Классика межфлотского взаимодействия
Практика развертывания межфлотских учений вдали от пунктов постоянного базирования ВМФ абсолютно не нова. В советский период развития Военно-морского флота проведение крупномасштабных маневров типа «Океан» и других с участием морских сил общего назначения нескольких флотов при поддержке родов и видов Вооруженных Сил считали наивысшей формой, венцом боевой подготовки и, в общем, делом обычным. Более того, мероприятием регулярным, хотя и затратным. Но кто сказал, что флот - это дешево? Цель - присутствие на постоянной основе в районах национальных интересов Мирового океана ВМФ СССР с достаточным количеством пунктов материально-технического обеспечения в дружественных нам прибрежных странах как минимум на трех континентах - оправдывала выделяемые на Военно-морской флот финансовые средства. Мы были в океане, и нас, собственно, уважали.
Затем последовал длительный перерыв в проведении совместных океанских учений. И впервые в уже новейшей истории ВМФ России, в частности, североморцы возвратились к практике межфлотских маневров в июне 2003 года. Тогда отряд боевых кораблей Северного флота под флагом вице-адмирала Владимира Доброскоченко в составе тяжелого атомного ракетного крейсера «Петр Великий», ракетного крейсера «Маршал Устинов» и большого противолодочного корабля «Адмирал Левченко», совершив межфлотский переход, взаимодействовал вместе с балтийцами на их, образно говоря, морской акватории. В тот же период черноморцы отрабатывали боевые задачи в Индийском океане с представителями Тихоокеанского флота и самолетами дальней ракетоносной авиации стратегического назначения. В августе-сентябре 2005 года в Северо-восточной Атлантике североморцы проводили «конвойные операции» с балтийцами.
Что же касается совместной работы в океане североморцев и черноморцев, то только в январе этого года ОБК ЧФ объединился в Средиземном море с корабельной ударной группой Северного флота для проведения широкомасштабного тактического учения в Атлантическом океане.
- То есть процесс возрождения совместных дальних походов флотов ВМФ России в Мировом океане идет планово, - сказал руководитель учения вице-адмирал Николай Максимов. - В частности, проделали большую работу по подготовке взаимодействия с черноморцами в Иберийской Атлантике. Все вопросы и детали оговорили еще в Североморске. Конечно, отдельные моменты из-за изменения сроков дальнего похода североморцев внесли сложность в первоначальные планы одностороннего контрольного тактического учения. Тем не менее в океане совместно работали продуктивно, взаимные предложения рассматривали быстро и конструктивно.
Поэтому учение разворачивалось по единому замыслу и плану. Выполнение задач гвардейским ракетным крейсером «Москва», вошедшим в состав корабельной ударной группы Северного флота, четко продумали и органически вписали в структуру КУГ. Потом, когда у североморцев пошли временные подвижки, корректуру приняли во время окончательного согласования планов с черноморцами на борту тяжелого авианесущего крейсера «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов».
- Мы вместе проработали изменения: что делать, кому, где и как маневрировать в системе корабельной ударной группы, - рассказывал командир КУГ контр-адмирал Александр Турилин. - В целом от работы с Черноморским флотом осталось самое хорошее впечатление и удовлетворение как при подготовке учения и согласовании общих действий, проверке готовности корабельных сил к отработке поставленных задач, так и при уже фактическом выполнении боевых упражнений.
Момент истины
То, что в Иберийской Атлантике развернулось действительно крупнейшее боевое мероприятие надводных авианесущих сил Северного флота, свидетельствовало пристальное внимание к нему со стороны ВМС иностранных государств. Так, даже после ухода североморцев из Средиземки и форсирования нашей корабельной ударной группой Гибралтара ее действия по-прежнему отслеживали крейсер УРО «Сан Джасинто» и эсминец УРО «Беймбридж» военно-морских сил США, находившиеся до этого в Средиземном море. Поэтому с началом учения в Атлантическом океане «Сан Джасинто» усердно пас гвардейский РКР «Москва» и большой противолодочный корабль «Адмирал Левченко». А «Беймбридж», укрывшись за линией горизонта, вкрадчиво и неотступно следовал за «Адмиралом Флота Советского Союза Кузнецовым».
Кроме этого, уже в ходе учения североморцы обнаружили отряд боевых кораблей ВМС Германии: фрегат УРО «Гамбург», фрегат «Кельн» и универсальный транспорт снабжения «Берлин», который следовал встречным КУГ Северного флота курсом. При этом «Кельн», выйдя из ордера, лег с североморцами на параллельный курс и сблизился с российским авианосцем на дистанцию четырнадцать кабельтовых. Через некоторое время германский фрегат отвернул в сторону и возвратился в свой строй.
Иностранная авиация также не осталась в Атлантике без дела. Объединенный отряд Северного и Черноморского флотов облетали самолеты базовой патрульной авиации «Орион» и «Атлантик» военно-морских сил Португалии и Франции.
Но сложностей в ходе учения доставало и без них. Одно обозначение ракетного удара парой Ту-160 дорогого стоило корабелам. И в первую очередь потому, что КУГ пришлось взаимодействовать со стратегической авиацией - другим видом Вооруженных Сил - на большом удалении от мест постоянного базирования.
Перехваты над океаном
Курсом на Атлантику они шли парами: экипажи стратегических ракетоносцев Ту-160 подполковников Игоря Скитского и Виктора Истомина из 37-й Воздушной армии Верховного Главнокомандования и экипажи флотских противолодочных самолетов дальнего действия Ту-142Мк подполковника Игоря Толпыго и майора Сергея Советова. Первые ранним январским утром взлетели с аэродрома Сольцы, что в Псковской области. Вторые, кипеловцы, поднялись в небо с бетонки заполярного аэродрома Высокий, под Оленегорском. Их путь в Иберийскую Атлантику и обратно равнялся почти шести тысячам километров. «Дальники» фактически шли на максимальный радиус своего действия.
Кроме этого, на маршруте перелета не обошлось без «встреч» с иностранными коллегами. Как ни высоко шли наши самолеты, но и Ту-160, и Ту-142Мк по нескольку раз перехватывали одиночно и парами истребители F-16 ВВС Норвегии - северо-восточнее Лофотенских островов в Норвежском море, - и «Торнадо» ВВС Великобритании - северо-восточнее Гебридских островов в Атлантике.
Однако все это не помешало летчикам дальней стратегической и противолодочной авиации с честью решить поставленные перед ними задачи. Экипажи прошли сложным маршрутом над морем, вовремя вышли в заданном океанском районе на взаимодействие с корабельной ударной группой Северного флота и блестяще выполнили боевые упражнения по предназначению. Пара Ту-160, прикрываемая шестеркой корабельных истребителей Су-33 с авианосца «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов», условно нанесла ракетный удар по объектам «противника», а флотские Ту-142Мк выставили в дальней зоне противолодочного охранения КУГ поле гидроакустических буев.
Кстати, в тот день, кроме истребителей, с палуб ТАВКР «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» и БПК «Адмирал Чабаненко» поднимались над океаном и корабельные вертолетчики: экипажи поисково-спасательных Ка-27ПС и противолодочного Ка-27ПЛ подполковников Юрия Лебедева, Вадима Шелимова и Владислава Трондина. В течение почти трех часов они поэтапно выполняли задачи разведки погоды, поисково-спасательного обеспечения полетов истребителей Су-33 и ближнего противолодочного заграждения по маршруту развертывания корабельной ударной группы.
На предельном радиусе
Не секрет, что полеты стратегическими ракетоносцами и дальними противолодочными самолетами выполняются обычно на предельную дальность. Поэтому основное средство управления ими в небе и получения информации о ходе выполнения задач - воздушная радиосвязь.
- К ее организации накануне похода и перед самим учением готовились основательно и скрупулезно: чтобы на протяжении полета обеспечить управление летательными аппаратами, выполняющими задачи с корабельной ударной группой Северного флота, - рассказал начальник войск связи и радиотехнического обеспечения ВВС СФ полковник Бронислав Хаткевич. - При обеспечении океанских полетов авиации мы, вероятно, впервые задействовали самолеты в системе дальней оперативной связи в качестве корреспондентов связи кораблей КУГ. Это и позволило практически по всему маршруту их перелета использовать как береговые территориальные узлы связи, так и узлы связи кораблей. Таким образом обеспечили прохождение информации с достаточно высоким коэффициентом, что для таких отдаленных океанских районов является довольно-таки успешным показателем.
С глубокой ночи и в течение полусуток корабельные специалисты находились в боевых постах связи, дежурили в радиосетях, что на завершающем этапе боевой службы само по себе уже было делом напряженным и изнурительным. При этом все понимали ответственность за качество дежурства по связи, так как авиация прошла огромное расстояние и находилась вдалеке от родных аэродромов. Поэтому для летчиков «стратегов» и «противолодочников» корабельный «привод» стал не только техническим фактором, сопутствующим успешному выполнению ими боевой задачи, но и своеобразной моральной поддержкой.
В целом работа, которую выполнили связисты КУГ при обеспечении ударных и противолодочных военно-воздушных сил, дала положительный результат. Корабельные специалисты имели полную информацию о маршруте полета и перехватах, которые выполняли иностранные истребители в отношении Ту-160 и Ту-142Мк. А четкое взаимодействие с постами связи береговых пунктов управления и командными пунктами позволило своевременно поднять с авианосца «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов», которым командует капитан 1 ранга Александр Шевченко, истребители Су-33 для воздушного прикрытия, в частности, ударной группы стратегических ракетоносцев.
- Над организацией связи в море работала целая система, которая представляла совокупность как людских усилий, так и технических средств, - пояснил Бронислав Николаевич. - Для обеспечения полетов дальней авиации мы задействовали и специалистов береговых узлов связи, но особенно высокий профессионализм продемонстрировали связисты ВВС флота, прикомандированные на КУГ, и корабельные боевые части связи. При подготовке к взаимодействию с летчиками заранее определили оптимальные рабочие частоты, которые позволили в определенных районах Атлантики обеспечить надежную связь.
За шесть дней до вылета самолетов старший офицер отдела связи ВВС Северного флота подполковник Олег Кузнецов, начальник связи 279-го корабельного истребительного авиационного полка майор Дмитрий Ильин, начальник летающей лаборатории майор Вадим Ногинов и бортовой оператор летающей лаборатории старший прапорщик Игорь Гордеев начали прослушивать контрольно-маркерные сигналы, которые специально передавали для определения качества слышимости по маршруту перелета дальней авиации. Эта шло круглосуточно, в определенные часы, что в конечном итоге позволило грамотно определить рабочие режимы и организовать связь. После принятия окончательного решения связисты ВВС СФ привлекли для работы на определенных частотах специалистов БЧ-4 «Адмирала Флота Советского Союза Кузнецова».
- Воздушная радиосвязь с самолетами - единственное средство управления летательными аппаратами в небе, играет не последнюю роль в безопасности полетов и качестве выполнения летчиками поставленной задачи, - объяснял полковник Хаткевич. - Поэтому при подготовке учения и в процессе выполнения боевых упражнений дальней авиацией специалисты службы связи и РТО ВВС плотно взаимодействовали с флагманским связистом КУГ капитаном 1 ранга Владимиром Кошкиным, операторами поста управления связью капитанами 2 ранга Виктором Смирновым и Виталием Чудаевым, флагманским связистом дивизии ракетных кораблей капитаном 2 ранга Игорем Петряковым и командиром БЧ-4 ТАВКР «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» капитаном 2 ранга Павлом Кузнецовым. Сообща развернули дополнительные боевые посты связи, организовали дежурство в эфире. Поэтому закономерным стал и конечный результат совместной работы: потери управления экипажами Ту-160 и Ту-142Мк по маршруту полета и в океанских районах выполнения ими боевых задач не было.
К слову, для БЧ-4 ТАВКР «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» главной особенностью в организации связи с дальней авиацией, по мнению флагманского связиста КУГ капитана 1 ранга Владимира Кошкина, стало то, что летчики работали в разных радиосетях и с большим количеством частот.
- Их прослушивание, - рассказал Владимир Владимирович, - и позволило выбрать частоты, на которых мы оптимально слышали голос или передачу информации самолетами дальней авиации и которые использовали в своей работе. Поэтому всегда знали, какие точки проходят самолеты, что у них все нормально. Более того, в ряде случаев информацию мы принимали четче, чем береговые командные пункты. Таким образом, впервые за долгое время возродили традицию поддержки авиации, находящейся в воздухе, силами связистов корабельной ударной группы. На тренировках такую задачу выполняли, но как боевую работу - впервые. В целом действиями подчиненных доволен, отработали грамотно. Особо отмечаю профессионализм командира группы связи с авиацией БЧ-4 ТАВКР «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» старшего лейтенанта Николая Мартынчука, командира отделения поста связи с авиацией старшину 1 статьи Ивана Фролова, проходящего службу по контракту, и радиотелеграфистов - матросов Павла Трунина и Сергея Михайлова.
У победы много «отцов»!
По оценке контр-адмирала Александра Турилина, корабельный состав КУГ Северного флота показал себя хорошо. Отлично сработали механики под руководством старшего офицера Технического управления СФ капитана 1 ранга Александра Киреева, помощника начальника электромеханической службы соединения ракетных кораблей капитана 1 ранга Юрия Литвина и командира БЧ-5 авианосца капитана 1 ранга Сергея Михайлова. Потому что погода в Иберийской Атлантике все-таки преподнесла один из самых плохих вариантов: абсолютное безветрие. А чтобы безопасно и эффективно использовать палубную авиацию, нужны были либо ветер, либо определенный по скорости ход корабля. И электромеханическая боевая часть «Адмирала Флота Советского Союза Кузнецова» последний обеспечила.
Под стать механикам отработали связисты, о которых уже упоминали выше, и личный состав радиотехнической службы под началом флагманского специалиста дивизии ракетных кораблей капитана 1 ранга Николая Шевченко и командира БЧ-7 авианосца капитана 2 ранга Алексея Яковлева. Штурманы, руководимые капитаном 1 ранга Сергеем Тевяшевым, капитанами 2 ранга Александром Глуховым и Дмитрием Соломко, как и обычно, сделали все от них зависящее. Профессионально и эффективно обеспечили полеты палубных истребителей и корабельных вертолетов специалисты авиационной боевой части под началом заместителя командира КУГ СФ по авиации полковника Сергея Невротова, начальника авиационно-технических систем дивизии ракетных кораблей подполковника Владимира Орлова и командира БЧ-6 подполковника Александра Мисы.
- Походный штаб КУГ, руководимый капитаном 1 ранга Сергеем Жугой, как орган управления корабельной ударной группой, - сказал контр-адмирал Турилин, - активно работал на этапе разработки алгоритма океанского учения и собственно уже при реализации наших планов. Действия большого противолодочного корабля «Адмирал Чабаненко», которым командует капитан 1 ранга Сергей Гришин, заслужили самой высокой оценки. Все поставленные на учении задачи экипаж выполнил блестяще.
Сам Александр Васильевич как командир корабельной ударной группы доволен прошедшим в Иберийской Атлантике учением. Ведь в нынешнее время победа в море по определению не может быть чьей-то персональной заслугой. Она - взаимосвязь мужества, старания и профессионализма преданных своему делу людей, помноженная на тактические возможности и пределы прочности корабельной техники и вооружения. И, вероятно, успех североморцев в Атлантическом океане - это один из немногих случаев, когда в позитивном контексте можно твердо и уверенно сказать, что у такой победы много «отцов»!
Под пристальным вниманием
- Окончательные итоги учения подведем уже в базе, - резюмировал в интервью корреспонденту «Красной звезды» командующий Северным флотом вице-адмирал Николай Максимов, - но, как непосредственный руководитель учения, предварительно его оцениваю положительно. Особенно отмечаю роль черноморцев при выполнении гвардейским ракетным крейсером «Москва» стрельбы ударным комплексом. Кульминационным моментом учения стала и работа КУГ СФ с самолетами дальней противолодочной авиации военно-воздушных сил Северного флота и дальней стратегической авиации 37-й Воздушной армии Верховного Главнокомандования.
Совершив длительный перелет в океанские районы, самолеты Ту-160 и Ту-142Мк находились в воздухе около четырнадцати часов, но это не помешало первым обозначить ракетный удар по условной цели, а вторым - выставить поле гидроакустических буев для поиска и обнаружения иностранных подводных лодок. Успешно отработали летчики 279-го отдельного корабельного истребительного авиационного полка, которым командует полковник Игорь Матковский, ВВС Северного флота: осуществили истребительное прикрытие самолетов стратегической авиации в дальних зонах, находившихся от авианосца на дистанции более 300 километров.
- Поставленные перед ударной группой задачи одностороннего контрольного тактического учения североморцы, черноморцы и авиаторы выполнили в полном объеме, - сказал вице-адмирал Николай Максимов.
Одной из особенностей взаимодействия надводных кораблей с авиацией, отметил командующий Северным флотом, стала передача управления истребительной авиацией в дальней зоне с корабельного пункта управления и наведения истребительной авиации (КПУНИА) ТАВКР «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» на КПУНИА кораблей радиолокационного дозора - больших противолодочных кораблей «Адмирал Чабаненко» и «Адмирал Левченко».
По словам вице-адмирала Максимова, прошедшее в Иберийской Атлантике широкомасштабное тактическое учение двух флотов и авиации российские моряки и летчики отработали четко, слаженно и организованно. Внимание к нему со стороны иностранных военно-морских сил было пристальным.
- В районе маневрирования корабельной ударной группы Северного флота и отряда боевых кораблей Черноморского флота за нашими действиями внимательно наблюдали представители зарубежных ВМС. Однако коллеги вели себя корректно, ходу учения не мешали, - подчеркнул для «Красной звезды» командующий Северным флотом вице-адмирал Николай Максимов.
На снимках: руководитель учения в Иберийской Атлантике - командующий Северным флотом вице-адмирал Николай МАКСИМОВ; совместное совещание североморцев и черноморцев на борту авианосца перед началом учения; большой противолодочный корабль «Адмирал Левченко» и тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов»; взлет Су-33 на взаимодействие с дальней стратегической авиацией; корабельные вертолетчики уходят на поисково-спасательное обеспечение.