Указом Президента Российской Федерации летчики Сибирского объединения ВВС и ПВО заместитель командира гвардейского истребительного авиационного полка гвардии полковник Алексей Окутин и командир авиазвена гвардии майор Альберт Хаджияров награждены орденами Мужества. Как значится в наградных листах, офицеры удостоены орденов «за смелые и решительные действия, совершенные при исполнении воинского долга, сопряженные с риском для жизни». Что же стоит за этими скупыми строками?
В июне прошлого года на аэродроме Домна Читинской области экипаж Миг-29 в составе этих офицеров выполнял плановый полет на сложный пилотаж на малых высотах. На 24-й минуте произошло возгорание правого двигателя. Авиаторы действовали быстро и слаженно. Хаджияров доложил руководителю полетов подполковнику С. Минченко о пожаре, а Окутин, как более опытный летчик, взял управление самолетом на себя. Алексей Геннадьевич дал команду Хаджиярову отключить правый двигатель и применить систему пожаротушения. Сигнализация о пожаре исчезла, но через 5 минут высветилась вновь.
Так как, экстремальная ситуация в воздухе произошла вблизи аэродрома и жилого городка, Окутин запросил заход на посадку по маршруту малого круга с одним работающим двигателем. Такие действия разрешены инструкцией, но на высоте не более 300 метров. В тот момент МиГ находился на высоте 700 м.
Счет времени шел на секунды. Оценив ситуацию, Минченко разрешил посадку с малого круга.
Погасив скорость самолета маневром, экипаж выпустил шасси, но в этот момент поступила речевая информация: «отказ общей гидросистемы». При таком отказе, в соответствии с инструкцией, экипажу не разрешается дополнительно применять механизацию крыла. Окутин отключил автоматизированную систему управления и стал выполнять посадку с таким расчетом, чтобы при невозможности дальнейшего пилотирования можно было отвернуть горящий самолет от жилого городка и катапультироваться.
При отключенной системе автоматизированного управления МиГ подвергся немалой встряске, но Окутин, в буквальном смысле, удерживал машину руками, реагируя на каждое ее отклонение. Однако на этом неприятности для авиаторов не закончились. Поступила очередная речевая информация: «Пожар левого двигателя!» С земли пилотов проинформировали, что наблюдают за самолетом огненный шлейф. При такой аварийной ситуации есть только одно решение: экипаж обязан покинуть самолет катапультированием.
Внизу же находился жилой городок. Был вечер, и многие жители гарнизона гуляли на улице. Летчики видели: справа – склады вооружения и ГСМ, слева – авиационная эскадрилья полка, где также люди. Экипаж уводил самолет подальше от городка.
В одном километре от взлетно-посадочной полосы из-за перегорания тяг руля направления МиГ начало уводить вправо. Окутин, выдерживая направление, садил самолет с креном влево порядка 15-20 градусов. При касании взлетно-посадочной полосы по команде Окутина Хаджияров отключил левый двигатель и перекрыл подачу топлива. На большой скорости самолет начало сносить на грунт. Оба летчика вдавили влево до упора педали разворота передней стойки шасси.
После выпуска тормозного парашюта резкого уменьшения скорости не последовало. Как потом оказалось, из-за оплавления контейнера тормозного парашюта. Экипаж применил сначала торможение от основной, а затем и от аварийной системы торможения. МиГ продолжало сносить вправо, а передняя стойка шасси была развернута влево – произошло разрушение пневматиков.
Несмотря на прилагаемые экипажем усилия, самолет не остановился на взлетно-посадочной полосе, а выкатился за ее пределы на 50 метров. Тем не менее большой беды не случилось.
Гвардии полковник Окутин – выпускник Черниговского ВВАУЛ 1986 года. В 2001 г. Он окончил Военно-воздушную академию им. Ю.А. Гагарина. Гвардии майор Альберт Хаджияров – выпускник Армавирского ВВАУЛ 1998 г. Исключительное мужество, смелость и высокий профессионализм отражены несколькими сдержанными строками в наградных листах летчиков, спасших боевой самолет. Ордена отважным пилотам вручил временно исполняющий обязанности командующего Сибирским объединением ВВС и ПВО Герой России генерал-майор Виктор Бондарев.