на главную страницу

14 Марта 2008 года

Армия и общество

Пятница

ВОЕННАЯ СЛУЖБА НА ВАЛААМЕ

Сергей ВОЛЬЧЕНКО. Олег ПОЧИНЮК, «Красная звезда». Санкт-Петербург — Валаам — Санкт-Петербург.



Остров Валаам - место, где дислоцируется особая радиотехническая рота ПВО. С 1995 года она комплектуется с учетом специфики здешних мест - Святая земля. И служба здесь хотя и обычная, но имеет свои особенности.

     
Первый устав — монастырский

     До середины 90-х годов прошлого века боевое дежурство на Валааме несли обычные солдаты - как везде. Порой в эту роту командование части «ссылало» неблагополучных военнослужащих-срочников, к примеру любителей самовольных отлучек. Логика простая: с острова далеко не убежишь. Да и в самоволку здесь идти в принципе некуда: 28 квадратных километров суши, а вокруг просторы студеного Ладожского озера.
     Тринадцать лет назад во время встречи министра обороны России с Патриархом Московским и всея Руси родилась идея укомплектовать на Валааме роту монастырскими послушниками. В порядке эксперимента. По церковной традиции - исключительно на добровольной основе. Сейчас уже можно говорить, что эксперимент этот удался.
     - Хотя на Валаам приходят служить в основном верующие, иногда командование бригады само присылает пополнение с материка, - говорит представитель военного синодального отделения РПЦ иеромонах Парфений. - Среди этих ребят встречаются атеисты. Правда, к концу службы никто из них себя таковыми не считает - происходит изменение мировоззрения. Причем выбор всегда добровольный. Так, например, несколько месяцев назад прошел обряд крещения сам командир роты. К этому шагу он шел долгих два года - с назначения на эту должность.
     Так кто же сейчас служит в этой части? Командир роты майор Александр Мачикин рассказал, что это главным образом достигшие призывного возраста монастырские послушники. Каждый из них прибыл сюда по рекомендации своего духовного наставника на монастырских подворьях Сортавалы и Санкт-Петербурга.
     До того как пойти служить, эти юноши прошли монастырское послушание от полугода до года. Нагрузки большие: послушники встают задолго до восхода солнца, а ложатся за полночь. Для того чтобы испытать будущих солдат, послушания принято давать потруднее. Будущие воины могут трудиться на рыборазводном заводе, каменоломне и в других местах, где далеко не каждый их сверстник согласится работать, к тому же бесплатно. Если призывник выдерживает испытание, то монастырь ходатайствует перед военным комиссариатом о зачислении новобранца в эту часть. Такой вот отбор.
     Надо ли говорить, что молодые люди, выдержавшие суровые монастырские послушания, с армейскими нагрузками определенно справляются? В принципе, по мнению многих солдат, монастырский устав не слишком отличается от армейского. Получается, что ребята проходят своеобразный курс молодого бойца задолго до призыва в армию.
     Сам путь в роту привычный. Юношей призывает военкомат, со сборного пункта - в учебную часть. После подготовки по военной специальности - служба на острове.
     
Иконы в комнате досуга

     Служба в части организована по уставу. Офицеры здесь - обычные, обмундирование - как у всех военнослужащих, никакого церковного облачения. Вопрос о том, не мешает ли вера в Бога брать в руки оружие, вызвал у ребят лишь улыбки. А как иначе, если православные люди всегда защищали Русь-матушку.
     Вокруг военного городка на Валааме - только лес. Хотя городок - это, скорее, преувеличение. Всего два дома: казарма и столовая в одном, баня - в другом. Да еще подсобные помещения: склад и котельная (топят в ней углем).
     Прямо напротив казармы строится небольшая церквушка в 72 квадратных метра. Но освящать будущий храм и закладывать первый камень в основание алтаря в августе 2005 года приезжали Патриарх Московский и всея Руси Алексий II и нынешний первый вице-премьер Правительства России Сергей Иванов, который в ту пору руководил российским военным ведомством. С тех пор церковь в честь святого Георгия Победоносца строится ударными темпами.
     Не так давно прошел обряд освящения куполов, которые будут установлены на строящемся храме. Иеромонах Парфений произвел необходимый ритуал и поздравил всех присутствующих. В священнодействе приняли участие помощник командующего 6-й армией ВВС и ПВО подполковник Андрей Григорьев и предприниматель из Сортавалы Сергей Львов - за его счет ведется строительство. И, конечно, все военнослужащие, свободные от боевого дежурства. Уже в нынешнем году в храме пройдут первые службы.
     Хотя и в расположении заметны следы церковного присутствия. В комнате досуга, что находится в солдатском общежитии, один угол выделен под алтарь и иконостас, на полках аккуратно стоят книги с православной литературой. А в холле рядом с портретами выдающихся полководцев - лики святых.
     В распорядке дня лишь одно отличие от предписанного уставом: сразу после подъема и перед отбоем по пять минут отведено на молитву.
     Командование всячески содействует связям роты с расположенным на Валааме Спасо-Преображенским мужским монастырем. Помимо своего значения для Православной церкви, он - памятник русской истории. Основанный не позднее XIV века новгородцами, он много раз отражал нападения шведов, а в 1611 году даже был разорен ими. В 1715 году восстановлен. В годы войны здесь находилась знаменитая школа юнг.
     С 1991 года священнослужители монастыря осуществляют духовное окормление православных воинов, приезжая к ним в гости и принимая их у себя.
     В воскресенье до 30 процентов личного состава роты отпускают в увольнение в монастырь. Солдаты и сержанты участвуют в воскресной службе и за беседой разделяют трапезу с братией. А в подразделение приходят на экскурсии послушники монастыря, которые в ближайшем будущем должны достичь призывного возраста. Солдаты с удовольствием рассказывают об особенностях службы, делятся своими впечатлениями.
     
Устав и Библия рядом

     Соединение ПВО, куда входит эта часть, традиционно среди благополучных. А в самой роте вообще ни разу не было нарушений воинской дисциплины. Что такое «дедовщина», ни офицеры, ни солдаты не знают. В основу взаимоотношений здесь положены библейские заповеди - попросту не возникает почвы для конфликта. За два с лишним года службы в этой части майор Мачикин не помнит случаев пьянства, неуставных взаимоотношений или других грубых проступков.
     - Люди отличаются исполнительностью, безотказные. Подходят очень ответственно к поставленной задаче, работе, - говорит он.
     Может показаться, что служба на Валааме - не сахар, а мед. Но это не так. Летом, конечно, прекрасно - природа в этих местах великолепная: Ладожское озеро, сосновый бор, ласковое теплое солнце. Туристов много - теплоходы пришвартовываются один за другим. Зато зима сложная - часто сильный ветер, мороз не редкость. Замерзнуть не дает своя котельная, а топливом запасаются еще с лета.
     Еще одной сезонной проблемой является связь с материком. После окончания навигации выбраться с острова очень трудно: озеро замерзает, по льду не поедешь. Только вертолетом. Бывает, что винтокрылая машина по нескольку недель не прилетает на остров. Например, прошлой зимой был случай, когда после длительного перерыва воинам и монахам доставили с Большой земли целых шесть тонн посылок, газет и писем!
     Офицеры подразделения не устают подчеркивать: подразделение хоть и специфическое, но выполняет обычные армейские задачи. Здесь нет монастырских послушников - есть только солдаты. Кстати, батюшки, занимающиеся пастырским окормлением валаамской радиотехнической роты, - желанные, но все-таки только гости подразделения. Объект-то режимный. Без разрешения командования на территорию подразделения никто не имеет права зайти.
     Выходные ребята проводят, как и в любой другой воинской части. В комнате отдыха стоят DVD-проигрыватель, телевизор, музыкальный центр. Кино солдаты смотрят самое разное - от боевиков до комедий.
     В почете спорт. Занимаются им как в расположении, так и за его пределами. В частности, в минувшем сезоне на чемпионате по футболу среди местных жителей «военная» команда заняла почетное второе место.
     Вопреки слухам после увольнения в запас солдаты православной роты не обязаны становиться монахами. По словам командира роты, всего около 20 процентов уволившихся военнослужащих поступают в духовную семинарию, остальные продолжают вести мирскую жизнь. Например, заместитель командира взвода сержант Никита Родоманов собирается поступать в МГИМО. Для этого ему из дома отец присылает необходимые учебники - готовиться к вступительным экзаменам. Другие воины также находят время для самообразования.
     Командование части в лучшую сторону выделяет рядовых Андрея Петрухина, Артема Смирнова и Павла Хвиля, которые отлично выполняют свои обязанности и товарищам успевают помочь словом и делом. Отдельно хочется сказать о старшине роты старшем прапорщике Анатолии Головии, на чьих плечах лежит все ротное хозяйство.
     Перед нашим отъездом из этого подразделения общую просьбу высказал замкомвзвода сержант Никита Родоманов:
     - Не пишите, пожалуйста, про нас, что мы какие-то монахи. А то приезжали к нам гражданские журналисты, потом невозможно было читать их материалы. Понапридумывали, что мы только и делаем, что молимся, а боевой подготовкой вообще не занимаемся. Вы же сами видели, как мы живем и несем службу. Все по уставу, как положено.
     На снимке: на освящении куполов будущего храма (слева направо) подполковник Андрей ГРИГОРЬЕВ, иеромонах Парфений, Сергей ЛЬВОВ и майор Александр МАЧИКИН.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex