на главную страницу

27 Февраля 2008 года

Азимут

Среда

Здравствуй, Север!

Курсант Александр ЛЕНИН.



Все курсанты этому очень удивлялись. Наверное, лет десять, а то и больше не отправляли курсантов факультета культуры и журналистики Военного университета на стажировку в гарнизоны по всей территории России. Раньше в основном пристраивали их в Москве и Подмосковье. Да и военных СМИ в столице всегда хватало, чтобы чему-то научить стажеров - будущих военных корреспондентов. Теперь же география буквально пестрела перед глазами: Екатеринбург, Волгоград, Владикавказ, Санкт-Петербург, Североморск. Мне судьба указала Северодвинск. Этот город был для меня загадкой, там я ни разу не был. Мысли по сему поводу посещали разные. Как оказалось, с реальной обстановкой они не имели ничего общего.

     
Неурядицы быта

     Итак, приехав в город, я на следующий день представился заместителю командира Беломорской военно-морской базы по воспитательной работе. Естественно, возник вопрос о моем размещении. Вариантов оказалось два: удобная койка в казарме с матросами и место в каюте на военном корабле. От первого я сразу отказался. Причина в том, что с собой я захватил ноутбук, фотоаппарат и другие вещи, необходимые в работе корреспонденту. Не представляю, где бы я это хранил в казарме, а тем более где бы я там писал. Так сложилось, что муза меня посещает чаще в вечернее время. Говоря военным языком, после отбоя. Не мешать же матросам спать, ей богу! Второе предложение казалось куда романтичнее. Но и здесь не все складывалось. На новогодние праздники ко мне приезжала девушка. Ее на корабле не поселить. Зам по воспитательной пообещал общежитие, но и здесь не повезло. Свободного места не оказалось - с жильем на базе напряженка. Капитан 1 ранга сам живет в общежитии.
     В общем, собрав в кулак все свои курсантские заначки, я отправился снимать квартиру. А что делать? В Северодвинске это удовольствие не из дешевых. За месяц однокомнатная квартира стоит от семи до десяти тысяч рублей. Так ведь еще нужно и коммунальные оплатить.
     Кстати, остальные расходы не менее упорно били по карману. К примеру, обед в столовой - около 90 рублей. В нашем университете в Москве на это уходит рублей 70-80. Кстати, доводилось мне обедать и в столовой Дома правительства: там чуток подороже, около 120. Получается, примерно за одни и те же деньги питаются сегодня и чиновники, и курсанты. Но вскоре с питанием мне, скажем так, подфартило. Выдали «северный паек». Благо мир не без добрых людей. Вот они-то и помогли. Картошка, рис, гречка, яйца, натуральный сок, масло, сгущенка, сахар, чай - все необходимое я получил на руки и увез домой. Здесь базе огромное и искреннее спасибо!
     
Край суровый и мрачный

     Теперь от пищи материальной к пище духовной. Чувства, посетившие меня, были разнообразными и, не скрою, в большинстве своем противоречивыми. Честно признаюсь, после столицы вообще сложно адекватно воспринимать провинцию. Многое поражает, причем неприятно. Поэтому, очутившись в городе на побережье Белого моря, счастливым себя я не чувствовал. Серость и угрюмость - первое, что бросилось в глаза. Собственная фантазия дорисовывала в мозгу неприятные пейзажи и нагоняла уныние и тоску. Нехватка неоновых разноцветных огней, да еще и не такой уж длинный световой день добавляли психологической нагрузки. Теперь я еще раз понимаю, что такое ощущение вызревало заранее, еще в Москве. Люди реально не представляют себе многих мест нашей страны, зато говорят о них охотно. Таковых хватало и у меня. Перед отправкой на стажировку я слышал немало настораживающих отзывов, которые сделали свое дело.
     Позже я стал привыкать и даже как-то освоился на новом месте. Понял, что Северодвинск неплохо развит. Есть большие торговые центры и уютные рестораны. В глаза бросается большое количество новых автомобилей, что говорит о достаточно стабильных доходах населения. Также бросается в глаза ужасное состояние дорог, где ямы на каждом шагу. Но это одна из главных бед всей России. Ничего пока не поделаешь.
     Не оставила равнодушным и погода. От севера ожидаешь невыносимых морозов. Северодвинск же встретил на удивление мягко. А перед самым Новым годом вообще все таяло. Зато потом от крепости морозов раздирало щеки и нос, а ноги ныли даже в шерстяных носках.
     В целом я понял, что человек может неплохо себя чувствовать в любом месте. Главное, чтобы был налажен быт: место для отдыха и сытные завтрак, обед да ужин. Все остальное, как говорится, философия.
     Хотелось бы сказать пару слов о самих северодвинцах. Мой отец, кстати, выходец из архангельских земель. Он всегда говорил, что люди здесь другие, что для них на первом месте - человеческое отношение, все остальное уже потом. К сожалению, я встретил не только это. В отдельных местах пришлось столкнуться с непониманием. Видимо, перемены в стране заставили людей и здесь в первую очередь думать о себе и не вникать в чужие проблемы. Удивило, что многие на улицах города буквально пугались, когда я у них что-то спрашивал. Наверное, не привыкли.
     Положительные впечатления оставили двое мужчин, правда, старого, что называется, закала. Это работники завода «Звездочка» - заведующий музеем предприятия Василий Кологриев и журналист Анатолий Попов. Они встретили меня с большим радушием в стенах центра судостроения. В этих людях сразу был заметен огонек любви к жизни. Видно, что они крепко дружат и любят то, чем занимаются, а значит, счастливы. Все вокруг них было пропитано морским духом: лестницу в музее называли трапом, выставочный зал - центральным отсеком и т.д. От подобного становилось тепло и приятно на душе. Они показали мне экспозицию, подробно обо всем рассказали, накормили да еще и не с пустыми руками отпустили, подарив мне и моему университету сувениры на память о корабелах Беломорья.
     Больше всего поразили меня как раз два предприятия, которые находятся на территории города. Такого размаха я еще нигде не видел. А здесь что «Севмаш», что «Звездочка» заставили, как говорится, открыть рот от удивления. Объем заводов в буквальном смысле потрясает воображение. Еще бы, по территории движутся маршрутные автобусы и поезда, а эллинги заводов сравнимы с огромными многоэтажными домами. На заводах изготовляют и ремонтируют самые большие в мире подводные лодки и другие корабли, делают яхты представительского класса, а еще - мебель, хрусталь и даже золотые изделия с бриллиантами. Заводы всегда были основой Северодвинска. В непростые девяностые годы люди даже жили на территории заводов, питались там. Предприятия многих спасли и поддержали в нелегкие времена. О важности этих объектов говорит и то, что их регулярно посещают и Президент России, и председатели правительств, и министры различных ведомств.
     
Флот — наша гордость

     Особых красок в палитру моих ощущений добавил Военно-морской флот. За свое не такое уж долгое пребывание на Севере я успел посетить атомный подводный крейсер «Северсталь». Думаю, всем известны его габариты и мощь. Уже издали при виде подлодки глаза начинают широко открываться. Когда узнаешь, что субмарина высотой с девятиэтажку, не можешь себе этого представить. Заставляет уважать северных мастеров тот факт, что подобный организм полностью собран вручную. И вообще многое здесь кажется фантастикой. Удивляет на корабле множество отсеков, коридоров, кают, разнообразных датчиков и систем управления. Кстати, забавно видеть на подлодке такие вещи, как спортзал, пекарня, лазарет, баня, сауна с бассейном. Есть даже комнаты релаксации с красными креслами-качалками и спокойными пейзажами на стенах. Обычно, когда представляешь себе подлодку, о таких вещах почему-то не думаешь. А экипажу они и вправду нужны. Как оказалось, под впечатлением от увиденного я пребывал не зря. «Северсталь» - самая большая подлодка в мире. Даже занесена в Книгу рекордов Гиннесса.
     
Есть же люди...

     Конечно, не могу не сказать и о газете, в которой довелось стажироваться, - «Северной вахте». Это газета военно-морской базы, то есть многотиражка. Выходит один раз в неделю на восьми полосах.
     Интересные люди ее делают. Из военнослужащих - три человека. Редактор, ответственный секретарь и начальник типографии. Последнему, между прочим, давно пора в здании редакции посередине коридора прижизненно ставить памятник. Чтоб он постоянно напоминал людям, на ком тут все держится. Старший мичман Борис Сердюк еще в молодости увлекался фотографией, окончил техникум по этому же направлению. Потом его призвали в ряды Военно-Морского Флота СССР. Талант не скроешь. Его быстро направили в редакцию, где он стал фотокорром. Такая служба оказалась ему по душе. Так он здесь и остался.
     Сегодня Борис Григорьевич возглавляет типографию. Кроме всего прочего, верстает газету и постоянно наполняет ее своими фотоснимками. Кстати, такую фототехнику, как у старшего мичмана Сердюка, сыщешь не в каждой окружной газете. Ко всему прочему, Борис Сердюк активно занимается дизайном. Постоянно оформляет книги и брошюры к юбилеям и торжественным датам базы. Между прочим, «Северная вахта» никогда не прекращала выходить. В то время, как большинство военных многотиражек в 1990-е годы исчезло, не потянув выпавших на их долю трудностей, редакция «Северной вахты» все вытащила на своих плечах. В типографии газеты до сих пор стоят тигельные машины и машины высокой печати. Все в рабочем состоянии, хоть сейчас запускай. Совсем недавно газета перешла на офсетный способ печати. Подчеркну, что она всегда выпускалась на собственной полиграфической базе. Этим, к сожалению, могут похвастаться уже не все окружные и флотские газеты. Как думаете, почему так получилось? Не без усилий Бориса Сердюка.
     Ответственный редактор капитан 3 ранга Сергей Климчук - человек своеобразный. Он потомственный «львовянин» (выпускник Львовского высшего военно-политического училища). Его отец тоже был военным журналистом, приучил сына к своему делу относиться размеренно, не торопясь. С толком, с расстановкой. Академическим знаниям редактора позавидует любой профессор. У него, между прочим, налицо и преподавательский талант. Любит при рассказах о журналистском труде вставлять афоризмы да поговорки, что только способствует восприятию слушателя. «Мы должны быть не пулеметчиками, а снайперами», - говаривал он мне, стоя в дверях и не спеша потягивая очередную сигаретку. «Да, действительно, его бы в наш университет на кафедру журналистики», - думал я.
     Ответсек хоть и капитан-лейтенант, но женщина. Явление нечастое. Тем интереснее. Яну Потапову в активности не обскачешь. Она, как метеор, появляется в одном месте, привозит репортаж и тут же отправляется в другое. Выдает очень много материалов, при этом успевая публиковаться и в других изданиях. Веселая, находчивая и никогда не унывающая. Любая редакция мечтает как раз о таком ответственном секретаре.
     Так что я носился по городу и воинским частям то с ответсеком Яной Потаповой, то с фотокорреспондентом Борисом Сердюком, а по вечерам слушал философствующего редактора. Интересное, поверьте, времяпрепровождение.
     
На собственной шкуре

     За время стажировки многое повидал. Необычность заключалась в том, что это был прежде всего флот. Одно из самых интересных, что я наблюдал, - это тренировка подводников. Они отрабатывали навыки по борьбе за живучесть. Всего было в тот раз три учебных места. На первой точке моряки заделывали пробоину, на второй - тушили пожар, на третьей - взбирались на плот, предварительно подплыв к нему в гидрокостюме.
     По правде сказать, картина бьющей под напором струи воды из корпуса лодки впечатляет. Даже наблюдая в специальное окошечко, немного нервничаешь, не говоря уже о чувствах тех, кто в имитационном отсеке пытается залатать пробоину. Я вообще молчу о том, что чувствуют люди в реальной обстановке. Но чтобы при нештатных ситуациях вести себя увереннее, как раз и необходимы такого рода практические занятия.
     На втором рубеже подводники отрабатывали действия в отсеке при пожаре. Их цель - потушить очаги возгорания. Для этого имелись огнетушители (ОВП-8) и воздушная пена (ВПЛ). На лицах моряков были либо изолирующие противогазы (ИП-6), либо портативные дыхательные аппараты (ПДА). Огонь разжигал в отсеке инструктор при помощи специальных средств. Это картонные пластины, пропитанные парафином, и так называемый «очаг пожара». Последний является воспламенителем. «Раньше использовалась даже солярка, но это дороговато», - рассказывает инструктор УТК Александр Леонтьев.
     Картина такова: подводники заходят в отсек, их там закрывают. В это время ярким пламенем вспыхивал «очаг». Объявлялась боевая тревога. Личный состав предварительно распределялся по партиям в зависимости от того, кто где работает. Обычно разделение происходит по левому и правому борту, то есть на две команды. Выглядит эффектно. Внутри полно дыма и огня. Впрочем, все потушили достаточно быстро. Благодаря, конечно, слаженной работе экипажа.
     После того как моряки потушили огонь, инструктор один раз ударил по корпусу. Он спрашивал о самочувствии людей в аварийном отсеке. Если они в ответ дублировали удар, значит, все было хорошо. Затем раздавались два удара, которые предупреждали о начале вентиляции отсека. После удаления дыма следовала комбинация того же инструктора: «3 удара - пауза - 2 удара» - это значит выход через корму, либо «3 удара - пауза - 1 удар» - выход через нос.
     Заключительным этапом тренировки подводников в этот день явилась посадка на плот. Учебное место представляло собой небольшой бассейн глубиной в четыре метра. У одного его края покоился оранжевый плот. На другом находились мичманы и офицеры, предварительно надевшие на себя гидрокомбинезоны. Они спиной спускались по пояс в воду. Укладываясь на спину, начинали плыть по направлению к плоту, а коснувшись его головой, переворачивались на живот и забирались внутрь.
     Прочувствовать это упражнение на себе довелось и мне. Прослушав правила безопасности, я натянул на себя эсгэпэшку и начал грести по направлению к плоту. Сначала все казалось легко и просто. Но когда дошла очередь до переворота, то сделать это и забраться на злополучный поплавок мне никак не удавалось. Ноги утаскивало под плот. Я попробовал второй раз, активнее работая конечностями, - все получилось.
     Здесь мне стало понятно: если даже в спокойных условиях тихого бассейна не все получается, то что может произойти в море, где бушуют волны, где от температуры воды сводит тело, где ты вконец выбился из сил. Таким вот образом осознаешь необходимость постоянных и упорных тренировок. Чтобы овладеть правильной техникой. Именно это поможет выжить!
     
Вместо эпилога

     Стажировка - великое дело. Всего за полтора месяца я открыл для себя русский Север и русский Военно-морской флот. Да еще получил в придачу практику по будущей специальности, бесценный жизненный опыт. Жаль только, что за период обучения в Военном университете таких стажировок всего две. Но и за них спасибо. Со стажировки мы возвращаемся за парту другими.
     На снимке: АПК «Северсталь».


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex