на главную страницу

8 Мая 2008 года

Армия и общество

Четверг

Никто не забыт!

Марина ЕЛИСЕЕВА, «Красная звезда».



63 года прошло с того памятного дня мая 1945 года, когда над страной прогремело долгожданное слово «Победа». Оно звучало как невыразимая радость и безграничная скорбь о тех, кто не вернулся с поля боя. В эти дни мы вновь и вновь обращаемся к беспримерному подвигу советского солдата, спасшего мир от фашизма.

     В преддверии Дня Победы министр обороны Анатолий Сердюков передал Золотую Звезду Героя России родственникам бывшего командира эскадрильи 42-го дальнебомбардировочного авиационного полка 36-й авиационной дивизии дальнего действия майора Алексея Баукина.
     В ходе церемонии министр обороны России Анатолий Сердюков сказал: «Время не властно над памятью о подвигах героев Великой Отечественной войны. Сегодня, накануне Дня Победы, мы восстанавливаем историческую справедливость в отношении одного из них - Баукина Алексея Ивановича.
     Это исключительно важно для каждого из нас, всех воинов армии и флота, но прежде всего для его родных и близких».
     В семейном архиве Баукиных хранится письмо командира войсковой части 06863, датированное 21 октября 1943 года. В нем есть такие строки: «Многоуважаемая Мария Ивановна! С глубоким прискорбием вынуждены сообщить, что ваш муж, Баукин Алексей Иванович, погиб при выполнении боевого задания в ночь с 20 на 21 сентября 1943 года. Предположительно сбит истребителем противника».
     Алексей Иванович родился в 1906 году в крестьянской семье. Окончил сельскую среднюю школу, работал плотником. В 1929 году был призван в ряды Красной Армии и направлен в 10-й Туркестанский стрелковый полк, откуда через год был зачислен курсантом Военно-теоретической школы летчиков. Затем окончил 3-ю Военную школу летчиков и летчиков-наблюдателей, 2-ю Военную Краснознаменную школу командиров звеньев. Служил в Закавказье.
     Войну встретил хорошо подготовленным летчиком. Уже осенью 1941 года майор Баукин, действуя без прикрытия истребителей, наносил бомбовые удары по вражеским позициям на ближних и дальних подступах к Москве.
     Экипажу Баукина всегда поручали самые ответственные задания. Ни сплошная низкая облачность, ни дожди, ни яростные атаки врага не могли снизить боевой порыв отважного летчика. О том, что Алексей Иванович мог летать при любых погодных условиях, в полку вообще ходили легенды.
     Дважды Баукин выполнял специальные задания командования, обеспечивая проход транспорта союзников в наши северные порты. В период с 27 мая по 1 июня и с 15 сентября по 12 октября 1942 года в заполярных условиях он совершил 18 боевых вылетов на бомбардировку аэродромов противника. Только при налете на один из фашистских аэродромов группы наших самолетов, в котором участвовал и экипаж Баукина, было уничтожено 50 самолетов и склад авиабомб.
     Надо отдать должное не только мастерству и смелости летчика, но и его находчивости. Так, в мае 1942 года Алексей Иванович совершил дерзкий налет среди бела дня на гидроаэродром. Преодолев более 600 километров над открытым морем на тяжелом дальнем бомбардировщике, не оборудованном для таких полетов, при сплошной облачности, он точно вышел в заданный район. Необходимо было прорваться в бухту. Баукин принимает решение: лететь между скалами. Появившись совершенно неожиданно для противника, экипаж выполнил прицельное бомбометание.
     Или вот такой эпизод из боевой биографии летчика. Как обычно, экипаж совершал полет в сложных метеорологических условиях. Пробившись сквозь облачность, самолет вышел точно на вражеский
     аэродром и сбросил бомбы на скопление фашистских пикировщиков. В тот момент, когда штурман включил фотоаппарат и делал снимки аэродрома, зенитным огнем противника был поврежден правый двигатель самолета Ил-4.
     Возвращаясь на родной аэродром на одном моторе и пролетая над морем, экипаж заметил, что два немецких торпедных катера нагоняют наше транспортное судно. Боекомплект бомб израсходован, самолет поврежден. Как же помочь морякам? Командир экипажа Баукин принимает решение атаковать немецкие торпедные катера.
     Дерзкая и внезапная атака израненного бомбардировщика заставила гитлеровцев остановиться и повернуть назад. Советский транспорт был спасен.
     Всего за время участия в боевых действиях Баукин совершил 182 вылета, 170 из которых - ночью.
     Каждый боевой вылет - отдельная история, в которой не всегда счастливый конец. В ночь на 21 сентября 1943 года экипаж майора Баукина вылетел для бомбардировки железнодорожного узла Витебск и на аэродром не вернулся...
     19 сентября 1943 года, накануне гибели летчика, командир 42-го дальнебомбардировочного авиационного полка 36-й авиационной дивизии дальнего действия представлял экипаж к государственным наградам, а майора А.И. Баукина и штурмана А.П. Коновалова - к Золотой Звезде Героя, но ходатайство осталось не реализованным.
     Алексей Баукин был награжден орденами Ленина и Красного Знамени. А теперь к его наградам прибавилась еще одна. Указом Президента Российской Федерации от
     8 марта 2008 года № 327 за мужество и героизм, проявленные в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, Алексею Ивановичу Баукину присвоено звание Героя Российской Федерации (посмертно).
     Этим же указом высшей награды Родины посмертно удостоен бывший командир звена 81-го дальнебомбардировочного авиационного полка лейтенант Георгий Смирнов.
     Судьба распорядилась так, что летчик погиб в начальный, самый драматический период войны. Но он успел внести достойную лепту в победу над врагом. 25 июля 1941 года, выполняя боевую задачу в составе 8 самолетов, машина лейтенанта подверглась сильному огню зенитной артиллерии противника. Несмотря на многочисленные пробоины, с поврежденным бензобаком, долетев до цели, лейтенант сбросил бомбы и сбил фашистский истребитель. Возвращаясь, был атакован четырьмя вражескими самолетами, но, маневрируя, сбил еще один истребитель неприятеля и на одном моторе смог возвратиться на базу.
     31 октября 1941 года самолет
     ТБ-3 лейтенанта Смирнова при возвращении с боевого задания получил множество пробоин. Совершая вынужденную посадку, летчик Смирнов был тяжело ранен и отправлен в госпиталь, где умер через 10 дней. Не выжил и штурман экипажа Владимир Кириллович.
     По семейным обстоятельствам родственники Героя не смогли прибыть в столицу для получения награды и документов к ней. Поэтому медаль «Золотая Звезда», книжка Героя Российской Федерации и грамота Героя РФ были направлены по месту жительства дочери Георгия Семеновича и будут переданы ей в торжественной обстановке.
     Представители Главного управления кадров Минобороны России обращаются через «Красную звезду» с просьбой откликнуться родственников Владимира Петровича Кирилловича, 1914 года рождения, для передачи им ордена Красного Знамени, указ о награждении которым состоялся 20 июня 1942 года.
     На снимках: Летчик А. БАУКИН, 1942 год.; Экипаж ТБ-3. Слева направо: радист М. Сотов, штурман В. Кириллович, летчик Г. Смирнов.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex