поражения - в первую очередь их поражениями. Однако лишь после Русско-японской войны 1904-1905 гг. его центральное управление – в то время Главное управление Генерального штаба – стало важнейшим органом Военного министерства, призванным специально заниматься в мирное время стратегическим планированием и подготовкой военно-сухопутных сил к войне.
     В период после Октябрьской революции единый орган руководства Красной Армией – Штаб РККА – был создан в феврале 1921 г. По своей организационной структуре и объему решаемых задач он явился прообразом созданного в сентябре 1935 г. Генерального штаба РККА, первым начальником которого стал Маршал Советского Союза (с 20 ноября 1935 г.) А.И. Егоров.
     Совершенствование организационной структуры и уточнение функций Генерального штаба РККА продолжалось до и в ходе Великой Отечественной войны. Именно в эти годы сложились методы его работы, были подготовлены кадры, выработаны единые подходы к решению многих стратегических задач, заложены основные элементы деятельности Генерального штаба.
     Опыт первых дней и недель войны, крайне неудачный, трагический для советских Вооруженных Сил, потребовал незамедлительной перестройки органов военно-стратегического руководства обороной страны, и в первую очередь Генерального штаба, ставшего с 23 июня 1941 г. основным рабочим органом Ставки Главного Командования (с 8 августа - Верховного Главнокомандования). Он был освобожден от организационных и мобилизационных функций и в соответствии с постановлением Государственного комитета обороны (ГКО) от 28 июля 1941 г. сосредоточил свои усилия на оперативно-стратегическом руководстве (по указаниям Ставки ВГК) Вооруженными Силами, объединении деятельности всех управлений Наркомата обороны, а также Наркомата ВМФ.
     Сама жизнь, суровая действительность небывалой в истории человечества войны востребовали выдвижение Генерального штаба на верхнюю ступень иерархической лестницы органов военного управления. При этом соответствующим образом были определены и его функции. Важнейшими задачами Генерального штаба стали: сбор, обработка и оценка информации об обстановке на фронтах, выработка предложений для Ставки ВГК; разработка по ее указаниям замыслов кампаний и стратегических операций, планирование их в соответствии с принятым Ставкой ВГК решением; оформление оперативных документов и доведение решений Верховного Главнокомандующего до войск; создание группировок сил и средств для проведения стратегических операций; организация оперативно-стратегического взаимодействия фронтов; планирование подготовки и накопления стратегических резервов, руководство их перемещением на избранные направления. Однако потребовались время и огромное напряжение сил всего коллектива Генерального штаба, прежде чем он превратился в орган, с предложениями которого Ставка, а вернее Верховный Главнокомандующий И.В. Сталин, вынуждена была не только считаться, но и не принимать ни одного решения по сколько-нибудь важному вопросу без предварительного заслушивания его мнения.
     В ходе войны Генеральным штабом была проделана большая работа по обоснованию и выработке оптимальных организационно-штатных структур объединений и соединений различных родов войск, органов их управления. Эту работу Генштаб осуществлял вместе с соответствующими командующими, начальниками и штабами. Он поддерживал тесные контакты с Госпланом СССР и другими государственными учреждениями, связанными с обеспечением боевой деятельности Вооруженных Сил.
     Важные функции выполнял корпус офицеров Генерального штаба (до июня 1943 г. - группа), которые постоянно находились в штабах фронтов, армий, корпусов и дивизий. От них поступала достоверная информация о состоянии дел в войсках, выполнении директив, приказов и распоряжений Ставки ВГК.
     В 1942 г. в Генеральном штабе был создан самостоятельный отдел по изучению опыта войны (с 1944 г. - управление). Обобщенный им материал находил отражение во вновь разрабатываемых уставах, наставлениях и директивах Ставки ВГК.
     Одной из ответственных задач Генерального штаба являлась подготовка предложений, докладов и материалов по всем военным вопросам, обсуждавшимся на межправительственных встречах и международных конференциях государств антигитлеровской коалиции, а также по вопросам применения иностранных формирований, действовавших совместно с Красной Армией, и планированию стратегического взаимодействия Вооруженных Сил СССР и союзных США и Англии.
     Победный исход военного противоборства с фашизмом красноречиво свидетельствует о высоких организаторских возможностях Генерального штаба, зрелости и таланте его руководителей, профессионализме и высочайшей ответственности, способностях рядовых сотрудников. Блестящую оценку деятельности Генерального штаба в годы войны, особенно в завершающем ее периоде, дали Маршалы Советского Союза Г.К. Жуков и A.M. Василевский и другие выдающиеся полководцы.
     После окончания Великой Отечественной войны была проведена реорганизация центральных органов военного управления, в том числе и Генерального штаба, в соответствии с требованиями мирного времени.
     Стремительный научно-технический прогресс, развитие средств вооруженной борьбы и создание новых их видов, прежде всего ядерного оружия, требовали от Генерального штаба постоянного внимания к этому процессу. В условиях изменения расстановки сил на международной арене, создания под эгидой США военного блока НАТО Генеральный штаб принимал все возможные меры, направленные на повышение боеспособности и боевой готовности советских войск, в целом их боевой мощи. Приняв самое активное участие в переоснащении Вооруженных Сил новейшим оружием и военной техникой, внесении существенных изменений в организационную структуру Советской Армии и Военно-Морского Флота, Генеральный штаб в тесном взаимодействии с другими органами центрального военного управления, а также с руководством других силовых ведомств и армий стран - участниц Варшавского Договора сумел не допустить военного превосходства США и НАТО над СССР и его союзниками и добиться в начале 1970-х гг. военно-стратегического паритета с ними.
     Однако жизнь не стоит на месте. Происходят изменения военно-политической ситуации в мире. Меняются внутриэкономические, социальные, демографические и другие условия в самой России. Это не может не влиять на задачи армии и флота. Новое время предъявляет и новые требования к качеству военного руководства, особенно оперативно-стратегического. Поэтому роль и значение Генерального штаба (в истории которого с момента создания Министерства обороны и Вооруженных Сил Российской Федерации в марте-мае 1992 г. начался качественно другой этап) нисколько не уменьшились в процессе государственного переустройства и поиска нового места России в мировом сообществе. Напротив, как показало развитие военно-политической обстановки в мире и особенно в сопредельных с Российской Федерацией государствах, обеспечение безопасности для России по-прежнему сохранило свою актуальность, хотя угрозы ее непосредственно военной безопасности и приобрели качественно иной характер.
     В указанный период Генеральный штаб в тесном контакте со всеми другими структурными подразделениями Министерства обороны в своей практической деятельности исходил из необходимости проведения комплекса как невоенных, так и военных мер по обеспечению военной безопасности страны, концептуально оформленных в Военной доктрине Российской Федерации, Концепции национальной безопасности. Среди них: эффективность прогнозирования, своевременность вскрытия и классификации военных угроз, адекватность реагирования на них; достаточность сил, средств и ресурсов, необходимых для обеспечения военной безопасности; соответствие уровня готовности, подготовки и обеспечения военной организации государства потребностям военной безопасности, а также ряд других, реализация которых обеспечивала в конечном итоге безопасное и независимое развитие России.
     90-е годы прошлого столетия наглядно продемонстрировали, как нелегко и какими огромными усилиями приходилось решать задачи обеспечения военной безопасности и сохранения территориальной целостности нашего государства, как трудно было принимать в новой обстановке управленческие решения стратегического уровня.
     Две чеченские кампании показали, и как мучительно больно создавались боеспособные группировки войск на Северном Кавказе, как и самое главное - единый и слаженный орган управления объединенной группировкой войск (сил). (СКВО и ГК СВ тогда, будем говорить откровенно, оказались беспомощными - командование возглавил первый заместитель начальника ГОУ ГШ А.В. Квашнин, а орган управления создали из офицеров и генералов Минобороны РФ).
     Не менее сложная задача была решена и в июне 1999 года, когда батальон российских миротворцев совершил свой марш-бросок в Приштину на аэродром Слатина. Казалось бы, сугубо тактический маневр, но, проведенный под непосредственным руководством Генерального штаба, он принес стратегический результат, повлиявший на всю ситуацию на Балканах, способствовавший стабилизации обстановки в Косово в тот очень непростой период.
     Позитивные изменения международной обстановки, достигнутые в результате реализации нашей страной активного внешнеполитического курса, снизили угрозу силового давления и прямой военной агрессии против России. Однако национальные интересы требуют поддержания Вооруженных Сил РФ в состоянии, обеспечивающем стратегическое сдерживание любых потенциальных противников и выполнение задач по недопущению (локализации) новых вызовов и угроз. Исходя из этого, определены основные направления деятельности Генерального штаба на перспективу.
     В настоящее время Генеральный штаб принимает активное участие в решении многих внешнеполитических задач.
     Важнейшее направление внешней политики для России - это сотрудничество с военными ведомствами Содружества Независимых Государств. Военное сотрудничество России с государствами СНГ направлено на консолидацию усилий всех государств в сфере противодействия международному терроризму и экстремизму, проведению миротворческих операций, борьбе с незаконной торговлей оружием.
     Хочу особо подчеркнуть, что характерной чертой взаимодействия со странами Содружества является переход на новую основу сотрудничества с учетом дифференцированного подхода к нашим партнерам в интересах формирования зоны безопасности и добрососедства по периметру российских границ.
     Одной из приоритетных задач является развитие и укрепление военного сотрудничества с государствами - членами Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ).
     В 2007 году основной упор был сделан на реализацию Плана коалиционного военного строительства ОДКБ на период до 2010 года и дальнейшую перспективу, на нормативном и организационном оформлении в рамках ОДКБ механизма миротворческой деятельности, формировании механизма оказания военно-технической помощи и развитии военно-технического сотрудничества.
     Результатом этой работы стало принятие соответствующих решений и подписание ряда важных соглашений в ходе сессии Совета коллективной безопасности ОДКБ, прошедшей в г. Душанбе (Республика Таджикистан) в октябре 2007 г. Так, подписанное главами государств - членов ОДКБ Соглашение о миротворческой деятельности ОДКБ позволяет Организации ДКБ не только формировать свои собственные миротворческие силы, но и проводить операции по поддержанию мира как на основании Мандата ООН, так и на основании соответствующих Решений Совета коллективной безопасности ОДКБ.
     Сегодня во многих регионах мира обостряются национальные и социально-экономические проблемы; возникает опасность расшатывания международной стабильности; не исчезла и опасность региональных конфликтов, продолжается гонка вооружений; не остановлено полностью распространение оружия массового поражения, терроризма, наркобизнеса и других видов преступности. Поэтому важнейшим направлением нашего взаимодействия, в том числе и со странами НАТО, является создание эффективной системы противодействия международному терроризму.
     Совместно с НАТО началась подготовка совместного комплексного тактико-специального учения по ведению операции кризисного реагирования в 2010 году. В этом учении от Вооруженных Сил Российской Федерации будут участвовать подразделения 15-й отдельной мотострелковой бригады, военно-транспортной авиации, Воздушно-десантных войск, войск связи с организацией боевого, тылового и технического обеспечения. В 2008 году мы планируем участие российских спасателей в крупном военно-морском учении альянса у берегов Норвегии по поиску и спасанию экипажей аварийных подводных лодок «Болд Монарх-2008».
     В сентябре прошлого года нашими экспертами был согласован перечень мероприятий оперативной совместимости на следующий год. Мы вместе с коллегами из НАТО приступили к подготовке проведения совместного комплексного тактико-специального учения по ведению операции кризисного реагирования. Результативно сотрудничаем по линии военных реформ, инициативы по сотрудничеству в воздушном пространстве, тылового обеспечения, контактов по обмену между учеными и экспертами российских и натовских военных учебных заведений.
     Но, к сожалению, не на все наши вопросы и озабоченности мы получаем ответ от наших партнеров.
     Официально объявляя принцип «открытых дверей», военно-политическое руководство Североатлантического союза подтверждает готовность продолжить процесс расширения блока. Не вполне понятны нам цели и причины приближения военной инфраструктуры альянса к нашим границам, модернизации объектов в странах Балтии, создания военных баз в Румынии и Болгарии. При этом совершенно очевидно, что альянс ориентируется исключительно на собственные военно-политические интересы, а его деятельность фактически уже вышла за пределы традиционной зоны ответственности.
     Определенные вопросы есть и по сотрудничеству в рамках ПРО ТВД, поэтому наши дальнейшие шаги в отношении реализации практических мероприятий в области ПРО ТВД будут напрямую зависеть от учета российских интересов в области обеспечения стабильности на европейском континенте.
     В целом же в системе военно-политического, государственного и военного планирования Генеральный штаб несет ответственность не только за выполнение Вооруженными Силами стратегических задач, но и за согласованное применение всех имеющихся сил и средств в интересах достижения целей военной безопасности, в том числе и в мирное время. Отсюда вытекает его ведущая роль в прогнозировании и оценке международной обстановки, в формировании предложений военно-политическому руководству страны в сфере обеспечения национальной безопасности. Генеральный штаб ВС РФ непрерывно отслеживает и анализирует военно-политическую обстановку в мире и по театрам военных действий, делает соответствующие выводы, готовит предложения военно-политическому руководству нашей страны.
     Одной из важнейших задач Генерального штаба является проведение в жизнь решений военно-политического руководства Российской Федерации по реформированию Вооруженных Сил. В силу своей специфики Генштаб, осуществляющий оперативное управление войсками (силами), определяет, формулирует задачи для других органов управления. Он является координатором, создающим основу для стратегического взаимодействия по всему спектру вопросов, связанных с планированием применения, развития и подготовки Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований России.
     В 2004 г. в связи с проведенными в Министерстве обороны в рамках административной реформы мероприятиями основные задачи и функции Генерального штаба были существенно уточнены. С него снят ряд избыточных и несвойственных в современных условиях функций и задач, прежде всего административных и хозяйственных, в области руководства текущей деятельностью Вооруженных Сил. Как один из важнейших органов военного управления Министерства обороны, Генеральный штаб ВС РФ призван ныне обеспечивать стратегическое планирование, а также координацию деятельности и организацию взаимодействия с другими органами военного управления, войсками, воинскими формированиями, органами, федеральными органами исполнительной власти и организациями, создающими в военное время специальные формирования по выполнению задач в области обороны.
     Что касается сегодняшнего дня, то для Генерального штаба, как и для всех Вооруженных Сил Российской Федерации, прошедший, 2007 год явился в определенной степени знаковым, поскольку мы видим реальные качественные результаты третьего года реализации плана строительства Вооруженных Сил.
     Первое. Руководствуясь принципом, что строительство Вооруженных Сил РФ должно осуществляться системно, на основе интеграции усилий всех сил и средств, вне зависимости от видовой и родовой принадлежности, особое внимание уделялось совершенствованию системы управления войсками (силами) оперативно-стратегического, оперативного и тактического звеньев управления.
     Осуществлен переход на новую структуру Вооруженных Сил, включающую три вида ВС (Сухопутные войска, Военно-воздушные силы и Военно-морской флот) и три рода войск (Ракетные войска стратегического назначения, Космические войска и Воздушно-десантные войска). Растет число соединений и частей постоянной готовности. При этом приоритетами нашей деятельности неизменно остается сохранение на минимально достаточном уровне потенциала стратегических сил сдерживания, их трехкомпонентной структуры (наземные, авиационные и морские СЯС). Продолжается совершенствование системы управления Вооруженными Силами с целью ее адаптации к современным требованиям, предъявляемым к Вооруженным Силам Российской Федерации.
     Второе. Профессиональная армия - следующее приоритетное направление строительства Вооруженных Сил Российской Федерации, их модернизации в соответствии с новыми вызовами военной безопасности России в XXI веке. В 2007 году завершилась реализация федеральной целевой программы «Переход к комплектованию военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, ряда соединений и воинских частей на 2004-2007 годы», которая рассматривалась нами как одно из средств повышения боеготовности Вооруженных Сил. В ходе претворения ее в жизнь на контрактный способ комплектования переведено более 80 соединений и воинских частей. Общая численность солдат и сержантов, проходящих военную службу по контракту, в воинских частях, переведенных на контрактный способ комплектования, составляет свыше 200 тыс. человек.
     Третье. С 1 января 2008 года мы перешли на одногодичный срок военной службы по призыву. При этом военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, будут назначаться на воинские должности, не требующие длительной подготовки (стрелок, пулеметчик, гранатометчик, водитель и др.). Должности же сержантского (старшинского) состава, плавсостава ВМФ, а также рядового состава, связанные с эксплуатацией сложной боевой техники и вооружения, будут комплектоваться военнослужащими, проходящими военную службу по контракту.
     Четвертое. С целью формирования устойчивого контингента профессиональных сержантов (старшин), позволяющего освободить офицеров и прапорщиков от исполнения не свойственных им функций, значительно улучшить морально-психологический климат в соединениях и воинских частях за счет повышения статуса и авторитета младших командиров, разработана новая федеральная целевая программа «Совершенствование системы комплектования должностей сержантов и солдат военнослужащими, переведенными на военную службу по контракту, переход к комплектованию должностей сержантов (старшин), а также плавсостава Военно-Морского Флота военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, в 2009-2012 годах».
     Пятое. В планировании строительства Вооруженных Сил и военной организации в целом мы перешли на программно-целевой метод, подразумевающий организацию единого процесса планирования военного строительства и формирование целостной системы планирующих документов, что позволит нам оптимально расходовать выделяемые финансовые средства на строительство военной организации государства и в конечном итоге повысить эффективность выполнения возложенных на нее задач.
     Особое место в деятельности Генерального штаба занимают вопросы оценки тенденций развития мирового сообщества, обеспечения стратегической стабильности, оказывающие влияние на развитие военно-политической обстановки в мире в целом и на направления военного строительства. В то же время в отношениях с нашими зарубежными партнерами существует ряд принципиальных проблем, в разрешении которых активное участие принимает и Генеральный штаб.
     С 00 часов 12 декабря 2007 г. Российская Федерация приостановила действие Договора об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ).
     Наша позиция по ДОВСЕ была определена Президентом России В.В. Путиным в Послании Федеральному Собранию 26 апреля 2007 г. Ее суть хорошо известна и заключается в следующем: до тех пор, пока все страны НАТО без исключения не ратифицируют Соглашение об адаптации ДОВСЕ и не начнут исполнять его так, как до сегодняшнего дня это делала фактически в одностороннем порядке Россия, мы объявляем мораторий на исполнение этого договора.
     Сложилась парадоксальная ситуация. Варшавского Договора нет, а нынешний ДОВСЕ продолжает регулировать баланс обычных вооружений между странами этого несуществующего союза и НАТО. Сегодня только Российская Федерация и отчасти Украина не свободны в выборе конфигурации своих обычных вооруженных сил. Так называемые фланговые ограничения не позволяют нам свободно перемещать войска на своей собственной территории.
     Российская Федерация на протяжении последних лет неоднократно предупреждала о том, что ДОВСЕ в его нынешнем виде практически исчерпал свою жизнеспособность. Поэтому полагаем необходимым продолжить диалог в различных форматах и добиваться решения существующих проблем не после вступления в силу адаптированного ДОВСЕ, а в качестве первого шага на пути восстановления его жизнеспособности.
     Российская Федерация неукоснительно выполняет свои обязательства по сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений, соблюдает Договор между СССР и США о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений, а также Договор между Россией и США о сокращении стратегических наступательных потенциалов. В России убеждены, что процесс сокращения таких вооружений должен быть непрерывным и носить необратимый характер. И хотя в последнее время проблематика стратегических наступательных вооружений отодвинута в тень борьбой с терроризмом, однако это не значит, что она перестала быть актуальной в диалоге высшего политического руководства государств.
     В настоящее время на процесс сокращения ядерных вооружений оказывает влияние отсутствие зафиксированных ограничений на создание и развертывание систем противоракетной обороны, поскольку существует объективная взаимосвязь между масштабами развертывания систем ПРО и совершенствованием ракетных средств нападения.
     К сожалению, в этом вопросе мы не встречаем понимания со стороны США, государства, имеющего мощнейший арсенал таких вооружений. Проблематика ПРО представляет сегодня одну из наиболее острых тем в российско-американском диалоге, а деятельность государств в области ПРО не регламентируется какими-либо договоренностями.
     Нам непонятно стремление Соединенных Штатов во что бы то ни стало разместить в Европе объекты стратегической ПРО. Это делается в условиях, когда угроза нанесения ракетных ударов по территории США со стороны Ирана далека от материализации, а многие компоненты ПРО США, планируемые к развертыванию в Европе, являются, по сути, экспериментальными образцами. Мы по-прежнему считаем, что доводы американской стороны относительно иранской ракетной угрозы базируются на явно преувеличенных и малодостоверных данных. При этом мы не должны забывать, что и данные о наличии у Ирака оружия массового уничтожения также оказались недостоверными. Решение, принятое на их основе, привело не только к дестабилизации обстановки в регионе, но и оказывает негативное влияние на международную безопасность в целом.
     Если объекты ПРО США в Европе всетаки будут развернуты, это создаст серьезную проблему в поддержании стратегической стабильности как на европейском континенте, так и в мире в целом. Понятно, что в этих условиях российские Вооруженные Силы не будут спокойно наблюдать за тем, как обесценивается наш потенциал сдерживания, и вынуждены будут предпринять необходимые ответные действия.
     
* * *

     В заключение хочется отметить следующее.
     Использование богатого исторического опыта, гибкость в выборе методов работы, целеустремленность в достижении необходимых результатов при выполнении ответственных задач в сочетании с высоким профессионализмом, опора на традиции, преемственность в деятельности являются теми основами, на которых строилась деятельность Генерального штаба на протяжении всей его истории.
     Самым главным богатством во все периоды деятельности Генерального штаба были, есть и будут люди, несущие службу в различных его подразделениях. Им приходилось, да и приходится сегодня, выполнять поставленные задачи в очень непростых условиях, часто с риском для жизни. Но их высокие профессиональные и человеческие качества, патриотизм и обостренное чувство ответственности являются залогом того, что любые задачи, поставленные руководством страны и Министерства обороны, будут достойно выполнены.
     Быть офицером Генерального штаба - это не только почетно для любого офицера Вооруженных Сил. Это вершина профессиональной карьеры, сложная, ответственная работа, требующая фундаментальных знаний, практических навыков и самоотдачи. Прежде, чем стать офицером Генерального штаба, надо пройти через горнило военной службы в войсках, получить добротное военное образование, проявить себя высококлассным специалистом, иметь наклонность к этой работе. И чуть-чуть военной удачи, чтобы заметили и выделили старшие командиры и начальники. Но и даже назначенному в Генеральный штаб офицеру потребуется еще несколько лет, чтобы вырасти в хорошего специалиста. Не умаляя значимости других категорий офицеров (командиров, управленцев, педагогов), должен сказать, что не каждому дано дорасти до звания генштабиста.
     Воплощением всех этих качеств явились выдающиеся военачальники, Генштабисты с большой буквы, такие как Ф.Ф. Берг, Н.Н. Обручев, В.К. Триандафилов, Н.Ф. Ватутин, А.М. Василевский, А.И. Антонов, С.М. Штеменко и многие другие, чей список можно продолжать.
     Нельзя не сказать о мужестве и героизме, которые проявляют офицеры Генерального штаба при участии в вооруженных конфликтах и войнах. Как в годы Великой Отечественной войны, так и в настоящее время они обязаны быть в самой гуще военных действий. Чтобы оперативно подготовить объективный доклад высшему военно-политическому руководству, офицеру Генерального штаба необходимо быть реальным свидетелем и участником событий.
     «Больше делать, меньше выступать; больше собой представлять, чем казаться» - эти слова как нельзя точно выражают существо роли офицеров и гражданского персонала Генерального штаба.
     Только внешне может показаться спокойной и благополучной служба в Генеральном штабе сегодня. Это не только повседневная работа в столице, но и командировки в «горячие точки», связанные с риском для жизни. Среди них Чечня, Абхазия, Южная Осетия, Таджикистан и Югославия. Многие офицеры и генералы Генерального штаба за свой труд удостоены высоких государственных наград, в том числе за личное мужество. К большому сожалению, не обошлось у нас без потерь.
     В день Генерального штаба, отмечая мужество и профессионализм офицеров и генералов, с честью выполняющих свои обязанности, мы склоняем головы перед памятью тех, кто до конца выполнил свой воинский долг.
     В целом можно с уверенностью констатировать, что нынешнее поколение офицеров Генерального штаба достойно продолжает ранее заложенные нашими предшественниками традиции, аккумулирует весь опыт старших поколений и привносит свой достойный вклад в деятельность Генерального штаба, обогащая «мозг армии» свежими мыслями, идеями и новаторством.
     Хотел бы еще раз подчеркнуть, что 245-летняя история деятельности Генерального штаба показывает, что государство в его лице обладает надежным инструментом формирования военной политики, способным заблаговременно и квалифицированно решать задачи в области военной безопасности.
     Многое изменилось в деятельности Генерального штаба ВС России за это время. Жизнь внесла и продолжает вносить коррективы. Существенно изменились и продолжают изменяться не только вооружение и военная техника, но и искусство ведения вооруженной борьбы.
     Не одно поколение генералов и офицеров Генерального штаба своим ратным трудом, патриотизмом создавали теоретические основы и практический фундамент государственной обороны. И эти традиции, я уверен, будут продолжены и после нас.
     В связи с 245-й годовщиной образования Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации разрешите от всей души поздравить наших славных ветеранов, весь личный состав Генерального штаба, наши семьи с этой знаменательной датой и пожелать всем доброго здоровья, счастья и успехов в нашем нелегком, но почетном труде.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex