на главную страницу

21 Марта 2008 года

Культура

Пятница

Секрет красивой женщины

Ирина ПАВЛЮТКИНА, «Красная звезда».




     Богине Мельпомене в Центральном академическом театре Российской Армии служило и служит немало звезд отечественной культуры. Актерские работы Фаины Раневской, Михаила Майорова, Людмилы Фетисовой, Нины Сазоновой и многих других патриархов сцены ЦАТРА – эталон творческого мастерства. Так же, как и игра нынешнего поколения артистов, которых любовь зрителей сама определила как народных: Владимира Зельдина, Людмилы Касаткиной, Алины Покровской, Ларисы Голубкиной, Ольги Богдановой, Юрия Комиссарова, Николая Пастухова, Владимира Сошальского, Федора Чеханкова... Благодаря этим именам главное культурное учреждение Вооруженных Сил России без малого 80 лет можно считать своеобразным культурным Эверестом страны.
     Такое созвездие талантов вовлекает в свою орбиту не только поклонников. Оно еще и способно вдохновить, дать направление творческому потенциалу человека, одаренного от природы. И яркой иллюстрацией к этому утверждению служит презентация диска с замечательными авторскими песнями... главного администратора театра Людмилы Мальцевой. Эту пока еще первую свою большую работу Людмила назвала загадочно: «Секрет красивой женщины». И каждая из 16 песен этого альбома с великолепной аранжировкой композитора, музыканта Рубена Затикяна, заведующего в ЦАТРА музыкальной частью, по-своему раскрывает этот секрет. На вечер-презентацию, которая состоялась в Культурном центре ВС РФ в гости к Людмиле пришли ее друзья и коллеги из театра, в том числе и Ольга Богданова, Алина Покровская, Владимир Зельдин. Море цветов, аплодисменты, искренние слова восхищения – вот оценка творчества той, кого они привыкли видеть за кулисами, кто сама искренне хлопала им, когда они царили на родной сцене... 16 песен – 16 мини-спектаклей, профессиональная проработка сценария вечера – это все она, Людмила Мальцева. Сама автор, сама исполнитель и режиссер. Ну и, конечно, помогали друзья – режиссер Андрей Бадулин, артисты ЦАТРА Андрей Егоров, Вадим Пожарский, Анна Глазкова, Сергей Смирнов, Ирина Киреева, Юрий Сазонов, Татьяна Михина... Высокий класс как всегда показала народная артистка России Ольга Богданова. Поздравив Людмилу с дебютом, она блистательно прочла ее стихи.
     Я намеренно назвала песни Людмилы спектаклями в миниатюре. Коллега Мальцевой, известный бард Олег Митяев как-то определил время года – лето как «маленькую жизнь». Так и каждая песня Людмилы вмещает в себя многоцветье человеческого бытия. Общий фон их лиричен и музыкально пластичен при сильной внутренней энергетике. В целом получается некая сценическая романсиада с «секретом красивой женщины». И все же: в чем секрет? С ответом Людмилы на этот вопрос согласились все присутствующие на вечере: в прекрасной, возвышенной душе. То есть в той эфимерной субстанции, которую люди пытаются постичь столетиями. Она переменчива и возвышенна, она – стихийна. Как море, на берегу которого в далеком городе Владивостоке родилась в семье морского офицера девочка-«милая людям», Людмила. Гуманитарные таланты она, скорее всего, унаследовала от мамы. Как считает сама Люда, они с мамой настоящие «массовики-затейники». По крайней мере, «внеклассную» школьную жизнь мама провела рядом с дочерью. Помогала в самодеятельности, ставила танцы, шила костюмы. Школьный культмассовый сектор весь держался на комсорге Людмиле. Стихи она начала писать тогда же. Чаще всего – «по случаю», но всегда – с душой, с «изюминкой», которая превращала стандартные пожелания в особенные, теплые и адресные. Поэзия Люды вовлекла в свою орбиту музыку. Так невысокая, хрупкая, похожая на нежного эльфа девушка стала писать песни и исполнять их под гитару. А настоящее увлечение авторской песней пришло к ней 13 лет назад. Тогда же ее заметил известный в музыкальных кругах Владивостока главный дирижер Тихоокеанского симфонического оркестра Анатолий Иванович Тихонов. Для Людмилы Владивосток – до сих пор главный город жизни. Но волею судьбы второй ее любовью стала Москва с ее театром Российской Армии, не только ставшим более десяти лет назад для Мальцевой местом интересной работы, но и определившим в чем-то ее творческую дорогу. Секрет красивой женщины заключается еще и в любви. К морю, городам, природе, друзьям. Любовь ведь так же многогранна, как душа и море. Людмила живет на искренности, на глубине, на выплеске эмоций. И здесь спасает музыка и поэзия. Ей не хватает моря, и она поет о нем: «побегу – не удержаться, по песку, следы теряя...» Она влюбляется в московскую зиму – и рождаются строчки про бесснежные зимы Владивостока и волшебные, белоснежные – Москвы. Стихи и музыка у нее рождаются одновременно, поэтому и песни такие органичные, что им хочется подпевать. От традиционной женской лирики красивой женщине тоже никуда не уйти. Так рождается у Людмилы «Ночной звонок», песня о любви. Вроде бы и простые слова, а цепляют. Может, своей «колыбельной» музыкальной и стихотворной стилистикой. И потеря как-то незаметно превращается в надежду, которая обещает только радость впереди. Ее взрослые женские вопросы звучат так беззащитно, что так и видится за ними в сумраке расставаний образ рыцаря на белом коне: «Как же случилось, что на месте любви зло поселилось?» «Холодно, без тебя мне холодно!» – трогательно жалуется девочка-эльф. И тут же бескомпромиссно: «Не называй меня больше своею!» Как Людмила, любимая жена и счастливая мать, в своем творчестве умеет прожить десятки женских судеб, в том числе и несчастливых, – это секрет ее таланта.
     А его воплощение можно найти в строчках известного поэта Николая Заболоцкого: «Не позволяй душе лениться... Душа обязана трудиться и день, и ночь». И еще – жить в «предчувствии любви», как написала Людмила в одной из своих песен.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex