на главную страницу

25 Марта 2008 года

Страна и мир

Вторник

«Открытое окно» Поднебесной

Владимир КУЗАРЬ, «Красная звезда».



Ежегодные сессии Всекитайского собрания народных представителей (ВСНП) и Всекитайского комитета Народного политического консультативного совета Китая (ВК НПКСК) - важнейшие события не только в жизни Поднебесной, но и всего мирового сообщества. И прежде всего тем, что на них проходят публичные обсуждения и приобретают силу закона решения, принятые в закрытых коридорах партийной власти, на пленумах и съездах коммунистической партии, которые всегда окружены определенной завесой секретности.

     
Широкой поступью

     Только что состоявшиеся 1-я сессия ВСНП 11-го созыва и 1-я сессия ВК НПКСК 11-го созыва носили в этом плане еще более значимый характер. Как отмечали китайские СМИ, они проходили после 17-го съезда КПК, объявившего о переходе страны к новой модели экономического роста, в год 30-летия начала реформ и год проведения в Пекине летней Олимпиады и были призваны еще раз продемонстрировать успешность курса на построение социализма с китайской спецификой. А посему были объявлены «открытым окном» в Китай, что подтверждали такие факты, как освещение сессий 800 журналистами из более чем 40 стран, впервые опубликованная в интернет-сети информация о представителях НПКСК, тысячи обнародованных отзывов и мнений простых людей о работе правительства и его политике.
     Правда, кое-кто постарался отвлечь внимание от этих форумов как населения Поднебесной, так и международной общественности, организовав ряд антикитайских выступлений, в том числе беспорядки в Лхасе, устроенные сепаратистами, которые выступают за «независимость Тибета». Пекин вынужден был для «защиты закона, прав и интересов всех этнических групп, проживающих в Тибете», применить силу. Естественно, этим тут же воспользовались на Западе и уже по отработанной на Косово схеме стали показывать действия китайских властей предельно негативным образом. Одновременно появились заявления о нецелесообразности направления спортсменов на пекинскую Олимпиаду в связи «с проявлением китайскими властями насилия в отношении граждан страны». Официальные представители западных стран поспешили откреститься от этих высказываний, отмечая, что выступают против бойкота Олимпиады, однако спекуляции на сей счет продолжаются. В Пекине также подчеркивают, что сепаратисты стремились нарушить планы проведения предстоящей Олимпиады, подорвать социальную стабильность и гармонию и призвали страны, где верховенствует закон, проявить понимание и выразить поддержку действиям правительства КНР по восстановлению порядка в Тибете, где произошли погромы.
     Cобытия в Лхасе хотя и создали Пекину дополнительную головную боль, тем не менее не смогли заслонить собой грандиозность задач и решений, которые обсуждались и принимались на сессиях ВСНП и ВК НПКСК. А они свидетельствуют, что, как написала «Жэньминь жибао», «китайская нация широкой поступью идет вперед по великому пути возрождения». На фоне мирового экономического спада Китай сохраняет беспрецедентно стабильный и динамичный рост экономики. В прошлом году он вновь превысит 10 процентов. За последние 5 лет по размеру ВВП страна переместилась с шестого на четвертое место в мире, по внешнеторговому обороту - с шестого на третье. КНР является мировым лидером по объемам валютных резервов, которые составляют 1,5 трлн. долларов. Китай оказывает значительное, а в ряде случаев решающее воздействие на состояние отдельных товарных рынков, а также международные транспортные и финансовые потоки.
     Буквально на глазах, как говорится, он превращается в мощную научно-техническую державу. Об этом свидетельствуют, с одной стороны, колоссальные темпы роста закупок энергосберегающих и других передовых технологий, а также инвестиций в науку, а с другой - существенное увеличение экспорта из Китая на мировой рынок продукции высоких и новейших технологий. Подтверждением прогресса в этой области стали достижения Китая в освоении космического пространства. Так, на второе полугодие 2008 года запланирован запуск пилотируемого космического корабля «Шэньчжоу-7», в ходе которого китайский астронавт впервые совершит выход в открытый космос. «Это будет началом второго этапа реализации китайской космической программы», - заявил главный конструктор космических прикладных систем по национальной программе пилотируемых космических полетов академик Гу Идун. Завершится этот этап отработкой стыковки космических аппаратов и запуском научной лаборатории. В ходе третьего этапа на околоземную орбиту будет выведена постоянно действующая пилотируемая космическая станция.
     
Приоритетные задачи

     Анализируя китайские успехи, многие эксперты подчеркивают, что в их основе лежит прежде всего умелая организационная и управленческая деятельность органов власти. Отдельные реформы в Китае не растягиваются на десятилетия. Постановка крупной национальной проблемы, ее тщательное изучение, экспериментальная проверка инновационных решений (обычно в двух-трех регионах), корректировка политики и наконец осуществление самой реформы редко занимают более 3-5 лет. Нет в Китае и «законодательной лихорадки». За целых пять последних лет госсоветом представлено в парламент всего 39 законопроектов, составлено и пересмотрено 137 административно-правовых норм. Отмечается также расширяющаяся гласность административной работы, умение видеть и исправлять существующие недостатки и ошибки.
     Вот и в своем докладе на сессии ВСНП премьер Госсовета КНР Вэнь Цзябао, изложив достижения в социально-экономическом развитии страны, довольно подробно остановился на проблемах и глубинных противоречиях, препятствующих неуклонному продвижению к построению социализма с китайской спецификой. В числе наиболее очевидных противоречий он перечислил «чрезмерно быстрый рост вложений в основные фонды», «увеличение денежной массы и кредитов», «структурные противоречия», «экстенсивный рост экономики» и ряд других. Их порождают как внутренние причины, в частности проводившаяся до этого агрессивная экспортная политика, так и международные факторы. К последним Вэнь Цзябао отнес усугубление дисбаланса мировой экономики, обострение конкуренции и растущее влияние ипотечного кризиса в США.
     В качестве главных задач на сессии названы сокращение темпов роста ВВП до уровня 8 процентов и сдерживание инфляции на уровне около 4,8 процента, переход к интенсивному развитию, экономия природных ресурсов, бережное отношение к окружающей среде, строительство гармоничного общества, основанного на социальной справедливости. По-прежнему приоритетными задачами являются преодоление отставания в развитии центральных и западных провинций от приморских, снижение социального неравенства. Так, в 2007 году среднегодовые доходы горожан в 3,3 раза превышали доходы крестьян и составляли соответственно 13.786 юаней (около 7 юаней - 1 доллар) и 4.140 юаней. Стремясь ликвидировать эти «ножницы», государство увеличивает капиталовложение в сельское хозяйство, село и крестьянство, а также в сферы образования, здравоохранения и социального обеспечения в целях повышения уровня народного благосостояния. В 2008 году из центрального бюджета на нужды сельского хозяйства будет выделено 562,5 млрд. юаней, что на 130,7 млрд. юаней больше, чем в прошлом году.
     Следует отметить, что главным условием решения этих задач и всего процесса социально-экономического развития страны в Китае видят проведение активной государственной экономической политики. В ее основе лежат государственное регулирование рынков и специализированная банковская система, которые служат гарантией малой уязвимости экономики от возможных потрясений на глобальных финансовых рынках, ограничивают образование «экономики мыльного пузыря», стоят на защите прав и интересов большинства китайского общества. Незыблемость этой политики была подтверждена и на прошлогоднем съезде КПК, где подчеркивалось, что ведущим элементом в системе «социализм - рынок» является первый, и на нынешних сессиях ВСНП и ВК НПКСК. «Неуклонное обеспечение справедливости и социального равенства», «совершенствование планирования и промышленной политики», «усиление финансового контроля», «более строгий допуск на рынок инвестиций» - эти установки звучали, как можно судить по сообщениям китайских СМИ, из уст многих участников сессий.
     Они также требовали ужесточения борьбы с коррупцией. Депутат ВСНП, глава народной прокуратуры провинции Сычуань Дэн Чуань, например, заявил, что без нее не может быть и речи о социально-экономическом развитии и социальной гармонии. А его начальник, председатель верховной народной прокуратуры Цзя Чуньван, выступая с докладом 10 марта на сессии ВСНП, сообщил: «В последние пять лет было расследовано 35. 255 дел по взяткам на сумму более 100 тыс. юаней и использованию не по назначению государственных средств свыше миллиона юаней. В числе подозреваемых в совершении этих преступлений оказались 13. 929 госслужащих, в том числе 35 чиновников уровня министра». В основном докладе на сессии - речи Вэнь Цзябао - этой проблеме также было отведено значительно место. В частности, премьер Госсовета КНР подчеркнул: «Необходимо строго взыскивать за все правонарушения и попрание дисциплинарных норм, углублять борьбу против коммерческого взяточничества, сурово карать разложенцев в соответствии с законом».
     По словам Вэнь Цзябао, активизация борьбы с коррупцией в госаппарате должна стать важной составной частью административной реформы. О ее начале было объявлено на сессии ВСНП, которая приняла решение сократить до 27 число министерств и ведомств при Госсовете КНР и создать пять «суперминистерств». Ими стали министерства промышленности и информации, человеческих ресурсов и социальной защиты, окружающей среды, жилищного строительства и городских сооружений, а также министерство транспорта. До последнего времени за эти направления работы отвечали отдельные агентства. Как отмечают эксперты, реформа позволит убрать бюрократические ступени между премьером Госсовета и основными ведомствами, непосредственно отвечающими за наиболее важные для современного Китая вопросы.
     
Инновации – военному строительству

     Значительное место в своей работе обе сессии уделили проблемам военного строительства. В своем докладе премьер Госсовета КНР Вэнь Цзябао отметил, что в минувшем пятилетии энергично проводились военная реформа с китайской спецификой и модернизация армии. В частности, произошло упорядочение и реформирование структуры и личного состава войск, успешно выполнена задача по сокращению вооруженных сил на 200 тысяч человек. Премьер высоко оценил «огромные заслуги Народно-освободительной армии и народной вооруженной милиции в деле охраны суверенитета, безопасности и территориальной целостности страны, в стимулировании социальной гармонии и стабильности».
     В свою очередь председатель КНР Ху Цзиньтао, встречаясь в ходе парламентской сессии с делегацией НОАК, призвал повышать возможности национальных вооруженных сил по ведению современных боевых действий. «Мы должны быть нацелены на повышение возможностей по ведению высокотехнологичных региональных войн, улучшение способностей наших вооруженных сил реагировать на угрозы безопасности и выполнять широкий круг военных задач», - подчеркнул он при этом. Ху Цзиньтао назвал реформу и инновацию мощными стимулами для содействия оборонному и армейскому строительству и форсирования военной реформы с китайской спецификой.
     По мнению Ху Цзиньтао, занимающего также должность председателя Центрального военного совета, сделать государство и армию могущественными - это стратегическая задача модернизации Китая и важный краеугольный камень развития социализма с китайской спецификой и реализации великолепного возрождения китайской нации. В этой связи он призвал и дальше исследовать внутренние законы спланированного строительства экономики и национальной обороны, ускоренными темпами совершенствовать систему научных исследований и производства военной техники, систему подготовки военных специалистов и систему армейского обеспечения. И самое главное - укреплять идеологическую и политическую основы для выполнения офицерами и солдатами своей миссии по обеспечению безопасности страны.
     Следует отметить, что накануне парламентской сессии Пентагон обнародовал подготовленный его экспертами ежегодный доклад - «Военная мощь КНР - 2008». Главный его вывод заключается в том, что международное сообщество мало что знает о намерениях руководства Китая, осуществляющего модернизацию вооруженных сил. «Сохраняется во многом неопределенность в отношении будущего курса Китая, в частности, в том, что касается наращивания военной мощи, и того, как эту мощь предполагается использовать», - указывается в этой связи в докладе. По утверждению его составителей, нет никакой прозрачности в том, что касается реального уровня расходов Пекина на вооружения. Как они считают, реальные расходы КНР на военные нужды могут в два или три раза превышать задекларированные данные: от 97 до 139 миллиардов долларов. Пентагон также беспокоят достижения Китая в тех областях, в которых Соединенные Штаты всегда обладали бесспорным преимуществом: в создании ракет большой дальности и противоспутникового оружия, в подготовке к кибервойнам. «Анализ осуществляемых военным ведомством Китая закупок и стратегических планов позволяет предположить, что Пекин также стремится иметь возможности для участия в других конфликтах, например за ресурсы или территорию», - подчеркивается в докладе Пентагона. «Расширяющиеся и улучшающиеся военные возможности Китая изменяют военное равновесие в Восточной Азии», - отмечают его авторы.
     В Пекине, естественно, негативно отреагировали на все обвинения Пентагона. «Упоминание об угрозе со стороны Китая в докладе США серьезно искажает действительность, является вмешательством во внутренние дела КНР и нарушением принципов международных отношений. Оборонная политика Китая направлена на защиту мира и стабильности в регионе и во всем мире и не создает угрозы ни для какого государства», - заявил официальный представитель МИД КНР Цинь Ганн.
     Комментируя доклад Пентагона, начальник главного управления тыла НОАК генерал Ляо Силун отметил, что увеличение военных расходов в Китае связано с общим экономическим ростом страны и необходимостью соответствовать новым задачам, которые возлагаются на вооруженные силы в современных условиях. По словам генерала, руководство НОАК стремится к улучшению социального положения военнослужащих. Кроме того, увеличивающиеся финансовые ассигнования планируется направить на обучение личного состава, проведение тренировок. Немаловажным фактором, считает Ляо Силун, является общее повышение цен на продовольствие в стране, что прямым образом отражается на армии.
     Согласно решению 1-й сессии ВСНП 11-го созыва военный бюджет КНР в 2008 году вырастет на 17,6 процента и составит 417,77 млрд. юаней, или почти 58,7 млрд. долларов. Если его сравнивать в пропорциональном отношении с масштабами всей национальной экономики, то он, подчеркнул пресс-секретарь китайского парламента Цзян Эньчжу, остается средним: 1,4% китайского ВВП против 4,6% в Соединенных Штатах и 3% в Великобритании. В денежном исчислении разница становится еще более очевидной: китайские расходы на вооружение составляют десятую часть от 600 млрд. долларов, которые администрация Буша выделила в этом году на военные нужды.
     Что касается основных принципов внешней политики, то, как подтвердили прошедшие сессии ВСНП и ВК НПКСК, в Китае по-прежнему готовы следовать уже давно проложенным курсом. «Мы считаем, что все страны мира, как развитые, так и развивающиеся, должны идти по пути мирного развития, урегулировать возникающие между ними вопросы мирным путем с тем, чтобы они жили в мире и спокойствии», - заявил в этой связи министр иностранных дел КНР Ян Цзечи. Касаясь главных направлений дальнейшего развития двусторонних отношений с Россией, китайский дипломат отметил, что «надо чаще встречаться» и поддерживать друг друга в борьбе за взаимные интересы. Параллельно необходимо развивать двустороннее экономическое сотрудничество с целью оптимизировать торговлю. Пекин намерен совместно с нашей страной усилить взаимодействие в международных и региональных вопросах.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex