на главную страницу

19 Марта 2008 года

Армия и общество

Среда

ИХ ЖДУТ ПОХОДЫ

Капитан 1 ранга Андрей ГАВРИЛЕНКО, «Красная звезда».




     19 марта 1906 года указом императора Николая II были созданы подводные силы Балтийского моря с базированием первого соединения подводных лодок в военно-морской базе Либава. С 1996 года в соответствии с приказом главнокомандующего Военно-морским флотом этот день считается официальной датой рождения подводных сил Российского флота и празднуется как День моряка-подводника.
     По указу Николая II в состав Российского флота были включены 10 подводных лодок. Первая из них — «Дельфин» — была построена на Балтийском заводе. Русско-японская война стала первой в мировой истории, в которой принял участие еще официально не признанный, но уже озадачивающий противника новый класс военных кораблей — подводные лодки.
     В 1908 году в официальном докладе морского ведомства на одном из международных конгрессов отмечалось: «Если в надводном флоте очень желательны спокойные, хладнокровные люди, то в подводном они необходимы. На надводных судах много посредственных и даже плохих командиров плавали всю свою жизнь, и весь вред от их неумелого управления и неуверенности выражался в поломанных шлюпках и порванных снастях. На подводной же лодке плохому командиру, может быть, в первый же раз придется ценой своей жизни уплатить за ошибку!» И с этим не поспоришь. В Первую мировую войну субмарины уже широко применялись для борьбы на морских коммуникациях. К концу войны подлодки окончательно сформировались в самостоятельный род сил ВМФ, способный решать как тактические, так и некоторые оперативные задачи.
     За период с 1930 по 1939 год для флота СССР было построено более 20 больших, 80 средних, 60 малых подводных лодок и 20 подводных минных заградителей. К началу Великой Отечественной войны в составе четырех флотов имелось 212 подводных лодок. Организационно они сводились в бригады, дивизионы и группы. Управлял ими командующий флотом, боевой и повседневной деятельностью руководил подводный отдел флота. Задачи подлодок и районы их боевых действий определялись военным советом флота. В годы Великой Отечественной войны подводники Отечества покрыли себя неувядаемой славой. В славной летописи Военно-морского флота почетное место занимают подвиги Героев Советского Союза И. Колышкина, М. Гаджиева, Н. Лунина, А. Маринеско, Г. Щедрина.
     Переломным этапом в истории советского флота стало внедрение на подводные лодки в пятидесятые годы ядерных энергетических установок. Благодаря этому они получили практически неограниченную автономность плавания. Советский Союз построил более двухсот атомных подводных лодок различных классов.
     Сейчас в ВМФ России создана группировка подводных атомных крейсеров с крылатыми ракетами. Она способна с высокой эффективностью решать задачи поражения группировок надводных целей, в том числе авианосных соединений.
     Говоря о нынешнем состоянии боевой подготовки всего ВМФ и одной из его составляющих — флота подводного, необходимо отметить, что для военного моряка в мирное время нет более надежной, более всесторонней и эффективной проверки его профессиональной и психологической подготовки, чем маневры, учения, выполнение групповых боевых упражнений в море. Сегодня выходам кораблей в море, вылетам авиации на отработку учебно-боевых задач, на обеспечение противовоздушных учений кораблей обязательно предшествуют многократные тренировки корабельных расчетов по имитированным целям как в учебных классах, так и на корабельных боевых постах.
     Боевая подготовка Военно-морского флота строится в единстве с оперативной и мобилизационной подготовкой, при взаимном обеспечении сил (войск) ВМФ, в соответствии с утвержденными планами и направленностью, соответствующей оперативному предназначению сил.
     В целом Военно-морской флот готов выполнять все поставленные перед ним задачи. Что касается подводного флота в частности, то его боевая подготовка проводится согласно планам в соответствии с руководящими документами. Экипажи российских субмарин выполняют и ряд специфических задач.
     Уровень боевой подготовки того или иного экипажа, как и всего Российского флота, в первую очередь зависит от людей: насколько они готовы выполнять те или иные задачи. Постоянная боевая готовность — это длительный и упорный труд всего экипажа, а нарушена она может быть в результате единичной небрежности.
     В том, что тот или иной экипаж становится передовым, велика заслуга каждого его члена, но в первую очередь — командира. А что главное в его деятельности? Высокая боевая готовность вверенного ему корабля. Любой командир современного надводного корабля или подводной лодки должен понимать — это не рубеж, на который достаточно однажды выйти. Стоит командиру даже незначительно ослабить внимание к любому элементу службы, как это неминуемо повлечет за собой снижение уровня боеготовности в целом.
     В одном из учебников по тактике ВМФ говорится: «Высокая боевая готовность корабля предусматривает такое состояние его экипажа, оружия и техники, при котором корабль способен в установленный короткий срок организованно вступить в бой и в самых сложных условиях выполнить возложенные на него боевые задачи».
     А вот что писал известный маринист Леонид Соболев: «Стойкость в морском бою, где трудно провести грань между обороной и наступлением, выражается в стремлении вести бой так, чтобы нанести кораблю противника удар, несмотря на потери в людях, несмотря на пробоины, на пожары, на выход из строя оружия. Корабль, потерявший стойкость сопротивления, превращается в беззащитную мишень. Наоборот, корабль, огрызающийся до последнего момента, может и при превосходстве противника не только сохранить себя на воде, но и одержать победу». Все это актуально и сегодня.
     Главное для командира — чтобы экипаж и корабль были в любой момент готовыми к бою. Действовать правильно и быстро при встрече с неожиданностями, при молниеносном переключении с одного вида боевой деятельности на другой и успешно выполнить любое решение командира. При этом не забывать старинные флотские правила: «Выходишь на сутки, готовься на месяц», «Как ни хороши погода и ее прогноз, готовь корабль к плаванию в штормовых условиях». А боевая стойкость экипажа немыслима без личного и коллективного умения бороться за живучесть и без хорошо отработанной взаимозаменяемости. Не может быть боевой стойкости без морально-психологической устойчивости каждого воина в отдельности и всего экипажа в целом. Об этом нельзя забывать.
     Некоторое время назад в США был опубликован доклад «Подводные лодки будущего» специального научного совета, работающего при министерстве обороны в качестве федерального консультативного органа. В нем акцентировалось внимание на том, что США придется в будущем все чаще сталкиваться с множественными одновременными динамичными и внезапными угрозами. В ближайшие 25 — 30 лет эффективность надводных кораблей вследствие повышения их уязвимости значительно снизится. А подводные силы сохранят свою неуязвимость. Американские специалисты приводили очевидные экономические выгоды содержания атомных подводных лодок с учетом их эффективности. Атомные подлодки составляют около 30 процентов от всего боевого состава ВМС, но потребляют менее 20 процентов от суммы средств, выделяемых на содержание всего флота. Стоимость эксплуатации ПЛА в год в 2 раза меньше, чем эсминца. По мнению западных аналитиков, ведущая роль подводных лодок как основы потенциала ВМС и инструмента военной политики будет только возрастать.
     Это один из важнейших выводов для понимания роли ВМФ и одной из его составляющих — подводного флота в системе национальной безопасности России. При этом решение стоящих перед флотом задач может быть обеспечено единством политических, экономических и военных усилий в строительстве, содержании и применении сил флота как в мирное, так и в военное время.
     Очевидно, что для укрепления России как великой мировой державы необходимо дальнейшее развитие ее ВМФ. Российские моряки, в том числе и подводники, будут продолжать, как и прежде, участвовать в обеспечении геополитических интересов России в Мировом океане.
     В нашей стране к флоту всегда испытывали особую любовь. И эта любовь — залог его дальнейшего укрепления и благополучного будущего. О том, что наш подводный флот будет укрепляться, говорят такие факты. В скором времени славные традиции флота России продолжит новейшая дизель-электрическая подводная лодка четвертого поколения «Санкт-Петербург», разработанная в ЦКБ «Рубин». Эта лодка уникальна по своим техническим характеристикам. У нее повышенная скрытность, большая автономность и дальность плавания, высокая надежность. По совокупности этих качеств она не имеет аналогов в мире. Новая лодка может эксплуатироваться в любых широтах, кроме районов со сплошным ледовым покровом. Субмарина предназначается для уничтожения подлодок, надводных кораблей и судов противника, защиты своих военно-морских баз, морского побережья и морских коммуникаций, а также для ведения разведки.
     В «Санкт-Петербурге» воплощено более 130 принципиально новых технических решений. Улучшенные тактико-технические характеристики позволят кораблю эффективно поражать подводные и надводные цели, а также наносить залповые ракетные удары. На субмарине установлено радиоэлектронное вооружение нового поколения на современной элементной базе, всережимный гребной электродвигатель на постоянных магнитах и аккумуляторная батарея с повышенным сроком службы. В несколько раз снижен уровень шумности субмарины, использовано новое эффективное противогидролокационное покрытие корпуса. Создана комплексная система автоматизированного управления кораблем, его боевыми и техническими средствами.
     Среди главных технических новшеств подводной лодки «Санкт-Петербург» — система спасения экипажа. Созданы более совершенные условия для свободного выхода подводника через шлюз. Стоит выделить также особую конструкцию рубки лодки, на которой находятся телескопические выдвижные антенны, в том числе радиолокации, перископ. Кроме того, рули на новой лодке расположены в рубке, а не на носу, как на предыдущих сериях, чтобы не создавать помех для гидроакустики корабля. Эта лодка — прорывной этап при создании новых дизельных субмарин. Многие технические решения, заложенные в этой подлодке, безусловно, будут использованы при строительстве новейших атомных субмарин.
     Гидроакустический комплекс, установленный на лодке, имеет в носовой оконечности высокочувствительную шумопеленгаторную антенну, площадь которой в несколько раз превышает площадь антенн подводных лодок предыдущего поколения. Навигационный комплекс обеспечивает безопасность кораблевождения и использование крылатых ракет при длительном пребывании субмарины в подводном положении. Впервые в мировой практике подводная лодка «Санкт-Петербург» оснащена системами, обеспечивающими ее экологическую безопасность. Кроме того, на субмарине внедрен комплекс мер, обеспечивающих повышение живучести корабля.
     Будут у флота и другие подлодки. За последнее время для ВМФ были заложены атомная подводная лодка «Владимир Мономах», дизельная подводная лодка нового поколения «Севастополь». В скором времени в состав флота войдут субмарины «Юрий Долгорукий», «Северодвинск»
     По сути, «Северодвинск» — это первая лодка в истории ВМФ России, которая может по праву называться многоцелевой. Она сможет решать все задачи, которые государство ставит перед морскими силами общего назначения: нанесение ударов по различным целям под водой, на воде и на суше. В строительстве корабля используются абсолютно новые и самые современные материалы.
     Так что флот наш к берегу не прирастет. Впереди у наших моряков, в том числе и подводников, новые дальние походы, новые морские мили.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex