на главную страницу

31 Января 2008 года

Армия и общество

Четверг

Московский дозор Юрия Шапкина

Василий ФАТИГАРОВ, «Красная звезда».



     Никто давно не удивляется четкому ритму военной жизни в крупных городах, хотя никто также особо и не задумывается, как этот ритм удалось отладить. Десятки воинских частей и организаций, тысячи военнослужащих, сотни армейских машин, направляющихся в разные точки города и за его пределы. Какие нужны усилия, чтобы не превратить это движение в броуновское, чтобы не помешать повседневной жизни и работе горожан, просто поддерживать элементарный порядок и дисциплину среди тех людей в форме, которые выходят за пределы своего КПП? Кстати, многие «мирные жители» заметили, особенно в Москве, насколько за последние годы изменился внешний вид российского воинства. Практически уже не встретишь на улице бойца в «партизанском прикиде» или офицера в форме «линяющего зайца», когда китель, например, уже нового, «оливкового» образца, а брюки все еще советские, цвета хаки. Но мало кто задумывался над тем, что все это произошло не только благодаря начавшемуся финансированию и усиленной работе тыла.
     Силу инерции иных военнослужащих, привыкших за пятнадцать лет к перестроечному хаосу, помогли преодолеть военные комендатуры. Которые различными методами - демократическими и не очень - вернули свои гарнизоны в уставное русло. Среди тех, кто приводил и продолжает приводить нашу армию, как говорится, в божеский вид, - заместитель военного коменданта Москвы по гарнизонной и караульной службе полковник Юрий Шапкин.
     Гарнизонную службу он понял еще солдатом, когда был призван рядовым в комендантский батальон. То есть ему не понаслышке знакома не только организационно-менеджерская часть комендантской работы, но и ее изнанка, та, что выполняется солдатскими руками. Отсюда свой, «незамыленный» взгляд на многие проблемы и пути их решения. Возможно, поэтому Юрий Иванович и оказался в числе офицеров московской комендатуры, направленных в весьма необычную командировку - в Республику Намибию, где он прослужил год. Пригласил их туда лично президент Намибии. Побывав в Москве с рабочим визитом, он увидел нашу роту почетного караула, обомлел от восторга и возжелал, чтобы в его стране войска смотрелись так же грозно и красиво. Раньше намибийские воины маршировали по английскому образцу. Вот и пришлось Юрию Шапкину вместе с коллегами переучивать армию африканского государства по российским строевым уставам. При этом преодолевая языковой барьер, ведь, чего греха таить, российские офицеры не только местные наречия не знали, но и английским прилично, мягко говоря, не владели. Но ничего, теперь нигерийские солдаты и офицеры ходят нашим строевым шагом, с нашим оружием и поют наши маршевые песни.
     Второй год полковник Юрий Шапкин - заместитель военного коменданта Москвы. Понятно, должность такая, что на службе приходится и дневать, и ночевать - здесь без фанатизма нельзя. Зато боевую подготовку подразделений столичной комендатуры, а это и 154-й отдельный комендантский полк, и салютный дивизион, и другие воинские формирования, отшлифовал буквально «под ключ». Очень важно и то, что налажены полное взаимодействие и взаимопонимание с ВАИ. Любое гарнизонное мероприятие, повседневная служба организуется совместно, с каждым военным дорожным инспектором - комендантский патруль.
     Под контролем полковника Шапкина - девять окружных комендатур и соответственно девять пунктов инструктажей заступающих патрулей.
     Военные патрули в Москве - особая песня. Если в будни патрулирование осуществляется силами самой комендатуры, то в выходные и праздничные дни привлекаются воинские части и военно-учебные заведения гарнизона. В последнее время перешли в основном на автомобильное патрулирование на уазиках, пешие наряды - в метро, центре и в исторических местах.
     Чтобы патрули работали с пользой для дела, а не просто украшали собой улицы, их маршруты постоянно корректируются. Для этого регулярно проводится мониторинг передвижения военнослужащих и мест их скопления как в рабочие, так и в выходные дни. Туда, где военных больше всего, и направляются патрули.
     Что важно, «палки» патрули не рубят, никто не требует от них количества задержанных или взятых «на карандаш». Юрий Иванович считает, что патруль не карательный орган. Его задача - помощь командирам частей, начальникам учреждений да и самим военнослужащим. Общение с патрулем, как правило, ограничивается замечанием. Только в случае грубых нарушений применяются иные законные методы воздействия. Например, военнослужащего задерживают или обязывают явиться в комендатуру на трехчасовые занятия по изучению общевоинских уставов и строевой подготовке.
     Вот еще одно свидетельство, что комендатура - помощник для солдат и офицеров. Здесь работает нештатная парикмахерская, которая приводит в порядок «особо волосатых», прибывших в таком виде на занятия.
     К сожалению, до сих пор окончательно не урегулированы вопросы с гауптвахтой. Пока здесь содержат только осужденных, причем только тех, у кого приговор в законную силу еще не вступил. Правда, бытовые условия в помещениях для задержанных лучше, чем в иной общаге, но смысл наказания - в лишении свободы, а не в издевательствах. Скоро «губа» заработает по полной, нормативная база есть, осталось определить механизм реализации. Он в принципе уже понятен: командиры будут направлять материалы на провинившегося подчиненного в военный суд, который своим решением назначит наказание, например дисциплинарный арест. К офицерам такую меру воздействия применять не станут, что, по мнению Шапкина, правильно. Ведь если офицер дошел до жизни такой, его надо просто увольнять.
     И еще - о форме одежды. Офицерам московской комендатуры удалось отучить военнослужащих носить в столице камуфляж - на то есть учения. Все люди в погонах уже обеспечены повседневной формой по сезону, необходимость носить что есть, как уже говорили, давно отпала. Исключение - для тех, кто следует «в поля» с соответствующим командировочным предписанием. Ну и вполне естественное, кастовое для кадрового военного раздражение испытывает полковник Шапкин к так называемой смешанной одежде. Когда видит, что у нашего офицера, как у клоуна, из-под нежно-розовой куртки торчат военные брюки с кантом.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex