на главную страницу

5 Марта 2008 года

Армия и общество

Среда

БАЗА ПОД КУРСКОМ

Ирина ЖИРНОВА, «Красная звезда». Фото Александра ЗЕМЛЯНИЧЕНКО.



Два дня командировки - малый срок, чтобы познакомиться с любой воинской частью. А если речь идет о прославленном истребительном авиационном полку с 70-летней историей, к тому же несущем боевое дежурство? Конечно, хочется рассказать об этих замечательных авиаторах более подробно, да и самой почувствовать, каково это - поднимать в небо мощные МиГи. Нас, конечно, ждали, но менять плотный график учебы не стали. И показали будни 14-го гвардейского ордена Суворова истребительного авиационного полка без прикрас, в обычном режиме.

     С Чего начинается знакомство с летчиками? Может, кто-то и сразу попадает на летное поле, а нам дали немного отдохнуть после дороги и для начала отвели в столовую. Сразу скажу: позавидовала пилотам от всей души: прекрасное, недавно отремонтированное помещение радовало глаз чистотой и уютом. Улыбчивые девушки разносили что-то очень вкусно пахнущее. На столиках - цветы, полотняные салфетки, приборы. Нам предложили столь разнообразное меню, что просто трудно было определиться с выбором. Ну а качество и салатов, и вторых блюд, и выпечки можно смело сравнить с уровнем хорошего ресторана. О чем мы и сказали офицерам, которые сидели с нами за одним столиком. Оказалось, что похвалы наши пришлись точно в цель: командир авиационно-технической базы подполковник Николай Музыченко не скрывал удовлетворения:
     - Это даже хорошо, что знакомство с полком у вас началось с летной столовой. Сами видите, что организации питания уделяем немало внимания. Отсюда и результаты. На нас, тыловиках, лежит обязанность не только накормить пилотов, но и обеспечить их всем необходимым для полетов.
     Ведь прежде чем летчик поднимет в воздух истребитель, наземные службы обязаны подготовить взлетно-посадочную полосу. И никакой снег не должен помешать выполнению поставленной задачи. А это значит, что специальная техника еще до рассвета выходит на аэродром. Руководит подготовкой аэродрома к полетам командир батальона авиационно-технического обеспечения подполковник Сергей Щепотин. В батальоне служат как контрактники, так и военнослужащие по призыву. Последних на сегодняшний день - около 80 процентов. Естественно, мы поинтересовались, как живется молодым солдатам. Подполковник Щепотин улыбнулся:
     - А давайте сходим в казармы, сами посмотрите, как у нас молодежь обустроена. Но сразу скажу: «сарафанное радио» уже давно выделяет нас в лучшую сторону. Родители призывников звонят и спрашивают, как их сыновьям попасть именно в нашу часть. Отслужившие ребята рассказывают о своем опыте, часть из них остается «на контракт».
     И действительно: почему бы не служить в такой части, где казармы больше напоминают хорошее общежитие? Новая мебель, оборудованные душевые и комнаты психологической разгрузки, светлые спальные помещения и учебные классы. Много цветов, даже птички певчие весело выводят трели, добавляя домашнего уюта.
     - К нам матери солдат приезжают, - продолжает рассказывать Сергей Щепотин, - и удивляются. Ведь дома далеко не все живут в хороших квартирах со всеми удобствами. Раньше еще и такая проблема была: приходили к нам не солдаты - доходяги какие-то. Требовалось время, чтобы привести их в норму. А к концу службы кое-кому и на диету можно было садиться.
     Мы идем вместе с офицерами по военному городку. Обширная территория только-только освободилась из-под снега. Личный состав убирает мусор, расчищает дорожки. Очень много детей и молодых мам с колясками, выгуливающих малышей.
     - У нас нет, по счастью, жилищной проблемы, - продолжает рассказ подполковник Музыченко. - Молодые офицеры и контрактники получают жилье практически сразу после прибытия в часть. Наш городок является закрытым, так что до недавнего времени было сложно решить вопрос с отселением тех людей, которые, как говорится, потеряли связь с армией. Сегодня ситуация изменилась благодаря действию программы государственных жилищных сертификатов. Есть у нас и гостиница, в которой вполне комфортно. Так что у военнослужащих, прибывающих в нашу часть, есть все возможности быстро обустроиться на новом месте и даже перевезти семьи. Есть детский садик, в котором в ближайшее время будет открыта еще одна группа. Вот школа - это наше слабое место: она расположена в трех бараках, которые требуют ремонта. Руководство Минобороны, Главное командование ВВС и местные власти обещали помочь решить эту проблему и построить в этом году новую современную школу с бассейном и специально оборудованными учебными классами. Решаем вопросы с ремонтом жилых помещений, удалось организовать бесперебойное снабжение горячей водой: она теперь подается в жилые дома не по часам, а на постоянной основе. Удалось это сделать за счет целевого финансирования: починили или заменили инженерные сети, сократили протечки. Научились сами делать мебель. Вот и в кабинете, где мы с вами сидим, вся мебель изготовлена солдатами. Как видите, она ничем не хуже фабричной, а цена значительно ниже. Собственными силами делаем и ремонт лестниц, казарменных и рабочих помещений и мебель для их оборудования.
     О деньгах офицеры стараются не говорить, но известно, что не только гражданские летчики, но и технический персонал аэродромных служб получают зарплаты, в разы большие, чем денежное довольствие военнослужащих.
     - У нас иногда складывается почти анекдотическая ситуация, - говорит Музыченко, - когда дело доходит до дополнительных выплат. Скажем, есть в авиации такая надбавка - «за работу на бетоне». По сути ее должны получать те, кто непосредственно работает на взлетно-посадочной полосе. Но у нас все с точностью до наоборот: ни один тыловик, который эту самую полосу чистит, денег за это не получает. А ведь у командира аэродромной роты нет другого места работы, кроме бетона. Финансисты плохо представляют специфику нашего труда, летного поля в глаза не видели, а посему о наших проблемах и не догадываются. Пытались объяснить - в ответ тишина. Выходит, нам надо поменять место работы, уйти в кабинеты, а на поле должны остаться только техники самолетов. Им да еще командиру хозяйственного взвода роты связи - единственным эту надбавку выплачивают.
     Есть и еще один вопрос, на который хотелось бы обратить внимание. Речь о средствах наземного обеспечения полетов - тех самых машинах, которые чистят взлетно-посадочную полосу. Техника служит не одно десятилетие, требует постоянного ремонта, ресурс выработан в среднем на 70 процентов.
     - Пока имеющиеся средства позволяют решать поставленные перед нами задачи, - говорит подполковник Музыченко, - но хотелось бы обновить парк. Мне становится обидно, когда в Курске я вижу новенькие машины, подметающие городские улицы. А на военном аэродроме мы латаем такого же предназначения машины не один десяток лет. Все-таки чистота улиц и безопасность полетов военной авиации - вещи несопоставимые, приоритеты важно расставить исходя из государственных интересов.
     Мы встретились с командиром 14-го истребительного авиаполка в день учебных полетов. По сценарию командно-штабной тренировки, которая проводилась под руководством командующего войсками Командования специального назначения, в небо предстояло подняться двум самолетам для перехвата воздушных целей условного противника на заданных рубежах. Юбилей юбилеем, но боевую учебу никто не отменял, а посему в привычном режиме шли предполетные указания, которые давал командир полка полковник Олег Лашкевич. Метеорологи предупреждали о сложных погодных условиях: сильный боковой ветер, низкие и мощные кучевые облака, да и птиц собралось в районе аэродрома слишком много. Но боевые действия нужно вести в любую погоду, а посему необходимо тренироваться, учитывая все возможные варианты. Что и было продемонстрировано со всей очевидностью: сначала в небо взмыла первая крылатая машина, за штурвалом которой находился летчик 1-го класса подполковник Николай Николаев, а через некоторый промежуток времени - второй истребитель подполковника Алексея Злодыря, тоже пилота 1-го класса. Смотреть на старт этих великолепных машин можно бесконечно: серебристая «птица» стремительно разгоняется и плавно отрывается от бетона. Кажется, что воздух подхватывает ее и несет ввысь, но самолет закладывает виражи, послушный железной воле пилота, выполняющего все указания «земли». Руководитель полетов подполковник Игорь Шаланков предельно сдержан и немногословен. На СКП (стартово-командном пункте) идут четкие доклады различных специалистов, на связи пилоты, которых «земля» ведет в соответствии с полетным заданием и поступающими вводными.
     Во время паузы расспрашиваю офицеров о жизни, об особенностях службы в полку. Мои собеседники не скрывают гордости: полк уже не первый год в числе лучших по многим показателям. В 2006 году он не только занял первое место в 16-й Воздушной армии и среди частей Командования специального назначения, но и стал лучшим полком в Военно-воздушных силах. В том же году полк проверила комиссия Военной инспекции Минобороны России. Выполнялись пуски управляемых ракет на полигоне Ашулук. В процессе проверки определялась способность части выполнять боевую задачу по предназначению в условиях, максимально приближенных к боевым. Итог проверки - оценка «отлично». Особо комиссия отметила работу офицеров командного пункта и группы руководства полетами.
     - Наш полк, - говорит полковник Лашкевич, - принимает непосредственное участие в деле укрепления боевого содружества с нашими ближайшими соседями. В июне 2006 года участвовали в совместном российско-белорусском командно-штабном учении «Щит Союза-2006», в ходе которого полк перебазировался на аэродром Барановичи, а затем приступил к совместному с белорусскими коллегами боевому дежурству в объединенной системе ПВО. В минувшем году полк посетила комиссия ОБСЕ по контролю за обычными вооружениями. Ознакомившись с положением дел в гарнизоне, представители различных стран, входивших в состав комиссии, единодушно отметили не только высокий уровень боеготовности нашей части. И хотя по итогам боевой подготовки наш полк уступил 47-му отдельному гвардейскому разведывательному авиаполку, но по ряду показателей мы держим пальму первенства.
     Люди в погонах всегда отличались активной жизненной позицией. Курские летчики - не исключение: они поддерживают тесные связи с региональными органами государственной власти и органами местного самоуправления. Это и проведение выборов в областную думу, и вопросы благоустройства военного городка, развитие материальной базы школы и детского садика, организация транспорта от городка до Курска, трудоустройство жен военнослужащих и многие другие проблемы, решение которых невозможно без тесного взаимодействия. Меценаты Курской области помогают командованию полка в проведении детских утренников, концертов и спортивных соревнований.
     - Изо дня в день наш полк несет боевое дежурство, - говорит Олег Лашкевич, - цель которого - обеспечение безопасности экономических объектов, АЭС и других жизненно важных для страны элементов инфраструктуры, а также прикрытие других родов авиации (бомбардировщиков, военно-транспортных самолетов). Долг и дело чести всех летчиков нашего полка - образовать надежный заслон, щит от любой возможной агрессии. Поэтому особенно предметно занимаемся подготовкой молодых летчиков. Часть из них училась на других типах самолетов, так что служба начинается с переучивания. Определяющими здесь являются желание и целеустремленность самих пилотов: при наличии этих качеств уже через небольшой промежуток времени они получают «добро» на взлет. Но пройдут годы, прежде чем военный летчик станет настоящим асом, способным решать практически любые задачи в воздухе. Именно такие пилоты и составляют костяк нашего полка. Без преемственности поколений трудно рассчитывать на динамичное развитие и высокие показатели в боевой подготовке. Вы сами видели, как проходят наши учебные полеты, как следят за всем происходящим не только те специалисты, которые непосредственно задействованы в тренировке. Подробный разбор полетов доводится до всех военных летчиков, ошибки учитываются и исправляются, что способствует повышению уровня мастерства всех.
     Быть на передовых рубежах - это нормальные будни 14-го гвардейского истребительного авиационного полка. Если посмотреть на карту его боевого пути, то можно сравнить ее с ладонью много повидавшего и пережившего человека. Линии судьбы пересекаются, обозначая важные вехи истории, которая, можно сказать, только начинается, несмотря на семь десятилетий в строю. Это линии мудрости, которые связали воедино историю нашей Родины и сердца сотен военных летчиков, которые защищали ее свободу и независимость в огненные военные годы. Они передали эстафету молодым коллегам, сумевшим не только не растерять боевые традиции, но и приумножить опыт и мастерство военных асов. Формируются военные летные династии, отцов за штурвалом меняют сыновья и внуки. Романтика высокого неба и сверхзвуковых скоростей по-прежнему манит молодежь.
     Так уж вышло, что люди одной из самых мужественных профессий будут праздновать юбилей в канун сугубо женского праздника 8 Марта. Соберутся ветераны, представители командования, многочисленные гости, которые вспомнят вехи истории полка. Мастерство пилотирования продемонстрируют знаменитые «Русские витязи», а боевые истребители можно будет посмотреть вблизи на земле.
     - Для нас этот юбилей, - говорит командир 14-го гвардейского иап полковник Лашкевич, - не просто круглая дата, но серьезный повод подвести некие итоги и наметить планы на будущее. Мы мечтаем о боевых машинах нового поколения, которые позволят нам еще лучше выполнять поставленные перед нами задачи. Надеемся, что уже в обозримом будущем профессия военного летчика по всем параметрам станет в полном смысле слова элитной. А пока будем продолжать честно служить Родине, охранять мирный труд нашего народа и крепить боевую подготовку. В нашей профессии много романтики, но немало и рутинной работы. И очень важно за монотонностью будней разглядеть то живое и воодушевляющее, что дает стимул военному пилоту не останавливаться на достигнутом, стремиться к новым победам и снова и снова подниматься в небо, которое должно оставаться мирным.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex