на главную страницу

4 Марта 2008 года

90 лет службе ВОСО ВС РФ

Вторник

ЖИЗНЬ, ДОСТОЙНАЯ ПОДРАЖАНИЯ

Генерал-майор Борис СВИСТКОВ, начальник ЦУП ВОСО.



     Человек неординарной судьбы генерал-полковник Анатолий Клемин по праву занимает видное место в истории нашей страны и ее Вооруженных Сил. За его плечами - огромный жизненный путь, наполненный важнейшими событиями, и более десяти лет на посту начальника Центрального управления военных сообщений.
     Анатолий Степанович - участник Великой Отечественной войны. Он никогда не отдавался на волю событий - всякий раз сам намечал и вершил свой путь. В 1938 г. добровольно вступил в ряды Красной Армии и был направлен на учебу в Военно-транспортную академию. В декабре 1939 года ему было присвоено первое командное звание младший техник - лейтенант.
     Начало Великой Отечественной Анатолий Клемин встретил на преддипломной практике в районе Севастополя. После окончания ускоренных курсов академии и беседы с начальником военных сообщений Красной Армии военинженером 1 ранга И. Ковалевым он был направлен для дальнейшего прохождения службы в Москву, в технический отдел Центрального управления военных сообщений МО.
     Офицерам отдела приходилось решать совершенно новые для того времени задачи по организации технического прикрытия железных дорог в полосе фронта, разработке предложений по усилению пропускной способности железных дорог, поискам новых форм обслуживания паровозного парка. Например, летом 1942 г. в условиях крайне тяжелой обстановки Сталинградского фронта проводились не имеющие мировых аналогов по темпам и объему строительные работы для усиления пропускной способности железнодорожных участков Сталинградской, Юго-Восточной и Рязанско-Уральской железных дорог и по строительству новой железнодорожной линии Саратов - Иловля.
     За годы войны командование ЦУП ВОСО особенно отмечало личный вклад Анатолия Степановича в разработку руководящих документов по службе - наставлений по восстановлению железнодорожного пути, инструкций по приемке в эксплуатацию восстановленных сооружений железных дорог и так далее. Накопленный в ходе войны опыт Анатолий Клемин в полной мере использовал в послевоенные годы, проходя службу на различных руководящих должностях в органах военных сообщений - начальником передвижения войск на Северной железной дороге, начальником военных сообщений СКВО, начальником военных сообщений Северной группы войск.
     Работе в годы войны труженников транспорта, личного состава военных сообщений, воинов железнодорожных войск посвящена книга «Эшелон за эшелоном» под редакцией Анатолия Клемина. В ней освещаются вопросы подготовки и работы транспорта в условиях войны, организация и выполнение воинских перевозок, заграждения и восстановления путей сообщений, их технического прикрытия, совершенствования службы военных сообщений, раскрыта одна из важнейших проблем - обеспечения непрерывности воинских перевозок в годы Великой Отечественной войны.
     Проходя службу в Центральном аппарате, Анатолий Степанович, с марта 1974 по 1987 год занимавший пост начальника Центрального управления военных сообщений Министерства обороны, занимался вопросами развития и совершенствования транспорта, а также укрепления обороноспособности страны. Во взаимодействии с транспортными министерствами проводилась большая работа по подготовке транспорта к массовым воинским перевозкам с учетом создания вероятным противником новых видов оружия. Совместно со службами военных сообщений и транспортными министерствами стран - участниц Варшавского Договора разрабатывались единые документы по подготовке путей сообщения к массовым воинским перевозкам на театрах военных действий в условиях современной войны, особенно с применением оружия массового поражения.
     Под руководством генерал-полковника Клемина была проведена большая работа по повышению боевой и мобилизационной готовности Вооруженных Сил, в частности по разработке, развертыванию и постановке на боевое дежурство железнодорожных ракетных комплексов. В конце 1970-х годов в целях повышения обороноспособности страны начали проектировать подвижные ракетные комплексы. Если передвижение этих комплексов по автодорогам не вызывало сомнений, то использование железных дорог для ракетных комплексов имело много противников. Но у Анатолия Степановича сомнений не было - на железной дороге можно организовать движение ракетных комплексов и их маскировку под обычный подвижной состав. Его опыт - опыт участника войны, оператора и эксплуатационника - помог создать позиционные районы БЖРК и организовать «неуловимость» комплексов на общей сети железных дорог.
     Особая роль принадлежит генерал-полковнику Анатолию Клемину в организации и выполнении воинских перевозок в интересах ограниченного контингента советских войск в Афганистане. Благодаря его настойчивости, твердости, грамотности, большой организаторской работе задачи, поставленные руководством страны, были выполнены.
     Отдав делу служения Родине 49 лет, Анатолий Степанович возглавлял совет ветеранов службы военных сообщений. Ветераны отзываются о нем как о настоящем человеке. На форуме восовцев во всемирной сети его иначе как «человечище» не называют и ставят на первое место в ряду «великих восовцев».
     Генерал-полковник Клемин умер 5 февраля 2005 года и похоронен он на Спасо-Перепеченском кладбище...


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex