на главную страницу

13 Февраля 2008 года

История Отечества

Среда

Александр, сын Ярослава

Евгений ГЛАДИЛИН.
Анапа.




     Стремительно вошел в свою эпоху сын великого князя Ярослава Всеволодовича Алекса, известный как Александр Невский. История насчитывает малое количество правителей, которые в столь раннем возрасте сели на княжеский престол. В то время насчитывалось около полусотни удельных княжеств, три великих (Киевское, Владимирское, Рязанское) и Новгородская купеческо-боярская республика.
     Ярослав Всеволодович, сын Всеволода Большое Гнездо, прозванного так за большое потомство, был великим собирателем русских земель в очень тяжелое время. Никому из последующих русских правителей не пришлось вынести подобные страдания ради родины и незаслуженно остаться в забвении.
     Начало XIII столетия характеризуется значительной активизацией всех политических сил на бескрайних просторах евразийского континента и религиозными войнами. Правитель сибирских земель Темучин (известен в истории в основном как Чингисхан) нанес серьезные поражения мусульманским войскам и выдавил их из многих земель в Средней Азии.
     От редакции. По версии Евгения Гладилина, этот вышедший в конце XII века на арену истории полководец принадлежал к казачьему роду Бодончара (в поздней интерпретации – Борджигинов). Казаки, считает исследователь, издревле проживали в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. Став правителем земель, лежащих севернее современного Китая, он вынужденно признал власть китайского императора и имел от него титул хайкона (хай – высокий, правитель; кон – территория). В поздних трудах историков эта должность звучит как хахан, хакан, хайхан. Эта версия, отметим, весьма дискуссионна и не имеет документального подтверждения.
     В то же время мусульмане по принципу домино вытесняли крестоносцев из Египта и Средиземноморья, захватывали новые территории в Европе. Католические ордена в свою очередь усиливают давление на восточных славян.
     По версии традиционной истории, великим князем с 1218 по 1238 год был Юрий 2-й Всеволодович (он же Георгий, или Гюргень). Великокняжеский престол находился во Владимире. Младший брат Юрия, Ярослав Всеволодович, в 1236 году занял киевский престол, а на княжение в Новгород отправил своего сына Александра, подкрепив его дружиной во главе с одним из воевод.
     Тот год известен и тем, что состоялся поход Ордена меченосцев против литовцев и земгалов, приведший к разгрому рыцарей-католиков. Остаткам Ордена меченосцев, чтобы выжить, пришлось объединиться с Тевтонским орденом. Новое рыцарское формирование получило название Ливонского ордена. Уже в его названии была заложена конечная цель: покорение ведической Ливонии (в будущем будет названа Великим княжеством Русским, Литовским и Жемайтским, потом – Литвой).
     Ливы, а точнее, левы или львы, были одним из племен русов, имевших тотем льва. Когда-то их пращуры пришли на побережье Балтийского (Варяжского) моря из южных земель с севера Африки – из современной Ливии. Они имели четко организованную воинскую структуру, что позволило им дольше всех славянских племен противостоять экспансии католических орденов. К тому же эти племена избежали влияния арианства и оставались верными ведическим традициям в течение нескольких столетий.
     Ордена воинствующих католических монахов шаг за шагом укреплялись в Прибалтике: захват небольших территорий, последующее уничтожение всего коренного населения, строительство мощных крепостей. В 1230 году рыцари-крестоносцы вторглись в Хельминские земли. Тесня и истребляя поморских русов (пруссов), они продвинулись к Вислинскому заливу и утвердились в Поморье.
     В 1234 году состоялся успешный поход князя Ярослава Всеволодовича с новгородской и суздальской ратью против Ордена меченосцев в эстляндские земли, где он наголову разгромил захватчиков на реке Змайыге. По мирному договору, заключенному с крестоносцами, Русь сохраняла свои права в Латгалии (латгалы – римско-немецкое обозначение коренного населения латов, ранее называвшихся галлами, т.е. петухами, за их умение сражаться).
     В этот же период (1235—1239 годы) сохранявшие ведическую веру народы Сибири под командованием Темучина вытеснили мусульман из «Малой Асии» и начали покорение земель Закавказья, вторгшись в Восточную Грузию.
     Крестоносцы же в 1236 году нанесли новый удар в Прибалтике и Белоруссии, вторгшись в земли литвинов (белорусов), прибалтийских русов и земгалов. Но великий князь Великого княжества Литвинского талантливый полководец Миндовг разгромил рыцарский орден в битве при Шауляе. В этой битве орден потерял всех своих предводителей, включая магистра ордена меченосцев Волквинда.
     На следующий год в районе Дрогинича дружина русского князя Даниила Романовича Галицкого разгромила войско крестоносцев Тевтонского ордена, которое вторглось в земли Червоной Руси (галицко-волынские земли). Русичи захватили в плен многих рыцарей, включая самого Бруно. Поражение тевтонских рыцарей остановило их экспансию в восточно-славянские земли.
     Потребовалась перегруппировка католических сил, что и привело к слиянию ослабленных орденов в один – Ливонский, о чем уже говорилось выше. Одновременно была усилена «подрывная работа» в землях русов. При деятельном участии папской курии в Стенби появилось новое соглашение о союзе против Руси между германскими и датскими крестоносцами. Из католических стран Европы стало прибывать подкрепление в Ригу и Ревель. По всем признакам готовилось новое наступление на Русь.
     В то время в русских землях не было единства по причине религиозных раздоров. Часть князей поддерживали католический Рим и готовы были выступить на стороне врагов. Так, смоленский князь Мстислав Давидович заключил договор с католической Ригой, Висби (Готландом), Бременом и другими городами о торговле. Под видом торговцев в центр Руси стали прибывать крепкие парни при оружии («охрана торговых караванов»).
     В великом княжестве Владимирском побывала делегация во главе со специальным посланником папы, что вызвало народные волнения против Юрия (Георгия) Всеволодовича с требованием замены великого князя на одного из его братьев. В это же время – в конце 1237 года – из причерноморских степей в Великое княжество Рязанское вторгается большой конный отряд, который берет Рязань. Далее он движется на север – на территорию великого княжества Владимирского. В феврале был взят Владимир, а 4 марта к вечеру разбиты последние сторонники великого князя Юрия Всеволодовича (по версии традиционной истории, это было вторжение татаро-монголов. – Ред.).
     На следующее утро великим князем был избран Ярослав – его младший брат, оказавшийся на месте событий с «татарскими войсками». Фактически захват великокняжеского престола был совершен при поддержке войска причерноморских и восточных русов. Представляется, что это позволило русским землям отразить действительную агрессию – натиск католических орденов, которых позднее стали ошибочно отождествлять с «Ордой».
     В 1239 году временно установившееся равновесие было нарушено: по Киеву наносит удар союзник католиков – смоленский князь Ростислав 3-й Мстиславич (сын Мстислава Давидовича). Из Киева был вынужден бежать Михаил Всеволодович, брат Ярослава. Но вскоре Даниил Романович Галицкий изгоняет прокатолического смоленского князя.
     На следующий, 1240-й год натиск крестоносцев на земли Руси продолжился. Молодой новгородский князь Алекса Ярославич разгромил в неврских землях – на реке Невре – шведское войско. За эту победу он получил прозвище Неврюй. В последующие столетия в связи с изменением правил грамматики в русском языке было изменено название реки с Невры на Неву, а Алекса Неврюй «превратился» в Александра Невского.
     От редакции. В древности, в VI – V веке до н.э., согласно Российскому энциклопедическому словарю, в верховьях Днестра и Южного Буга, а также бассейне Припяти обитали племена невров. Некоторые исследователи на этом основании утверждают, что река Нева в те незапамятные времена называлась Невра по имени этого народа (невры) и вытекала из озера Нево (ныне – Ладожское). Но традиционно принято считать, что Нева всегда была Невой и получила свое название от финского слова neva, т.е. «болото».
     В какой-то мере в пользу нетрадиционной версии говорит тот факт, что в России сегодня есть река Невра. Это, приток реки Ландех в Верхнеландеховском районе Ивановской области. Река Невра берет начало у деревни Невра в лесном краю среди болот. Об этом говорит ее название, что в переводе с угро-финского означает «моховое болото». Первое документальное упоминание о селе Верхний Ландех относится к 1621 году: «Верхний Ландех на реке Невра, в селе церковь Вознесения Господня, Илии Пророка, Николая Чудотворца, 45 деревень, 22 починка, 23 пустоши дарованы Д. М. Пожарскому за разгром поляков» (архив Мытского краеведческого музея).
     Имя Алекса действительно существовало на Руси во времена Александра Невского и давалось русскими своим сыновьям.
     Что касается Неврюя (возможно, от слова невря – правдивый), то о нем из летописей известно крайне мало. По официальной версии, он был татарским воеводой (темником), руководившим в 1251 году походом на Русь. Считается, что он служил при Сартаке, сыне Батыя, и подавил вооруженное выступление младшего брата Александра Невского – Андрея, направленное против Золотой Орды.
     В связи с этим нельзя не пояснить, что слово «орда» имеет западноевропейское происхождение и означает «строй, ряд, порядок, войско». Существовали католические «орды» – ордена, проводившие экспансию на восток для насильственного насаждения своей веры у славянских народов. Сами же «татаро-монгольские» ханы называли контролируемую ими территорию Руси тюркскими словами Алтын Урус – Золотая Русь. Понятие «Золотая Орда» привнесено в наш понятийный аппарат с Запада.
     В 1242 году Алекса Ярославич во главе суздальско-новгородского войска одержал победу над ливонскими рыцарями в землях чуди – на льду Чудского озера. В это же время боярин Твердило, католик по исповеданию, открыл ворота осажденного немцами Пскова и сдал город немцам.
     В 1245 году Алекса вновь наносит поражение войскам Ливонского ордена, вторгшимся в новгородские земли. В 1249 году князю пришлось выдержать жесточайшую битву со шведско-финскими войсками на реке Нарве.
     Этот период характеризуется внезапным исчезновением с политической арены Ярослава Всеволодовича. Свидетельства о нем мы находим только в отчетной записке специального посланника папы Римского, одного из руководителей доминиканского ордена Плано Карпини. Тот утверждал, что видел Ярослава в Орде, который прибыл туда для участия в выборах верховного хана и «загостился».
     В Орду, насколько это сегодня известно, Александр Ярославич прибыл со своим братом Андреем в 1250 году. Здесь их встретили по-доброму, наградили великими подарками и выдали ярлыки на княжение: Александр получил великое княжение в Новгороде, а его брат Андрей получил «отчину» – княжество своего отца. С этого момента начинается создание новых союзов с участием обоих братьев и, к сожалению, их борьба между собой за великое княжение во Владимире.
     Андрей вступает в союз с Даниилом Романовичем Галицким и князем Ярославом Ярославичем, своим младшим братом. В этот же период Андрея посещают папские представители. Тем временем Александр Ярославич (он же, как мне представляется, Алекса Неврюй) обращается за помощью в Орду.
     В 1252 году случился, как повествуют летописи, «карательный поход» ордынского войска на Владимир и Галицко-Волынские земли под командованием некоего Олексы Неврюя («Неврюева рать»). Многие историки предполагают, что под этим именем скрыт Алекса Неврюй (Александр Невский). Андрей Ярославич бежит сначала в Тверь, а затем через Псков (он тогда был в руках рыцарей) в Швецию. Странное – иначе это не назовешь – поведение русского князя, укрывшегося в католических землях.
     После этого события князь Александр Ярославич занимает Владимирский престол. В 1252—1253 годах производится «татарская» перепись населения во Владимиро-Суздальской земле под руководством Александра Ярославича. В 1257-1258 годах такая же перепись производится в новгородской земле. Это мероприятие вызвало волну восстаний против «татар» и великого князя, которую Александр подавил в 1259 году.
     В 1261 году при хане Берге (Берке) происходит принятие христианства восточного обряда и учреждение Сарайской епархии епископом Кириллом для «новообращенных татар». Первым епископом в Сарае стал Митрофан. С XV века сарайские епископы стали жить в Москве на высоком берегу реки «на Крутицах» и стали называться Сарайскими или Подонским, а иногда Крутицкими. В 1262 году, после крещения татарского героя-богатыря Буги, начинается массовое принятие новой веры.
     В том же году Александр Ярославич заключил союзный договор с великим князем Великого Княжества Русского, Литвинского и Жемайтского Миндовгом, направленный против Ливонского ордена и восстановивший права Александра в Полоцкой земле. После этого состоялся поход русско-литвинского-владимирского войска на Дерпт (бывший Юрьев) и Венден.
     Отсутствие на месте великого князя приводит к смуте и ряду восстаний в Переславле-Залесском, Ростове, Суздале, Владимире, Ярославле. Александру с помощью ордынцев удалось подавить эти восстания, но власть его была непрочна. Продолжалось давление католического Запада, что в конечном счете и подтолкнуло, возможно, его к отходу от активной государственной деятельности.
     Известно, что в 1263 году Александр убыл в ставку митрополита Кирилла – Городец, где несколько лет назад «умер» для всех его отец Ярослав Всеволодович, приняв схиму – форму иночества для высокопоставленных особ и поселившийся в местном монастыре. Здесь же, как считают некоторые исследователи, Александр повторил поступок своего отца, приняв иночество с именем Олексы или Алексия.
     В 1273 году, пишет летописец, состоялось первое посольство Орды в Цареград, которое возглавил епископ Сарайский и Подонья Феогност. В составе его находился влиятельный инок Олекса Неврюй.
     А после ухода великого князя в «мир иной» в русских землях начинается междоусобица среди его потомков – Дмитрия и Андрея. В борьбе за власть участвуют и правители других княжеств, в том числе недавно образованного небольшого Московского княжества, где правил младший сын Александра – Даниил.
     В это время по землям мятежных братьев, проливающих кровь на родной земле в междоусобных схватках, проходит ордынское войско под командованием брата хана Тохты – Дюдени («Дюденева рать»). Этот поход только на время приостановил раздоры князей, вскоре они вспыхнули с новой силой, что привело к съезду (1297 год) князей – Александровичей. Этим съездом руководил специальный посланник ордынского царя некий старец Алекса Неврюй и ордынский военачальник Олабуга (Елабуга) Храбрый. По некоторым свидетельствам, схимник Алекса Неврюй – это и есть знаменитый князь Александр Невский, а Олабуга Храбрый – ордынский богатырь Буга, в 1261 году принявший христианство.
     Сопоставление возраста «старца» Олексы с возрастом Александра говорит в пользу версии, что это могло быть одно и то же лицо: князю тогда должно было исполниться 76 лет.

     На снимках: Икона Александра Невского в схиме Алексия.
Так современный художник изобразил князя Александра.



Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex