на главную страницу

29 Марта 2008 года

Военный Космос

Суббота

Говорят экспонаты войскового музея

Федор КОЛПАКОВ, Алексей АЛЕКСЕЕВ.



Уже более семи лет в музее отдельного командно-измерительного комплекса действует экспозиция военной формы одежды. Она рассказывает об истории зарождения, развития и эволюции отечественного военного костюма, других элементов отечественной мундирологии.


     Военнослужащим Космических войск, Воркутинского военного гарнизона, жителям города и гостям части всегда интересна экспозиция, которая рассказывает об эволюции военной формы одежды, знаков отличия, эмблем и шевронов, связанных с историей отечественного воздухоплавания, авиации и космонавтики. Особенно интересна парадная форма солдат и унтер-офицеров Офицерской воздухоплавательной школы (1913 г.), летчиков времен Великой Отечественной войны, офицеров Военно-воздушных сил, РВСН, Главного управления космических средств, Военно-космических сил и Космических войск (1957–2008 гг.). Вместе с рассказом об изменениях в военном костюме в разные годы эта часть экспозиции музея может поведать нам об истории развития самих Космических войск, об огромном пути, пройденном отечественной космонавтикой.
     В музее собрана большая коллекция кокард – знаков отличия на головных уборах военнослужащих нашей армии и флота. Этот элемент военной арматуры (а именно так в XIX веке именовались сегодняшние эмблемы по родам войск, служб и собственно кокарды) появился в нашей армии в 1844 году. С кокардой связана интересная легенда, которая тесными узами связывает жизнь нашей армии и Русской Православной церкви. Она гласит, что 32 луча, формирующие основу кокарды, являются памятью о 32 святых Русской Православной церкви, которые являются особенными заступниками и покровителями русского воинства.
     С небольшим перерывом в четыре десятка лет наши офицеры («контрреволюционное» слово «офицер» вернулось в обиход в сложнейшие месяцы весны-лета 1942 года) носят на головных уборах эти элементы военной формы. Отмененные после революций и Гражданской войны, эти символы небесного заступничества вновь появились в нашей армии в 1957 году.
     Большой интерес у посетителей музея вызывает и коллекция из шести военных присяг, которые рассказывают о 300-летней истории этого символа воинской верности. Обо всех этапах эволюции присяги, а вместе с ней об истории России и армии со времен Петра Великого до наших дней повествуют эти экспонаты.
     Давно уже изюминкой экспозиции музея является коллекция погон и петличных знаков различия, которых в настоящее время собрано более 350 экземпляров. И нет такого года или события в военной истории России, которое бы не было отражено в экспозиции музея этим уникальным и интересным знаком нашей военной истории. Здесь нашлось место и эполетам офицеров времен побед Русско-турецкой войны 1877-1878 годов, погонам белой армии, петлицам первого периода Великой Отечественной войны, редким, а потому уникальным знакам отличия военных чиновников времен императорской России.
     Одним из самых интересных экспонатов является военная форма солдат русской армии времен Отечественной войны 1812 года. Это одно из самых неоднозначных звеньев в стройной цепочке отечественной мундирологии. Мундир фрачного покроя с высоким глухим воротником был столь узок, что тучные воины вынуждены были носить корсеты, он плохо согревал в непогоду и заметно ухудшал маневренность. Но все это не помешало русским воинам первой трети XIX века демонстрировать высочайшие боевые и морально-психологические качества. Именно в это время формировались те черты национального воинского характера, о которых позднее иностранные наблюдатели скажут, что «русский солдат мужествен, непритязателен и храбр», а «русский офицер имеет личную храбрость, мужество и нервы, не сдающие в самых сложных ситуациях».
     К началу XIX века в армиях большинства европейских стран уже сформировались цветовые гаммы национального обмундирования. Этот экспонат имеет насыщенный зеленый цвет – характерный цвет мундиров русской армии.
     Пожалуй, было бы странным, если бы в экспозиции музея отсутствовал один из самых распространенных образцов отечественного обмундирования – гимнастерка. Распространенность и популярность гимнастерки подтверждаются шестью ее различными вариантами, имеющимися в музее. Начиная с первого варианта, появившегося в далеком 1869 году, до окончания ее истории, в начале 1970-х годов, гимнастерка оставалась любимым обмундированием наших солдат и офицеров. Примечательно, что, несмотря на косность и рутину, существовавшие в военном руководстве дореволюционной России, наша армия раньше многих получила полевое обмундирование, ту же гимнастерку, защитного цвета. В 1906 г. в России была принята форма одежды защитного цвета, в 1908 г. – в США, в 1909 г. – в Австро-Венгрии, в 1910 г. – в Германии, а во Франции – только в 1914 году.
     Экспозиция музея всегда была интересна как военнослужащим, так и гостям части. В 2005 году в ходе проводимого Главным управлением воспитательной работы Вооруженных Сил РФ конкурса музеев воинской и трудовой славы музей части был назван одним из лучших в Вооруженных Силах и занял первое место в Космических войсках. Эта коллекция по праву считается самой крупной в Республике Коми и очень заметной во всем Северо-Западном регионе страны. Глава администрации Республики Коми Владимир Торлопов, посещая часть и музей во время празднования 50-летия начала космической эры 4 октября 2007 года, отметил особую атмосферу, царящую в его залах. Музей является любимым местом проведения мероприятий воспитательной работы. Здесь проходят дни открытых дверей, церемонии принятия присяги.
     В планах – развитие и пополнение экспозиции. В стенах музея со временем найдут свое достойное место образцы военного мундира защитников Отечества времен Петра I и Александра Суворова. Предполагается представить воинам части и жителям города многообразие военных мундиров солдат и офицеров Отечественной войны 1812 года. Эта работа особенно интересна в связи с подготовкой к празднованию 200-летнего юбилея победы в этой войне.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex