Исторический опыт свидетельствует о том, что способность армии и флота решать возложенные на них задачи находится в прямой зависимости от уровня подготовки офицерского состава.
Подготовка офицера - это сложный и многогранный процесс, охватывающий все стороны жизни и деятельности военного учебного заведения. Реализация всех составляющих образовательного процесса обеспечивает выполнение кадрового заказа на подготовку специалистов как в качественном, так и в количественном отношениях.
Современные выпускники вуза могут быть хорошими экономистами, инженерами, психологами, менеджерами. Но, опыт показывает, многие из них имеют недостаточные знания и навыки в области тактики и эксплуатации боевой техники и организации жизнедеятельности подразделения, обучения и воспитания подчиненных, несения гарнизонной и внутренней службы. То есть, получая хорошие знания по гражданской специальности, часть выпускников выходит из стен учебных заведений, так и не став военными профессионалами. Словом, не выполняется проверенный годами важнейший принцип строительства армии - «учить войска тому, что необходимо на войне».
Просто увеличить время на военно-профессиональные дисциплины мы не можем, так как это повлечет за собой сокращение времени, отводимого на дисциплины, определенные Госстандартом, что недопустимо.
Выход из создавшегося положения, на наш взгляд, заключается в усилении военно-профессиональной направленности образования. На деле это означает (помимо дифференцированного овладения основами наук) еще и определенный способ реализации дидактического принципа связи теории с практикой (военно-профессиональной деятельностью).
При разработке новых учебных программ на военных и военно-специальных кафедрах мы стараемся (учитывая недостаток бюджета учебного времени на общевоенные и военно-специальные дисциплины) главный упор в их содержании сделать на формировании у выпускников тех основополагающих профессиональных навыков, которые позволят им в короткие сроки приступить к исполнению обязанностей на первичных должностях.
Например, офицер Службы горючего должен досконально знать требования руководящих документов по службе и умело применять их в практической деятельности, иметь навыки ведения учета и отчетности, обеспечивать подразделения, части горюче-смазочными материалами и техническими средствами службы, организовывать заправку техники горючим во всех видах боевых действий, управлять развертыванием, эксплуатацией и свертыванием полевых трубопроводов и т.д.
Учитывая указания министра обороны РФ по этим вопросам, при изучении тактических и военно-специальных дисциплин мы стали полнее использовать практический опыт и особенности тылового обеспечения войск при ведении боевых действий в условиях региональных конфликтов (контртеррористических операциях), для чего в тематические планы и другую учебно-методическую документацию постоянно вносятся коррективы. Эта работа на кафедрах ведется под постоянным контролем руководства училища.
Далее. Преподавательский состав кафедры тактики и общевоенных дисциплин, войскового тыла направляется на плановые войсковые стажировки только в части постоянной готовности СКВО (за последние 3 года такие стажировки прошли 8 преподавателей).
Принципиально новым и, как мы считаем, весьма удачным шагом на пути повышения качества военно-профессиональной подготовки явилась разработка и внедрение с этого учебного года в образовательный процесс модели подготовки специалистов Службы горючего. Суть в следующем. Согласно имеющемуся учебному плану военно-профессиональная подготовка будущего офицера начинается с конца 3-го и начала 4-го года обучения. До этого времени курсант изучает тактические и общевоенные дисциплины и дисциплины, определенные государственным стандартом. Модель подготовки специалиста предполагает военно-специальную подготовку начать с 1-го месяца обучения в училище. Так, например, курсанта - моториста мотонасосных установок мы готовим в течение первых двух семестров, в течение 3-4 семестров готовится техник роты подвоза горючего соединения, а к концу третьего года обучения курсант готов выполнять обязанности командира взвода подвоза горючего.
Не меняя в целом бюджет времени, мы изыскиваем дополнительное время за счет факультативных занятий в часы самостоятельной подготовки, а также использования часов дисциплины, определенных государственными стандартами, т.е. гражданских дисциплин.
Например, изучая химию, мы готовим лаборанта анализа ГСМ, при изучении электротехники и физики курсант узнает электрические схемы мотонасосных установок, перекачивающих станций горючего, а при изучении технической механики мы даем знания узлов и агрегатов техники службы горючего и т.д.
Все вышеперечисленное регламентируется учебными планами и программами обучения, однако практическая деятельность войск ставит новые задачи. Поэтому мы проводим дополнительно ряд мероприятий по улучшению военно-профессиональной подготовки курсантов. До профессорско-преподавательского состава в системе командирской подготовки доводится новая информация из войск. В этих мероприятиях регулярно принимают участие офицеры Центрального управления ракетного топлива и горючего и штаба Тыла ВС РФ, затем эту информацию своевременно получают курсанты старших курсов.
Большое внимание в училище уделяется подготовке курсанта не только как офицера Службы горючего, но и как офицера-командира. Эта подготовка «военного человека» идет поэтапно: на первом семестре обучения готовится солдат, командир отделения, в ходе второго курсант получает навыки командира взвода, на третьем - знания, необходимые командиру роты, после - знакомится с работой командира батальона (полка).
На решение задач военно-профессиональной подготовки направлена методическая работа как в масштабе училища, так и на кафедрах. В последнее время на кафедрах при проведении занятий все более широкое применение находят активные формы и методы обучения, совершенствуется методика применения телевидения, все более широкое распространение находят отснятые в училище телефильмы. Отделы и кафедры имеют возможность пользоваться услугами глобальной компьютерной сети Интернет, эффективно работают компьютерные классы.
Значительной активизации методической работы в училище способствуют конкурсы на лучшего преподавателя. Это позволило нам изучить, обобщить и распространить опыт лучших методистов по формированию военно-профессиональных навыков курсантов училища. С начинающими преподавателями проводятся занятия в «Школе педагогического мастерства» (на базе методического кабинета училища).
Основой формирования военно-профессиональных навыков является учебно-материальная база (УМБ). В настоящий момент она полностью отвечает государственным аттестационным показателям по емкости, информационному и техническому обеспечению. За текущее время проведена реконструкция и ремонт учебных площадок, расположенных на территории учебного центра училища, таких как войсковой склад горючего ВСГ-500, механизация погрузочно-разгрузочных работ, войсковая лаборатория ракетного топлива, учебное поле тыла. Все отделы и кафедры училища укомплектованы персональными компьютерами и оргтехникой.
Однако несмотря на все новшества, на кафедрах и в учебном центре проводятся работы по реконструкции УМБ с целью приведения ее в соответствие с требованиями новейших учебных планов и программ. Завершена работа по замене в лекционных аудиториях старых технических средств обучения на современные (цветные телевизоры, сопряженные с компьютерами, видеоплеерами и видеокамерами, подключенные к системе учебного телевидения).
Традиционно уделяем самое серьезное внимание анализу службы выпускников в войсках, так как отзывы из войск о службе выпускников представляют собой ценный источник сведений о качестве подготовки молодых офицеров, их военно-профессиональных навыках. Отзывы из войск позволяют нам планировать и проводить мероприятия по улучшению профессиональной подготовки выпускников и проводить более эффективную работу в этом направлении.
На основании отзывов из войск в группе профессионально-психологического отбора ведется анализ служебной деятельности выпускников в войсках. Результаты его рассматриваются на ученом совете училища, здесь же определяются основные проблемы в образовательном процессе и даются рекомендации начальникам (заведующим) кафедр, командирам подразделений курсантов по улучшению качества учебной и воспитательной работы. В последующем эти вопросы рассматриваются на заседании кафедр (применительно к конкретным дисциплинам) и на служебных совещаниях батальонов.
По данным анализа служебных отзывов на выпускников из войск вносятся коррективы в учебно-методическую документацию кафедр, совершенствуется методика обучения, оценка практических знаний и навыков курсантов. В батальонах корректируются комплексные планы формирования командно-методических навыков и навыков воспитательной работы у курсантов. Правда, несмотря на все наши старания, получить отзывы из войск на всех выпускников не удается. Об этом не проявляют должной заботы и командиры, начальники, к которым мы обращаемся по этим вопросам.
И все же у нас постоянно поддерживается живая связь с выпускниками. Учет их мнений, беседы и встречи с ними организуются, когда они прибывают в училище для прохождения дальнейшей службы, в командировки, находятся в отпуске в Ульяновске. Обязательно встречаются с выпускниками преподаватели, убывающие в командировки в войска для проведения ревизий, учений, личных стажировок. Сами выпускники, оказавшись в училище, присутствуют и выступают на занятиях, заседаниях, совещаниях и конференциях, проводимых в училище. Они делятся опытом, говорят о проблемах и трудностях, с которыми столкнулись в период становления в войсках, а также высказывают свои предложения по улучшению качества подготовки выпускников училища.
Несмотря на имеющиеся сложности, реализация всех вышеперечисленных направлений совершенствования военно-профессиональной подготовки курсантов позволяет нам готовить выпускников, имеющих достаточные профессиональные качества, позволяющие им выполнять должностные обязанности по первичному предназначению.