на главную страницу

13 Февраля 2008 года

События. Комментарии

Среда

Большие проблемы малой авиации

Сергей БОГДАНОВ, «Красная звезда».



Почти десять лет потребовалось России для того, чтобы хоть частично восстановить объем перевозок авиапассажиров. Если в 1989 году самолетами в нашей стране воспользовались более 100 миллионов человек, то в 2000-м их было уже в пять раз меньше - всего 21 миллион. В прошлом году, как доложил накануне Владимиру Путину министр транспорта РФ Игорь Левитин, эта цифра увеличилась до 45 миллионов человек. Свидетельством того, что авиационная отрасль постепенно выходит из кризиса, является и то обстоятельство, что авиапарк России к 2015 году увеличится на 700 экономичных самолетов, которые будут выпущены Объединенной авиационной строительной корпорацией. За последние два года стремительно - с 3,3 млрд. до 19,3 млрд. рублей - вырос и объем инвестиций в развитие материально-технической базы аэропортов.
Однако «за бортом» транспортного обеспечения сегодня по-прежнему остаются окраинные и глубинные районы с небольшой плотностью населения. Если в 1991 году в стране функционировали 1.302 аэродрома местного значения, то сейчас эта цифра ужалась до 351. Объем перевозок, выполняемых малой авиацией, за пятнадцать последних лет сократился в пятьдесят раз. И это при том, что показатель удельной протяженности автомобильных и железных дорог по России на порядок ниже, чем, к примеру, по Испании, ЮАР и Финляндии, а также в 20-30 раз меньше по сравнению с европейскими странами с высокой плотностью населения, скажем в Бельгии, Германии и Великобритании.
Усугубляет ситуацию и нехватка небольших летательных аппаратов. До 1981 года в нашей стране было выпущено 59.230 легких самолетов, причем 96 процентов из них были изготовлены до 1960 года. Пик списания авиатехники этого класса в связи с выработкой общетехнического ресурса пришелся на 2001-2005 годы. Постепенно ушли в прошлое Ан-2 и Як-12, которые в основном и обслуживали местные авиалинии и применялись для нужд народного хозяйства.
Между тем спрос на малую авиацию изо дня в день растет. По мнению специалистов, уже сегодня востребована работа небольших воздушных судов в объеме до 1.800.000 часов в месяц. Но даже купив небольшой самолет или вертолет и пройдя необходимую подготовку, пилот так и не сможет взлететь: из-за несовершенства воздушного законодательства малая авиация в России сегодня проектируется, создается, испытывается и функционирует практически вне правового поля.




     Комитетом Совета Федерации по обороне и безопасности подготовлен проект федерального закона «О развитии малой авиации в Российской Федерации», который парламентарии планируют рассмотреть уже в июле. Комментируя для «Красной звезды» законодательную инициативу, председатель комитета Виктор Озеров заявил:
     - Применение экономического подхода в формировании рынка производства и оказания услуг малой авиации на основе аналитических и информационных технологий позволит увеличить эффективность его функционирования в 8-12 раз.
     
Только самолетом можно долететь

     Большая часть самой большой страны в мире практически не заселена. Грандиозные запасы полезных ископаемых и природных ресурсов России по-прежнему остаются неосвоенными и не используются для нужд государства, а также для повышения благосостояния граждан.
     


     

     Валерий ТРУШНИКОВ, заместитель председателя Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности:
     - Реструктуризация воздушного пространства и модернизация единой системы организации воздушного движения наряду с подготовкой авиационного персонала позволят обеспечить надежную безопасность в сфере деятельности малой авиации.
     

     


     Основной причиной является неразвитая сеть транспортной инфраструктуры, в том числе отсутствие воздушных коммуникаций. Создание комплексных наземных транспортных магистралей в настоящее время во многих регионах экономически невыгодно, затратно, а подчас и нецелесообразно.
     Сенаторы считают, что разрешение транспортной проблемы возможно путем интенсивного развития малой авиации. Создание благоприятных условий для ее функционирования не потребует объемных финансовых затрат на создание воздушных региональных транспортных сетей, инфраструктуры, а следовательно, на сложившейся базе закономерно станут формироваться оптимальные механизмы для развития экономической и социальной сферы в регионах. В итоге это приведет к притоку материальных источников для развития субъектов Российской Федерации, в том числе и их отдаленных регионов, которые из дотируемых со временем смогут перейти в разряд экономически развитых и самодостаточных территорий.
     
Открытое небо

     


     

     НАША СПРАВКА. В США использует ся примерно 5.400 взлетно-посадочных полос и площадок для самолетов авиации общего назначения и только 580 аэродромов для самолетов рейсовой авиации. Из 200.000 самолетов малой авиации в США личных самолетов - 58%, бизнес-самолетов - 17%, учебных - 8%, корпоративных - 5%, аэротакси - 2%. В нашей стране, по данным Министерства транспорта РФ, авиация общего назначения насчитывает не более 10.000 единиц.
     Во всем мире частный самолет давно превратился из мечты в комфортное воздушное средство передвижения, а малая авиация в целом - в достаточно рентабельную отрасль. Лишь в США ежегодный объем налоговых сборов в этой сфере составляет около 4 млрд. долларов, а годовой оборот по рынку малой авиации - около 50 млрд. долларов, число рабочих мест, задействованных в авиационной отрасли, - более 500.000, и это при 200.000 частных летательных аппаратах.
     89 процентов всех воздушных судов гражданской авиации в мире работают в рамках малой авиации. 87 процентов всех полетов классифицируются как полеты малой авиации. 80 процентов пилотов выполняют полеты на летательных аппаратах малой авиации.

     

     


     В законопроекте, подготовленном сенаторами, находят решение многие системные вопросы, тормозящие сегодня развитие малой авиации в России. В частности, прописывается порядок перехода от полетов по разрешительному принципу к полетам по уведомительному принципу.
     Предусматривается также перераспределение воздушного пространства. Предполагается, что в специальных зонах - запретных, пограничных, особых, пилотажных - на воздушных трассах, местных воздушных линиях и на подходах к аэродромам будет сохранен диспетчерский способ обслуживания воздушного движения, в остальном же пространстве - консультативный, а при невозможности визуального или радиолокационного наблюдения за летательными аппаратами - информационный.
     Члены Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности, выступившие с законодательной инициативой, предлагают создать федеральный уполномоченный орган в аэронавигационном обеспечении, который, как предлагается в законопроекте, и организует проведение реструктуризации воздушного пространства России. В частности, речь идет о восстановлении полетов по существующим местным воздушным линиям, а также об открытии новых, наиболее эффективных, экономически выгодных и оптимальных маршрутов для полетов малой авиации в свободных районах полета, а также ниже нижнего эшелона.
     Предполагается, что в свободном воздушном пространстве будут определены верхняя и нижняя границы эшелонов, которые используются для ограничений полетов малой авиации. Также планируется выделение свободных районов, включающее все воздушное пространство, свободное от авиационной деятельности.
     В предложенном законопроекте сенаторы не только впервые дают определение понятию «малая авиация», но и перечисляют относящиеся к ней летательные аппараты. Так, они градируются по максимальной взлетной массе: сверхлегкие - до 495 кг, легкие, оборудованные до 10 посадочных мест, - до 5.700 кг, и иные, рассчитанные на 24 пассажиров, не тяжелее 21 тонны.
     В воздушном пространстве России, кроме того, теперь получат законную прописку парапланы, дельтапланы, дельтамотопланы, планеры и мотопланеры, парашюты, воздушные шары и змеи, аэростаты и дирижабли. Не забыты и авиамодели размером до 15 см, а также всякого рода экзотика - например созданные умельцами в единичных экземплярах летательные аппараты нетиповой конструкции.
     Прописки в небе эти модели были лишены во многом из-за невозможности получить сертификацию, что, в частности, предполагает проведение многосторонних испытаний в промышленных условиях, вплоть до разрушения воздушных судов. Скорее всего, в ближайшем будущем этот барьер, как и многие другие, будет снят.
     
Новые рабочие места и налоговые поступления

     По мнению специалистов, возрождение и развитие авиационной инфраструктуры для малой авиации позволит регионам получать примерно 500 млн. рублей в месяц налоговых поступлений. Кроме того, будут созданы рабочие места для 30.000 человек, занятых непосредственно в сфере малой авиации, 15.000 специалистов авиационной промышленности и 300.000 сотрудников в сопутствующей инфраструктуре. В целом развитие малой авиации позволит сформировать рынок авиационных работ и воздушных коммуникационных услуг в объеме 3,6 млрд. рублей в месяц.
     В ближайшей перспективе использование инфраструктуры малой авиации позволит получить, например, к 2015 году около 95 млрд. рублей в год налоговых поступлений. В целом же в ближайшие 7 лет малая авиация позволит сформировать рынок коммуникационных услуг объемом не менее 197 млрд. рублей в год.
     При подготовке проекта федерального закона на основе данных Государственного научно-исследовательского института гражданской авиации и собственных исследований Комитета СФ по обороне и безопасности определена вероятная потребность нашей страны в воздушных судах малой авиации.
     По мнению специалистов, наиболее динамично будет развиваться спрос на вертолеты - их к 2015 году будет около 1.400, причем доля легких вертолетов составит более двух третей.
     На основании оценок экономического развития регионов определен и размер авиационного парка малой авиации. Исходя из инвестиционной привлекательности регионов, предполагается, что количество сертифицированных самолетов составит 3.115 и несертифицированных - 5.950 единиц. Предполагается, что не менее восьмидесяти процентов самолетов и семидесяти процентов вертолетов будут производиться в России.
     Преимущества применения малой авиации очевидны. Скажем, примерно на треть увеличивается урожайность при ее использовании в сельском хозяйстве. Учитывая, что почти половина зерновых, зернобобовых и крупяных культур в нашей стране выращивается в степных районах Северного Кавказа, в бассейне Волги, Центрально-Черноземном, Южно-Уральском и Западно-Сибирском регионах, именно на этих территориях услуги малой авиации востребованы в большей степени. Всего же, по оценкам специалистов, сельское хозяйство сегодня нуждается не менее чем в пятистах специализированных летательных аппаратах.
     
Что летает сегодня?

     Говоря о современном авиапарке малой авиации, мы вынуждены прежде всего иметь в виду технику, оставшуюся с прежних времен.
     На авиационном рынке сегодня присутствуют в основном воздушные суда старого поколения, например самолеты Ан-2. Из 1.200 этих проверенных тружеников сейчас в исправном состоянии находятся около пятисот. В таком же положении и парк вертолетов Ми-2, Ка-26. Новое поколение отечественных летательных аппаратов разработано и представлено МАИ-890СХ,
     ИЛ-103, М-101, Че-22. Бе-103, Л-6, М34 или Ка-226, однако выпущены эти машины единичными экземплярами.
     Вертолетный парк стран СНГ (к слову, второй по величине после американского) получил в наследие от СССР несколько деформированную структуру - в его составе, например, полностью отсутствуют легкие вертолеты взлетной массой до 2.720 кг. В то же время доля таких вертолетов в мире сегодня превышает 60 процентов.
     Количество самых легких вертолетов последних десятилетий - 8-местного Ми-2 (3.550 кг), производство которого было начато 40 лет назад, - постепенно сокращается: из 5.000 машин лишь треть сегодня может летать. Впрочем, по нынешним меркам Ми-2 уже считается высокозатратным в эксплуатации вертолетом с малыми ресурсами основных агрегатов. Невысокие летно-технические характеристики и большой расход топлива (240 кг/час) делают его малопригодным для патрулирования и транспортной работы на средней и большой дальности.
     Одним из сдерживающих факторов развития малой авиации в России является отсутствие отечественных силовых установок мощностного ряда от 30 до 500 л.с. В настоящее время российскими конструкторами и технологами созданы роторные двигатели нового поколения, которые могут компоноваться под самые сложные задачи.
     По сравнению с традиционными поршневыми бензиновыми моторами преимущества роторных двигателей неоспоримы - их размер и число деталей в два раза меньше. При отличных динамических характеристиках обеспечены низкий уровень вибрации, возможность использования водородного топлива и холодный запуск при температуре до -35о С.
     Однако дальше производства промышленных образцов дело пока не пошло.
     Примерно такая же ситуация складывается и с новыми самолетами для малой авиации. В настоящее время существует около 100 проектов отечественных самолетов этого класса, разработанных нашей промышленностью и авиаконструкторами-одиночками. Однако из-за дорогостоящей процедуры барьер сертификации смогли преодолеть только 5 типов - Ан-3, «Гжель», Ми-34С, «Аккорд», Ил-103, которые подготовлены к серийному выпуску. Но и они куплены или взяты в лизинг в небольших количествах.
     Думается, эти модели, как и вся малая авиация, вскоре все же получат надежную прописку в небе России.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex