Легендарный ореол над фок-мачтой пограничного сторожевого корабля «Воровский» появился исключительно благодаря традициям и многолетней службе в море. Благородные черты в облике этого ПСКР угадываются даже теперь, когда он вынужденно стоит у заводского причала, а самим морякам если и приходилось работать по авралу, то лишь при уборке снега.
Рождение легенды
Какая из нынешних проблем морских пограничников самая большая? Правильно, дефицит судов оригинальной постройки. Концепция морских сражений наряду с могучими авианосцами предполагает наличие в составе флотов грозных крейсеров, стремительных эсминцев, изящных фрегатов. А на то, чтобы гоняться вблизи берегов за контрабандистами, как кое-кто полагает, вполне сгодится любое прогулочное судно. Именно так поступили в 1916 году у нас с паровой яхтой «Лизистрата», выкупленной царским правительством у владельца газеты «Нью-Йорк геральд трибьюн» миллионера Гордона Бенетти.
И можно бы вовсе не акцентировать внимание читателей на столь прозаическом моменте, кабы осенью 1924 года поставленная под ружье и переименованная в память о Вацлаве Воровском яхта не оказалась во Владивостоке и не возобновила прерванное мировой и гражданской войнами патрулирование самых дальних наших рубежей. Только 36 лет спустя на смену раскрашенной в защитные цвета забаве американского медиамагната пришел тральщик под тем же именем «Воровский». А уже третьим корпусом в славную семью сторожевиков с именем видного большевика на борту влился современный ПСКР. Случилось это в 1991 году, аккурат накануне распада Советского Союза.
И вновь корабелы остались верны себе. За исключением орудия крупного калибра, установленного в носовой части вместо блока контейнеров с ракето-торпедами, новый «Воровский» в точности копировал сторожевой корабль 1135 проекта, а значит, годился и для сугубо боевых, флотских операций. Такая двойственная его адаптация однажды чуть было не подвела ПСКР под знамена военного ведомства. Тогда, в конце 1990-х годов прошлого столетия, отчаянно нуждавшийся в восстановительном ремонте корабль спасло правительственное решение о передаче пограничникам мандата на охрану морских биоресурсов. Хотя и в чудесном избавлении от прихватизации суверенной Украиной, и в неожиданно отложенной передаче своего корабля в состав Военно-морского флота сами моряки склонны усматривать добрый знак.
С «крокодилом» шутки плохи
Кому в экипаже пришла в голову идея фиксировать каждое успешное задержание, доподлинно неизвестно. Да только нанесенные в хронологической последовательности в посту энергетики и живучести стилизованные изображения 23 судов-нарушителей, добытых в качестве призовых трофеев, наглядно свидетельствуют об эффективности деятельности ПСКР на поприще борьбы с биотерроризмом.
- Американцы, поляки, китайцы, корейцы... Море буквально кишело рыбацкими судами различной государственной принадлежности, - вспоминает командир «Воровского» капитан 2 ранга Дмитрий Шихов. - По алчности российские рыбаки не уступали иностранным коллегам. Но более всего поражали масштабы, с которыми расхищались наши природные богатства.
Браконьерам ничего не стоило, например, зайти в заповедную зону и основательно протралить ее. Уверовавшие в безнаказанность, никем не пуганные, они нередко продолжали творить черное дело даже на виду у пограничного сторожевого корабля. Вот почему плавбаза «Финский залив», задержанная за множественные нарушения природоохранного законодательства в ноябре 2001 года, стала для пограничников довольно легкой добычей. В последующем тактика тайного и явного противодействия сторон не единожды подвергалась изменениям и корректировке.
- При уровне развития современных средств связи скрытно приблизится к району промысла непросто, - делится со мной мыслями Дмитрий Александрович Шихов. - Для этого, к примеру, прокладываем свой маршрут в стороне от скоплений судов, соблюдая режим радиомолчания и демонстративно скрывая истинность намерений.
Наша справка
Пограничный сторожевой корабль 1 ранга «Воровский» заложен 15 мая 1988 года на судостроительном заводе «Залив» имени Б.Е. Бутомы, г. Керчь. 28 июля 1990 года спущен на воду. 5 апреля 1991 года на корабле впервые поднят Военно-морской флаг Пограничных войск КГБ СССР. 18 августа 1991 года ПСКР «Воровский» вышел из Севастополя и после 52-дневного перехода южным морским путем прибыл к месту постоянной дислокации - порт Петропавловск-Камчатский.
1992 год. Корабль несет службу по охране Государственной границы и исключительной экономической зоны РФ. В сентябре задерживает 4 судна КНДР.
16 сентября 1993 года во время посещения корабль благословил Святейший патриарх Московский и всея Руси Алексий II.
19 апреля 1994 года в рамках операции «Путина-94» на корабле выходит главнокомандующий Пограничными войсками РФ генерал-полковник А. Николаев. С декабря из-за отсутствия финансирования корабль находится в отстое.
2000-2001 гг. Корабль введен в строй и регулярно привлекается к охране морских биоресурсов.
18-28 августа 2003 года участвует в учениях под руководством командующего Тихоокеанским флотом. Задачи выполнены с оценкой «отлично».
В 2007 году провел в море 88 суток, оставив за кормой 12.646 миль. Из них 9.928 миль корабль прошел ночью и в условиях ограниченной видимости. Осмотрено 14 судов. При этом два российских судна были оштрафованы, а два иностранных - задержаны.
К услугам пограничников, кроме того, вертолет Ка-27. Взмывая в поднебесье, винтокрылая машина на порядок увеличивает дальность обнаружения и точность наведения на цель. Маневрирование на конечном участке обеспечивает мощная, способная на форсаже в мгновение ока перейти с экономичной на максимальную скорость газотурбинная энергетическая установка. Благодаря чему корабль оказывается в конечной точке внезапно, стремительно, неотвратимо. Зрелище, доложу я вам, не для слабонервных! Собственно говоря, за хладнокровную выдержку и мертвую хватку «Воровский» вместе с однотипными с ним пограничными сторожевиками и получили у разного рода любителей легкой наживы неофициальное название - «крокодилы».
Не карать, а воспитывать
На экране компьютера мелькают кадры оперативной съемки. Вот, зарываясь в волны, пытается уйти от преследования рыболовецкая шхуна.
- Приказываю застопорить ход и лечь в дрейф, принять осмотровую группу! - взывают по радиосвязи к рыбакам пограничники.
Но те и не думают подчиняться. Ход увеличен до полного. Вслед за снастями за борт летят ящики с рыбой, икрой, крабом.
И снова томительные минуты выжидания нарушаются радиообращениями и пусками сигнальных ракет. Тщетно! Скрученная в тугую пружину спираль преследования распрямляется лишь тогда, когда по курсу беглеца ложатся снаряды...
Но поспешу разочаровать любителей детективного жанра: исключительные, с леденящей кровь стрельбой ситуации на практике возникают нечасто. А в последнее время - особенно.
Во-первых, камчатские «крокодилы» не так кровожадны, как это может показаться на первый взгляд. Если бы на «Воровском» желали поступить иначе, то наверняка догадались бы сменить демаскирующую его бело-синюю окраску на шаровую. Мало того, так еще, словно няньки какие, совместно с инспекторами Камчатской государственной инспекции заботятся о пополнении багажа правовых знаний своих визави, месяцами пропадающих на промысле и не имеющих возможности должным образом реагировать на изменения законодательства.
А во-вторых, и это самое главное, постепенно все больше руководителей рыбацких коллективов понимают, что вести честный, полностью прозрачный бизнес выгодней и им, и государству. Случается, проявляя инициативу, капитаны траулеров сами выходят на связь с пограничниками, подсказывая о нарушениях. В этом плане камчадалы, на языке футболистов играющие на домашнем поле, на фоне рыбаков из других регионов Дальнего Востока отличаются большей сознательностью и дисциплинированностью.
Тем не менее, до тех пор, пока выделенный под арестплощадку участок акватории Авачинской губы на траверзе мыса Сигнальный, как и теперь, будет заполнен проштрафившимися судами, говорить об окончательном искоренении браконьерства преждевременно.
А теперь, сэр, поменяемся кругами!
Не подумайте ничего худого, но центральное место в экспозиции каюты боевой славы «Воровского» занимают спасательные круги. Средства спасения конечно же не обычные, а со значением преподнесенные россиянам экипажами иностранных кораблей, с которыми нашему ПСКР доводилось контактировать по линии международного сотрудничества. Всего согласно описи в каюте хранятся пять оранжевых колец с «Джарвиса», «Чейза», «Моргентау», «Сториза» и «Монро». Хотя с последним из «сотоварищей» «Воровский» встречался дважды.
В июле 1993 года «Монро» стал первым кораблем Береговой охраны США, когда-либо посещавших Петропавловск-Камчатский. Номинальным поводом для этого и последующих деловых визитов послужил обширный конвенционный район в Северо-Западной части Тихого океана, охраняемый совместными усилиями России, США, Канады, Японии и Китая. Организованные тогда учения не только подтолкнули россиян к изучению английского, но и, скажем, позволили отточить практику высадки осмотровых групп и задержания судна-нарушителя.
Что интересно, обладая в ту пору куда более продвинутым техническим оснащением, привыкшие просчитывать все до мелочей заокеанские партнеры пасовали в нестандартных ситуациях. Американцы, допустим, наотрез отказывались от высадки на борт судна при неблагоприятных погодных условиях, тогда как российские пограничники успешно решали эту и другие не менее рискованные задачи.
Да вот что еще: американцы не умеют играть в футбол. Абсолютно! Две товарищеские встречи между командами ПСКР «Воровский» и «Монро», прошедшие летом 2003 года в рамках повторного и ответного визитов, закончились с общим счетом 24:3 в пользу россиян. Знай наших!
Граница выбирает контракт
В последние годы положение на границе меняется к лучшему стремительно, кардинально и, как надеются на «Воровском», бесповоротно. На Камчатском соединении пограничных сторожевых кораблей только и разговоров, что о «Магаданце» - патрульном судне ледокольного типа, оснащенном самым современным оборудованием для мониторинга промысловых районов. Сложным настолько, что ближе чем на пушечный выстрел военнослужащих по призыву к нему предпочитают не допускать.
Нельзя сказать, что начинка ПСКР проекта 1135.1 совсем устарела, но и тут решение директора ФСБ России о переводе Погранвойск до 1 января 2009 года на профессиональную основу воспринимают не иначе, как руководство к действию. Скажем, по завершении текущего ремонта аскетически-военное внутреннее убранство «Воровского» должно стать более комфортным для длительного пребывания воинов-контрактников. Пока из 150 душ, составляющих экипаж корабля, профи - 61 человек. В ближайшее время контракт оформят еще 17 моряков из числа личного состава.
При всей строгости процедуры обязательной проверки, существующей при поступлении в Погранвойска, «Воровский», по словам заместителя его командира по воспитательной работе капитана 2 ранга Рахметуллы Шинтимирова, остается открытым для всех и каждого. В настоящее время здесь служат представители десяти национальностей практически со всех уголков необъятной России. Наличие на профотборе «корочек» о дополнительном образовании, спортивных заслугах и регалиях приветствуется, но все же особой роли не играет. Главное, чтобы человек был хороший: честный, мыслящий, работящий. Остальное - приложится.
Во всех смыслах показательна, на мой взгляд, судьба главного старшины контрактной службы Александра Ульянова. Родом Александр Азатович из города Искитим, что в Новосибирской области. В Погранвойсках оказался по чистой случайности, опоздав в свою «десантную» команду. Но, отслужив срочную, в середине 1990-х гг. задержался на Камчатке. С 1997 года - на «Воровском» и хорошо помнит времена, когда топливо между кораблями приходилось распределять канистрами. Совсем не то, что сейчас.
В заведовании старшины рулевой команды Ульянова навигационные карты, пособия. В обязанностях - регулярный прием погоды. Кроме того, на ходу он безупречно несет вахту на руле и по команде в составе штатной осмотровой группы корабля высаживается на инспектируемые суда.
На вопрос, что бы ему хотелось больше всего (семья контрактника до сих пор не имеет собственного жилья), отвечал - передать в неприкосновенности страну и ее богатства детям.
Их, кстати, у Александра двое - сын Владимир двенадцати и дочка Дарья четырех лет от роду. Выходит, что нет сегодня у морских пограничников задачи более важной, чем обеспечить счастливое будущее этих детей и их сверстников.
Характеристики ПСКР «Воровский»:
Водоизмещение 3.500 тонн;
Длина 125 метров;
Ширина 14 метров;
Наибольшая осадка 8 метров;
Скорость хода:
- экономическая 14 узлов;
- максимальная 32 узла;
Дальность плавания 4.000 миль;
Экипаж 150 человек.
Вооружение:
Зенитно-ракетный комплекс «Оса»;
Артустановка АК-100 1 Х 100 мм;
Артустановка АК-630 2 Х 30 мм;
Реактивно-бомбометная установка;
Корабельный вертолет Ка-27;
Два четырехтрубных торпедных аппарата.