на главную страницу

19 Марта 2008 года

Армия и общество

Среда

БИОТЕРРОРИЗМ: МИФЫ И РЕАЛИИ

Подготовил Андрей ГАВРИЛЕНКО, «Красная звезда».



Генерал-майор ветеринарной службы запаса Виталий Петрович Ветров (на снимке) кандидат биологических наук, заслуженный ветеринарный врач Российской Федерации, ветеран боевых действий, участник ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. До недавнего времени он возглавлял Ветеринарно-санитарную службу Вооруженных Сил РФ. За его плечами почти полвека работы в области ветеринарии. Он — автор более 150 научных работ, ряда книг и документальных фильмов, имеет 13 авторских свидетельств. Под его руководством определялись символика и геральдика органов государственной ветеринарной службы Российской Федерации, в том числе ветеринарно-санитарной службы Вооруженных Сил. Сегодня мы предлагаем вашему вниманию размышления В. Ветрова об одной из угроз нашего времени — биологическом терроризме.


     До начала третьего тысячелетия политики, общественные деятели ведущих стран мира рассматривали биологический терроризм как чисто теоретическое явление, не представляющее особых угроз для безопасности государства.
     После первого случая заражения сибирской язвой 11 октября 2001 года в США этот феномен стал печальным фактом, а инструменты актов биологического террора из теоретических гипотез стали страшной реальностью.
     Как считают видные ученые США в области микробиологии, вирусологии и генной инженерии, даже избирательное применение возбудителей сибирской язвы может парализовать работу медицинских учреждений любого из городов США. Особую опасность представляет то, с какой легкостью можно приобрести компоненты или даже сами биологические агенты, в том числе живые микроорганизмы, включая бациллы сибирской язвы. Сейчас известно более 500 веб-страниц, на которых предлагается купля-продажа любых штаммов микроорганизмов.
     Что же такое акт биологического терроризма? Чем привлекательны особо опасные инфекции, такие как сибирская язва, чума, ботулизм, оспа и др. для различных террористических групп против мирного гражданского населения? Ответы на эти вопросы очень просты.
     Во-первых, свободной доступностью, многие из вышеперечисленных биологических агентов сегодня можно заполучить в любом НИИ, естественно, имея к этому определенный «меркантильный интерес». Не исключается и свободный торг через Интернет.
     Во-вторых, недостаточный уровень готовности специалистов - эпидемиологов, эпизоотологов (начиная от силовых ведомств и заканчивая органами здравоохранения и ветеринарии) - к противодействию и защите от актов биологического терроризма. Слабая система существующих противоэпидемических и противоэпизоотических инструментов в структурах силовых ведомств, органов здравоохранения, МЧС РФ и других структурах. Например, в этом убедила вспышка птичьего гриппа в ряде областей РФ, когда данной проблемой стали заниматься сразу несколько государственных служб (структур), порой очень далеких от данной сферы специальной деятельности.
     В-третьих, высокая скрытность акта биологического терроризма, когда после его проведения в течение определенного времени будет отсутствовать какая-либо информация за счет так называемого отложенного эффекта в связи с обязательным инкубационным периодом при любой инфекции. Будет неизвестна этиология заболевания (конкретного возбудителя заболевания), так как эту информацию можно будет получить только после появления первых типичных случаев инфекций. Так, при использовании возбудителей сибирской язвы первые заболевшие, имеющие симптомы ОРВИ, появляются только через несколько дней.
     В-четвертых, за 2-3 дня террористы могут беспрепятственно покинуть место проведения биологической атаки и уничтожить все технические и иные средства нападения на гражданское население или домашних и диких животных. На пораженной территории начинает разворачиваться неконтролируемая вспышка инфекции неизвестной этиологии с высоким уровнем смертности как среди населения, так и среди животных.
     В-пятых, только по истечении недели, а то и двух удается установить сам факт применения биологического агента, прежде чем специалисты определят, что это был действительно террористический акт.
     О том, насколько тяжелы последствия разной «заразы» как для человека, так и в целом для страны, можно судить по таким фактам.
     В 1971 году Куба перенесла эпизоотию африканской чумы свиней, в результате которой в провинциях Пинар-дель-Рио, Гавана, Матанзас было уничтожено около 500 тысяч голов свиней, разрушена целая отрасль животноводства, нарушены экономические связи и введен запрет на экспорт мяса. Страна была обречена на полуголодный режим существования. В период эпизоотии на острове работали ведущие советские ученые, в том числе видные ветеринарные вирусологи и микробиологи, в составе государственной комиссии по ликвидации африканской чумы. Автору также пришлось заниматься отдельными вопросами в плане ликвидации последствий и профилактики подобных эпизоотий, поскольку вспышки были зарегистрированы дважды. Существует несколько версий возникновения этой эпизоотии, ранее никогда не регистрируемой на острове и вообще в Латинской Америке.
     Вот наиболее популярные из них. В качестве биологического агента был применен вирус африканской чумы свиней, не встречающийся на американском континенте. По всей вероятности, доставили его агенты ЦРУ с секретной испытательной станции, филиала Дагвейского химико-биологического полигона, с территории военной базы Ховард, что в зоне Панамского канала.
     Второй возможный вариант - завоз инфекции из Европы с продуктами животного происхождения. В конце семидесятых годов африканская чума регистрировалась в Португалии, где свиноводство как отрасль традиционно носит «выгульный» характер, т.е. вольное содержание животных и сезонный их отлов. В соседней Испании, имеющей родственные узы с кубинцами, также регистрировалась эта инфекция. У испанцев есть очень хорошая древняя традиция приготовления свиных окороков холодного копчения по особой технологии, суть которой в консервации продукта путем введения консерванта непосредственно в кровеносные сосуды накануне убитой свиньи и выдерживании окороков при невысоких температурах. Естественно, ни о каком термическом обеззараживании любого возбудителя от больного животного не может быть и речи. Не исключался и этот путь заноса вируса с продуктом национальной кухни.
     Вот пример того, насколько печальными могут быть последствия даже мелкой халатности в ветеринарном обеспечении для человеческого организма. По молодости лет, а именно осенью 1967 года, я работал ветеринарным врачом на целине, в совхозе «Кузбасс» Ленинградского района Кокчетавской области. В один из будних дней управляющий отделением обязал дать заключение по факту падежа нескольких коров. Шесть животных погибли в двух километрах от молочно-товарной фермы, и по анамнезу четко прослеживалась цепочка отравления ядохимикатами, случайно попавшими в небольшой водоем.
     Однако при вскрытии одного из трупов была обнаружена явная патологоанатомическая картина сибирской язвы, что подтвердилось лабораторным путем в районной ветеринарной лаборатории. При вскрытии присутствовал и местный забойщик скота, снимавший шкуры и ко всему тому поранивший себе ножом руку. Последствия для него были печальными. На шестые сутки после госпитализации в инфекционное отделение областной больницы он скончался. Я же переболел кожной формой, или, как ее называют, сибиреязвенным карбункулом. Течение болезни было тяжелым и продолжительным. Но, к счастью, я тогда выжил...
     Сегодня в ряде стран мира (США, Канада, Великобритания, Франция, Дания, Япония, Китай) возрастает озабоченность по поводу наличия реальной угрозы террористического применения агентов биологического оружия (АБО). Это подтверждается тем, что от различных террористических группировок исходили предупреждения о возможности применения такого оружия, а также наличия этого оружия у государств, которые причислены США и его союзниками к «террористическим»: Ирак, Иран, Сирия, Ливия и другие.
     По мнению экспертов западных стран, последствия использования биологического оружия экстремистами будут более серьезными, нежели при ведении биологической войны вооруженными силами, поскольку задача террористов не захват территории и объектов, а нанесение максимально возможного ущерба для демонстрации своей силы, запугивания населения и властных структур. Поэтому ими будут применяться наиболее опасные виды биологического оружия, вызывающие максимальные людские потери. Для эффективного противодействия террористам и разработки средств индикации и идентификации агентов биотерроризма только в США в 2001 году Управлением перспективных исследований министерства обороны (ДАРПА) израсходовано около одного млрд. долларов. Министерству обороны Великобритании в 2005 году дополнительно выделены ассигнования для активизация НИОКР по поиску новых методов защиты от биологического оружия в рамках специальной программы, реализуемой с 1999 года военно-химической лабораторией в г. Нортон Даун. Разрабатываются и совершенствуются современные методы обнаружения возбудителей особо опасных инфекций, создаются новые вакцины. Ведется поиск нетрадиционных способов вакцинации военнослужащих и гражданского населения. За последний год в ее рамках проведено более трех тысяч научных экспериментов с животными.
     Последний громкий случай появления африканской чумы (в мае-июне 2007 года) - гибель двух с половиной тысяч свиней в Гардабанском районе Грузии... Бернард Валле, генеральный директор международного эпизоотического бюро, отметил по этому поводу, что Грузия не отнеслась серьезно к предупреждению МЭБ о недопустимости перекладывания функций ветеринарного надзора на таможенные службы. В результате появились серьезные проблемы для приграничных районов РФ, республик Cеверного Кавказа, Абхазии и Осетии.
     Все это свидетельствует: как и в былые годы, спокойствие страны и ее граждан не в последнюю очередь зависит и от слаженной работы на первый взгляд незаметных специалистов - ветеринаров, в том числе в военной форме. Недаром с давних времен их называют «оберегающими человечество». А биотерроризм - не какой-то миф, а вполне реальная угроза, относиться к которой необходимо со всей серьезностью. Сегодня недооценка потенциальных возможностей новых технологий в области прикладной микробиологии и генной инженерии может привести к печальному результату, в частности возникновению крупномасштабных эпидемий и эпизоотий, индуцированных террористическими атаками...

     На снимке: Обработка животных в 30-км зоне Чернобыля.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex