О народности кривичи в современных официальных источниках сообщается, что это был союз славянских племен в VI - X веках в верховьях Западной Двины, Днепра, Волги. Однако имеются сведения, что предки кривичей значительно ранее - более 12 тысяч лет назад - жили на горном хребте Менделеева, севернее Чукотки. Тогда он возвышался над океаном. Океан был свободен от льда, так как Северный географический полюс находился в восточной части Канады.
Около шести тысяч лет назад из-за постепенного опускания хребта под воду предки кривичей переселились на Чукотское нагорье. Через какое-то время наиболее мобильная часть кривичей стала постепенно перемещаться в западном направлении, вдоль северной части евразийского континента. Около 5,3 тысячи лет назад из района Полярного Урала часть их родов ушла вдоль хребта к рекам Кама, Белая и Волга. Остальные же продолжили движение в западном направлении.
Отдельные группы людей оседали на полюбившихся землях, в том числе и в Поморье. Основная же масса кривичей около 5 тысяч лет назад ушла в Европу. В преданиях и летописях европейских народов говорится, что кривичами здесь были образованы княжества, в том числе в Нидерландах, Германии, Дании, Прибалтике и Восточной Европе.
Оставшиеся на Чукотском нагорье кривичи создали государство к востоку от реки Колыма, включая полуостров Сьюард (Аляска), а также ряд островов в Северном океане. В состав этого государства входили предки словаков, карелов, марийцев, айнов, селькупов, эвенков, нивхов. Их столица находилась в центре древней страны - восточнее горы Машук (1.465 метров высотой) - недалеко от рек Анадырь и Майн. 3десь же находились усыпальницы их заслуженных людей, а также каменные памятники и изваяния, принимаемые сейчас за останцы. На океанских берегах имелись порты, и их самоходные корабли (кривичи сохранили некие технические знания от своей погибшей в водах океана северной цивилизации) плавали тогда как в южных, так и северных морях, включая Баренцево.
Случалось, что корабли кривичей тонули в открытом море. Народные предания сохранили память о нескольких таких случаях. Так, в начале новой эры самоходный корабль длиной 50 метров с ценным грузом в десятки тонн ушел в плавание северным путем в западном направлении. При подходе к Новосибирским островам он попал в шторм и затонул перед проливом Санникова, где его останки и ценности лежат на дне до сих пор. Глубина в этом месте около 30 метров. Известно и другое место гибели ценного груза древних кривичей - в южной части Восточно-китайского моря.
Жители Поморья, являясь потомками кривичей, помнили о своей прародине и поэтому смело плавали на Чукотку и на Аляску к остававшимся там соплеменникам. К сожалению, цари Московии приложили немало усилий, чтобы поморы забыли свое «языческое» прошлое. Фактически оно было умышленно предано забвению (малоизвестный факт: в Сибирском приказе хранился огромный фонд карт, созданный трудами нескольких поколений отечественных картографов; на рубеже XVIII - XIX веков этот бесценный дар исторической информации, в том числе об азиатской части Российского государства, таинственным образом исчез и не найден до сих пор. - Прим. ред.).
Государство кривичей просуществовало на северо-востоке Евразии до начала новой эры. Но разговорный язык древних славян на Чукотке звучал еще долго. Не исключено, что новгородские и поморские купцы слышали его еще в XVI веке - он был схож с языком «Слова о полку Игореве» и «Велесовой книги».
От редакции. На днях стало известно о покупке губернатором Чукотки Романом Абрамовичем самой большой в мире машины для бурения тоннелей. Такая машина немецкой фирмы Herrenknecht со сверлом диаметром 19 метров может в месяц строить по 250-300 метров тоннеля. По данным британской газеты «Таймс», в строительство такой машины уже вложено около 150 млн. долларов.
В связи с этим некоторые СМИ стали высказывать предположение, что покупка машины связана с идеей соединить тоннелем Чукотку с Аляской, проданной царским правительством Северо-Американским Соединенным Штатам «за ненадобностью» в 1867 году. Кстати, первый проект тоннеля, призванного соединить Чукотку с Аляской, был одобрен еще царем Николаем II и его премьер-министром Сергеем Витте. Тогда военное и финансовое ведомства признали проект технически реализуемым и экономически обоснованным.
Сегодня, по оценкам американских журналистов, строительство тоннеля через Берингов пролив длиной в 100 километров обошлось бы приблизительно в 65 млрд. долларов.
В апреле прошлого года была одобрена государственная стратегия развития железнодорожного транспорта России до 2030 года, согласно которой должна быть построена новая железнодорожная ветка с выходом к Берингову проливу. А реализация идеи строительства тоннеля позволила бы создать трансконтинентальную магистраль Евразия - Америка через Берингов пролив. Будет ли начато осуществление «проекта века», покажет уже ближайшее будущее.