на главную страницу

15 Апреля 2008 года

Армия и общество

Вторник

В НОВЫХ УСЛОВИЯХ УГОЛОВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА

Подполковник юстиции Евгений СТРЕЖНЕВ, помощник военного прокурора - заместитель начальника отдела надзора (за исполнением законов при расследовании преступлений) военной прокуратуры МВО.



Минувший год был ознаменован фундаментальными переменами, произошедшими в прокуратуре - единой федеральной централизованной системе органов, осуществляющих надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории нашей страны.

     С 7 сентября 2007 года вступил в силу Федеральный закон от 5 июня 2007 г. № 87-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации». Внесенные этим законодательным актом изменения в УПК РФ не просто отличаются существенной новизной - большинство из них появились впервые в истории отечественного уголовного судопроизводства. Безусловно, все это коснулось и деятельности органов военной прокуратуры, нынешний статус, перечень функций и круг полномочий которой в целом соответствуют стоящим перед ней задачам и реалиям современного этапа развития российского общества.
     Основным нововведением стало создание в структуре органов прокуратуры Российской Федерации Следственного комитета, в который в том числе организационно вошли военные следственные органы, образующие единую централизованную трехзвенную структуру (военное следственное управление Следственного комитета при прокуратуре РФ, военные следственные управления окружного звена, военные следственные отделы гарнизонного звена).
     Однако более подробно хотелось бы остановиться на изменениях в уголовно-процессуальном законе, внесенных в части, касающейся регламентации работы органов дознания. В особенности на вопросах организации, функций и процессуального порядка деятельности органов дознания в Вооруженных Силах.
     С учетом новых условий уголовного судопроизводства 18 января 2008 года заместителем Генерального прокурора РФ - Главным военным прокурором утверждена Инструкция о процессуальной деятельности органов дознания Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, в которых законом предусмотрена военная служба.
     Деятельность органов дознания, полномочия и обязанности которых в Вооруженных Силах реализуют командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений, начальники гарнизонов, состоит в выявлении, предупреждении, пресечении и расследовании преступлений среди военнослужащих.
     В инструкции указано, что органы дознания и дознаватели осуществляют уголовное преследование от имени государства и в каждом случае обнаружения признаков преступления обязаны принимать предусмотренные УПК РФ меры по установлению события преступления, изобличению лица или лиц, виновных в его совершении.
     В рамках своих полномочий органы дознания вправе самостоятельно производить следственные и иные процессуальные действия и принимать процессуальные решения.
     Однако командирам воинских частей следует учитывать, что в соответствии с требованиями п. «в» ч. 2 и п. 7 ч. 3 ст.151 УПК РФ предварительное следствие и дознание по уголовным делам о преступлениях, совершенных военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы, лицами гражданского персонала ВС РФ, других войск, воинских формирований и органов в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей или совершенных в расположении части, соединения, учреждения и гарнизона, производятся военными следственными органами. Согласно п. 4 ч. 2 ст.157 УПК РФ, командиры воинских частей правомочны возбуждать уголовные дела и проводить по ним неотложные следственные действия только в отношении военнослужащих и указанных категорий граждан, после чего направляют уголовные дела руководителям военных следственных органов. Таким образом, в этой части законодатели не внесли существенных изменений в действующий УПК РФ.
     Одним из наиболее распространенных преступлений в армейской среде остается уклонение военнослужащих от военной службы. А поэтому одним из важнейших направлений в работе органов дознания является разыскная деятельность, которая включает в себя предусмотренные уголовно-процессуальным законодательством и уставами Вооруженных Сил РФ меры, принимаемые для установления лица, совершившего преступление, места нахождения подозреваемого и обвиняемого, а также общие и индивидуальные профилактические мероприятия, сбор данных о личности и местонахождении правонарушителя, иные меры раскрытия и предотвращения готовящегося или совершенного преступления.
     Разыскные мероприятия органом дознания проводятся во взаимодействии с военными следственными органами и другими правоохранительными органами. Только в 2008 году совместными усилиями военной прокуратуры и органов дознания МВО разыскано более 90 военнослужащих, уклонявшихся от военной службы, в том числе совершивших и общеуголовные преступления.
     Например, в марте 2008 года совместными усилиями военной прокуратуры, военных следственных органов и органов дознания задержан разыскиваемый в течение более чем 5 лет рядовой Д. Хадукин, обвиняемый в совершении в 2002 году нарушения уставных правил взаимоотношений между военнослужащими, повлекшего тяжкие последствия - самоубийство сослуживца.
     На командира воинской части, как на орган дознания, кроме прочего, возложена обязанность во взаимодействии с военной прокуратурой и военными следственными органами организовывать и проводить мероприятия, направленные на предупреждение правонарушений, создание атмосферы нетерпимости к ним в воинском коллективе.
     Предупредительные мероприятия должны содействовать утверждению сознательной воинской дисциплины среди военнослужащих и граждан, проходящих военные сборы, а также лиц гражданского персонала Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, уставного порядка в воинских частях и подразделениях. Основное содержание этих мероприятий призвано нацелить коллектив воинской части на устранение обстоятельств, способствовавших их совершению.
     Что касается деятельности военных прокуроров, то закон сохранил полномочия прокурора, предусмотренные ст. 150 УПК РФ, передавать уголовные дела, по которым производится дознание, для производства предварительного следствия либо давать письменные указания о производстве дознания по уголовным делам об иных преступлениях небольшой и средней тяжести, помимо указанных в ч. 3 ст. 150 УПК РФ.
     Закон сохранил право прокурора давать дознавателю письменные указания о направлении расследования, производстве процессуальных действий (п. 4 ч. 2 ст. 37 УПК РФ); давать согласие дознавателю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, отмене или изменении меры пресечения либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения (п. 5 ч. 2 ст. 37 УПК РФ); отменять незаконные и необоснованные постановления дознавателя (п. 6 ч. 2 ст. 37 УПК РФ); отстранять дознавателя от дальнейшего производства расследования, если им допущено нарушение требований УПК РФ (п. 10 ч. 2 ст. 37 УПК РФ); разрешать отводы, заявленные дознавателю, а также его самоотводы (п. 9 ч. 2 ст. 37 УПК РФ).
     В связи с изменениями, внесенными в УПК РФ Федеральным законом от 6 июня 2007 года, на прокурора возлагаются новые обязанности - по проверке законности и обоснованности выдвинутого дознавателем подозрения лица в совершении преступления.
     В случае если уголовное дело возбуждено органом дознания или дознавателем по факту совершения преступления и в ходе дознания получены достаточные данные, дающие основание подозревать лицо в совершении преступления, дознаватель составляет письменное уведомление о подозрении в совершении преступления (ст. 223-1 УПК РФ). В соответствии с ч. 5 ст. 223-1 УПК РФ копия уведомления о подозрении лица в совершении преступления направляется прокурору.
     Прокурор должен проверить, соблюдены ли дознавателем при составлении уведомления требования ч. 2 ст. 223-1 УПК РФ, вручена ли копия уведомления подозреваемому, разъяснены ли ему права подозреваемого, предусмотренные ст. 46 УПК РФ, допрошен ли подозреваемый в течение трех суток с момента вручения ему уведомления о подозрении в совершении преступления, соблюдено ли дознавателем при выполнении этих действий право подозреваемого на защиту.
     В заключение хотелось бы отметить, что основными задачами военных прокуроров, руководителей военных следственных органов, следователей и органов дознания при осуществлении уголовного судопроизводства являются защита прав и свобод человека и гражданина, обеспечение законности, всесторонности, полноты и объективности при расследовании преступлений, выявление обстоятельств, способствовавших совершению преступлений, принятие мер по их устранению.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex