на главную страницу

14 Мая 2008 года

Геополитика

Среда

Арктическое будущее России

Андрей ДИЕВ, ксперт Института геополитической информации «Энергия».



     В МИНУВШЕМ АПРЕЛЕ в Москве прошло очередное заседание Морской коллегии при Правительстве РФ, на котором рассматривался комплекс проблем, связанных с освоением Арктики. Это уже не первое рассмотрение «арктического вопроса» на высоком правительственном уровне. Повышенный интерес к этому российскому региону продиктован прежде всего экономическими мотивами - наличием в шельфовой зоне крупных месторождений нефти и газа.
     Общая площадь российской Арктики, включая морские пространства, превышает 6 млн. квадратных километров. Здесь сосредоточены, как считается, основные запасы углеводородного сырья и ряда других полезных ископаемых. Уже сегодня их добыча обеспечивает получение около 20 процентов валового внутреннего продукта РФ и 22 процентов объема российского экспорта. Но проживает здесь немногим более одного миллиона человек, из которых 136 тысяч являются представителями коренных малочисленных народов Севера.
     В настоящее время имеется возможность существенного приращения арктической территории России. Для этого требуется доказать, что 1.200 тысяч квадратных километров океанского дна между Новосибирскими островами и Северным полюсом (подводное плато Менделеева и хребет Ломоносова) являются продолжением континентального шельфа РФ. Тогда РФ сможет присоединить к своей исключительной экономической зоне участок дна с новыми месторождениями нефти и газа (до 5 млрд. тонн углеводородов). Но право на этот участок должно быть закреплено за Россией в международно-правовом отношении.
     Наша страна еще в 2001 году направила в комитет ООН по морскому праву соответствующую заявку, однако ооновские эксперты посчитали, что представленных материалов недостаточно. Тогда российским ученым пришлось заняться дополнительным изучением арктического океанского дна. В августе 2007 года на Северном полюсе было осуществлено рекордное погружение двух обитаемых батискафов «Мир» на глубину более четырех километров и установка на дне российского флага. В рискованном погружении приняли участие два депутата Государственной Думы от партии «Единая Россия», а в СМИ появились сообщения, что взятие проб воды и грунта позволит России уже в ближайшее время вновь подать заявку в ООН и наконец закрепить за собой новые арктические просторы.
     

     Наша справка. России приходилось отстаивать свои права в Арктике и в прошлом. В 1920-е годы пришлось столкнуться с Норвегией, претендовавшей на Землю Франца Иосифа. Норвежцы попытались первыми поднять над архипелагом свой флаг, но по недомыслию организаторы экспедиции снарядили в поход шхуны, не приспособленные к плаванию в ледовой обстановке, и они оказались затертыми во льдах. В 1930 году советский флаг был водружен первым - экспедицией под руководством О. Шмидта. Несколько ранее, в ноябре 1924 года. Наркомат иностранных дел СССР огласил меморандум, где перечислялись острова восточной части Арктики, открытые в 1913-1914 гг. русскими исследователями, и декларировалась их территориальная принадлежность к СССР. Двумя годами позднее Советское государство заявило, что границы его сектора Арктики проходят по меридиональным линиям от крайних точек материковой границы до самого Северного полюса.
     

     Представители Минприроды России тогда заявляли, комментируя итоги научной экспедиции «Арктика-2007», что она «позволила сформировать заявку России на хребет Ломоносова» и «материалов для подачи заявки по присоединению к экономической зоне России хребта Ломоносова достаточно». Говорилось о том, что, согласно предварительным данным анализа модели земной коры, структура коры хребта Ломоносова соответствует мировым аналогам континентальной коры, а значит, является частью прилегающего континентального шельфа РФ. Назывались и окончательные сроки завершения исследовательских работ: доказательную базу по принадлежности подводного хребта Ломоносова к континентальному шельфу России собирались подготовить к 1 декабря 2007 года.
     Однако на упомянутом выше заседании Морской коллегии выяснилось, что подготовка новой заявки потребует значительно больше времени. По словам директора ВНИИ океанологии, «пока преждевременно прогнозировать сроки завершения исследований». Видимо, Россия сумеет направить в комитет ООН по морскому праву заявку о принадлежности океанского дна между Новосибирскими островами и Северным полюсом к ее континентальному шельфу не раньше 2012 года. Выяснилось также, что для окончания исследовательских работ потребуется не менее полутора миллиардов рублей (сумма, заметим, для нашего государства ничтожная, принимая во внимание огромный размер его золотовалютных запасов, исчисляемый многими сотнями миллиардов долларов США).
     ТРУДНОСТИ в оформлении заявки в ООН во многом обусловлены сложностью научной задачи, стоящей перед российскими учеными-геологами. Корреспондент из США Алекс Шуматов рассказал в прошлом месяце на страницах издания Vanity Fair о своей встрече в Москве с директором Института геологии Российской академии наук Юрием Леоновым, который руководит изучением образцов, поднятых со дна Северного Ледовитого океана в ходе экспедиции «Арктика-2007». Журналист так излагает мнение авторитетного в научных кругах российского специалиста: «Взятых проб недостаточно, - говорит Леонов, - но у нас есть кое-какие научные данные, говорящие в пользу справедливости наших претензий. Научно доказать, что хребет Ломоносова является продолжением континентального шельфа - задача не из легких. Но можно сказать, что это не просто хребет, а целая система образований, простирающаяся от России до Гренландии и Канады. Геологически Арктика представляет собой мелкий эпиконтинентальный океан на континентальной основе. Во многом дно Северного Ледовитого океана напоминает не столько океаническую кору, сколько континентальную. Двадцать-тридцать миллионов лет назад хребет Ломоносова соединял Россию, Канаду и Данию, но из-за некоего процесса, сути которого мы до конца не понимаем, он обрушился приблизительно в районе тридцатого меридиана и опустился на глубину четырех с половиной километров, где сейчас и находится. Строго говоря, он перестал быть шельфом. Вопрос в том, согласится ли комиссия рассматривать палеошельф как шельф. Надеюсь, у меня не будет из-за этого неприятностей, но все же я скажу, что канадцам лучше бы согласиться с нашими претензиями, ведь это поможет им в будущем крепче обосновать свои. А с точки зрения добычи нефти и газа несущественно, кто владеет полюсом, ибо главные месторождения находятся в пределах территориальных вод».
     Это мнение относительно местоположения основных месторождений углеводородного сырья созвучно с позицией представителей российского топливно-энергетического комплекса, которые считают, что России хватит уже открытых, но неосвоенных ресурсов на многие десятилетия на нынешнем российском шельфе. Доказанные запасы нефти там составляют 782 млн. тонн, газа - 1,3 трлн. кубометров, а потенциальные - 12,7 млрд. тонн и 66,2 трлн. кубометров. Для освоения имеющихся месторождений потребуется построить 117 добывающих платформ и 65 танкеров.
     АКТИВНОСТЬ РОССИИ в арктической зоне не остается незамеченной западными странами. Ведь четыре государства НАТО (США, Канада, Дания и Норвегия) также претендуют на участки арктического дна. Не без «подсказки» западные СМИ весьма враждебно комментируют попытку РФ закрепить за собй подводное плато Менделеева и хребет Ломоносова. В одном из канадских изданий («The Ottawa Citizen») обозреватель Дэвид Уоррен в августе минувшего года назвал «трюком» водружение российского флага на дне Ледовитого океана: «Этот российский трюк - не что иное, как намеренный акт агрессии, затрагивающий наши интересы и интересы всех цивилизованных стран. И воспринимать его следует всерьез. Премьер Харпер справедливо отмечает, что Канаде необходимо радикально увеличить расходы на оборону наших арктических территорий. Кроме того, нам надо наладить более тесное сотрудничество с союзниками - Вашингтоном, Копенгагеном и Осло».
     

     Наша справка. Недавно аналогичным российскому путем закрепила за собой дополнительную шельфовую зону Австралия. Она добилась решения ООН о предоставлении в ее распоряжение территории, которая в 20 раз превышает площадь Великобритании. На приобретенном океанском шельфе, по оценкам геологов, находятся значительные нефтегазовые месторождения, способные обеспечить стабильными поставками энергоресурсов Австралию и близлежащие азиатские страны. Глава ассоциации австралийских нефтедобывающих и нефтеперерабатывающих предприятий Ричард Эллис назвал решение ООН «потрясающей новостью для нефтегазовой индустрии»: «Увеличение континентального шельфа означает расширение полотна, на котором мы сможем нарисовать свое энергетическое будущее».
     

     «Джентльменам, - продолжал Уоррен, - не пристало браться за оружие, поскольку джентльмены всегда находят разумный компромисс. Однако в нашем мире не все государства ведут себя по-джентльменски. На этот случай джентльменам следует держать порох сухим, чтобы защитить не только собственные интересы, но и интересы всей мировой цивилизации» (под «мировой цивилизацией» западные аналитики привыкли понимать группу высокоразвитых стран во главе с США. - Прим. А.Д.).
     Не может не обращать на себя внимания и то обстоятельство, что в массовое сознание стали вбрасываться сценарии конфликтов с участием России вследствие приближающегося «нефтяного голода». Так, Американский совет для университета ООН в прошлом году опубликовал прогноз под названием «Глобальные энергетические сценарии», где говорилось о том, что в связи глобальным потеплением и уменьшением площади полярных льдов конфликтные ситуации могут возникнуть с вовлечением в них Норвегии и России (по поводу принадлежности Баренцева моря), России и США (из-за Берингова моря).
     В марте с.г. верховный представитель Евросоюза по вопросам внешней политики и безопасности Хавьер Солана и комиссар Еврокомиссии по внешним связям Бенита Ферреро-Вальднер представили странам - членам ЕС совместный доклад, в котором предупредили об опасности возникновения в будущем конфликтов в Арктике, в первую очередь с Россией. А в подготовленном пятью бывшими военачальниками из США, Великобритании, Германии, Франции и Нидерландов документе на тему реформирования НАТО указывается на «вероятное возникновение трений в Арктике в результате изменения глобального климата».
     В этом же ряду недавняя статья в американском журнале Foreign Policy на тему Арктики. Ее автор - бывший офицер береговой охраны США, а ныне член влиятельного Совета по международным отношениям Скотт Боргерсон призывает официальный Вашингтон взять на себя роль лидера в разрешении спора между конкурентами - США, Канадой, Россией, Данией и Норвегией по поводу богатого энергоресурсами Арктического региона, который становится доступнее для нефтегазовых компаний в связи с таянием ледяного покрова. С его точки зрения, «сейчас нет четких правил управления этим экономически и стратегически важным регионом» и, «если Вашингтон не возьмет на себя роль лидера в дипломатическом урегулировании, Арктика может дойти до вооруженного конфликта». Он не уточняет, какие именно страны будут втянуты в конфликт, но указывает на то «упорство», с которым-де Россия претендует на большие территории у своего побережья. Территориальные споры и отсутствие законодательной базы, пишет Боргерсон, представляют «серьезную угрозу», которая может «в конечном итоге привести к вооруженному противостоянию» с участием не только стран, ныне претендующих на территории, но и новичков, нуждающихся в энергоносителях и проявляющих интерес к северу, таким как Китай.
     НА ФОНЕ АЛАРМИСТСКИХ заявлений западных аналитиков ведущие энергетические компании мира, как это на первый взгляд ни удивительно, успешно сотрудничают в освоении арктического шельфа. Экономические интересы берут верх над абстрактными геополитическими схемами. Надо отметить, что добыча нефти и газа в Арктике возможна лишь в Баренцевом море, воды которого подогреваются Гольфстримом как раз там, где находится одно из самых перспективных газовых месторождений России - Штокмановское.
     

     Наша справка. Согласно Парижскому договору о статусе Шпицбергена от 1920 года, архипелаг находится под суверенитетом Норвегии, а странам-участницам предоставляется одинаковый свободный доступ в его воды и на территорию при условии соблюдения местных законов и постановлений. Россия присоединилась к договору в 1935 году. Сегодня на Шпицбергене Россия представлена трестом «Арктикуголь», владеющим 23 горными отводами общей площадью 251 квадратный километр, на которых расположен один действующий рудник «Баренцбург» (ежегодная добыча угля - 300-350 тыс. тонн) и два законсервированных - «Грумант» и «Пирамида». Ожидается, что в скором времени на Шпицбергене будет построена российская рыборазделочная фабрика.
     

     Москва и Осло, несмотря на периодически появляющиеся публикации о якобы имеющихся между ними трениях в Арктике, находят взаимопонимание в экономической сфере. 21 февраля с.г. российская корпорация «Газпром», норвежская «Статойл-Гидро» и французская «Тоталь» подписали соглашение о создании совместного предприятия, которое будет разрабатывать Штокмановское месторождение. В капитале совместной компании РФ будет принадлежать 51 процент акций, Франции - 25. Норвегии - 24. К 2020 году добыча газа на Штокмановском месторождении составит 71 млрд. куб. м в год. Первая фаза проекта стартует в 2013 году с выходом на уровень добычи в 23,7 млрд. кубометров, вторая - в 2016 году (47 млрд.), третья - в 2020 г. (71 млрд. кубометров). Не исключено, что в дальнейшем будет реализован и четвертый этап разработки месторождения, что приведет к увеличению ежегодной добычи газа на Штокмане до 95 млрд. кубометров.
     Россия и Норвегия накопили немалый опыт взаимодействия, в частности в период совместного использования Шпицбергена. В октябре прошлого года на Шпицбергене состоялось выездное заседание правительственной комиссии РФ по обеспечению российского присутствия на архипелаге. В рамках поездки состоялась встреча участников комиссии с министром юстиции Норвегии Кнутом Стурбергетом. Как сообщал ИТАР-ТАСС, Стурбергет заявил, что в ходе встречи «мы обсудили широкий круг вопросов, связанных с деятельностью на Шпицбергене, в том числе вопросы российского присутствия на архипелаге», осуществляемого согласно Парижскому договору о статусе Шпицбергена от 1920 года и в соответствии с норвежскими законами.
     

     Наша справка. Штокмановское газоконденсатное месторождение расположено в центральной части шельфа российского сектора Баренцева моря. Его запасы составляют 3,7 трлн. кубометров «голубого топлива» и более 31 млн. тонн газового конденсата. Месторождение готовят к освоению с учетом последующей реализации сжиженного природного газа в США и страны ЕС. Недропользователем Штокмановского месторождения выступает «Газпром». Его партнерами в этом проекте стали французская компания «Тоталь» и норвежская «Статойл-Гидро».
     

     Перспективы освоения Арктического региона Россией зависят не только от результатов рассмотрения ее заявки в комитет ООН по морскому праву, но и от перспектив изменения климата в этом регионе. Ведь все, что залегает восточнее Штокмановского месторождения, скрыто под толщей так называемых вечных паковых льдов (образуют основу ледяного покрова Арктики), с которых невозможно производить бурение. Но в случае потепления ледяной покров исчезнет, и тогда откроется доступ к неосвоенным ресурсам северной Сибири.
     К сожалению, буровыми судами, способными к работе в Арктике, как совсем недавно выяснилось, Россия не располагает. Перед майскими праздниками стало известно, что предназначенные для работы на северных морях суда сданы в аренду за рубеж - без конкурса и по цене в несколько раз ниже рыночной. Вследствие этого поисковые работы на арктическом шельфе могут быть отложены как минимум на два года. Так, уникальное буровое судно «Валентин Шашин» сдано в аренду иностранцам до 2023 года, самоподъемная буровая установка «Мурманская» - до 2010 года («Мурманская», кстати, сейчас ведет бурение на шельфе в Китае).
     Освоение нефтегазовых месторождений на арктическом шельфе требует возведения нового глубоководного порта - возможно, в районе Мудьюга (Архангельская область). Эксперты считают, что для развития Арктики нужно стимулировать привлечение инвестиций на условиях, аналогичных функционированию создаваемых в России свободных экономических зон и промышленных парков. Но долгосрочное развитие портовой инфраструктуры в Арктике зависит, повторимся, от изменения климата в этом регионе. На данный момент прогнозы ученых диаметрально противоположны. Одни эксперты ждут дальнейшего потепления и открытия круглогодового сообщения по Северному морскому пути, другие говорят о наметившемся глобальном похолодании, связанным с очередным циклическим спадом интенсивности солнечного излучения.
     Так или иначе, российская Арктика в ближайшие 20-30 лет будет одной из основных ресурсных площадок не только для нашей страны, но и Евросоюза. И спорные вопросы, в том числе касающиеся разграничения океанского дна, арктическим странам целесообразно решать в сотрудничестве.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex