на главную страницу

20 Марта 2008 года

Слово о товарище

Четверг

Наш Аркадий Федорович

Краснозвездовцы.



     11 марта в Санкт-Петербурге на 79-м году жизни скончался ветеран «Красной звезды» полковник в отставке Аркадий Федорович ПИНЧУК. Это известие отозвалось болью не только в сердцах журналистов и ветеранов-краснозвездовцев, десятков тысяч наших читателей, но и вообще - очень многих военных людей и тех, кто так или иначе связан с армией.
     Для нас, особенно старшего теперь уже поколения офицеров редакции, Аркадий Федорович изначально был жизненным ориентиром, примером человека, сумевшего подняться на воистину головокружительную высоту. В начале 1970-х, в пору нашей курсантской юности, Пинчук, тогда еще подполковник, служил постоянным корреспондентом «Красной звезды» по Прикарпатскому военному округу. Уже одна его принадлежность к центральному органу Министерства обороны - элите военной печати - для большинства курсантов факультета журналистики Львовского ВВПУ была пределом мечтаний. А ведь мы еще знали, что Аркадий Федорович - писатель, автор нескольких выпущенных Воениздатом книг; к тому же по его сценариям снимались фильмы, а на сцене многих театров - в том числе театра ПрикВО, где мы нередко бывали, - шли спектакли по его пьесам. Так что было от чего прийти в восхищение при одном только имени Аркадий Пинчук, и многие из нас даже мысленно «примеряли» его «шинель», думая о его многочисленных заслугах - мол, мне бы так...
     Между тем в характере Пинчука не было никакой «звездности» - уж мы-то, будущие офицеры-журналисты, это прекрасно видели, встречаясь с ним достаточно часто. Энергичный, шумный, разговорчивый, умеющий и любящий пошутить, он спокойно, на равных мог общаться как с солдатом, так и с маршалом, изо дня в день упорно делал черновую журналистскую работу, мотался по гарнизонам и полигонам, снабжая редакцию «Красной звезды» оперативной информацией и очерками того уровня, который называется «писательский». Его трудолюбию можно было позавидовать... К тому же он старался «подружить» с центральной военной газетой и нас, курсантов, помогал готовить заметки для курсантской полосы «Азимут» и тем самым, как оказалось, определил жизненный путь для многих.
     Уже потом, придя в «Красную звезду», - Аркадий Федорович тогда был постоянным корреспондентом по Ленинградскому военному округу, - общаясь с ним почти на равных, как коллеги и даже как друзья, потому что он умел находить друзей, мы узнали, что его блистательная жизнь была совсем не такой легкой и безоблачной, как казалось со стороны. Сын репрессированного отца, он во время Великой Отечественной войны, мальчишкой, оказался в оккупированном гитлеровцами белорусском селе, а потом, когда подошла Красная Армия, полгода прослужил в полковой разведке. Был ранен, после госпиталя входил в отряд по разминированию, однако при поступлении в артиллерийское училище все эти заслуги были перечеркнуты клеймом сына «врага народа».
     Но все-таки Пинчуку - хотя далеко и не сразу - удалось поступить в пехотное училище, потом он командовал зенитно-пулеметным и мотострелковым взводами. Не нужно объяснять, что эта служба занимала все 24 часа в сутки, но каким-то непонятным образом Аркадия Федоровича потянуло к перу, к творчеству. Проснулось в его душе что-то такое, что заставило этого в общем-то малограмотного парня - не надо забывать, что в школьные свои годы он оказался в оккупации, а двухлетний курс военного училища всестороннего образования не давал - писать заметки, репортажи, очерки и рассказы... Кстати, позднее свои пробелы в образовании он сумел ликвидировать, учась в Литературном институте. Его эрудиция, знание литературы, драматургии, истории, краеведения поражали, и разговаривать с ним на эти темы можно было часами.
     Ну а тогда - было это полвека тому назад - интерес взводного командира к журналистике заметили и нежданно-негаданно пригласили его в окружную газету. С этого и началась творческая биография журналиста и писателя Аркадия Пинчука.
     Не будем перечислять ее вехи. Еще в 2004 году в Санкт-Петербурге вышел автобиографический роман Аркадия Федоровича «Белый аист летит», и наши читатели сами все про это из него узнают... Книга очень интересная, вот только полутысячный тираж сразу же сделал ее библиографической редкостью.
     Закончив службу, Пинчук не расстался с «Красной звездой», он долго работал в ней в качестве гражданского корреспондента. При этом еще продолжал заниматься литературой, работал в питерском фонде «Победа», состоял в различных общественных и ветеранских организациях и комитетах. А еще - всерьез занялся живописью и графикой, в чем также достаточно преуспел. Можно вспомнить, что многие его очерки в «Звездочку» были проиллюстрированы портретами героев.
     Видимо, не стоит перечислять его почетные звания, полученные им награды и премии - все это известно, это осталось, вот только самого его теперь нет с нами... Аркадий Федорович умер во сне - ровно через два месяца после того, как ему исполнилось 78. Говорят, что именно так, спокойно и тихо, умирают праведники. Насколько мы его знали, праведником он не был, он любил и ценил жизнь во всех ее проявлениях. Всегда охотно и хлебосольно принимал у себя друзей и коллег - сколько вечеров многим из нас довелось просидеть, общаясь с ним и в корпункте «Красной звезды» на Литейном проспекте, и в его уютной квартире с видом на Фонтанку; он был душой в любой компании, он нравился женщинам... Он жил щедрой, прекрасной, творческой, хотя и очень непростой жизнью - и этой честной своей жизнью он, очевидно, заслужил такую легкую кончину.
     Кажется, он даже предугадал ее в своей последней книге:
     «Белый аист, что принес меня в этот мир в своем красном клюве, - написал Аркадий Федорович в конце своего романа, - однажды беззвучно слетит ко мне из поднебесья и тихо скажет: «Пора, мой друг, пора...»
     Мы с ним размашисто разбежимся, наберем скорость и, оттолкнувшись от нашей грешной, но прекрасной земли, простимся с этим миром и полетим.
     К абсолютной и вечной свободе».
     Так и произошло. Вот только нам без нашего Пинчука стало пусто и одиноко - мы слишком привыкли к тому, что Аркадий Федорович был рядом, действительно был родным для нас человеком. Потому-то и нудит сейчас в сердце боль...


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex