на главную страницу

4 Марта 2008 года

Офицеры России

Вторник

Войсковой тыл – его судьба

Сергей КНЯЗЬКОВ, «Красная звезда». Фото автора.



     Рабочий день заместителя начальника Военно-воздушной инженерной академии им. Н.Е. Жуковского по материально-техническому обеспечению полковника Владимира Шершнева начинается с обхода, который согласно недельному графику проводит начальник академии генерал-лейтенант Анатолий Максимов. Подведомственные территории представляют начальники факультетов. После переезда из Петровского путевого дворца академия располагается в 5 «гарнизонах» на улице Нестерова, Старом Зыковском переулке, на Петровско-Разумовской аллее, на Кочновском проезде и на улице Планетной. А в памятнике екатерининской архитектуры 80-х годов XVIII века, который в советское время стал символом Военно-воздушной инженерной академии, московское правительство продолжает реставрационные работы. Не обидно ли было его потерять?
     - Мы не занимались местничеством, - говорит Владимир Иванович. - Я начинал свою службу в академии девять с половиной лет лет тому назад, когда решение на этот счет было уже принято... Мы понимали, что своими средствами поддерживать дворец в достойном виде не сможем, а ведь это памятник на века! К тому же в качестве компенсации московское правительство выделило академии определенное количество квартир. Большая роль в данном обмене принадлежит бывшему главкому ВВС генералу армии П.С. Дейнекину и бывшему начальнику академии генерал-полковнику В.В. Коваленку. Так что сожалений нет.
     Конечно, первое время после переезда из Путевого дворца в другие здания руководству академии, командирам, преподавателям, слушателям пришлось непросто. Но со временем к определенным неудобствам привыкли, пообтерлись. Привели в порядок и обустроили новое здание управления академии.
     После обхода территории полковник Шершнев обычно заходит в одну из столовых. Ежедневно надо накормить до 1.000 человек. А еще у зампотыла задачи в срок помыть, одеть, обуть, разместить личный состав академии. Внимания требуют и семьи офицеров постоянного и переменного состава. Бывали в его службе такие моменты, когда в кабинет входила женщина с ребенком на руках и спрашивала: «Скажите, куда мне идти?..» И тогда для спасения молодой семьи приходилось вместе с начальником факультета, на котором обучался офицер, предпринимать немедленные усилия, чтобы найти жилой угол.
     Между прочим, сейчас в вузе нет ни одного офицера постоянного и переменного состава, который бы ни был обеспечен жильем. Для этого была проведена большая работа по отселению из жилого фонда лиц, потерявших связь с вузом. Правда, вопрос до конца не закрыт. Еще более 600 таких семей все еще продолжают занимать служебную жилплощадь.
     Ближе к вечеру полковник Шершнев наконец-то приходит в свой кабинет. Там с портрета на него смотрит его мама, Надежда Николаевна, которая всегда желала добра и переживала за судьбу сына. Отец-то, Иван Семенович, погиб в автомобильной катастрофе, когда Владимир учился в 6-м классе.Надежда Николаевна осталась одна с двумя детьми. Младшенькой, Наташеньке, было лишь 3 годика. Но едва ли главной причиной решения Володи поступать в Калининское суворовское военное училище были именно эти тяжелые обстоятельства.
     - Больше сказалась романтика, окружающая суворовцев, и то, что скорее хотелось стать самостоятельным человеком, - говорит Владимир Иванович. - В то время я зачитывался повестями Куприна «Кадеты», «Юнкера»... Да что говорить: в истории Российского государства военная служба всегда была окружена почетом и уважением. Может быть, только лишь лихие 1990-е годы стали исключением...
     Калининское суворовское училище не разочаровало. Шершнев с теплотой вспоминает своего командира взвода - офицера-воспитателя майора Захара Акаевича Горячева, командира роты подполковника Пущина. Юноша, два года проживший к тому времени без отца, получил так не хватающую ему отцовскую заботу. Уже через полгода не только Шершнев, но и другие суворовцы смотрели на них не как на командиров, а как на родных людей. Такое отношение сохранилось и после выпуска. За два года учебы в мальчишках воспитали те идеалы, которым потом они следовали на протяжении всей военной службы.
     - И сейчас я приезжаю в родное училище и знаю: там мой родной дом! - говорит Владимир Иванович.
     Как и все кадеты в те годы, Шершнев не думал продолжать учебу в тыловом училище. Мечтал стать командиром мотострелкового или танкового взвода. Но планам помешала болезнь - целый год пришлось лечиться, работать на «гражданке». Но любовь к армии никуда не ушла. Успешно пройдя медкомиссию в великолукском военкомате, Владимир согласился с предложением поступить в Вольское высшее военное училище тыла. Экзаменов, как выпускнику СВУ, ему сдавать не пришлось, но поблажек в учебе никто не делал. Тем не менее училище Шершнев окончил с отличием, что само по себе говорит о его настойчивости и упорстве.
     Передовика учебы лейтенанта Шершнева направили в Польшу, в Северную группу войск, на должность начальника продовольственной и вещевой службы отдельного стрелкового батальона, который отвечал за охрану штаба СГВ и объектов гарнизона Легница. И не только... По количеству личного состава батальон был больше полка, задач - немерено, на различных видах довольствия стояли под 3 тысячи человек, поэтому с первых дней службы Шершневу пришлось засучить рукава, применить на практике все, чему учили в Вольске.
     - Самое сложное при вступлении в должность - не растеряться, не запаниковать, - считает Владимир Иванович. - У меня было в подчинении много солдат и сержантов, гражданских специалистов и около 20 прапорщиков - сложный, неоднозначный контингент, люди, которым было около или свыше 40 лет. Надо было с первых дней поставить себя в нормальные отношения с должностными лицами: не панибратские, не заискивающие, что довольно сложно.
     Пришлось лейтенанту Шершневу поначалу исправлять и грехи его предшественников. «Такова специфика службы на тыловых должностях молодых офицеров, - вздыхает он. - Этого никто избежать не может». Но тем не менее командир батальона майор Валентин Иванов, пойдя навстречу своему тыловику, дал ему возможность принять должность по тому плану, по какому просил Шершнев. Это, по словам Владимира Ивановича, потом послужило ему большим подспорьем в службе, в том числе в выстраивании отношений с подчиненными. Люди поняли: лейтенант пришел служить, а не отбывать «номер», и отношение к нему сложилось доброжелательное.
     Через два года Шершнева выдвинули на замкомандира подвижной ракетно-технической базы по материально-техническому обеспечению - воинскую часть группового подчинения. Здесь судьба подарила ему знакомство и совместную службу с замечательным офицером полковником Михаилом Митрофановичем Крутских, который передал Владимиру Ивановичу весь свой богатый жизненный и военный опыт. Там же, на севере Польши, в 1985 году в семье Шершнева родилась дочь.
     Владимир Иванович по-настоящему полюбил свою профессию. Она требовала больших знаний, решительности, коммуникабельности, а порой и жесткости. Однажды даже встал вопрос о привлечении к уголовной ответственности его подчиненного.
     - После окончания Военной академии тыла и транспорта я служил заместителем командира зенитно-ракетной бригады по тылу в Комсомольске-на-Амуре, - вспоминает полковник Владимир Шершнев. - Начальник службы горючего, вместо того чтобы списать топливозаправщик, сымитировал его сдачу в ремонтную организацию Министерства обороны, а на самом деле машину продал. Я принял решение ничего не скрывать, содействовать расследованию уголовного дела до конца. Но желания непременно «посадить» в общем-то неплохого офицера, которого подвела жадность, не было. Пришлось неоднократно выезжать для собеседований к прокурору гарнизона, в результате которых сумел убедить его не настаивать на вынесении самого сурового приговора. Провинившийся офицер возместил материальный ущерб государству в полном объеме и был уволен.
     – Все, кто служат в тылу и надеются, что какие-то недостойные делишки возможно скрыть, ошибаются, - продолжает размышление на неприятную тему Владимир Иванович. - Сколько веревочки ни виться, возмездие неизбежно. Мое мнение таково: кто становится на скользкий путь, тот обречен.
     А между тем кое-где в войсках еще бытует мнение, что если тыловик - то обязательно нечист на руку.
     - Я считаю, что нет ни одного нормального строевого командира, который бы с ухмылкой относился к тылу, заранее в чем-то подозревал тылового офицера, - считает Владимир Иванович. - В ином случае просто с такими нерадивыми офицерами очень быстро расстаются. Когда тыловик «на месте», и командиру благодать, и личному составу. Без сбоев, конечно, обойтись трудно, это должно быть исключением, а не правилом, но такова уж специфика нашей тыловой службы.
     Шершнев говорит эти слова с позиции огромного практического опыта. После 5 лет в Комсомольске-на-Амуре он с 1993 по 1996 год служил заместителем командира дивизии по тылу - начальником тыла на Камчатке (п. Елизово), с 1996 по 1998 год - заместителем командира корпуса по тылу - начальником тыла в Приморском крае (г. Владивосток) и вот уже скоро 10 лет, с 1998 года, - заместителем начальника Военно-воздушной инженерной академии им. Н.Е. Жуковского по материально-техническому обеспечению. Он с благодарностью отзывается о своих учителях на Дальнем Востоке генералах Е.Л. Юрьеве, О.С. Кузнецове, У.С. Огоеве, В.А. Кураеве.
     Кроме того, уже служа в Военно-воздушной инженерной академии, полковник Шершнев в 2000 году окончил высшие академические курсы Военной академии Генерального штаба, стал кандидатом экономических наук, доцентом.
     Главное в его нынешней службе, считает полковник Владимир Шершнев, – обеспечить всем необходимым для учебы, службы и жизни офицеров из числа постоянного состава академии, ее слушателей, курсантов, солдат, обеспечивающих учебный процесс. Этим ежедневно занимается руководство академии во главе с генерал-лейтенантом Анатолием Николаевичем Максимовым. Помогает то, что в Москве для решения возникающих вопросов есть возможность прямого контакта с начальниками управлений ВВС, в том числе лично с замглавкомом по тылу генералом И.А. Пеньковским, Тыла Вооруженных Сил, ГлавКЭУ, - их поддержка очень важна. Вот и переезд управления академии из Петровского путевого дворца в другое здание, его обустройство было бы невозможно без этой поддержки.
     ...День подходит к концу. Дома Владимира Ивановича ждут супруга и дочь. Они уже привыкли, что служба занимает у главы семейства львиную долю времени, в том числе и в субботу. Но они понимают: главное, чтобы мужчина чувствовал себя на своем месте, был востребованным на работе, то есть в данном случае на военной службе.
     - После того как врастешь в свою должность, послужишь с таким замечательным коллективом офицеров, прапорщиков, служащих, как в академии, понимаешь, что от нас зависят очень многие вопросы в жизни академии, осознаешь необходимость своей работы и чувствуешь желание еще потрудиться на общее благо, - признается Владимир Иванович. Что ж, пожелаем же офицеру тыла новых успехов!


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex