Исполнилось 75 лет главному конструктору боевых машин пехоты БМП-2 и БМП-3, генерал-майору, награжденному орденами Ленина, Трудового Красного Знамени, Почета, доктору технических наук, профессору, почетному гражданину города Кургана и Курганской области, Александру Благонравову. По многим техническим решениям, параметрам и возможностям аналогичная техника западных конкурентов и поныне уступает машинам, созданным им во второй половине прошлого века. Отечественные БМП и сегодня служат эталоном для российских и зарубежных конструкторов, технологов, экспертов и многих других специалистов.
Родившийся в 1933 году в Москве, Александр не захотел идти по стопам отца и становиться военным. Его привлекала техника и очень увлекла теория, над которой долгое время бился отец, - какой механизм может быть бесступенчатой передачей. Забегая вперед, отметим, сын на этом поприще превзошел отца, нашел ее обоснование, решение и защитил докторскую диссертацию.
После окончания школы перед молодым человеком встал вопрос: куда дальше идти учиться - в МГУ на физмат заниматься теорией или в МВТУ им. Баумана на факультет реактивной техники - практика. Собрался все-таки в МВТУ, но в тот год в академию бронетанковых войск стали набирать выпускников школ. Александр поступил в академию, окончил ее с отличием и был направлен младшим научным сотрудником в научно-исследовательский отдел академии. Занимался исследованиями в области теории поворота гусеничных машин, защитил кандидатскую диссертацию.
Как ни покажется странным, но конструктор «с божьей искрой» создал боевую технику, школу конструирования, в том числе и благодаря «доброжелателям». Их стараниями Благонравова в 1962 году под благовидным предлогом переводят из академии в Кантемировскую танковую дивизию на должность заместителя командира танкового батальона по технической части. Здесь вчерашний научный работник, будущий конструктор познал теорию на практике и понял, что порой даже самые красивые теоретические расчеты невозможно реализовать на технике, эксплуатируемой в войсках.
Вскоре Благонравова возвращают к исследовательской работе. В соавторстве с группой научных сотрудников он написал фундаментальную работу по быстроходности танков. Работал старшим преподавателем кафедры «Танки», занимался исследованием трансмиссий, механизмов поворота и импульсных бесступенчатых передач. В 1971 году защитил докторскую диссертацию.
Пришло время испытать теорию практикой создания новой техники. Благонравова хотели направить работать на завод, где гендиректор ищет конструктора, готового в ближайшие годы не создавать ничего нового, как говорится, не мешать производству. Александр Александрович от такого «теплого места» отказался. Тогда ему предложили выбрать из двух других предприятий место будущей работы.
В 1974 году А. Благонравов назначен главным конструктором СКБ Курганмашзавода, ему присваивается звание полковник. Параллельно с основной работой он ведет преподавательскую работу в Курганском машиностроительном институте (КМИ) на кафедре «Гусеничные машины». В то время курганские специалисты выпускали БМП-1, проводили реорганизацию производства, разрабатывали БМП-2. Новая боевая машина, созданная в СКБ, одержала победу над челябинским вариантом, но запустить ее в серийное производство и принимать на вооружение не хотели. Претензии были не к машине, а к ее вооружению. На него из московских кабинетов был свой взгляд и свое мнение. ГРАУ требовало, чтобы пушка на БМП обладала противотанковыми свойствами, а значит, и калибром 76-мм.
Не было бы счастья, да несчастье помогло. Ввод ограниченного контингента советских войск в ДРА и его участие в боевых действиях показали недостатки и слабые стороны имевшегося вооружения, техники. Воевавшие предъявили свои новые требования к технике, вспомнили о БМП-2 с соответствующим вооружением. За месяц на заводе в срочном порядке изготовили 25 машин, отправили в Афганистан и стали осваивать серийное производство. В 1982 году Александру Александровичу присвоили звание генерал-майор.
СКБ Курганмашзавода, возглавляемое А. Благонравовым, не остановилось на достигнутом успехе - БМП-2. Начались работы по объекту 688. Требовалось обеспечить превосходство над зарубежными БМП на длительный период, а для этого значительно усилить три основных свойства отечественной машины: огневую мощь, защиту и подвижность. К тому же она должна оставаться плавающей.
Забегая вперед, отмечу, что более 20 изобретений главного конструктора реализованы в конструкциях боевых машин пехоты. А. Благонравов помимо таланта конструктора показал себя прекрасным организатором. Он собрал коллектив единомышленников, где каждый нашел возможность реализовать себя как творческую личность. Машина создавалась с соблюдением жесточайшего режима секретности. Однако о выполняемых работах в той или иной мере знали все, кто так или иначе был к ним причастен. Противников у новой разработки было более чем предостаточно, и доводы их на первый взгляд правильные, убедительные. Зачем создавать новое, если существующую машину вероятный противник превзойти не может. Главным противником стал головной институт бронетанковой отрасли ВНИИТрансмаш. Курганцев обвиняли ни много ни мало в нарушении теорий, разработанных в институте. Одни рассуждали и предлагали варианты, основанные на теории, а Благонравов с коллективом создавал, отрабатывал различные компоновки, основанные на опыте боевого применения.
Машина за ворота завода идет на испытания, а в Москву от «доброжелателей» как бы по случайному совпадению «телеги» с кляузами, жалобами - машина плохая, сырая, ненужная. Откуда ей готовой взяться? К тому же ее не только создать надо, но и подготовить к серийному производству. Технология производства наукоемкой машины - непростой ребус для завода, тут нужен современный станочный парк, новейшие технологии. Не нужна была стране самая распрекрасная военная техника, выпускаемая в единичных экземплярах. Десятки соисполнителей надо было объединить одной идеей - сначала на стадии создания, потом на стадии изготовления.
Отстоял главный конструктор машину, разгадало СКБ все ребусы. В марте 1987 года на коллегии Минобороны на вооружение приняли БМП-3. Через два года Благонравов переходит в КМИ на должность заведующего кафедры «Гусеничные машины».
В настоящее время Александр Благонравов - научный руководитель отдела механики транспортных машин и главный научный сотрудник института машиноведения Уральского отделения РАН, член-корреспондент Академии проблем качества России, заслуженный деятель науки и техники Российской Федерации. Под его руководством защищено 11 кандидатских и 2 докторские диссертации. Он автор 125 печатных трудов, в том числе четырех научных монографий. Его научные и практические интересы по-прежнему находятся в области создания для транспортных средств механических бесступенчатых передач. Они будут использоваться в автобусах и больших грузовых автомобилях, станут проще, дешевле и надежнее гидромеханических трансмиссий немецких и американских фирм. Александр Александрович, как и прежде, работает на перспективу.
От редакции. Краснозвездовцы присоединяются к многочисленным поздравлениям в адрес юбиляра, желают ему здоровья, счастья, дальнейших успехов в научных и конструкторских изысканиях на благо процветания России!