на главную страницу

6 Февраля 2008 года

Армия и общество

Среда

ПО ДОЛГУ «ЧЕРНОГО БЕРЕТА»

Сергей ВАСИЛЬЕВ, «Красная звезда». Фото автора.



     8 АВГУСТА 1943 года на Карельском фронте гитлеровцы перешли в наступление на участке обороны 85-й стрелковой морской бригады. Создалась угроза прорыва обороны и выхода врага к дороге Лоухи - Кестеньга, имевшей для фронта особое значение. Командование бросило в бой резервы.
     61-й стрелковый полк, недавно созданный на базе второго батальона 67-й отдельной морской стрелковой бригады, воевавшей в Сталинграде, получил задачу контратаковать противника. Командир полка подполковник Пидуст решил ввести в бой третий стрелковый батальон, оставив два другие в резерве.
     При поддержке пулеметной и минометной рот личный состав несколько раз поднимался в атаку, но сильный огонь противника прижимал его к земле. За сутки немцы хорошо закрепились на высоте «Сапожок», пристреляв каждый клочок земли перед нею. Под ураганным огнем наши воины продолжали атаковать. К середине дня высота была взята, и полк перешел к обороне. Противник, понеся большие потери, отказался от дальнейшего наступления на этом участке фронта.
     ...Так немногословно и даже как-то буднично рассказывается в исторической справке о боевом крещении полка, чьим славопреемницей стала отдельная Киркенесская Краснознаменная бригада морской пехоты Северного флота.
     Днем рождения полка считается 5 мая 1943 года. Созданный в середине войны, он успел много повоевать, стяжал в боях неувядаемую славу. Так, в сентябре 1944 года совместно с другими частями Карельского фронта полк штурмом взял сильно укрепленный населенный пункт Кестеньга. Вскоре после штурма на этом участке Карельского фронта наступило затишье. Финляндия вышла из войны и отвела свои войска за линию советско-финской границы 1940 года.
     Полк перебросили на Мурманское направление, и уже 10 октября личный состав участвовал в наступлении советских войск с рубежа реки Западная Лица. Морские пехотинцы освобождали от фашистов поселок Каккури, города Печенгу и Тернет.
     Массовый героизм морские пехотинцы проявили в боях за Киркенес. В ночь на 24 октября 1944 года подразделения полка под огнем примерно десятка артиллерийских батарей противника форсировали Бек-фиорд и ворвались в город. Два дня шли ожесточенные уличные бои. К 13 часам 25 октября пятитысячный гарнизон противника был почти полностью уничтожен. Советские войска освободили жителей Ленинградской области, томившихся в концлагерях Киркенеса, захватили много техники, боеприпасов.
     В тот же день столица нашей Родины Москва салютовала доблестным воинам фронта, частям и кораблям Северного фронта, участвовавшим в штурме и овладевшим Киркенесом. Приказом Верховного Главнокомандующего частям и соединениям, отличившимся в боях за город, в том числе и 61-му морскому стрелковому полку, присвоили почетное наименование «Киркенесские».
     За время боев в Кольском Заполярье личный состав полка уничтожил 52 дзота, 36 пулеметных точек, 5 противотанковых орудий, подавил 32 пулемета и 9 минометов. Противник потерял убитыми и ранеными около 15 тысяч солдат и офицеров. За образцовое выполнение заданий командования в боях с немецкими захватчиками и проявленные при этом доблесть и мужество 61-й морской стрелковый полк был награжден орденом Красного Знамени. Более тысячи солдат и офицеров удостоены орденов и медалей.
     В послевоенные годы личный состав части строил военный городок Спутник, обезвреживал от взрывоопасных предметов берега реки Западная Лица и Мотовского залива Баренцева моря. Только за лето 1946 года воины сняли и подорвали 71 тысячу мин, 180 тысяч снарядов, более 71 тысячи гранат, большое количество патронов...
     МОРСКИЕ пехотинцы-североморцы, славопреемники 61-го морского стрелкового полка, свято хранят традиции беззаветного служения Отчизне. За период с 1967 года они успешно решили задачи более четырех десятков дальних океанских походов, получив оценки «отлично» и «хорошо». Бригада регулярно участвовала в крупных тактических учениях сил Северного флота. В 1989 году по итогам боевой и политической подготовки она награждена Вымпелом министра обороны за мужество и воинскую доблесть. До 1990-го года бригаде пять раз предоставлялась высокая честь участвовать в парадах на Красной площади. Морские пехотинцы неоднократно представляли флот во время посещения бригады зарубежными официальными представителями.
     Особенно памятным стал первый показ вооружения и техники морской пехоты Северного флота для военной делегации США, возглавляемой председателем Комитета начальников штабов адмиралом У. Крау. Решение на показ принимал Генеральный штаб Вооруженных Сил СССР осенью 1988 года, а состоялся он в июне 1989-го. По тем временам событие было неординарным. Показывать было что: бронетранспортеры БТР-80, самоходные артиллерийские орудия «НОНА-С», зенитно-пушечный ракетный комплекс (ЗПРК) «Тунгуска», переносный зенитный ракетный комплекс «Игла». «Черные береты» на отлично отстрелялись из танков, реактивной, полевой и противотанковой артиллерии, бронетранспортеров, ЗПРК «Тунгуска», из всех видов стрелкового оружия. Американцы высоко оценили подготовку наших морских пехотинцев, их боевую выучку. Особенно им понравилась стрельба из реактивной системы залпового огня «Град». А через два месяца, впервые за многие годы, бригада морской пехоты Северного флота получила общую хорошую оценку при проверке ее главной инспекцией Министерства обороны СССР и стала передовым соединением в береговых войсках ВМФ...
     Но не только, как говорится, в родных пенатах блистали профессиональной выучкой «черные береты» Северного флота. В мае 1993 года капитану Игорю Щепину поручили возглавить подразделение морской пехоты на время визита гвардейского эсминца «Гремящий» в английский порт Ливерпуль. Когда корабль подошел к британским берегам, офицера вызвал старший начальник. Он сообщил, что командование одной из частей английской морской пехоты приглашает российских морпехов к себе на занятия.
     Рота, гостями которой стали «черные береты», завершала учебный цикл. Английские профи, у каждого из которых за плечами несколько лет службы, а у многих еще и опыт участия в боевых действиях, конечно же, стремились блеснуть мастерством. Сначала они продемонстрировали спуск по отвесной стене с крыши пятиэтажного дома. Используя специальное снаряжение, профессионалы действительно быстро и ловко спустились на землю. И тут же предложили гостям:
     - Попробуйте и вы!
     Тогда североморцы не знали, что это было своего рода проверкой: как поведут себя русские, не струсят ли? Ведь и французы, и американцы, ранее побывавшие в этом учебном центре, не решились принять подобное приглашение. А наши парни приятно удивили хозяев. Они быстро освоили незнакомое снаряжение и «прошли» по отвесной стене. Затем вслед за англичанами спустились по тросу с вертолета на крышу пятиэтажки.
     Потом было испытание стрельбой. Североморцы и здесь продемонстрировали высокую подготовку: наравне с профи вели огонь из английских винтовок по внезапно появляющимся целям. Но, пожалуй, самым интересным видом своеобразных состязаний стал «штурм» здания.
     Согласно условиям упражнения отделению морских пехотинцев предстояло захватить дом, который обороняли три снайпера. Для этого каждый участник боя получает винтовку с насадкой для холостой стрельбы и специальным приспособлением, которое при выстреле посылает на цель световой луч. В то же время на касках, а также на жизненно важных частях человеческого тела прикрепляются специальные светоулавливающие экраны. При попадании на них светового луча раздается звуковой сигнал. Морской пехотинец продолжает «бой», а сержант - руководитель занятия - с помощью контрольного прибора фиксирует, кто из участников поединка «ранен» либо «убит». Потом при подведении итогов сержант указывает каждому на ошибки.
     - Англичане предложили провести двусторонний «бой», - рассказывал мне капитан Игорь Щепин. - Мы выставили трех снайперов для защиты дома, а они - восемь штурмующих. Начался увлекательный «бой», который выстраивался по всем правилам штурмовой науки. При этом наши парни «убили» пятерых нападающих, а сами «потеряли» двоих.
     Потом североморцы и англичане в составе смешанных команд преодолевали полосу препятствий. И здесь «черные береты» не оплошали.
     НО НЕ ТОЛЬКО демонстрация мощи «черных беретов» перед иностранными делегациями и успешные действия североморцев на учениях за рубежом вписаны золотыми строками в летопись бригады. Не знаю, вошло ли это событие в историю Северного флота, но ветераны Спутника и ныне помнят о первом десанте с БДК «Митрофан Москаленко». И с гордостью называют имена людей, которым довелось осваивать новый по тем временам тип большого десантного корабля.
     Среди тех, кто готовил «десант» и сам участвовал в нем, был старший прапорщик Иван Гусев - старший техник роты. Человек он рассудительный, хладнокровный, волевой. Технику знал до винтика, с людьми работал без «проколов». Такие и годились для дела нового, подчас рискованного. Поэтому выбор командования бригады не случайно пал на Ивана Трифоновича.
     - Моей задачей было подготовить к учению водителей и технику, - вспоминал позже старший прапорщик Гусев. - Предстояло впервые загрузить БТР с «плава» в трюм корабля, а затем высадить десант на «плав»...
     В общем-то обычная для морских пехотинцев работа осложнялась тем, что водители боевых машин до учения не имели возможности потренироваться, заезжая в трюм с берега. Более того, они даже в глаза никогда не видели этот корабль. Старший прапорщик Иван Гусев, как мог, успокаивал водителей: дескать, не волнуйтесь, справитесь. Но в глубине души и сам испытывал беспокойство. Как-никак при погрузке на корабль под днищем БТР будет глубина порядка ста пятидесяти метров - пропасть, заполненная водой. Случись что, и тяжелая машина уйдет в пучину, унося с собой людей. Поэтому права на ошибку ни водитель, ни он, старший техник роты, не имели.
     К десанту готовились тщательно. Проверили корпуса боевых машин на водонепроницаемость, «замочили» БТР на бригадном вододроме. Затем на пологом берегу озера создали макет «ворот» корабля, стали тренировать водителей.
     ... Десантные корабли прибыли в район приема десанта и остановились, не приближаясь к берегу. Боевые машины с морскими пехотинцами на борту двинулись к ним. Три БТР из взвода старшего лейтенанта Юрия Фомичева направлялись к «Митрофану Москаленко». Старший техник, находясь в последнем бронетранспортере, замыкал строй, чтобы в случае аварии какой-то из машин поспешить на помощь.
     Ветер и волны сносили бэтээры в сторону от корабля. Гусев постоянно подсказывал матросам, как вести машины, чтобы выйти точно к аппарели БДК. Наконец первый БТР подошел к кораблю. Но вместо того, чтобы «зацепиться» колесами за аппарель, машина ударилась об нее, и тут же волна отбросила бэтээр в сторону. «Сделайте круг и подойдите еще раз», - подсказал Гусев по радио. Тем временем моряки на корабле опустили аппарель в более удобное положение. И со второй попытки машина взобралась на нее. Следом завели БТРы в корабельный трюм матросы В. Лобов и В. Полтавченко. «Митрофан Москаленко» взял курс к побережью, занятому «противником». Через несколько часов морские пехотинцы без осложнений высадили десант на «плав»...
     ИСТОРИЯ Спутника - это книга судеб людских. Есть в ней и страница беспримерного героизма и мужества, увековеченная в мраморе памятника «черным беретам», павшим при выполнении конституционного долга в первую чеченскую кампанию.
     За мужество и доблесть, проявленные при выполнении конституционного долга, полковник Александр Чернов, майоры Андрей Гущин, Виктор Шуляк, капитан Виктор Вдовкин, старший прапорщик Григорий Замышляк и старшина Геннадий Азарычев стали Героями России. Орденами Мужества и «За военные заслуги» награждены около четырехсот морских пехотинцев, медалями Российской Федерации - более тысячи...
     Послевоенная история Спутника была заполнена, в основном, строками о боевой учебе, совершенствовании профессионального мастерства. В 1997 году десантно-штурмовой батальон бригады морской пехоты завоевал приз главнокомандующего ВМФ по огневой подготовке. Участвовали морские пехотинцы и в двух Парадах Победы в Москве.
     В декабре 1998-го ДШБ, один из немногих в Вооруженных Силах России, стал частью постоянной готовности. Но это не решало многих проблем. Из-за нехватки топлива, несогласованности между командованием береговых войск Северного флота, эскадры надводных кораблей и авиации морская десантная и воздушно-десантная подготовки не проводились в бригаде морской пехоты в течение года. Доходило до абсурда - «черные береты» могли тренироваться в высадках с моря только в период подготовки к празднованию Дня ВМФ, а изучать парашютную науку им предлагали чуть ли не на базе тульской воздушно-десантной дивизии.
     Фигурально спас морпехов приезд в гарнизон Спутник главнокомандующего Военно-морским флотом того времени адмирала флота Владимира Куроедова. Побывав в апреле 1999 года на бригадном тактическом учении и оценив его на твердое хорошо, главнокомандующий узнал об этих «неразрешимых» проблемах. Где были подкручены «гайки», морпехи не ведали, но вскоре после отъезда Куроедова появилось и топливо, и взаимопонимание на всех «этажах» флотской «власти». За неполные два месяца только личный состав ДШБ выполнил более трехсот парашютных прыжков. Четыре раза за 1999 год в бригаде организовывались занятия по морской десантной подготовке с привлечением кораблей СФ. Своими силами североморцы создали танковый огневой городок, направление для стрельбы прямой наводкой, что позволило «черным беретам» выполнить 229 артиллерийских стрельб и почти 100 боевых стрельб отделений.
     Все это, в конечном итоге, и помогло морским пехотинцам, образно говоря, выступить во всей красе во время стратегического командно-штабного учения «Запад-99». Выброска воздушного десанта, захват побережья условного противника морскими тактическими силами бригады были оценены командованием Северного флота на отлично.
     С 10 СЕНТЯБРЯ 1999 года отдельный десантно-штурмовой батальон под командованием подполковника Анатолия Белезеко принимал участие в контртеррористической операции по освобождению Чеченской Республики от незаконных вооруженных бандформирований.
     В течение девяти месяцев североморцы находились на самых ответственных участках. Действия морских пехотинцев под населенными пунктами Харачой и Ведено, у перевала Харами и Андийских Ворот, блестящая операция по переброске сил ДШБ на высоты, господствующие над населенными пунктами Джаной-Ведено и Дышне-Ведено, Октябрьский и Дарго, заслужили наивысших оценок командования объединенной группировки Федеральных сил на Северном Кавказе. В последние месяцы своей «командировки» - апрель-июнь 2000 года - батальон прикрывал границу Чечни с Дагестаном.
     За мужество и героизм, проявленные в ходе выполнения задач контртеррористической операции, звания Героя Российской Федерации были удостоены генерал-майор Александр Отраковский (посмертно), подполковник Дмитрий Клименко, лейтенант Юрий Курягин (посмертно), младший сержант Владимир Таташвили (посмертно). Всего государственных наград удостоились 906 «черных беретов» Северного флота.
     К сожалению, на войне десантно-штурмовому батальону не удалось избежать потерь. Скорбный список из шестидесяти четырех североморцев, погибших в первую чеченскую кампанию, дополнили еще шестнадцать морских пехотинцев, павших во второй.
     Во время своего визита на Северный флот Президент России Владимир Путин отметил: «В Дагестане и Чечне морские пехотинцы сражались доблестно. Бандиты не напрасно вас боялись и боятся до сих пор. Потому что «черные береты» действительно страха не знают. Я искренне благодарю вас за самоотверженный ратный труд, верность присяге, за преданное служение Отечеству. Уверен: пока в строю такие люди, как вы, Родина наша - Россия - будет непобедима».
     В 2005 год отдельный десантно-штурмовой батальон бригады морской пехоты вошел в новом для себя качестве. В соответствии с планом выполнения Федеральной целевой программы о переходе некоторых частей Вооруженных Сил РФ на контрактный способ комплектования ОДШБ до конца года подлежал реорганизации, в результате которой в части не должно было остаться ни одного матроса, проходящего службу по призыву. Эту задачу «черные береты» досрочно выполнили к
     1 сентября минувшего года, что позволило ОДШБ стать лучшей береговой частью Северного флота и завоевать переходящий кубок губернатора Мурманской области.
     Сегодняшняя жизнь отдельного десантно-штурмового батальона, как, впрочем, и всего прославленного соединения, пронизана боевой учебой. Благо, что с каждым годом условия для ее совершенствования становятся все более благоприятными. Учебный процесс полностью нацелен на качественное овладение воинской специальностью каждым морпехом, и в итоге - достижение самых высоких общих результатов. Именно таких результатов ОДШБ, возглавляемый подполковником Сергеем Мышко, добился в канун 65-летия бригады морской пехоты Северного флота.
     ...В Спутнике на фронтоне здания, что напротив штаба соединения, большими буквами начертано: «Неукротимый наступательный порыв, дерзкий маневр и стремительность, беззаветная отвага и высокая доблесть, крепкая боевая дружба, презрение к смерти, лютая ненависть к врагу - в этом сила нашей морской пехоты». В этом и ее слава.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex