на главную страницу

23 Апреля 2008 года

Армия и общество

Среда

Если приказано не стрелять...

Беседовал Александр ТИХОНОВ, «Красная звезда».
Фото автора и ЦСН ФСБ России.



18 апреля завершился открытый чемпионат Федеральной службы безопасности по рукопашному бою, посвященный 10-летию Центра специального назначения ФСБ России. Главным судьей соревнований был заместитель начальника Центра - начальник Управления «А» генерал-майор Владимир ВИНОКУРОВ. «Красная звезда» попросила его прокомментировать результаты чемпионата, а также ответить на ряд вопросов: где и как отбирают кандидатов на службу в ЦСН ФСБ, чему нынче обучают спецназовцев, чем экипируют и каковы итоги их служебной деятельности?

     

     
Визитная карточка

     Владимир Николаевич Винокуров родился 8 марта 1959 г. в Тамбовской области. Окончил Тамбовское высшее военное авиационное училище, Высшую школу КГБ СССР, Российскую академию государственной службы при Президенте РФ. С 1983 по 1998 г. проходил службу на различных должностях в органах военной контрразведки. С 1998 г. - начальник отдела, а с 2001 г. - заместитель начальника Центра специального назначения ФСБ России. 19 июня 2003 г. назначен на должность заместителя начальника Центра - начальника Управления «А» («Альфа») ЦСН ФСБ России. Кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством» III степени с изображением мечей и ордена Мужества.
     

     - Владимир Николаевич, какой вывод вы делаете, оценивая итоги открытого чемпионата по рукопашному бою ФСБ России: растет ли уровень подготовки участников или остается на протяжении последних лет неизменным?
     - Могу с полной уверенностью сказать, что уровень подготовки участников соревнований очень высокий и существенно вырос в сравнении с прошлым годом. Эта оценка справедлива и в отношении сотрудников Центра специального назначения, и представителей остальных команд - участниц чемпионата. Вообще принять участие, а тем более победить в открытом первенстве ФСБ России по рукопашному бою, всегда было очень престижно. А учитывая, что в этом году чемпионат посвящался 10-летнему юбилею Центра специального назначения, накал страстей был высок, как никогда. В командном зачете первое, второе и третье места заняли соответственно команды ЦСН 1, ЦСН 2 и Специального учебного центра УФСБ России по Республике Дагестан. В личном зачете победителями и призерами в большинстве своем стали спортсмены этих же команд.
     - Понятно, что на чемпионат по рукопашному бою попадают лучшие из лучших. Скажите, сопоставимо ли мастерство чемпионов с тем, что умеют рядовые бойцы ЦСН ФСБ России?
     - Конечно же, в соревнованиях такого уровня принимают участие наиболее подготовленные бойцы, но все они действующие сотрудники и занимаются боевой подготовкой, в том числе и рукопашным боем, в составе своих подразделений по единой программе. Отбор кандидатов в сборную центра - причем очень жесткий - проводился прежде всего по результатам внутренних соревнований. В завершившемся на прошлой неделе чемпионате участвовали победители и призеры своих подразделений, лучшие мастера Федерации рукопашного боя. Если бы формат соревнований позволял, то Центр специального назначения мог бы выставить гораздо большее количество участников, так как сотрудников, мастерски владеющих приемами рукопашного боя, у нас большинство.
     - Какие боевые искусства мира положены в основу подготовки сотрудников Центра специального назначения? Изучается ли система нашего соотечественника Кадочникова?
     - В основе подготовки сотрудников ФСБ России находится сплав элементов боевых искусств, отобранных практикой. В его состав в большей степени входят рукопашный бой, бокс, самбо, дзюдо и некоторые элементы каратэ. Наши инструкторы внимательно отслеживают современные тенденции развития боевых искусств и творчески используют в подготовке сотрудников те из них, которые могут обеспечить наибольшую эффективность в боевой работе. Система Кадочникова также была изучена, но, к сожалению, она мало подходит к нашей деятельности и у нас не прижилась.
     - Есть ли среди ваших подчиненных люди, обладающие уникальными способностями типа хождения босиком по раскаленным углям, битому стеклу, протыкающие ударом пальца дерево, умеющие задерживать дыхание на десятки минут под водой, лежать на острие меча и т.д.?
     - В нашем центре служат люди, способные под шквальным огнем озверевших террористов освобождать заложников в больнице города Буденновска, способные идти на верную смерть в Беслане, закрывая собой детей и женщин, переносить немыслимые физические и психологические нагрузки в ходе других специальных операций. Именно эти уникальные способности наших сотрудников мы ценим в первую очередь. А ходить по углям, лежать на мечах - это больше годится для кинематографа; трюки ради зрелищ - не наш профиль.
     - Удачная демонстрация того или иного (особенно уникального) приема рукопашного боя или каких-то сверхвозможностей впечатляет. Однако порою кажется, что все это - дань традиции и что сотрудников подразделения специального назначения в наше время чаще выручает огнестрельное оружие... Вообще проводились ли группами «Альфа» и «Вымпел», затем ЦСН ФСБ операции или другие реальные спецмероприятия, когда исход дела решали одни лишь приемы рукопашного боя?
     - Владение приемами рукопашного боя и умение вести огонь из различных видов оружия одинаково важны для бойца специального подразделения. Сотрудниками подразделений центра проводились, проводятся и, я уверен, будут проводиться мероприятия, когда применение оружия по различным причинам просто недопустимо. Оружие нами применяется лишь в тех случаях, когда другим способом невозможно устранить угрозу жизни людей, оказавшихся в бедственном положении из-за происков террористов. Примерно в половине операций, которые провели сотрудники центра, успех решался именно мастерским владением приемами рукопашного боя. Я имею в виду задержание террористов и лиц, подозреваемых в совершении других особо тяжких преступлений.
     - Значит, другая половина операций вынудила ваших подчиненных применить оружие... Владимир Николаевич, а каким видам стрельбы из пистолетов, автоматов и другого стрелкового оружия учат инструкторы бойцов ЦСН ФСБ? Каковы результаты этой учебы? Например, каждый ли стрелок может попасть из пистолета в подброшенную вверх пятирублевую монету?
- Огневая подготовка сотрудников центра имеет ярко выраженный прикладной характер. В процессе подготовки акцент делается на выработку устойчивых навыков стрельбы в условиях, максимально приближенных к      реальным боевым ситуациям. Стрельба по подброшенным монетам - скорее цирковой номер, весьма далекий от специфики выполняемых нашими сотрудниками задач. В центре используются другие критерии стрелкового мастерства. Уровень огневой подготовки наших сотрудников позволяет им занимать призовые места на всероссийских и международных соревнованиях, а также эффективно решать весь спектр оперативно-боевых задач. В 2006 и 2007 годах сотрудники центра выигрывали и становились призерами чемпионатов мира и Европы по стрельбе из снайперской винтовки. А ведь в этих чемпионатах участвуют лучшие стрелки спецподразделений всего мира.
     - Интересно, есть ли в мире образец стрелкового оружия, из которого сотрудник ЦСН ФСБ не сможет произвести точный выстрел?
     - Образца стрелкового оружия, который не был бы освоен сотрудниками ЦСН ФСБ России, в мире не существует.
     - Владимир Николаевич, какая тенденция сейчас одерживает верх при организации подготовки ваших подчиненных: универсализация или, наоборот, узкая специализация в зависимости от задач?
     - Обе тенденции в равной степени прослеживаются в боевой подготовке наших сотрудников. С одной стороны, каждый из них должен быть разносторонне подготовлен для решения разнообразных задач, которые ставит перед нами жизнь. С другой - есть сферы деятельности в нашей работе, где вершин мастерства могут достичь только специалисты узкой направленности.
     - Специалисты каких именно узких сфер деятельности служат в ЦСН ФСБ?
     - В качестве примера могу отметить снайперов, парашютистов и боевых пловцов.
     - Вы приглашаете на службу тех, кто уже успел стать профессионалом в какой-то из этих областей, или готовите специалистов на своей базе, как говорится, с нуля?
     - Здесь опять же присутствуют две тенденции: мы подбираем людей в качестве кандидатов на службу, которые уже зарекомендовали себя специалистами высокого класса в одной из областей специальной подготовки, а также готовим специалистов самостоятельно, потому что по ряду направлений вырастить требуемых нам профессионалов можем только сами.
     - Где вообще подыскиваете кандидатов на службу в ЦСН ФСБ, по каким критериям проводите отбор?
     - Кандидатов на службу в подразделения центра мы подбираем прежде всего в органах ФСБ России, а также в военных училищах и войсках Министерства обороны и Министерства внутренних дел. В принципе дорога на службу к нам открыта любому гражданину, преданному России, отвечающему требованиям, предъявляемым к сотруднику спецподразделений ФСБ, обладающему отменным здоровьем, добившемуся серьезных успехов в спорте, а самое главное, имеющему осознанное желание посвятить жизнь службе в подразделении по борьбе с терроризмом.
     - Сколько времени требуется, чтобы из новичка вырастить настоящего профессионала?
     - Как правило, не менее трех лет. Это зависит от уровня подготовленности на момент зачисления в подразделение. Сейчас взросление - я имею в виду профессиональное - идет гораздо быстрее: специфика службы заставляет. В последние годы почти весь личный состав центра непрерывно участвует в специальных операциях, ни одну из которых нельзя назвать легкой прогулкой. Всегда предельный риск, всегда лицом к лицу с опасностью. За 10-летнюю историю центра мы потеряли 30 человек. Более 50 наших сотрудников получили ранения разной степени тяжести.
     На становление молодых сотрудников в должности нацелена вся система подготовки. Ею занимаются руководители всех уровней и инструкторы. Она включает в себя институт наставничества, прохождение различных учебных сборов, занятий и получение хорошей оперативной подготовки в учебных центрах и заведениях ФСБ России. Одна из главных наших задач - это не только научить хорошо стрелять и владеть приемами рукопашного боя, но прежде всего осознанно действовать в составе подразделения, думать.
     - Разумеется, наш спецназ должен быть вооружен и оснащен лучшим в мире оружием, лучшими специальными техническими средствами и средствами защиты. Владимир Николаевич, техника и вооружение в ЦСН ФСБ - российского производства?
     - Подавляющая часть вооружения, снаряжения и средств защиты, используемых нашими сотрудниками, отечественного производства. Исключением являются приборы ночного видения, снайперское оружие, оборудование и экипировка водолазов, а также средства связи.
     - Как складываются ваши взаимоотношения с подразделениями специального назначения Министерства обороны и других силовых структур?
     - Отношения нормальные и по-хорошему деловые. Всегда с благодарностью отмечаем спецназ ГРУ и Воздушно-десантных войск, отряды специального назначения «Витязь» и «Русь» Внутренних войск МВД РФ. Если нам предстоит серьезная работа, чувствуешь себя уверенней, когда знаешь, что эти подразделения рядом. В том же Беслане с нами работал отряд «Русь» и действовал отлично. Так же было и при проведении специальной операции по нейтрализации Масхадова.
     Все эти подразделения очень серьезно подготовлены, у нас хорошее взаимопонимание с их командирами, да и личный состав всегда чувствует их поддержку. Мы не стесняемся учиться у них, они - у нас. Нередко проводим совместные занятия, используем их учебные базы, привлекаем их инструкторов. Наши инструкторы тоже часто занимаются с их личным составом.
     - В армии, как известно, есть четкие критерии боеготовности подразделений. Наверняка они существуют и в Центре специального назначения ФСБ. В чем они выражаются?
     - У нас выработаны критерии боеготовности как центра в целом, так и каждого подразделения в отдельности. Они заключаются в укомплектованности личным составом, наличии необходимого количества вооружения, снаряжения, средств связи и имущества, высокой профессиональной выучке сотрудников и слаженности подразделений, здоровом морально-психологическом климате в коллективах, отлаженном устойчивом управлении, высокой мобильности. Как заместитель начальника центра, могу с полной ответственностью утверждать, что подразделения Центра специального назначения ФСБ России готовы к выполнению задач любого уровня сложности.
     - Как вы оцениваете боеготовность возглавляемого вами Управления «А»? Сколько раз она в последнее время проверялась практикой, в действиях против настоящего противника? Какие результаты спецопераций?
     - Я считаю, что Управление «А» находится в полной готовности к выполнению поставленных задач. Наша боеготовность более чем за 30-летнюю историю сотни раз проверялась жизнью. Сотрудники Управления «А» за это время более 800 раз принимали участие в боевых операциях и мероприятиях. Результаты многих операций хорошо известны - это спасенные жизни добропорядочных граждан и уничтоженные террористы. По результатам проведенных специальных операций в 2007-м и текущем годах 43 сотрудника Управления «А» награждены орденами и медалями. В течение последних лет захвачены или ликвидированы при оказании вооруженного сопротивления Радуев, Бараев, Абу-Умар, Абу-Хавс, а также одиозный лидер террористов Масхадов - инициатор захвата школы № 1 в Беслане.
     - Трудно идти в бой, когда в тылу много брешей... Скажите, вашим подчиненным знакомы проблемы социального характера или все они давно решены?
     - Конечно же, мы - часть нашего общества, и социальные проблемы у нас имеются. Но благодаря вниманию к Центру специального назначения со стороны руководства государства и Федеральной службы безопасности они не столь остры и в большинстве своем оперативно решаются.
     - О том, что в ФСБ России есть Центр специального назначения, сегодня знают во всем мире. Не мешает ли вам популярность?
     - Как заместитель начальника Центра - начальник Управления «А», я вижу в широкой известности центра, помимо дополнительной ответственности, практический смысл.
     Во-первых, эта известность обеспечивает нам приток новых кадров несмотря на риск, которому подвергаются наши сотрудники в повседневной деятельности. Например, после операции в Беслане число желающих проходить службу в «Альфе» и «Вымпеле» резко увеличилось, а ведь ЦСН потерял тогда десять своих сотрудников, троим из которых было присвоено звание Героя России посмертно. Всего же за 10 лет этого высокого звания были удостоены 16 сотрудников центра.
     Во-вторых, информация о Центре специального назначения служит мощным сдерживающим фактором, заставляющим террористов лишний раз взвесить все «за» и «против», прежде чем решиться на черное дело. Пусть знают те, кто замыслил злодеяние, что там, где действуют сотрудники Центра спецназначения, компромисс невозможен: заложники непременно будут освобождены, а преступники нейтрализованы.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex