на главную страницу

9 Апреля 2008 года

Без камуфляжа

Среда

Между стаей и стадом

Ирина ПАВЛЮТКИНА, «Красная звезда».



     В Центральном академическом театре Российской Армии недавно состоялась премьера комедии Александра Островского «Волки и овцы». Спектакль был поставлен специально к 185-летию великого драматурга. Режиссер-постановщик - народный артист России Борис Морозов, художник-постановщик - народный художник СССР Иосиф Сумбаташвили. Интересно, что герои Островского «оживают» сразу в двух звездных актерских составах. Достаточно сказать, что провинциальную «серую кардинальшу», милейшую Меропу Давыдовну Мурзавецкую, играют народные артистки России Алина Покровская и Лариса Голубкина.
     Корреспондент «Красной звезды» видела эту гранд-даму в исполнении народной артистки России Алины Покровской.
     Режиссер-постановщик Борис Морозов к творчеству русского классика обращался не раз. Есть в спектаклях Островского то, что предполагает их сценическое бессмертие. Ведь бремя страстей человеческих особых метаморфоз в веках не наблюдает. Меняются разве что чисто внешние приметы: одежда, реалии быта. Неизменно в веках желание каждого и личного счастья. Рядом с корыстью, порой глуповатой и мелкой, видишь великодушную наивность. Любовь часто соседствует с колонкой цифр доходов от имущества. Исконно российские черты - искреннее дружелюбие и доброта - никак не укладываются в рамки жесткого капиталистического расчета, в том числе новомодного. Это и отмечает Морозов.
     - Я не стремился задействовать какие-то новые сценические и режиссерские технологии, чтобы искусственно осовременить Островского, - говорит режиссер. - Он и так более чем современен. Нынешняя жизнь, с ее переменами воззрений и обстановки, вызванными новыми требованиями реальности, как нельзя лучше передается в классических пьесах Островского - одного из самых репертуарных драматургов отечественной сцены.
     В таком подходе к сценической стилистике Морозов оказался прав. Именно следование замыслу драматурга в гармонии образа и смысла дает зрителю ощущение полной сопричастности к действию. Здесь для противопоставления можно привести спектакль по «Грозе» Островского в московском театре «Современник». Образ Катерины, хотя и блестяще сыгранный Чулпан Хаматовой, путем нивелирования атрибутов одежды, деталей быта и т.п,, попытки обеспечить некую его вневременную стерильность, чтобы усилить драматургию, совершенно не раскрыл суть душевных метаний женщины в атмосфере той самой «грозы».
     А на сцене ЦАТРА мы видим «волков» и «овец», «выведенных» именно Островским. Мастером драматургии ускорения, когда сцена за сценой, диалог за диалогом локомотив действия набирает обороты и конечная остановка лишь ставит многоточие для развития сюжета уже самим зрителем. Художник по костюмам Алена Сидорина великолепно поняла замысел режиссера, и ее работу обязательно отметят специалисты. Созданные ею костюмы буквально стали родными для героев. Через материальное приблизить время - это особый талант умения «врастать» в эпоху. То же можно сказать и о музыкальном сопровождении действия. Композитор Рубен Затикян бережно отразил мелодику эпохи, «вписав» ее в сценографию. То, как зритель увидит спектакль, во многом зависит и от художника по свету. И здесь можно быть только благодарным заслуженному работнику культуры Анатолию Ремизову.
     ...Кто в спектакле «овцы», кто «волки»? Есть разорившаяся помещица - Меропа Давыдовна Мурзавецкая. Она опекает своего непутевого племянника Аполлона Викторовича. Его фиглярскую натуру образно передал заслуженный артист России Николай Лазарев. Провинциальную скуку Мурзавецкой скрашивает некая Глафира Алексеевна (фееричная актерская работа Татьяны Морозовой). О, в наше время она была бы звездой похлеще доктора-психолога Курпатова! В результате именно она остается в главном выигрыше при полнейшей первоначальной жизненной безысходности. Для современных «уж-замуж-невтерпеж» ее роль подлинный мастер-класс. Жаждущий денег ансамбль дополняет приказчик Вукол Наумович Чугунов (актер Константин Денискин) и его глуповатый, но жизнерадостный племянник Клавдий Горецкий (актер Юрий Сазонов) - виртуоз по подделке документов. Вроде бы они и есть «волки». Но вожак стаи - столичная штучка Василий Иванович Беркутов (заслуженный артист Республики Татарстан Николай Козак) - по хватке даст фору нынешним акулам бизнеса! Именно он, появившись чуть ли не в самом конце действия, пользуясь современными терминами, «разводит стрелки». Он - «центровой». Жестко, красиво, со своеобразным юморком он расставляет «волков» и «овец», словно шахматные фигурки для выигрыша собственной партии. Это не талантливый импровизатор Остап Бендер. Все по-взрослому. И его сосед по имению, рачительный хозяин Михаил Борисович Лыняев (заслуженный артист России Валерий Абрамов), хоть и из той же кагорты будущих бизнесменов, по сравнению с ним - «овца». Как и богатая вдова Евлампия Николаевна Купавина (актриса Людмила Татарова), чья душевная доброта чуть было не обернулась ее полным жизненным крахом. По крайней мере, финансовыми потерями точно. И бегала бы она чуть ли не в роли приживалки, как милейшая Анфуса Тихоновна (заслуженная артистка России Ольга Дзисько), по бывшей своей усадьбе... Кстати, слугу Мурзавецкой Павлина Савельевича, может быть и благодаря интересной игре народного артиста России Юрия Комиссарова, как-то не удается определить ни к «волкам», ни к «овцам». Он, скорее, прилежный наблюдатель, выполняющий свою работу. Есть в нем что-то от самого Островского.
     «Произвол, с одной стороны, и недостаток сознания прав своей личности, с другой, - вот основания, на которых держится все безобразие взаимных отношений, развиваемых в большей части комедий Островского. Требования права, законности, уважения к человеку - вот что слышится каждому внимательному читателю из глубины этого безобразия». Так писал известный критик Николай Добролюбов почти два века назад.
     На самом деле театр с его особым отражением жизни через драматургию - одно из лучших средств для лечения нравственных болезней общества. Когда зритель волей драматурга, режиссера, актеров оказывается между «волками» и «овцами», ему легче определить СОБСТВЕННУЮ принадлежность.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex