на главную страницу

8 Февраля 2008 года

Армия и общество

Пятница

Топографы раскрывают карты...

Евгений ЛИСАНОВ.
Фото автора.



В последние годы вероятность возникновения вооруженных конфликтов, локальных и региональных войн значительно возросла. Агрессия США против Югославии, Афганистана, Ирака, вооруженные конфликты в Приднестровье, Абхазии, Таджикистане - наглядное тому подтверждение. Этой печальной участи не избежала и Россия. Не один год продолжались боевые действия в Чечне. Нужно отметить при этом, что их эффективность напрямую зависела в том числе и от обеспечения войск топогеодезической продукцией. Американцы, к слову, прежде чем начать печально известную кампанию «Буря в пустыне», на протяжении долгого времени собирали информацию о предстоящем театре военных действий. Так, аэрофотосъемка, космические снимки, навигационное обеспечение позволили точно определить координаты объектов, обновить топографические и специальные карты. А вот российские Вооруженные Силы начали первую чеченскую кампанию с устаревшими топографическими картами, планом города Грозного, что привело к неоправданным потерям в живой силе и технике.

     Сегодня – День военного топографа
     
Уроки Чечни


     Опыт первой контртеррористической операции 1994 - 1996 гг. обнажил немало серьезных проблем и поставил перед военными топографами ряд задач. Вот лишь некоторые из них.
     Во-первых, топографические карты по-прежнему остаются главным информационным источником командиров и штабов. Но с каждым годом карты любого масштаба на обжитые районы «стареют» на 3 - 5 процентов. Через 10 лет уже половина информации может не соответствовать действительности. Понятно, что с таким документом эффективно вести боевые действия затруднительно. Поэтому карты необходимо своевременно обновлять и доводить до войск. Для этого, считают военные топографы, надо ввести новый порядок обновления: карты с изображением малообжитых районов - раз в 15 лет (тундра, пустыня, тайга, озера за это время никуда не исчезнут), а карты на густонаселенные районы - раз в пять лет.
     Во-вторых, как показал опыт проведения первой чеченской кампании, войска необходимо оснастить новыми видами вооружения, высокоточным оружием. А это в свою очередь повысит требования к обеспечению подразделений, частей и соединений качественно новой топогеодезической информацией. Спутниковая навигационная аппаратура, установленная, скажем, на БМП, БТР, танке, вертолете или самолете, позволила бы точно определить координаты нахождения боевой единицы в режиме реального времени. Такая система приема информации особенно удобна в ночное время, в условиях плохой видимости.
     Нужно отметить, что уроки первой чеченской кампании для Военно-топографической службы ВС РФ не прошли даром. Так, ко второй чеченской войска подошли уже более подготовленными в плане топогеодезического обеспечения. В сжатые сроки на район боевых действий были изготовлены новые виды специальных карт и документов. На основе собранных данных изготавливалась обновленная картографическая продукция, которая сразу же поступала в войска. Обновленные электронные карты использовались для определения координат целей, с их помощью изготавливались крупномасштабные измерительные схемы населенных пунктов, по цифровым фотопланам определялось местонахождение бандгрупп, баз боевиков, решались другие задачи.
     
Преимущество цифры

     Ветераны-картографы рассказали полуанекдотичный случай из истории военной топографии. В 80-е гг. прошлого столетия перед испытанием первой советской крылатой ракеты вдруг выяснилось, что в нее забыли заложить маршрутное задание, без которого она превращалась в дорогостоящую, но бесполезную железную болванку. Специалисты-картографы напряглись и выручили ракетчиков. Именно тогда, можно сказать, произошла революция в отечественной картографии. Появилась цифровая карта, ставшая своего рода глазами для крылатых и оперативно-тактических ракет.
     Собственно говоря, картой в обыденном понимании ее назвать сложно: ее нельзя увидеть, потрогать руками. Вся информация - рельеф местности, условные обозначения и т.д. - зашифрована в цифры и записана на магнитную ленту.
     Войсковая часть 43651 - одно из головных военно-топографических предприятий страны. Именно здесь впервые были разработаны электронные карты. Вот как прокомментировал особенности новой технологии ведущий специалист предприятия, стоявший у истоков создания электронных карт, полковник запаса Николай Фролов:
     - С их помощью можно решать практически любые прикладные и специальные задачи непосредственно на компьютере. Среди них - определение полей невидимости, зон разрушений, затопления, расстояния до других объектов, площадей объектов... Словом, их преимущества по сравнению с бумажными налицо.
     Но «рождение» электронной карты не происходит в одночасье. Процесс этот сложный, требующий немалых профессиональных навыков. Специально для этого было разработано автоматизированное место дешифровщика (картографа). Снимок, полученный путем космического фотографирования, закладывается в компараторное устройство, которое позволяет его увеличить или уменьшить. В результате повышается четкость изображения.
     Следующий этап - цифрование. На мониторе компьютера высвечивается изображение обновляемой карты. Выполняется цифрование ее элементов: наносятся характеристики объектов, рельефа местности. Вот вам и электронная карта.
     Процесс, как видим, хотя и кропотливый, но достаточно быстрый. По сравнению с традиционным способом здесь отсутствуют этапы монтажа, ретуши, печати пробных оттисков.
     Информация записывается на магнитные носители и в трех экземплярах с периодическим обновлением хранится в банке данных цифровой информации вечно.
     - Мы можем изготовить электронную карту практически любой точки мира, но из-за перехода к современным цифровым оптико-электронным технологиям сокращены запуски спутников, - говорит командир этой уникальной в/ч полковник Александр Казакевич. - Поэтому предприятие не получает свежих снимков из космоса. В итоге часть карт устаревает по содержанию. Скажем, была деревня, а сейчас ее нет и в помине...
     
ВТУ: оценки и перспективы

     Трудности, которые до недавнего времени переживали Вооруженные Силы РФ, не обошли стороной и саму топографическую службу. Хроническое недофинансирование отрицательно сказалось на изготовлении современной топогеодезической информации. В результате постоянных реформаций и сокращений число персонала уменьшилось на порядок. А вот задачи даже возросли. Соответственно больше нагрузки легло на плечи оставшихся офицеров-топографов. Такая ситуация, посетовали здесь, отнюдь не являлась в то время стимулом к эффективной работе.
     Что же касается работы военно-картографических фабрик, то многие, чтобы хоть как-то удержаться на плаву, помимо продукции военного назначения, выпускали товары народного потребления. Благодаря этому потребители получили сотни региональных атласов, планов городов. Правда, такая «подработка», отметили в ВТУ, лишь частично решала финансовые проблемы, но не позволяла перейти в полном объеме на передовые картографические технологии.
     Дело сдвинулось с мертвой точки лет 5 - 6 назад. Новое руководство страны повернулось лицом к проблемам Вооруженных Сил, и ситуация с финансированием несколько улучшилась.
     Потихоньку стала оживать и картографическая отрасль. Производственный комплекс отдельных военно-картографических предприятий был модернизирован. Процесс обновления карт пошел быстрее. На сегодняшний день войска обеспечены картографической продукцией полностью. Но с оговоркой: немалая их часть требует обновления.
     Однако некоторые проблемы, зловещим шлейфом тянущиеся со времен финансовой безнадеги лихих 90-х, все же остаются.
     - Несмотря на техническое и технологическое переоснащение, отсутствие задержек зарплаты, - отметил первый заместитель начальника ВТУ ГШ ВС РФ полковник Алексей Самохин, - в скором времени Топографическая служба ВС РФ может потерять ряд предприятий и гражданский персонал воинских частей.
     Причина тому - крайне низкий уровень заработной платы высококвалифицированного гражданского персонала, оплата труда по фактической численности, а не по штатному расписанию. В итоге большое количество подготовленных кадров уходит в коммерческие структуры, госорганизации. Так, только по официальным данным, средняя зарплата гражданского персонала воинских частей Топографической службы составляет чуть более 6 тысяч рублей, в то время как на предприятиях Роскартографии - более 17. Взять, к примеру, тот же Центральный аэрофотографический отряд (ЦАФТО). Из-за низкой оплаты труда, посетовал главный инженер части полковник Сергей Долотов, за последние годы произошел значительный отток высококвалифицированных специалистов, а в результате теряется преемственность, снижается профессионализм в целом. Здесь опасаются, что из-за создавшейся ситуации на современной технике, которой оснащается ЦАФТО, в скором времени работать будет некому.
     Вторая проблема - преобразование 29-го НИИ Минобороны РФ в федеральное государственное учреждение. В итоге зарплата работников снизилась. И как удержать молодые перспективные кадры?
     Много сложных вопросов предстоит решить при преобразовании до 2010 года ныне существующих федеральных унитарных государственных предприятий (картографических фабрик, экспериментального оптико-механического завода) в другие формы собственности. Дело в том, что при нынешней нормативно-правовой базе ФГУП сложно сохранить в структуре Минобороны. В результате таких реформаций топогеодезическая продукция значительно подорожает, снизится оперативность решения задач. В конечном итоге все это может отрицательно сказаться на эффективности топогеодезического обеспечения Вооруженных Сил в целом, подытожил полковник Самохин.
     Как бы там ни было, отметим в заключение: несмотря на трудности, которые то и дело подбрасывает жизнь, военные топографы смотрят в будущее с оптимизмом.
     Новые времена поставили перед Топографической службой ВС РФ и новые задачи. Среди них - наземное навигационное обеспечение войск. Навигационное обеспечение как вид оперативного (боевого) обеспечения наряду с топогеодезическим становится приоритетной задачей ВС РФ. К 2010 году, когда в полном объеме будет развернута группировка космических аппаратов системы ГЛОНАСС, Вооруженные Силы смогут с высокой точностью определять координаты и высоты объектов, местности в реальном масштабе времени в любом месте Земли. За это время промышленность должна создать и поставить в войска необходимое количество навигационной аппаратуры потребителей (НАП), а Топографическая служба - обеспечить обучение специалистов и эксплуатацию этих средств.
     Однако, отметили специалисты ВТУ, в условиях боевых действий, когда вероятность применения средств радиоэлектронной борьбы возрастет, использование этих средств может быть недостаточно эффективным. В этих случаях следует рассчитывать на применение автономных средств топопривязки, ориентирования и навигации.
     Кроме того, вместе с органами военного управления, федеральными органами исполнительной власти офицеры ВТУ завершили работы по снятию ограничений на точность определения координат географических объектов и линейного разрешения космических снимков на территории Российской Федерации, по введению местной системы координат субъектов Федерации. Теперь каждый гражданин, организация могут заказать снимок из космоса, скажем, своего дачного участка, того или иного района и т.д. и использовать наземную аппаратуру потребителей систем
     ГЛОНАСС/GPS для ориентирования на местности.
     Однако это не означает, что все секреты сняты. Расположение важных государственных, военных объектов по-прежнему остается государственной тайной. А использование спецаппаратуры для определения координат этих объектов будет строго регламентироваться. Так что снятие ограничений не повлияет на обороноспособность.
     Не стоит на месте и топогеодезическая наука. Так, в настоящее время разрабатываются наземный специальный комплекс космической геодезической системы (КГС) и космический комплекс картографирования (ККК). С помощью этих систем будут изготовлены обновленные картографические данные, увеличатся компактность и скорость обработки и доведения до потребителя цифровой информации, усовершенствуется программное обеспечение.
     Что же касается традиционных бумажных топографических карт, то они по-прежнему остаются основным информационным и боевым документом командира части и подразделения и будут использоваться в войсках еще длительное время. Поэтому задачи Топографической службы по их созданию, хранению и доведению до войск остаются актуальными.
     Ну а уже в этом году, отметили в заключение в Военно-топографическом управлении ГШ ВС РФ, планируется принять на вооружение ряд современных топографических средств. Среди них - автоматизированная подсистема управления топогеодезическим обеспечением (ТГО) единой системы управления войсками (силами) и оружием в тактическом звене, предназначенная для повышения оперативности управления частями топослужбы тактических воинских формирований; автоматизированная система геодезических определений (АСГО). С помощью этой новинки можно будет определять исходные геодезические данные на неподготовленных в геодезическом отношении территориях, создавать и развивать геодезические сети.
     Система создания континентальной планово-высотной основы местности по снимкам из космоса позволит изготавливать континентальную планово-высотную основу высокоточных цифровых моделей местности на любые районы суши земного шара. Другие военно-топографические новинки в области специальной техники и программного обеспечения, не уступающие по техническим характеристикам зарубежным аналогам, также найдут применение в Вооруженных Силах России.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex