на главную страницу

1 Апреля 2008 года

Армия и общество

Вторник

Генерал-майор Александр МОРОХОВ:
НОВОЕ - ВЕЛЕНИЕ ВРЕМЕНИ

Подготовил Петр АЛТУНИН, «Красная звезда».



Ульяновское высшее военно-техническое училище - одно из самых молодых в Вооруженных Силах. Но уникальное, единственное в России и в мире. Вот уже 60 лет оно готовит специалистов Службы горючего. За это время из его стен вышли многие тысячи офицеров, которые составили костяк Службы от низового звена до Центрального управления ракетного топлива и горючего.
Училище было образовано 1 апреля 1948 года в городе Черновцы, в 1949 году передислоцировано в Винницу, а в 1960 году - в Ульяновск. Первым начальником был участник Великой Отечественной войны, войсковой командир полковник (с 1958 года - генерал-майор) Иван Родионович Лашко.
Учебно-воспитательный процесс в училище ведется на основе современной материально-технической базы, учебных планов и программ с применением передовых методик и технологий. Уже более десяти лет в училище осваиваются такие современные профессии, как менеджмент, проектирование, сооружение и эксплуатация газонефтепроводов и газонефтехранения, химическая технология природных энергоносителей углеродных материалов, по которым выпускники с успехом могут выполнять обязанности не только в Вооруженных Силах, но и работать на гражданских промышленных предприятиях.
Ныне по своим учебным показателям училище занимает одно из лучших мест среди других военных образовательных заведений.
На этой странице рассказывается о сегодняшнем дне курсантов и офицеров училища, отмечающего свой 60-летний юбилей.


     Исторический опыт свидетельствует о том, что способность армии и флота решать возложенные на них задачи находится в прямой зависимости от уровня подготовки офицерского состава.
     Подготовка офицера - это сложный и многогранный процесс, охватывающий все стороны жизни и деятельности военного учебного заведения. Реализация всех составляющих образовательного процесса обеспечивает выполнение кадрового заказа на подготовку специалистов как в качественном, так и в количественном отношениях.
     Современные выпускники вуза могут быть хорошими экономистами, инженерами, психологами, менеджерами. Но, опыт показывает, многие из них имеют недостаточные знания и навыки в области тактики и эксплуатации боевой техники и организации жизнедеятельности подразделения, обучения и воспитания подчиненных, несения гарнизонной и внутренней службы. То есть, получая хорошие знания по гражданской специальности, часть выпускников выходит из стен учебных заведений, так и не став военными профессионалами. Словом, не выполняется проверенный годами важнейший принцип строительства армии - «учить войска тому, что необходимо на войне».
     Просто увеличить время на военно-профессиональные дисциплины мы не можем, так как это повлечет за собой сокращение времени, отводимого на дисциплины, определенные Госстандартом, что недопустимо.
     Выход из создавшегося положения, на наш взгляд, заключается в усилении военно-профессиональной направленности образования. На деле это означает (помимо дифференцированного овладения основами наук) еще и определенный способ реализации дидактического принципа связи теории с практикой (военно-профессиональной деятельностью).
     При разработке новых учебных программ на военных и военно-специальных кафедрах мы стараемся (учитывая недостаток бюджета учебного времени на общевоенные и военно-специальные дисциплины) главный упор в их содержании сделать на формировании у выпускников тех основополагающих профессиональных навыков, которые позволят им в короткие сроки приступить к исполнению обязанностей на первичных должностях.
     Например, офицер Службы горючего должен досконально знать требования руководящих документов по службе и умело применять их в практической деятельности, иметь навыки ведения учета и отчетности, обеспечивать подразделения, части горюче-смазочными материалами и техническими средствами службы, организовывать заправку техники горючим во всех видах боевых действий, управлять развертыванием, эксплуатацией и свертыванием полевых трубопроводов и т.д.
     Учитывая указания министра обороны РФ по этим вопросам, при изучении тактических и военно-специальных дисциплин мы стали полнее использовать практический опыт и особенности тылового обеспечения войск при ведении боевых действий в условиях региональных конфликтов (контртеррористических операциях), для чего в тематические планы и другую учебно-методическую документацию постоянно вносятся коррективы. Эта работа на кафедрах ведется под постоянным контролем руководства училища.
     Далее. Преподавательский состав кафедры тактики и общевоенных дисциплин, войскового тыла направляется на плановые войсковые стажировки только в части постоянной готовности СКВО (за последние 3 года такие стажировки прошли 8 преподавателей).
     Принципиально новым и, как мы считаем, весьма удачным шагом на пути повышения качества военно-профессиональной подготовки явилась разработка и внедрение с этого учебного года в образовательный процесс модели подготовки специалистов Службы горючего. Суть в следующем. Согласно имеющемуся учебному плану военно-профессиональная подготовка будущего офицера начинается с конца 3-го и начала 4-го года обучения. До этого времени курсант изучает тактические и общевоенные дисциплины и дисциплины, определенные государственным стандартом. Модель подготовки специалиста предполагает военно-специальную подготовку начать с 1-го месяца обучения в училище. Так, например, курсанта - моториста мотонасосных установок мы готовим в течение первых двух семестров, в течение 3-4 семестров готовится техник роты подвоза горючего соединения, а к концу третьего года обучения курсант готов выполнять обязанности командира взвода подвоза горючего.
     Не меняя в целом бюджет времени, мы изыскиваем дополнительное время за счет факультативных занятий в часы самостоятельной подготовки, а также использования часов дисциплины, определенных государственными стандартами, т.е. гражданских дисциплин.
     Например, изучая химию, мы готовим лаборанта анализа ГСМ, при изучении электротехники и физики курсант узнает электрические схемы мотонасосных установок, перекачивающих станций горючего, а при изучении технической механики мы даем знания узлов и агрегатов техники службы горючего и т.д.
     Все вышеперечисленное регламентируется учебными планами и программами обучения, однако практическая деятельность войск ставит новые задачи. Поэтому мы проводим дополнительно ряд мероприятий по улучшению военно-профессиональной подготовки курсантов. До профессорско-преподавательского состава в системе командирской подготовки доводится новая информация из войск. В этих мероприятиях регулярно принимают участие офицеры Центрального управления ракетного топлива и горючего и штаба Тыла ВС РФ, затем эту информацию своевременно получают курсанты старших курсов.
     Большое внимание в училище уделяется подготовке курсанта не только как офицера Службы горючего, но и как офицера-командира. Эта подготовка «военного человека» идет поэтапно: на первом семестре обучения готовится солдат, командир отделения, в ходе второго курсант получает навыки командира взвода, на третьем - знания, необходимые командиру роты, после - знакомится с работой командира батальона (полка).
     На решение задач военно-профессиональной подготовки направлена методическая работа как в масштабе училища, так и на кафедрах. В последнее время на кафедрах при проведении занятий все более широкое применение находят активные формы и методы обучения, совершенствуется методика применения телевидения, все более широкое распространение находят отснятые в училище телефильмы. Отделы и кафедры имеют возможность пользоваться услугами глобальной компьютерной сети Интернет, эффективно работают компьютерные классы.
     Значительной активизации методической работы в училище способствуют конкурсы на лучшего преподавателя. Это позволило нам изучить, обобщить и распространить опыт лучших методистов по формированию военно-профессиональных навыков курсантов училища. С начинающими преподавателями проводятся занятия в «Школе педагогического мастерства» (на базе методического кабинета училища).
     Основой формирования военно-профессиональных навыков является учебно-материальная база (УМБ). В настоящий момент она полностью отвечает государственным аттестационным показателям по емкости, информационному и техническому обеспечению. За текущее время проведена реконструкция и ремонт учебных площадок, расположенных на территории учебного центра училища, таких как войсковой склад горючего ВСГ-500, механизация погрузочно-разгрузочных работ, войсковая лаборатория ракетного топлива, учебное поле тыла. Все отделы и кафедры училища укомплектованы персональными компьютерами и оргтехникой.
     Однако несмотря на все новшества, на кафедрах и в учебном центре проводятся работы по реконструкции УМБ с целью приведения ее в соответствие с требованиями новейших учебных планов и программ. Завершена работа по замене в лекционных аудиториях старых технических средств обучения на современные (цветные телевизоры, сопряженные с компьютерами, видеоплеерами и видеокамерами, подключенные к системе учебного телевидения).
     Традиционно уделяем самое серьезное внимание анализу службы выпускников в войсках, так как отзывы из войск о службе выпускников представляют собой ценный источник сведений о качестве подготовки молодых офицеров, их военно-профессиональных навыках. Отзывы из войск позволяют нам планировать и проводить мероприятия по улучшению профессиональной подготовки выпускников и проводить более эффективную работу в этом направлении.
     На основании отзывов из войск в группе профессионально-психологического отбора ведется анализ служебной деятельности выпускников в войсках. Результаты его рассматриваются на ученом совете училища, здесь же определяются основные проблемы в образовательном процессе и даются рекомендации начальникам (заведующим) кафедр, командирам подразделений курсантов по улучшению качества учебной и воспитательной работы. В последующем эти вопросы рассматриваются на заседании кафедр (применительно к конкретным дисциплинам) и на служебных совещаниях батальонов.
     По данным анализа служебных отзывов на выпускников из войск вносятся коррективы в учебно-методическую документацию кафедр, совершенствуется методика обучения, оценка практических знаний и навыков курсантов. В батальонах корректируются комплексные планы формирования командно-методических навыков и навыков воспитательной работы у курсантов. Правда, несмотря на все наши старания, получить отзывы из войск на всех выпускников не удается. Об этом не проявляют должной заботы и командиры, начальники, к которым мы обращаемся по этим вопросам.
     И все же у нас постоянно поддерживается живая связь с выпускниками. Учет их мнений, беседы и встречи с ними организуются, когда они прибывают в училище для прохождения дальнейшей службы, в командировки, находятся в отпуске в Ульяновске. Обязательно встречаются с выпускниками преподаватели, убывающие в командировки в войска для проведения ревизий, учений, личных стажировок. Сами выпускники, оказавшись в училище, присутствуют и выступают на занятиях, заседаниях, совещаниях и конференциях, проводимых в училище. Они делятся опытом, говорят о проблемах и трудностях, с которыми столкнулись в период становления в войсках, а также высказывают свои предложения по улучшению качества подготовки выпускников училища.
     Несмотря на имеющиеся сложности, реализация всех вышеперечисленных направлений совершенствования военно-профессиональной подготовки курсантов позволяет нам готовить выпускников, имеющих достаточные профессиональные качества, позволяющие им выполнять должностные обязанности по первичному предназначению.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex