на главную страницу

16 Февраля 2008 года

Страна и мир

Суббота

ЛОСКУТНАЯ КАРТА ЕВРОПЫ

Владимир КУЗАРЬ, «Красная звезда».



2020 год. Экстремисты мусульманских военизированных формирований, до этого на протяжении нескольких лет терроризировавшие Берлин, отчего немцы уже боялись выходить на улицы, а многие из них, опасаясь за свою жизнь, даже покинули город, выводят соплеменников на улицы германской столицы с требованиями предоставить им больше свободы и возможность жить по собственным законам. На помощь полиции, которая уже не в состоянии сдержать набирающее силу движение исламистов, приходят войска бундесвера. В Берлине проливается кровь, что вызывает возмущение у мирового сообщества и особенно в мусульманских странах. По их инициативе ситуацию в столице Германии рассматривает Совет Безопасности ООН, однако все его рекомендации по прекращению насилия не выполняются. Тогда принимается решение о введении в Берлин международных миротворческих сил, которые формирует и посылает туда Лига арабских государств. Под их прикрытием исламисты вытесняют из города немецкое население, создают свои органы власти, в том числе выборные, заявляют о своей приверженности демократии и ее ценностям и, наконец, объявляют о независимости Берлина. Ее признает целый ряд государств.

     Вздор, чепуха, неудачная фантастика, скажет читатель. И будет прав, но лишь отчасти. Ибо именно по такому, отнюдь не фантастическому, а реальному сценарию развивалась ситуация в косовском крае, о независимости которого его власти объявят, как ожидается, уже завтра, и ее тут же признают США и их ближайшие союзники по НАТО. А вместе с этим будут попраны такие принципы международного права, как «суверенитет» и «незыблемость национальных границ», размыто само понятие «независимость». Теперь, чтобы добиться своих целей, нынешним и будущим сепаратистам надо будет просто сорганизоваться и действовать в той же последовательности, которая привела к признанию Западом независимости Косово: терроризировать местных жителей, вынудить правительство на силовое решение, поднять мятеж, поклясться в своей «хорошести» и завлечь для «защиты демократии» на спорную территорию иностранные войска. А то, что сепаратисты незамедлительно попытаются воспользоваться примером Косово и это превратит карту Европы в «лоскутное одеяло», у трезво думающих политиков и аналитиков сомнения нет. В частности, одно из британских изданий выступило с прогнозом, что к 2020 году на пространстве Евросоюза могут появиться 11 новых государств.
     Справедливости ради следует сказать, что в меньшей степени такое развитие событий угрожает Германии и что главная опасность активизации сепаратизма в Европе исходит не от мусульман, которые активно расселяются по континенту. Хотя в той же ФРГ сегодня и разгорается дискуссия об опасности «тихой исламизации Германии», а в качестве примера приводится берлинский район Кройцберг, в котором из 140 тысяч жителей около 30 процентов составляют мусульмане и который в этой связи частенько называют «Малым Стамбулом». Но, повторюсь, вовсе не мусульмане, как бы плотно ни обживали они Европу и как бы жестко ни отстаивали свои права, являются поджигателями сепаратизма в Старом Свете. Для этого достаточно других, которые давно уже спекулируют на этнокультурных предпосылках, или «праве крови», а в последнее время и на экономических причинах, или «праве на лучший образ жизни», но, получая решительный отпор от властей, сдерживают свои амбиции. Однако после Косово у правительств стран, на территории которых есть потенциальные очаги сепаратизма, будут связаны руки, а у экстремистов, наоборот, - развязаны.
     Очагов же этих более чем достаточно. И это не только непризнанные государства на постсоветском пространстве, на которые любят указывать западные сторонники независимости Косово, не принимая предостережения России об опасности такого шага. Практически почти у каждой европейской страны существует вполне реальная опасность быть расколотой, раздробленной на несколько частей. Об Испании на этот счет уже много сказано. Напомню лишь, что там боевики баскской сепаратистской организации «ЭТА» уже не одно десятилетие терроризируют страну, требуя предоставления своей исторической области независимости. Однако, вероятнее всего, первой добьется ее не Страна басков, а Каталония. Сепаратисты этой области не прибегают к громким насильственным акциям, а тихой сапой двигаются к поставленной цели. В июне прошлого года они организовали референдум, на котором жители Каталонии высказались за большую независимость от Мадрида и результатом которого стало предоставление области самой самостоятельной автономии в Европе. Но сепаратисты не собираются довольствоваться этим и объявили, что намерены провести референдум о независимости региона не позднее 2014 года. Не исключено, что за Каталонией и Страной басков последуют Андалусия, Галисия, Балеарские острова и другие автономные области. При этом следует учитывать, что, с одной стороны, конституция королевства не предусматривает возможности выхода из состава государства его отдельных регионов, а с другой, Мадрид обещает не допустить проведения таких референдумов. Однако у сепаратистов уже будет пример Косово, от которого испанскому правительству будет трудно отказаться.
     Точно таким же бумерангом грозит ударить косовский прецедент и по Великобритании, наиболее ярой европейской стороннице независимости края. Сепаратистские настроения в этом королевстве проявились уже давно. Причем если раньше главная угроза территориальной целостности Великобритании исходила от Северной Ирландии, то сегодня на первый план выдвинулись Шотландия и Уэльс. При этом к этнокультурным претензиям, существовавшим с момента их формального объединения с Англией, а это произошло лишь три века назад, добавились еще и экономические. Как известно, Шотландия располагает большими запасами нефти и газа, но все ее нефтегазовые доходы, которые составляют более 20 млрд. долларов в год, идут в Лондон. Это с недавних пор не устраивает шотландцев, которые, как официально считается, живут на дотации центра. Именно этим и воспользовалась Шотландская национальная партия, которая под лозунгом «Это шотландская нефть!» и с обещаниями роста благосостояния, новых рабочих мест и других благ победила в прошлом году на выборах в региональный парламент. Естественно, выполнить эти обещания можно, по словам представителей партии, только отделившись от Англии. И глава шотландского правительства Алекс Сэлмонд уже заявил, что Шотландия сможет стать независимой в течение десятилетия.
     У самой пропасти раздела страны стоит Бельгия, что весьма примечательно, учитывая, что в ее столице расположены штаб-квартиры Евросоюза и НАТО, особенно радеющих за независимость Косово. Причем, если вспомнить прошлый год, решение этого вопроса будет отнюдь небезболезненным. 7 октября в Род Сен-Женез, на окраине Брюсселя, 350 фламандских экстремистов с криками: «Сдохни, Бельгия!» сожгли несколько государственных флагов. Затем, скандируя: «Валлонские крысы, убирайтесь во Францию!», они направились на поле Ватерлоо и водрузили там флаг Фландрии. И это произошло в стране, на гербе которой вот уже более полутора сотен лет написано: L’Union fait la force («В союзе - сила»).
     Как известно, Бельгия состоит из трех частей: Фландрии, говорящей по-голландски, франкоязычной Валлонии и региона Брюсселя, на который претендуют и валлонцы, и фламандцы. Когда в 1830 году произошло их объединение, стоящие тогда у руля франкофоны предоставили валлонцам особые права. Например, на территории Фландрии есть шесть общин, которые населены валлонцами. Им было позволено говорить по-французски, а фламандцам предписано уважать их культуру. Валлония пользуется значительными льготами, получая часть средств от доходов Фландрии. Естественно, это не нравится фламандцам, которые сегодня заправляют в стране, однако признавать за ними право сильного валлонцы не хотят.
     На рубеже нового тысячелетия Бельгия была фактически преобразована в конфедерацию, что еще более отдалило две общины друг от друга. Все внутренние вопросы они решают сами. Даже карта страны у фламандцев и валлонцев разная. Чтобы найти на ней необходимый населенный пункт, с фламандской картой в Валлонии и с французской во Фландрии, требуется специальная подготовка. Оценивая эту ситуацию, многие валлонцы и фламандцы считают, что мира между ними не будет и что Бельгия - лишь оболочка несуществующей страны. Прошлогодний националистический кризис с большим трудом удалось преодолеть. Но надолго ли?
     У соседней Франции проблем с сепаратистами не менее. Казалось бы, несколько притихли в борьбе за независимость Корсики «корсары», которых самих раскалывает вражда различных организаций, представляющих интересы островитян. Зато активизировалась Бретонская революционная армия, добивающаяся отделения от страны северо-западной провинции Бретань, где потомки кельтов, некогда переселившихся с Британских островов, ощущают себя французами «особого рода». За независимость другого департамента - Верхней Савойи - выступает Савойская лига. Формальным поводом для таких притязаний является существование герцогства Савойского, которое в 1860 году Наполеон III присоединил к Франции. В действительности же савойские сепаратисты руководствуются другими соображениями - экономическими. Дело в том, что хотя на департамент приходится лишь 2 процента населения страны, он дает 12-ю часть ее богатств. «Савойя полна богатств и не должна платить за другие регионы Франции», - заявляют руководители лиги.
     С таких же позиций, но уже в Италии, выступает другая лига - «Лига Севера». В 1997 году под лозунгом «Богатый и промышленно развитый север не должен содержать экономически несостоятельные южные районы» она провела референдум, на котором 4 миллиона человек проголосовали за создание «суверенной и независимой Падании». Лига сформировала так называемый северный парламент, который провозгласил независимую «Республику Падания». Естественно, со своей конституцией, «правительством» и «национальной гвардией».
     Сепаратисты угрожают и целостности Румынии. Там за максимальную автономию от Бухареста и за самостоятельные взаимоотношения с Будапештом выступают венгры, проживающие в Трансильвании.
     Свои претензии на нее высказывают Фарерские острова - полуавтономная территория, живущая на субсидии датского правительства, и Гренландия, мечтающая отделиться от Дании. В Польше еще в конце прошлого века «Союз населения шленской национальности» высказался за независимость Силезии. А в тихой и благополучной Швейцарии Фронт освобождения Юры уже более 30 лет требует независимости кантона Юра. Даже на родине Ахтисаари - автора плана предоставления независимости Косова - в Финляндии может возникнуть эта проблема. Во всяком случае саамы в Лапландии заметно активней стали выступать за восстановление своих прав на землю и природные богатства.
     Конечно же, не все существующие очаги сепаратизма в Европе опасны, а некоторые и вовсе могут прекратить тлеть. Но многие с объявлением независимости Косово наберут такую силу, которая буквально взорвет Старый Свет. И начало тому будет положено на тех же Балканах. Сербы никогда не согласятся с отделением Косово и поведут борьбу за целостность страны, хотя Белград и заявил, что не прибегнет в ней к военной силе. Возникнет конфликт в другой «горячей точке» Балкан, Боснии и Герцеговине, где Республика Сербская уже заявило о своем праве на отделение в случае провозглашения независимости Косово. Иными словами, «пороховая бочка» Европы рванет вновь.
     Понимают ли это США и их ближайшие союзники, «проталкивая» независимость Косово? Кстати, в конце прошлого года представители североамериканского индейского племени лакота объявили о создании собственного независимого государства. Американские власти постарались не придать тому значения, а если все же со стороны лакота появится реальная угроза, они незамедлительно прибегнут к силе, как уже не раз бывало в истории США.
     Не приходится сомневаться, что и в Вашингтоне, и в Брюсселе понимают всю серьезность ситуации, складывающейся вокруг независимости Косово. Но для США важнее сохранить свое военное присутствие на Балканах и внести «легкую нестабильность» в ряды Евросоюза, ослабив тем самым эту организацию. Европа же попала в западню, созданную своей прежней политикой стимулирования распада СССР и Югославии. А выйти из нее ей мешает пресловутая политкорректность. А посему они и вынуждены направлять дополнительные натовские силы, чтобы их штыками обеспечить независимость Косово. Но вряд ли этих штыков хватит, чтобы удержать от распада Европу.
     Косовский прецедент может болезненно откликнуться и в других регионах планеты. Как отметил на экстренном заседании Совета Безопасности ООН, которое состоялось в четверг, представитель России Виталий Чуркин, порядка 200 образований во всем мире могут воспользоваться таким примером. К сожалению, это заседание Совета Безопасности, как и предыдущие, посвященные проблеме Косово, завершилось безрезультатно.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex