на главную страницу

21 Февраля 2008 года

Страна и мир

Четверг

Архангельский Демосфен

Евгений ТОРСУКОВ, полковник в отставке.



Николай Николаевич Берников - одна из легенд специальной пропаганды. Его многочисленные ученики и поклонники в эти дни отмечают 100-летие со дня рождения этого незаурядного ученого, блистательного оратора, тонкого педагога. Кто хотя бы раз присутствовал на публичном выступлении Берникова, тот обязательно сохранил в памяти яркое впечатление от образной, увлекательной, богатой мыслями речи этого невысокого, с добродушным и выразительным лицом человека.


     Впервые мне довелось увидеть и услышать Берникова в Военном институте иностранных языков, где я учился в начале 70-х годов прошлого века. Он тогда работал на военной кафедре МГУ, а на наш факультет спецпропаганды был приглашен для выступления. Эффект гость произвел на всех ошеломляющий. В альма-матер, вообще-то, было немало высококлассных лекторов. Однако даже на их фоне Николай Николаевич показался нам удивительным мастером ораторского искусства.
     Потом, уже работая вместе с Берниковым в МГУ имени Ломоносова, я узнал и понял, что путь к вершине этого мастерства был непростым. Родился Николай Николаевич в небогатой крестьянской семье. Несмотря на трудное время, родители постарались дать сыну достойное образование. Юноша окончил семилетнюю школу в Ленинском районе Архангельской области, потом – педагогический техникум в городе Яренске. Стал учителем, а немного позже заведующим сельской начальной школой в селе Верхняя Тозьма Велико-Устюгского района.
     В 1932 году Берников завершает учебу на филологическом факультете Ленинградского государственного университета и остается там работать в качестве преподавателя. Параллельно трудится редактором Ленинградского отделения Учпедгиза. Его влечет германистика. Эта увлеченность определяет впоследствии его судьбу.
     С созданием органов спецпропаганды Николая Николаевича привлекают на работу в центральном аппарате этой новой структуры. Имея пытливый, аналитический ум, он еще до начала боевых действий на советско-германском фронте глубоко и тщательно изучает различные аспекты морально-психологического состояния солдат вермахта, приемы и методы гитлеровской пропаганды и приходит к выводу, что немецкий солдат морально готов к большой войне.
     Однако эти его выводы не устраивают руководство Главного политуправления РККА, которое имело на сей счет несколько иные оценки и взгляды. Упор делался на то, что солдаты вермахта - это рабочие и крестьяне, поставленные под ружье. И что под воздействием нашей пропаганды они не будут долго воевать против страны трудового народа. Партийной организации, в которой состоял Николай Николаевич, было рекомендовано разобраться со «странной» мировоззренческой позицией члена ВКП(б) Берникова. Дело могло закончиться печально, если бы не поддержка товарищей по отделу, сумевших доказать правоту суждений Берникова.
     С началом Великой Отечественной войны Берникова направляют в 7-й отдел политуправления Ленинградского фронта. Там он часто выезжает в войска, оказывая практическую помощь работникам дивизионного звена и принимая личное участие в специальных мероприятиях на передовой. Затем - возвращение в столицу, командировки на передовую, ранение, госпиталь. Принимая во внимание педагогические способности Берникова, командование направляет его на курсы по подготовке кадров для ведения психологических операций среди войск и населения противника. Специалистов дивизионного и армейского звена в то время готовили на базе Ленинградского военно-политического училища, эвакуированного в Шую.
     Главным же делом Берникова в военные годы была разработка тезисов и аргументов, которые на разных фронтах ложились в основу многих листовок, распространявшихся миллионными тиражами среди войск противника.
     После войны Николая Николаевича назначают начальником кафедры спецпропаганды Военного института иностранных языков. Именно тогда под его руководством коллектив кафедры сумел заложить теоретическую и методическую базу подготовки специалистов этого направления для Советской Армии. В 1950 году Берникова направляют в Германию. В течение пяти лет он работает заместителем главного редактора газеты Советской военной администрации в ГДР «Теглихе Рундшау». В этой работе, кстати, непосредственно участвуют такие деятели, как глава правительства ГДР Отто Гротеволь и президент республики Вильгельм Пик.
     В 1961 году ветерана увольняют в запас, и весь свой опыт он отдает преподавательской деятельности. В течение 24 лет Берников работает преподавателем на военной кафедре МГУ, воспитывая и обучая офицеров запаса. В годы преподавательской и научной деятельности Берников опубликовал большое число статей, научных сообщений и докладов. Особое признание среди широкого круга читателей и специалистов получила его книга «Оружием правды». К сожалению, не все планы и мечты Николая Николаевича претворились в жизнь. В том числе по причине чиновничьего безразличия. Имела место и такая отписка: «Не нашлось бумаги». А вот в ФРГ для 17-томного издания листовок и газет Клауса Кихнера бумага нашлась.
     ...Многое можно рассказать о Берникове. Но более всего хочется еще раз оттенить его незаурядный дар оратора. В свои 93 года Николай Николаевич читал лекции студентам Стокгольмского университета. Как приятно было услышать восторженный отклик от этих выступлений!
     Свою великолепную библиотеку Бериников завещал Военному университету, воздвигнутому на фундаменте его родного ВИИЯ. Книги Николая Николаевича и сегодня помогают курсантам факультета зарубежной военной информации.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex