на главную страницу

22 Мая 2008 года

Тема номера

Четверг

Генеральный секретарь ОДКБ Николай БОРДЮЖА: МЫ — ЕДИНОЕ ПРОСТРАНСТВО БЕЗОПАСНОСТИ

Олег ГОРУПАЙ, «Красная звезда»,
при содействии Секретариата Организации Договора о коллективной безопасности.



Во вторник Президент Российской Федерации Дмитрий Медведев принял генерального секретаря Организации Договора о коллективной безопасности. В ходе продолжительной беседы Николай Бордюжа доложил президенту о подготовке к саммиту глав государств - участников организации и об основных задачах, решаемых ею в настоящее время. Как подчеркнул в разговоре с Дмитрием Медведевым генеральный секретарь, ОДКБ придает сегодня приоритетное значение военным аспектам своей деятельности. При этом было отмечено, что «в плане создания механизмов своей деятельности организация учитывает восстановление иностранной военной инфраструктуры вокруг России, других стран - членов ОДКБ, создание новых военных баз, которые реально существуют в непосредственной близости от границ РФ и других государств - участников организации».

     В этой связи и в связи с пятилетием образования Организации Договора о коллективной безопасности, отмечаемым в этом году, «Красная звезда» обратилась к Николаю БОРДЮЖЕ с просьбой рассказать, чем стали эти годы для организации, о ее достижениях в сфере обеспечения безопасности на евразийском пространстве.
     - Николай Николаевич, в мае 2002 года главы государств - участников Договора о коллективной безопасности приняли решение о придании ДКБ статуса международной региональной организации. Чем было вызвано это решение?
     - Если коротко, то изменением обстановки в мире. Напомню, что Договор о коллективной безопасности был подписан в 1992 году. А к 2002-му ситуация кардинально изменилась: 11 сентября 2001 года - удар террористов по США. В Афганистане у власти находились талибы, и их вооруженные силы стояли буквально на границах государств - участников ДКБ. Как следствие - активизация деятельности радикально настроенных группировок внутри Таджикистана, Киргизии, Казахстана. Конкретный пример - вторжение вооруженных бандформирований в Киргизию в 1999—2000 годах. Те события реально показали не только востребованность договора, но и необходимость перевода отношений между странами-участниками на новый, более высокий уровень. Им могла стать организация с постоянно действующими органами. Поэтому все главы государств на Московской сессии были едины во мнении: создание организации придаст отношениям между государствами новый характер, а повышение статуса этих отношений станет шагом к активному участию стран-подписантов в создании новой международной системы безопасности. «Оптимальный путь развития нашего строительства - преобразование договора в международную региональную организацию», - подчеркнул 14 мая 2002 года на пресс-конференции по итогам саммита Президент России Владимир Владимирович Путин.
     - На каких принципах создавалась Организация Договора о коллективной безопасности?
     - На принципах Устава Организации Объединенных Наций. И это зафиксировано как в решении Совета коллективной безопасности о придании ДКБ статуса международной региональной организации, так и в уставных документах организации. Уточню, что Устав ООН, цитирую, «не препятствует существованию региональных соглашений или органов для разрешения вопросов, относящихся к поддержанию международного мира и безопасности» и поощряет «применение мирного разрешения местных споров при помощи таких региональных организаций».
     - Процедура перехода в новое качество заняла много времени?
     - В мае 2002 года президентами было принято решение о придании ДКБ статуса международной региональной организации, в октябре того же года главы государств подписали Устав ОДКБ и Соглашение о правовом статусе ОДКБ, а к 18 сентября 2003 года эти документы уже были ратифицированы всеми государствами-членами. 2 декабря 2004 года Генеральная Ассамблея ООН приняла решение о придании ОДКБ статуса наблюдателя в Генассамблее. Так была завершена процедура юридического оформления ОДКБ.
     - Какие результаты деятельности ОДКБ за прошедшие годы вы выделили бы особо?
     - Главный результат: организация состоялась. Сегодня мы имеем полноценную со всеми необходимыми атрибутами международную структуру, занимающуюся вопросами безопасности. У нас есть установка глав государств-членов, в соответствии с которой мы трансформируем ОДКБ из военно-политического блока в многофункциональную универсальную международную структуру безопасности. Исходя из этого в организации несколько направлений работы: координация внешнеполитической деятельности, военное сотрудничество, борьба с наркотрафиком, незаконной миграцией, координация в сфере предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных происшествий техногенного и природного характера. Мы занимаемся созданием миротворческого потенциала, отработкой предложений по вопросу формирования так называемой евразийской шенгенской зоны. Это очень сложный и многогранный вопрос. Как видите, наша задача - создание потенциала, способного реагировать на любые виды угроз.
     Если оглянуться назад, то можно твердо сказать: за пятнадцать лет существования Договор о коллективной безопасности, подписанный в Ташкенте 15 мая 1992 года, и созданная на его основе в 2003 году международная региональная организация прошли сложный, но в целом весьма результативный путь развития.
     - Все ли намеченное удалось воплотить в жизнь?
     - Фактически сегодня уже реализована заложенная в рамках договора концепция коллективной безопасности, отражающая специфику международных отношений и геополитических реалий, сложившихся на постсоветском пространстве. Речь идет о сохранении и консолидации для государств - участников единого пространства безопасности, призванного содействовать упрочению суверенитета и территориальной целостности каждого из них. Для нас «коллективная безопасность» стала понятием многоплановым, требующим целенаправленных, систематических усилий по укреплению сотрудничества в сфере внешней политики, борьбы с терроризмом, экстремизмом и наркоугрозой, углублению в интересах противодействия современным вызовам и угрозам военной интеграции.
     - Планируется ли вступление в ОДКБ новых стран?
     - Мы не ставим сегодня вопрос о необходимости вступления в ОДКБ новых членов. Если какое-либо государство захочет участвовать в системе коллективной безопасности и подаст такую заявку, Совет коллективной безопасности, членами которого являются главы государств, рассмотрит ее. Форсировать же привлечение в ОДКБ новых членов в настоящее время нет необходимости. Для развития организации нам нужны участники, которые не на словах, а реальными практическими делами готовы укреплять коллективную безопасность.
     - Какую угрозу представляют для безопасности стран ОДКБ государственные перевороты по типу «цветных» революций?
     - ОДКБ создана для отражения внешних угроз, для защиты территориальной целостности и суверенитета государств-членов, но не предназначена для вмешательства во внутриполитические процессы. Последнее - дело каждого государства. В противном случае организация возьмет на себя жандармские функции. В формате ОДКБ мы никогда не отрабатывали операций для спасения того или иного, как сейчас говорят, режима. Но если внешние силы попытаются дестабилизировать ситуацию в одном из государств-членов, то организация с согласия этого государства способна такие попытки пресечь.
     - Недавно вы заявили, что «налицо новые попытки ослабить взаимодействие постсоветских государств с Россией и отрезать ее от своих исторических партнеров и нынешних союзников». Имеют ли эти планы шансы на успех?
     - Говорить об успехе этих планов нельзя. Хотя мы видим возросшую активность ряда внерегиональных структур и третьих стран в стремлении затормозить интеграцию на постсоветском пространстве. Для этого используются различные отработанные приемы: от вбрасывания предложений по альтернативным к уже реализуемым в ОДКБ проектам до использования практики игнорирования тех или иных государств - членов ОДКБ при решении конкретных проблем безопасности. Например, Евросоюз обсуждает с государствами ЦАР вопросы обеспечения безопасности в регионе, приглашая на эти мероприятия НАТО, США и демонстративно не приглашая представителей России. Смешно и грустно - одни политические игрища.
     - В своей книге «Столкновение цивилизаций» известный американский политолог Хантингтон пишет, что будущие конфликты будут вспыхивать от искр национальной или религиозной розни, а не по экономическим или идеологическим причинам. Согласны ли вы с ним?
     - Я думаю, что идеологический фактор сегодня действительно отошел на второй план. Во время противостояния СССР и США, стран Варшавского договора и НАТО в основе была идеология. В настоящее время большая часть конфликтов возникает из противоречий национального или религиозного характера. Немаловажную роль при возникновении различного рода конфликтов играют и попытки некоторых государств продвигать свои экономические интересы.
     - Как, на ваш взгляд, могут сотрудничать ОДКБ и ШОС?
     - Прежде всего, ОДКБ и ШОС не надо создавать дублирующие структуры. Например, в ОДКБ отработан и успешно действует механизм по противодействию наркотрафику. Мы можем в этом плане сотрудничать с коллегами из Шанхайской организации. Созданный в формате ОДКБ Координационный совет по противодействию наркотикам может успешно работать в интересах обеих организаций. Да в принципе и работает. Спецслужбы Китая, а также 16 других стран мира участвуют в антинаркотической операции ОДКБ «Канал». Очевидно, что только при координации международных усилий по борьбе с наркотрафиком из Афганистана можно добиться положительных результатов.
     В интересах безопасности ОДКБ и ШОС могут сотрудничать и в политической области, координируя внешнеполитические усилия, например в ООН, в продвижении своих инициатив. Политический потенциал обеих организаций представляет значительную силу, позволяющую решать многие вопросы.
     Третье направление сотрудничества - борьба с терроризмом, политическим и религиозным экстремизмом. Центральная Азия с учетом фактора Афганистана - это очень неспокойный регион.
     Следующее направление - борьба с незаконным оборотом оружия, радиационных материалов, их транспортировкой, с транснациональными организованными преступными группировками.
     Отмечу, что в ОДКБ есть много того, чего нет в ШОС. Например, соглашение о статусе коллективных сил, в соответствии с которым мы можем оперативно решать вопросы переброски воинских частей из одного государства - члена организации в другое. А это весьма важно в рамках реализации основополагающей, как я считаю, статьи 4 Договора о коллективной безопасности, где зафиксировано, что агрессия против одной из стран - участниц ДКБ является агрессией против всех.
     Кроме того, в формате ОДКБ есть система преференций. Например, когда государства закупают вооружения по внутренним ценам страны-изготовителя. Есть соглашение по бесплатной и льготной подготовке военных кадров... Система преференций позволяет выравнивать уровень потенциала вооруженных сил, спецслужб и правоохранительных органов государств-членов. Это, на мой взгляд, фундаментальные и цементирующие ОДКБ соглашения.
     - Возможно ли проведение совместных учений вооруженных сил стран - членов ОДКБ и ШОС?
     - Конечно. Все зависит от политической воли государств-членов. Лично я глубоко убежден, что такие учения надо проводить под двумя флагами: ОДКБ и ШОС. Во-первых, это будет совершенно особый политический резонанс в мире. Во-вторых, будет более полный перечень участников, которые проповедуют единые подходы в сфере безопасности. А это именно так. И к потенциалу ОДКБ добавится потенциал Китая, а к потенциалу ШОС - потенциал Армении и Белоруссии.
     - Запад будет критиковать масштабные учения ОДКБ и ШОС...
     - Честно говоря, меня не интересует то, как кто-то будет реагировать на Западе. Русская пословица гласит: «На каждый роток не набросить платок!» Мы отрабатываем на своих учениях контртеррористическую тематику, а не наступательные операции против третьих стран. Поэтому наших совместных действий должны опасаться террористы и наркодельцы, а не Запад. Самое главное - то, что учения будут полезны для стран - участниц ОДКБ и ШОС. Наша задача - обеспечить стабильность в своих регионах, что влияет на поступательное экономическое развитие государств, на решение имеющихся социальных проблем.
     - Станет ли в перспективе ОДКБ политическим полюсом мира, предлагающим отличный от НАТО путь государствам к миру и безопасности, то есть некой альтернативой Атлантическому блоку и тому «порядку», который альянс принес народам Сербии, Ирака?
     - ОДКБ выступает за сотрудничество с НАТО, а не за противодействие ему. ОДКБ, как и ШОС, не аналог Организации Варшавского договора периода «холодной войны». Ни в одном документе ОДКБ и ШОС нет пункта о противостоянии Североатлантическому альянсу.
     Сравнивать нашу организацию и НАТО неконструктивно. НАТО - это военный блок, стремящийся к глобальной роли. Военный фактор - не самый главный в деятельности ОДКБ. Поэтому я бы не стал говорить о том, что ОДКБ - это альтернатива НАТО. Ни одно государство в мире сегодня не может обеспечить свою безопасность самостоятельно. Пример этому - события 11 сентября 2001 года в США. Поэтому государства объединяются. Мы объединились по региональному принципу и из-за многовековых связей наших государств и народов.
     В рамках многовекторной политики по налаживанию диалога и сотрудничества с различными организациями со стороны ОДКБ были сделаны соответствующие предложения и НАТО, прежде всего в плане установления контактов и развития взаимодействия в борьбе с терроризмом и наркоугрозой, в том числе на афганском направлении. Мы ждем от Брюсселя адекватной реакции на эти предложения. Однако пока нам отвечают, что в альянсе не удается «достичь консенсуса» на этот счет. Но мы фиксируем стремление этого военно-политического блока работать со странами - членами ОДКБ индивидуально. Такая позиция свидетельствует, что в Брюсселе, очевидно, не хотят «легализовать» ОДКБ установлением с ней формальных отношений, видят в ней чуть ли не соперника при осуществлении Североатлантическим альянсом своего курса на «освоение», по своим стандартам и меркам, постсоветского пространства.
     - Как вы оцениваете сегодняшнюю ситуацию в Афганистане?
     - Она очень сложная. Нынешняя власть контролирует около 20 процентов территории страны. Велика опасность талибализации страны, экспансии радикальной идеологии и экстремизма непосредственно в зоне ответственности ОДКБ, дестабилизации ситуации в среднеазиатских республиках и северо-западных районах Китая. Талибы уже восстановили свои силы, пополнили свои отряды. Это реальная угроза миру. Мировое сообщество должно помочь нынешней власти Афганистана и заодно «поработать» с теми соседними странами, которые оказывают поддержку талибам. ООН, ШОС, ОДКБ, НАТО, ОБСЕ - все должны обеспокоиться будущим Афганистана, иначе мира в Азии никогда не будет.
     - Вы предлагали провести в 2008 году встречу пяти высших должностных лиц СНГ, ЕврАзЭС, ОДКБ, ОБСЕ, ШОС. Есть ли ответ на это предложение?
     - Все эти организации очень активно действуют на постсоветском пространстве. Мы получили положительные ответы на наше предложение от всех, кроме генерального секретаря ОБСЕ. В ОБСЕ, я знаю, очень сложная процедура согласования. Мы ждем...


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex