на главную страницу

15 Мая 2008 года

Тема номера

Четверг

Судостроительный локомотив

Виталий ДЕНИСОВ, «Красная звезда».



Председатель Правительства России Владимир Путин потребовал от Кабинета министров гарантировать полное и качественное выполнение всех оборонных программ и обязательств в сфере военно-технического сотрудничества в сфере судостроения. Об этом и многом другом шла речь на прошедшем на предприятии «Адмиралтейские верфи» в Санкт-Петербурге совещании по вопросам развития судостроительной промышленности, в котором приняли участие вице-премьеры Сергей Иванов, Игорь Сечин, вице-премьер, министр финансов Алексей Кудрин, министр обороны Анатолий Сердюков, министр промышленности и торговли Виктор Христенко, глава Министерства экономического развития Эльвира Набиуллина, полномочный представитель Президента РФ в Северо-Западном федеральном округе Илья Клебанов, губернатор Северной столицы Валентина Матвиенко, глава Объединенной судостроительной корпорации Юрий Яров и другие.

     Премьер-министр Владимир Путин уже бывал на питерском предприятии в июне 2002 года, когда там состоялась церемония спуска на воду танкера «Усинск». Напомним, что «Адмиралтейские верфи» основаны Петром Великим в 1704 году как главная судостроительная верфь России. Именно здесь зарождались традиции строительства передового парусного флота, современных подводных аппаратов, легендарных броненосных кораблей «Петр Великий» и «Аврора».
     На счету «Адмиралтейских верфей» - работы по созданию подводного флота страны - 275 неатомных и 35 атомных подводных лодок, 75 глубоководных и подводных аппаратов, в том числе с атомными энергоустановками. Сегодня предприятие специализируется на строительстве для Военно-морского флота России неатомных субмарин четвертого поколения. В сфере транспортного судостроения «Адмиралтейские верфи» специализируются на производстве танкеров-продуктовозов для российских компаний дедвейтом от 20 до 50 тысяч тонн. В прошлом году чистая прибыль «Адмиралтейских верфей» составила 444 млн. рублей.
     В нынешний приезд Путин осмотрел заложенный на стапель в прошлом году новый для России тип танкера дедвейтом 70 тысяч тонн усиленного ледового класса. На танкере установлен движитель «Азипод», способный в разных условиях двигать судно носом или кормой. Такой танкер может быть использован, к примеру, для освоения нефтяного месторождения «Приразломное» в Арктике. Передача танкера заказчику должна состояться в 2009 году.
     «Наряду с авиастроительным комплексом судостроение должно стать одним из локомотивов роста высокотехнологичного сектора нашей экономики», - заявил Владимир Путин на совещании. По его мнению, именно судостроение должно стать «генератором инноваций и сформировать серьезный спрос на передовые научные разработки». При этом, по словам главы правительства, нельзя забывать и «о той особой роли, которую играет судостроение в решении оборонных задач».
     «Россия является крупнейшей морской державой, и в нашем судостроении должна быть решена масштабная задача развития отрасли в целом», - подчеркнул Путин, добавив, что эта программа развития должна быть конкретной, в основе которой - объективный рыночный анализ. Кроме того, добавил премьер-министр, эта программа должна быть рассчитана на грамотное и эффективное вложение государственных средств.
     Премьер-министр, который находится с трехдневной рабочей поездкой в Северо-Западном федеральном округе, особо отметил, что именно в этом регионе сосредоточено почти три четверти производств российского судостроения, и подчеркнул серьезный отечественный потенциал в данной сфере. «Мы можем самостоятельно строить практически все классы военных кораблей, кроме того, обладаем уникальными «ледовыми технологиями» для морской техники, работающей в экстремальных условиях Арктики и Антарктики», - подчеркнул Владимир Путин.
     Однако премьер был вынужден констатировать: «Наши судостроители проигрывают в конкуренции по целому ряду существенных показателей, и прежде всего в производительности труда, организации самого производства, темпах внедрения инноваций». Отметив, что в целом трудозатраты в российском судостроении в 3-5 раз выше, чем у иностранных партнеров, он сказал, что за последние 10 лет из общего объема судов, заказанных российскими судовладельцами, на отечественных верфях построено лишь около 6 процентов. «Практически весь заказ уходит за границу, наши деньги работают там», - подчеркнул глава Кабинета министров.
     По его словам, основные причины, влияющие на выбор заказчиков, известны. И главная состоит в том, что «за рубежом строят суда пока быстрее, качественнее и часто дешевле». «В результате российские производства простаивают, а значит, теряют прибыль, опытные кадры, упускают возможности для укрепления научно-производственной базы», - сказал Владимир Путин.
     При этом он заострил внимание участников совещания на том, что за рубежом суда аналогичного класса строятся в 2-2,5 раза быстрее, чем в России. «Это приводит к тому, что стоимость конечной продукции увеличивается в разы», - подчеркнул премьер-министр. И привел пример: если в России для постройки танкера дедвейтом 150 тонн уходит более 1 млн. человеко-часов, то аналогичные работы в Японии и Южной Корее требуют в несколько раз меньшего количества трудозатрат.
     Отдельно Владимир Путин остановился на проблеме формирования Объединенной судостроительной корпорации. «В марте прошлого года было принято решение об образовании Объединенной судостроительной корпорации. Задача правительства - в 2009 году полностью завершить акционирование входящих в корпорацию государственных унитарных предприятий.
     Между тем до сих пор в полном объеме не сформированы аппараты управления корпорации и ее дочерних компаний - Западного, Северного и Дальневосточного центров судостроения и ремонта. Хотел бы услышать о причинах столь медленного выполнения поставленных задач. Напомню, что все организационные вопросы по формированию корпорации должны быть решены к 1 апреля 2009 года», - напомнил глава Правительства РФ.
     «Для прорыва в целом по отрасли нужны системные меры. Меры, направленные на развитие всей отрасли. Только так мы сможем существенно поднять конкурентоспособность российского судостроения и обеспечить его глубокую технологическую модернизацию. Отмечу, что без этого трудно представить и полноценную реализацию оборонных программ, освоение континентального шельфа, повышение объемов добычи в рыбной отрасли», - заявил Владимир Путин.
     Одной из важнейших задач глава правительства считает разработку нового поколения кораблей и другой морской техники. «В этой связи следует сконцентрировать усилия именно на проектах, которые жизненно важны для обеспечения обороноспособности страны или обещают ощутимую рыночную, коммерческую отдачу. Принципиальные направления - это создание всей «линейки» морской техники для добычи и транспортировки добываемых на шельфе углеводородов. В том числе морских платформ, танкеров и газовозов ледового класса, ледоколов. Одно из таких судов мы сегодня видели. Напомню, что, по прогнозам, мировая добыча на морском шельфе только углеводородов оценивается в размере 80-100 млрд. долларов ежегодно. Не будем забывать и о строительстве плавучих электростанций для автономного снабжения энергией Севера и отдаленных территорий страны. А также создание рыбопромысловых судов нового поколения», - подчеркнул он.
     Что же нужно сделать для развития отечественного судостроения? По мнению Владимира Путина, прежде всего необходимо задействовать современные финансовые инструменты: «Отрасль должна активнее интегрироваться в мировой судостроительный рынок, без этого ее развитие невозможно, и речь идет о нескольких вопросах: о технологической, конструкторской и производственной кооперации с зарубежными партнерами, о совместном продвижении на новые рынки».
     Сам факт того, что председатель Правительства РФ Владимир Путин начал свою работу с обсуждения проблем развития судостроения, говорит о многом. Так прокомментировал итоги совещания по вопросу развития судостроения на ФГУП «Адмиралтейские верфи» вице-премьер Сергей Иванов.
     Он пояснил, что судостроение вместе с космической отраслью и ядерной энергетикой является наиболее наукоемкой и инновационной отраслью. В то же время заместитель главы Кабинета министров напомнил, что в советское время судостроение развивалось в основном в интересах оборонной промышленности. На сегодняшний день Россия по-прежнему строит современные военные корабли, но, по мнению Сергея Иванова, в современных условиях ориентироваться только на военную технику нельзя.
     Вице-премьер также отметил, что с развитием экономики России морские перевозчики вынуждены оставлять деньги за границей, заказывая там гражданские суда. «Поэтому при развитии судостроения внимание будет уделяться гражданскому судостроению», - подчеркнул он.
     Также Иванов рассказал, что на совещании был одобрен целый ряд документов. В частности, стратегия развития судостроения и ряд целевых программ. Только Федеральная целевая программа о развитии гражданской морской техники на 2009-2016 гг. предусматривает общий объем финансирования порядка 136 млрд. рублей, из которых 90 млрд. рублей - за счет средств федерального бюджета.
     Что касается развития военного судостроения, то Иванов отметил, что здесь прежде всего необходимо реформирование оборонной промышленности. В частности, выделены средства таким предприятиям, как «Севмаш» и «Адмиралтейские верфи». На этих предприятиях будут создаваться условия для производства новых военных судов.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex