на главную страницу

9 Апреля 2008 года

Спорт - инфо

Среда

Тернистый путь наверх

Леонид ХАЙРЕМДИНОВ, «Красная звезда».



Совсем недавно, в середине января, мы с нетерпением ожидали главных соревнований нынешнего сезона – чемпионата Европы в Загребе и мирового первенства в Гетеборге. Анализировали, предполагали, ожидали от наших фигуристов, что этот год будет лучше предыдущего. То, что некогда исключительно российский вид спорта переживает сейчас тяжелые дни, наверное, ни для кого уже не секрет. Вспоминается, что после провального первенства мира 2007 года в Токио, где россияне так и не смогли подняться на пьедестал почета, выступление «Коньки на гвоздь?» («Красная звезда», номер за 29 марта 2007 года) вызвало широкий резонанс. Пусть многие оценки журналистов носят эмоциональный окрас (сам по себе этот вид спорта эмоционален), но когда до Олимпийских игр в Ванкувере остается менее двух лет, наивно полагать, что, как и раньше, мы обязательно услышим на Олимпиаде Российский гимн. Может, и не услышим, хоть нам этого так хочется. Просто так ничего не бывает – ведь нашему фигурному катанию еще только предстоит возвращение наверх.

     Понедельник, 20 февраля 2006 года. Туринский дворец «Палавела». Татьяна Навка и Роман Костомаров стоят на верхней ступени пьедестала почета. На счету российской команды на Олимпиаде уже третье «золото» в фигурном катании. Эйфория. Трудно сдержать слезы во время церемонии награждения. Догадывались ли мы, что уже утром во вторник начнется совсем другое время? Вряд ли – до последнего верили в Ирину Слуцкую (соревнования женщин-одиночниц завершали программу в Турине), но ей не было суждено стать олимпийской чемпионкой.
     А следующей медали высшей пробы России пришлось ждать без малого два года. Конечно, это была не Олимпиада и даже не чемпионат мира, а континентальное первенство в Загребе. И принесли это выстраданное «золото» танцоры – Оксана Домнина и Максим Шабалин. «Бронзу» в Загребе взял другой российский дуэт – Яна Хохлова и Сергей Новицкий. А теперь опять вернемся в 20 февраля 2006 года. За триумфом Навки и Костомарова скрывался огорчительный факт. «Золото» есть «золото», но другие танцевальные дуэты из России оказались очень далеко – Домнина с Шабалиным заняли 9-е место, а Хохлова с Новицким замкнули первую дюжину. Один только этот момент мог говорить о том, что наше фигурное катание ожидает непростое время. Это раньше уходили Бестемьянова с Букиным, а им на смену приходили Климова–Пономаренко, а уже их меняли Усова–Жулин, Грищук–Платов, Крылова–Овсянников, Лобачева–Авербух, Навка–Костомаров. И ведь так было в каждом виде, не только в танцах на льду. На триумфаторах Турина эта цепочка оборвалась, и далеко не факт, что ее удастся восстановить к предстоящей зимней Олимпиаде-2010.
     Да, в танцах на льду наши позиции, пожалуй, наиболее предпочтительны. Но и здесь хватает трудностей, причем не только спортивных, но и медицинских. В декабре прошлого года Максиму Шабалину сделали операцию на левом колене. Из-за этого пара пропустила чемпионат России в начале января, но спустя три недели в Загребе дуэт выиграл «золото». Готовясь к чемпионату мира, Максим повторно травмировал оперированное колено в начале марта. Обследование в ЦИТО выявило надрыв внутренней боковой связки коленного сустава. О поездке в Гетеборг не могло быть и речи. От России в Швеции выступили чемпионы России бронзовые призеры чемпионата Европы 2008 года Яна Хохлова и Сергей Новицкий, серебряные призеры чемпионата России 2008 года Екатерина Рублева и Иван Шефер. А третью вакансию получили чемпионы мира среди юниоров 2007 года, бронзовые призеры взрослого чемпионата России 2008 года Екатерина Боброва и Дмитрий Соловьев. И если Хохлова с Новицким завоевали бронзовую медаль (после оригинального танца они и вовсе были на второй позиции), то Боброва и Соловьев заняли 13-е место, а Рублева с Шефером – 15-е.
     Бронзовым медалям Яны и Сергея мы радовались так, как если бы они выиграли «золото». Совсем недавно подобное было трудно представить, но времена меняются, к тому же по сравнению с Токио-2007 на счету россиян в Гетеборге оказалась хотя бы одна награда. Но беспокоит другое – из-за отсутствия Домниной и Шабалина (а они наверняка бы претендовали на медали высшей пробы, поскольку в Швеции победил французский дуэт Изабель Делобель – Оливье Шонфельдер, занявший в Загребе вторую строчку) и неважного выступления двух других пар наша сборная утратила максимально возможную квоту на участие фигуристов в соревнованиях танцевальных дуэтов на первенстве мира-2009 в Лос-Анджелесе, то есть за год до Ванкувера-2010 Россию будут представлять только два дуэта.
     То, что вопрос с квотами критически важен, в очередной раз стало ясно в Гетеборге. Еще один вид программы, где мы с оптимизмом смотрим в будущее, – парное катание. В Швеции Россию представляли два дуэта: Юко Кавагути – Александр Смирнов и Мария Мухортова – Максим Траньков. Последние выиграли январский чемпионат России, а в Загребе завоевали «серебро», в то время как Юко с Александром на чемпионате Европы довольствовались «бронзой». Очевидно, что здоровая конкуренция между двумя парами, которых, кстати, тренируют разные наставники (Тамара Москвина – Кавагути и Смирнова, а Олег Васильев – Мухортову и Транькова), на следующий сезон может позволить россиянам побороться за награды мирового чемпионата. Если в Европе наши пары уже на пьедестале, то на чемпионате мира Кавагути и Смирнову не хватило полутора баллов до «бронзы», которую выиграли канадцы Джессика Дубе и Брюс Дэвисон.
     Вторая российская пара – Мария Мухортова и Максим Траньков – заняла седьмое место. Причем во время исполнения у Максима свело руку, и прокат пришлось останавливать. Партнеру разрезали рукав костюма от кисти до плеча. Тем не менее, превозмогая боль, он продолжил выступление.
     Пусть здесь Россия осталась без наград, но обе наши пары по итогам турнира вернули России максимальное представительство на чемпионате мира, и через год в Лос-Анджелесе будут выступать уже три российских дуэта.
     Если анализировать спортивные пары, то их развитие на фоне танцевальных дуэтов идет все же медленнее. Но это не повод для пессимизма. Те же Кавагути со Смирновым за два месяца, отделявших чемпионат Европы от чемпионата мира, сделали большой шаг вперед. Мы уже можем рассмотреть в находках гениальной Тамары Москвиной настоящие эмоции и чувства, да и с выбросами партнерши проблемы, кажется, решены. Тот же четверной сальхов Юко с Александром безошибочно исполнили и в Загребе, и в Гетеборге. В межсезонье фигуристам необходимо довести до совершенства параллельные прыжки.
     Это же касается и Марии Мухортовой и Максима Транькова. У них неплохие задатки, но следует работать над артистизмом. Впрочем, зная их усердие и трудолюбие, эта задача не выглядит невыполнимой.
     Наметился прогресс и в мужском одиночном катании. Сергей Воронов, занявший в Гетеборге 7-е место, смог вернуть России возможность выставить на будущем чемпионате мира двух участников. Сергей ошибся в короткой программе (вместо тройного риттбергера исполнил двойной), но блестяще откатал произвольную, заняв по ее итогам четвертое место. «У Сергея Воронова вижу очень хорошую перспективу, – поделился впечатлениями от чемпионата наш знаменитый тренер Алексей Мишин. – Он вполне может добиться больших успехов». Кроме того, Мишин, в свое время воспитавший олимпийских чемпионов Алексея Урманова, Алексея Ягудина и Евгения Плющенко, дал свою оценку другим одиночникам, не выступавшим в Гетеборге: «Артем Бородулин – очень перспективный мальчик, упорный и волевой. Упомяну Андрея Лутая, который в прошлом году стал пятым на чемпионате Европы. Очень сильный фигурист! Один из ведущих одиночников России, своего рода уникальный – показывает настоящее мужское фигурное катание, которого сейчас, к сожалению, осталось очень мало. И Лутай, на мой взгляд, выгодно отличается от других силовой, мужской хореографией и пластикой. При этом я уже не говорю о его технической подготовке».
     А вот женское одиночное катание остается для нас единственным видом программы, где наши перспективы выглядят очень туманно. В Гетеборге Россию представляла чемпионка страны Ксения Доронина. Увы, ей в отличие от Сергея Воронова прыгнуть выше головы не удалось – лишь 17-е место. Понятно, что мечтать об увеличении квоты при таком исходе не приходится, тем более безрадостной здесь складывается ситуация, а слова Алексея Мишина звучат как настоящий приговор: «Будущее у российского женского фигурного катания есть! Это Полина Шелепень, Лиза Туктамышева, Николь Госвияни, Аделина Сотникова – наши 11-12-летние девочки, которые уже сейчас где-то обыгрывают своих взрослых соперниц. Посмотрите результаты зимней Спартакиады – Доронина на шестом месте, а малышка Шелепень на втором. Согласитесь, это о чем-то говорит. Эти девочки на 6-7 лет младше наших сборниц, а катаются немногим хуже! В них – наше будущее! А нынешнее поколение мы, увы, уже пропустили или упустили. И бросать все силы на реанимацию – это, извините, как прилаживать бампер от «Мерседеса» к автомобилю «Жигули». Ну да, будет красивый бампер, но «Жигули» все равно останутся «Жигулями», как ни бейся!»
     Алексей Николаевич говорит достаточно жестко, но с ним трудно не согласиться – стоило взглянуть в Гетеборге на японку Мао Асаду, выигравшую «золото», и все стало очевидным: тот стиль и то катание, с которыми в свое время побеждали на чемпионатах мира и Европы Мария Бутырская и Ирина Слуцкая, а Елена Соколова, Виктория Волчкова и Юлия Солдатова, бывало, с ходу врывались на призовой пьедестал крупнейших состязаний – все это сейчас воплощается на льду не нашими фигуристками, а их соперницами.
     По какому пути идут нынешние российские одиночницы, неясно. Если в трех других видах фигурного катания и с потенциалом наших спортсменов, и подходом к подготовке их тренеров все более или менее понятно, то у женщин иногда кажется, что и наставники с хореографами переживают творческий кризис. Об этом же говорит и Мишин: «Нет в программах изюминки, все они какие-то пресные. И это действительно вопрос постановки и хореографии. Советские и российские фигуристы исторически всегда были самыми сильными в хореографии. И мы так вдолбили это себе в голову, что уже порой не можем адекватно оценивать происходящие события. Как только все уверяются, что они самые-самые и равных им нет, сразу же начинается застой. На данный момент у нас в одиночном катании именно это состояние. Лидируют, безусловно, американская и западноевропейская хореографические школы, которые от наших же специалистов впитали все лучшее, что было в советской школе. И сейчас они значительно опережают нас. Я сейчас собираюсь в Америку и очень серьезно рассматриваю вариант с приглашением американских специалистов для работы с фигуристами своей группы».
     Отмечу, что сейчас в группе Мишина катаются несколько талантливых девочек, в частности Елизавета Туктамышева. Не хочется расстраиваться, но, скорее всего, конкурентоспособной фигуристки к Ванкуверу у нас так и не появится, поэтому вся надежда сейчас на тех самых 11-12-летних звездочек. Женское одиночное катание даже в наши лучшие времена было самым проблемным видом, и неудивительно, что в трудную эпоху, нижняя точка которой, надеюсь, уже позади, оно стало еще проблемнее.
     Нам всегда хочется большего. Сегодня нашим фигуристам приходится к пьедесталу прорываться, поскольку казавшийся неприкосновенным запас собственной уникальности, исключительности и международного авторитета (куда без этого в столь субъективном виде спорта) – то, за счет чего на протяжении сорока с лишним лет держалось наше фигурное катание, судя по всему, исчерпан окончательно, причем без всякой возможности быстрого его восстановления. Пока остается радоваться малому, верить в лучшее и надеяться, что путь наверх не будет столь тернистым и долгим.
     На снимках: Чемпионы Европы Оксана ДОМНИНА и Максим ШАБАЛИН мировое первенство пропускали.; Яна ХОХЛОВА и Сергей НОВИЦКИЙ.; Мария МУХОРТОВА и Максим ТРАНЬКОВ. ; Юко КАВАГУТИ и Александр СМИРНОВ.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex