на главную страницу

19 Марта 2008 года

К 90-летию ЛВО

Среда

РИТМ

Олег ПОЧИНЮК, «Красная звезда».
Фото автора.



Частенько навещать 138-ю гвардейскую отдельную мотострелковую бригаду заставляет сама жизнь. Это соединение первым в Ленинградском военном округе (ЛВО) перешло к комплектованию на контрактной основе, здесь то и дело проверяются новые подходы к организации боевой учебы. Словом, тут своя достойная внимания специфика, весьма напряженный ритм службы и жизни. Чем сегодня живет соединение?

     
Полигонные нюансы


     Несмотря на то, что накануне договорился с командиром бригады гвардии полковником Александром Романенко встретиться ближе к полудню в штабе соединения, там его не застал.
     - Командир на полигоне, - прояснила молодцеватая сержант - дежурная по штабу. - К 16 часам вернется, можете подождать.
     Ну уж нет: как известно, нет ничего хуже, чем ждать и догонять. Отправился с оказией на полигон. Все равно в плане было знакомство с учебной материально-технической базой соединения.
     Небольшая предыстория. Эта база досталась бригаде в декабре 1997 г. в наследство: 138-я бригада стала преемницей 45-й гвардейской мотострелковой дивизии. Перед реорганизацией бывал здесь часто - части соединения принимали непосредственное участие в первой кампании в Чечне, в миротворческих операциях сразу в нескольких «горячих точках». Поэтому и ритм боевой учебы и службы в целом был очень напряженный.
     За полигоны тогда непосредственно отвечал мой давний знакомый - замкомдива гвардии полковник Михаил Малофеев, ставший впоследствии Героем России. Ему приходилось буквально разрываться: огромное полигонное хозяйство требовало постоянного внимания, так как помимо плановой боевой учебы на нем проходили всевозможные сборы и показные занятия самого разного уровня. Помню, сразу после последнего перед реорганизацией дивизии полкового учения в конце 1997 г. сказал Михаилу Юрьевичу, что, видимо, «ужавшемуся» до бригады соединению такое количество объектов на полигоне не понадобится. На это он ответил:
     - Для меня такой арифметический подход неприемлем. Пока есть хоть какая-то возможность, ни от чего отказываться не будем. Уверен: имеющаяся база еще пригодится.
     Жизнь подтвердила: не напрасно и он сам, став командиром бригады, и его преемники не спешили расставаться с «лишними» полигонными объектами. Особенно востребованными они стали после полного перехода соединения на комплектование по контракту.
     - Конечно, в конце 90-х содержать такую базу было нелегко - кое-что пришло в упадок, - рассказал мне начальник полигона бригады гвардии майор Иван Кудряшов, который вот уже седьмой год на этой должности. - Но за последние годы все, что в наших силах, привели в порядок.
     Особенно ударными темпами велись работы в 2006-2007 годах, когда ритмично поступали средства по Федеральной целевой программе по переводу частей и соединений на контрактный принцип комплектования. Да и в целом в прошлом году боевая подготовка была профинансирована в полном объеме. Выходит, нет проблем?
     - Новые объекты нам пока не нужны, но сейчас наиболее актуальный вопрос - капитальный ремонт имеющихся силами специализированных строительных организаций, - считает заместитель командира бригады гвардии полковник Владимир Смоляков. - Зданиям по 25-30 лет, и назрела пора дать им «второе дыхание».
     С этим нельзя не согласиться. Сам видел, что кровля на винтовочно-артиллерийском полигоне требует замены. И в ремонте нуждается не только этот объект. Затраты - не на один миллион, но это действительно назрело: если не принять мер сейчас, работы впоследствии обойдутся гораздо дороже.
     По мнению гвардии полковника Смолякова, есть и насущные вопросы меньшего масштаба. Так, пора заменить имеющиеся подъемники на полигоне на более современные. Мало того, что они старые и явно выработавшие ресурс, так еще и на заводах не достать для них запчастей: такие уже не выпускаются. Кое-чем помогают свои умельцы и рационализаторы, но латание дыр - не метод. Тем более что новые наработки имеются: замкомбрига сам не так давно видел их в деле на показном занятии в СКВО. После замены подъемников с тем же попаданием воды в кабели не пришлось бы бороться: именно по этой причине на занятиях замыкает мишенные поля. Пока чинят, уходит учебное время.
     В соединении надеются, что увеличение финансирования боевой подготовки поможет решить перечисленные проблемы. Плюс удастся продолжить движение в столь перспективном направлении, как насыщение УМТБ тренажерами.
     - Просто душа радуется, когда поступают очередные комплекты, - не скрывал удовлетворения гвардии майор Кудряшов. - Это не только современный подход к обучению - он и более экономичный. К примеру, занятия с механиками-водителями МТЛБ на тренажерах позволяют экономить горючее и смазочные материалы, не снижая КПД самих тренировок. Сейчас к нам поступили тренажеры для механиков-водителей танков. По ходу их эксплуатации разработчики и производители просят присылать свои рекомендации по дальнейшему их усовершенствованию. То есть внедрение новинок и для нас - процесс творческий.
     Больное место этого полигона - нехватка личного состава. Под началом Кудряшова менее 20 человек, что явно недостаточно, учитывая интенсивность занятий одновременно на всех участках. Более того, не так давно хозяйство пополнилось еще одним меньшим полигоном по соседству - стало еще сложнее везде успевать. На мой вопрос, как сказался переход на контрактный принцип комплектования, офицер ответил так:
     - Стало хуже, - и, поймав мой недоуменный взгляд, пояснил: - Прежде я из очередного призыва брал десять солдат-срочников и спустя некоторое время тех, кто явно не справлялся, мог заменить - никто из начальства против такой ротации особо не возражал. На обучение и ввод в курс дела новичку требовалось минимум полгода. Теперь же с солдатом-контрактником изначально подписывается контракт на конкретную должность в полигонной команде и никуда его даже при явной профнепригодности мне не деть - командование взяло определенные обязательства перед человеком. Нет, я не о том, что солдат этот обязательно нерадивый - просто тут надо разбираться в технике, быть отчасти «кулибиным», прикипеть к полевой жизни. Опять же труд контрактника строго регламентирован: режим службы и отдыха требуется соблюдать. Но ведь полигон должен круглосуточно функционировать...
     Выход? Гвардии майор Кудряшов видит его в более качественном целевом отборе подходящих людей еще на стадии районного военкомата или окружного учебного центра. Практика показывает, что кандидат на эту контрактную должность обязан как минимум иметь диплом профессионального училища (радиотехника, электромеханика и т. п.), а еще лучше - профильного техникума. Увы, «чистые» выпускники окружного учебного центра не всегда удовлетворяют предъявляемым требованиям. Возможно, вариантом стало бы приглашение на часть должностей полигонной команды тех солдат по призыву, которые окончили электротехнические вузы, - такие совсем скоро начнут прибывать в войска. По большому счету им не требуется полугодовое пребывание в «учебке» - после месячного «приведения к нормальному бою» и принятия военной присяги можно было бы направлять их на полигон.
     Обсуждаемый сейчас вариант с комплектованием полигонных команд гражданскими специалистами и у Смолякова, и у Кудряшова энтузиазма не вызывает. По их мнению, это «мертворожденное» дитя: слишком много «но». Так, явно не прельстит местных жителей (а иные не поедут из-за проблем с транспортом) нынешняя зарплата: кто пойдет на 3,5 тысячи рублей, если на близлежащих предприятиях сулят по 15-20? Да тот же солдат-контрактник получает втрое больше. Опять же ненормированный рабочий день: стрелять и водить на полигоне нужно постоянно, в том числе ночью. Да и воскресенья то и дело приходится прихватывать: в понедельник все начинается сначала, а одной субботы подчас маловато для подготовки.
     Вполне возможно привлечение гражданских специалистов на время: по трудовому договору для устранения серьезных неисправностей, реконструкции оснащения объектов или наладки оборудования. Такая практика оправданна и должна внедряться шире - толковый электромеханик всегда отработает вложенные деньги. Особенно это актуально в подготовительный период: объем работ тогда возрастает.
     - Полигон - это фундамент, на котором строится боевая подготовка, - говорит гвардии полковник Смоляков. - Совершенствование навыков любого специалиста, будь то командир танка, наводчик-оператор или механик-водитель, требует проведения каждого занятия на должной высоте - на пальцах тут мало что объяснишь. К тому же заметили: контрактники гораздо более мотивированы на повышение классности - это сказывается на величине их денежного довольствия, а значит, заниматься они стараются без каких-либо послаблений. Поэтому и мы должны имеющуюся базу не только поддерживать в рабочем состоянии, но и обновлять, наращивать - нельзя топтаться на месте.
     
«Большой счет» комбрига

     Давно известно: мелочей в боевой подготовке не бывает. И то, что командир бригады лично следит за тем, как идут занятия по слаживанию отделений, вовсе неудивительно. Этот этап - один из основополагающих: научится солдат в бою чувствовать плечо сослуживца, а отделение действовать как одно целое - дальше будет легче. Тем более что одновременно военнослужащие-контрактники совершенствовали навыки и в тактической, и в огневой подготовке.
     Застав на одном из участков гвардии полковника Александра Романенко, поздоровался с ним, как со старым знакомым. Это действительно так: познакомились еще в середине 80-х годов - вместе начинали службу в Группе советских войск в Германии.
     ГСВГ была хорошей школой для любого офицера: боевая учеба в группе войск велась круглосуточно, и что такое «профессиональный подход» к ней, лейтенанты уясняли с первых месяцев службы. К тому же Романенко служил в одном из элитных соединений, где требования и к личной подготовке, и к выучке подчиненных были весьма высоки.
     По случайному совпадению и в ЛВО я встретился с Романенко два с половиной года назад в первый день его прибытия в это соединение: он был только-только назначен его командиром. Естественно, узнали друг друга, хотя и прошло 20 лет. Предвидя мой творческий порыв, новоиспеченный командир бригады сразу предупредил:
     - Пока обо мне лично ничего писать не нужно, сначала хочу зарекомендовать себя в новой должности. Что-то удастся по большому счету сделать, тогда можно и о моих персональных заслугах упомянуть.
     С тех пор не раз, как мне казалось, в этот «большой счет» добавлялись все новые строки, а «добро» на пространное интервью или очерк Романенко не давал. Почему? Ведь это при нем бригада полностью с 1 января 2007 г. перешла на комплектование военнослужащими, проходящими службу по контракту. При его непосредственном участии этот по сути новый для Вооруженных Сил механизм заработал как часы: с насыщенной боевой подготовкой, четким несением службы, отлаженным бытом. Чего стоит только «пережить» за эти годы массу комиссий и проверок! Но, бывая в соединении регулярно и то и дело пересекаясь с Романенко, то самое «добро» от него не получал - куда чаще писал о его заместителях и других военнослужащих бригады.
     Вот и на этот раз курировать меня выпало заместителю по воспитательной работе гвардии полковнику Георгию Павлову. Правда, прежде вместе с Романенко посмотрели, как и на этот раз уверенно действовали в поле подчиненные гвардии капитана Владимира Смирнова.
     - В соединении есть офицеры и прапорщики, имеющие боевой опыт, - по ходу комментировал комбриг. - Их не нужно заставлять серьезно и вдумчиво относиться ко многим нюансам в проведении занятий. Реальный противник не прощает ошибок и расхлябанности, постоянно должна быть максимальная собранность. И в этом плане в соединении у меня все - единомышленники.
     Законом в частях и подразделениях бригады стало неукоснительное выполнение намеченного - ни одно из запланированных мероприятий в программе боевой подготовки не должно быть сорвано: начиная с боевой стрельбы отделений и заканчивая полноценными тактическими учениями. Такой подход позволил за минувший учебный год заметно поднять планку полевой выучки. Так, в ходе учений идет комплексное обучение зенитчиков, разведчиков, саперов, химиков, отрабатываются нормативы по эвакуации раненых. То есть коэффициент полезного действия учебного боя здесь стремятся довести до максимума.
     Помимо всего прочего, военнослужащие получают важные навыки для выполнения задач при проведении мероприятий миротворческого характера и противодействия терроризму. В частности, по нейтрализации террористических групп. Совсем недавно они успешно отрабатывали эти задачи на совместном российско-шведском учении «Снежинка-2007».
     Большое внимание уделяется методической подготовке не только офицеров, но и прапорщиков. Так, в январе с этой категорией был проведен недельный сбор. Как рассказывал мне один из его участников командир взвода технического обеспечения гвардии старший прапорщик Ариф Новрузов, такие лекционные и практические занятия по основным дисциплинам командирской подготовки потом становятся большим подспорьем в работе с подчиненными. И даже при наличии большого опыта всегда найдется что почерпнуть, учитывая нынешнюю службу с контрактниками.
     
Крыша дома твоего

     С гвардии полковником Павловым едем в военный городок смотреть жилищные условия контрактников. С новыми общежитиями все ясно - проект изначально предусматривал создание комфортных условий проживания. А как обстоят дела с переоборудованием старого жилого фонда?
     Заходим в одно из реконструированных зданий. В свое время мне уже приходилось здесь бывать, а потому контраст особенно разительный. Действительно, произошла отнюдь не механическая «смена вывески»: вместо некогда привычной казармы попадаешь если не в домашнюю, то в близкую к таковой обстановку. В уютных, светлых, полностью обставленных мебелью комнатах располагаются, как правило, по четыре человека. Душевые, умывальники, туалеты - все в лучшем виде. Видно, что жильцы определились с интересами и во внеслужебное время: у кого-то в комнате видим музыкальный центр, у кого-то - телевизор или компьютер.
     Невольно сравнил со своей лейтенантской молодостью в схожем лесном гарнизоне: вполне жить можно. Опять же размещаются в таких условиях в основном 19-20-летние парни, у которых еще все впереди. Для холостяков - более чем приемлемая обстановка.
     Кстати, отсюда и «задание на завтра». Не секрет, что любой командир заинтересован в том, чтобы нынешний солдат или сержант заключил контракт повторно, а в идеале служил как можно дольше. Ведь через три года он только-только станет настоящим профессионалом, готовым к выполнению практически любой задачи. Если такой человек уйдет, то на его место в большинстве случаев придет слабо обученный солдат, и все, отец-командир, начинай сначала. К чему это я? К тому, что нужны семейные общежития, а в идеале - добротная служебно-должностная жилплощадь. Ведь в этом гарнизоне и снять квартиру проблематично, и на ипотеку ставку делать нельзя: до города не ближний свет. Хотя понятно: Москва не сразу строилась, необходимо время.
     Зато в отношении питания военнослужащих вопрос решен. Здесь при переходе на обслуживание контрактников изначально было два требования: первое - качественное улучшение питания, второе - создание условий для того, чтобы освободить личный состав от несения службы в наряде по столовой. Сразу двух зайцев убили, передав солдатскую столовую в ведение управления торговли округа. Теперь здесь только гражданский персонал, значительно улучшилось качество питания, да и интерьер залов, обслуживаемых официантками, изменился. Ну и сам ассортимент: к привычному солдатскому меню добавилось порядка 40 новых блюд. В результате - совсем другое настроение у людей.
     Кстати, решен и вопрос с питанием офицеров: для них работает своя столовая. Проверил лично: полноценный обед из салата, первого и второго блюд плюс компот стоит 50 рублей. По словам заведующей столовой Марины Улановой, завтраки и ужины еще дешевле. Для сравнения: в близлежащем общепите тот же обед обошелся бы втрое дороже.
     
Расписание на завтра

     Понятно, что бытовые условия должны работать на решение главной задачи - способствовать повышению боеготовности. Тем более что сегодня в соединение приходит значительная доля контрактников не только сразу после окончания учебного подразделения, но и призванных из запаса. Кроме того, служат и несколько десятков человек - представителей других республик СНГ.
     - Желающие подъезжают регулярно, - рассказывает Павлов. - Причем не только солдаты и сержанты запаса, но и прапорщики. Не так давно приезжали из Украины: там в армии сейчас идут сокращения, и люди готовы служить в России. Стимул не только чисто денежный - для многих привлекательна возможность через три года получить российское гражданство.
     Хотя, конечно, желание желанием, а отбор достаточно строгий - балласт никому не нужен: анкетирование, психологические тесты и т. д. Одним словом, система сложилась. К примеру, если при всех прочих профессиональных достоинствах солдат неуверенно говорит по-русски, то такому путь заказан.
     Не скажется ли сокращение срочной службы до одного года на количестве желающих стать контрактниками из числа солдат-срочников, велик ли будет соблазн после «учебки» еще полгода отдать войскам и уволиться, покажет время. Сейчас порядок «доведения до кондиции» выпускников ОУЦа отработан.
     - Опыт обучения недавних выпускников учебных подразделений у нас накоплен богатый, - рассказывал мне заместитель командира роты по воспитательной работе гвардии лейтенант Андрей Киселев. - В частности, те сержанты и солдаты, которые призваны из запаса, помогают офицерам и сержантам, передают свой опыт. В итоге рота постепенно выходит на одинаковый для всех достаточно высокий уровень подготовки. Могу сказать, что в целом у контрактников чувствуется совсем иной подход к делу: люди сами стремятся поскорее стать профессионалами. Наша же задача - создать для этого условия. Когда человек с увлечением занимается освоением специальности, осознает ее важность, тогда и подход будет профессиональным, и планы появятся соответствующие.
     В тот день вместе с гвардии полковником Георгием Павловым побывал на полевых занятиях у мотострелков, танкистов, зенитчиков и артиллеристов, в непринужденной обстановке пообщался с контрактниками. Везде напряженная учеба, никаких заминок с обеспечением, каждый знает свою задачу и четко ее выполняет.
     - Учебный год расписан, и командиры всех частей и подразделений знают, чем будут заниматься, - подытожил, прощаясь, гвардии полковник Романенко. - У каждого свой четкий вектор, направленный на оптимальный результат. Уверен, что нам и дальше удастся выдержать ритм боевой учебы, планомерно брать один рубеж за другим. Ведь мы должны не на словах, а на деле отвечать предназначению соединения постоянной готовности.

     На снимках:
     Гвардии полковник Александр РОМАНЕНКО.
     Гвардии капитан Владимир Смирнов
     с подчиненными готов к полевому выходу.
     Экипаж за работой.
     Разведчики на полосе препятствий.



Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex