на главную страницу

4 Июня 2008 года

Культура

Среда

«Золотой Витязь»: с верой, правдой, надеждой

Ирина ПАВЛЮТКИНА, «Красная звезда».
Фото Александра ЗЕМЛЯНИЧЕНКО и Ирины ПАВЛЮТКИНОЙ.



...Картина «Иркутская иордань» был заявлена на недавно завершившем свою работу XVII Международном кинофоруме «Золотой Витязь» в конкурсе короткометражных документальных фильмов. Работа (как режиссера и сценариста) одного из создателей Иркутского муниципального театра народной драмы, заслуженного артиста РФ Михаила Корнева, ныне его руководителя и главного режиссера, была по праву отмечена одним из призов фестиваля - «Серебряным Витязем». Безо всяких творческих «наворотов» показано в фильме возрождение древней традиции праздника Богоявления - Иордань. Восемь лет назад это была инициатива нескольких десятков человек прихода Святого Благоверного Князя Александра Невского и Иркутского театра народной драмы. А 19 января 2008 года, на Крещение Господне, встретить вместе праздник на Иордань пришли 300 тысяч человек: половина города Иркутска. Меня фильм потряс красотой людей, показанных в нем, и - силой позитивного преображения пространства через приобщение к вере. Сколько уже понаписано о нынешнем упадке духовности и культуры народа, нас словно стараются убедить в собственной повсеместной ущербности. Но не пора ли оглянуться и увидеть: нет, никуда не исчезли с российской земли ни вера, ни правда, ни надежда...

     Как раз именно это и пытается на протяжении 17 лет всем объяснять кинофестиваль «Золотой Витязь», который берет начало с 1992 года. Не с самого радужного для страны времени. За это время «Витязь» гостил в разных городах и странах. Ныне кинематографистов из 31 страны мира принимала Москва. По обширности географии участников, количеству и творческому уровню показанных фильмов (чуть ли не под триста работ посмотрели зрители в шести кинозалах столицы и оценили члены представительных жюри по семи конкурсным номинациям), по своей направленности, четко позиционированной ответственнейшим девизом: «За нравственные, христианские идеалы. За возвышение души человека» - фестиваль вроде бы должен иметь серьезную государственную поддержку. Но... не будем о грустном. И на этот раз помощь в финансовой составляющей составила лишь одну шестую от требуемой. Но правда и в том, что фестивалю с каждым годом придается все большее значение. Вот имена его почетных попечителей: Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, полномочный представитель Президента РФ в Центральном федеральном округе Геннадий Полтавченко, заместитель председателя Государственной Думы Федерального Собрания РФ Любовь Слиска, председатель Союза кинематографистов РФ Никита Михалков. Кинофорум прошел при поддержке Министерства культуры РФ, департаментов культуры и образования правительства Москвы. Кроме того, партнером, даже, скорее, добрым другом, оказывающим большую помощь, продолжает оставаться Национальная ассоциация объединений офицеров запаса Вооруженных Сил РФ (МЕГАПИР), возглавляемая членом Общественной палаты РФ и Общественного совета при Минобороны РФ Александром Каньшиным. Ему, а также на этот раз «лучшему инвестору кинофорума» генеральному директору ЦВК «Экспоцентр» Владиславу Малькевичу были вручены награды бессменным президентом-основателем народным артистом России Николаем Бурляевым.
     ...И открытие, и закрытие фестиваля прошли в Центральном Доме кино Союза кинематографистов России. На «подведение итогов» пришли многие знаковые и медийные лица. И, что отрадно и внушает оптимизм, министр культуры РФ Александр Авдеев. По крайней мере его приветственные слова в адрес кинофорума, говоря официальным языком, соответствовали «вектору поднятия национального самосознания», которое, к слову, уже несколько тревожит некоторых зарубежных политиков.
     И здесь надо отметить еще одну важную роль «Золотого Витязя». Дипломатическую. Мощный конструктивный обмен на творческом уровне уже понятен с учетом «географии» участников. Но и международная конференция «Духовные традиции. Кинематограф христианского мира», прошедшая в рамках фестиваля, и специальная программа «Кинематографисты мира против террора» существенно расширяют миротворческие полномочия кинофорума. Да и представительная сербская делегация тоже была значимой и знаковой. Ведь цель «Золотого Витязя» и в духовной поддержке славянских народов.
     Хотя на подобных фестивалях трудно определять победителей, всегда есть работы, которые особенно достойны наград. Конечно, участие ленты Никиты Михалкова «12» в конкурсе художественных фильмов - высокая планка. Эта картина, абсолютно справедливо, и получила Гран-при. «Золотой Витязь» в этой номинации уехал в Болгарию. Его заслужил фильм «Сторож мертвых» (реж. Илиян Симеонов). «Серебро» завоевала лента из Финляндии «Мать моя» (реж. Клаус Хяре), награду «За лучшую главную женскую роль» получила и актриса Марйанна Маийала, сыгравшая в ней, а «бронзу» - «Безмолвный свет» (реж. Карлос Рейгадас, Мексика). «За лучшую режиссуру» отмечена сербская картина «Завтра утром» (реж. Олег Новкович). Нашли признание жюри и многие актеры. Деже Гарас из Венгрии («Ноев ковчег», реж. Пал Шандор), Эва Венцель из Польши («Площадь Спасителя», реж. Иоанна Кос Краузе, Кристоф Краузе), Небойша Глоговац из Сербии («Завтра утром», реж. Олег Новкович). Отмечены и наши, российские, актеры: Леонид Броневой («Простые вещи», реж. Алексей Попогребский) и Марина Голуб («Кука», реж. Ярослав Чеважевский). Честно говоря, мне непонятно, почему остался без внятной оценки замечательный фильм режиссера Андрея Малюкова «Мы из будущего».
     Председатель жюри конкурса игровых фильмов Александр Аскольдов, член жюри народная артистка Украины Раиса Недашковская, народный артист Республики Беларусь Владимир Гостюхин, который вошел в состав жюри конкурса телевизионных игровых фильмов, возглавляемого президентом «Золотого Витязя» Николаем Бурляевым, представители жюри документальных фильмов, студенческих и дебютных работ - все дружно отметили высокий творческий уровень фестиваля. В частности, подъем узбекского и казахского кинематографа, скандинавского, болгарского кино, которое, к сожалению, мы очень плохо знаем.
     Традиционно сильным было на «Витязе» «документальное» представительство. «Золотой» и «Серебряный» витязи в данной номинации остались в России. Соответственно победили фильмы «Галина Шурепова - «Человек-амфибия» (реж. Алексей Малечкин) и «Владимир Зворыкин. Русский подарок Америке» (реж. Ирина Голубева). «Бронзу» завоевала Болгария - фильмом «Святитель» (реж. Горан Тасев Благоев).
     Перечислить всех обладателей призов и дипломов, поверьте, невозможно. Их можно найти на сайте фестиваля. Но вот обратить внимание на то, что в конкурсе фильмов для детей не было ни одной российской картины, крайне важно. Фестиваль ведь убедил, что не забывают о своем подрастающем поколении Дания, Швеция, Германия. Об этом говорил и председатель «детского» жюри Илия Бурляев-младший. Ребята присудили своего «Золотого Витязя» немецкой картине «Руди - Гончий поросенок» (реж. Питер Тимми). А вот для остальных призов, по мнению строгого жюри, достойных фильмов не нашлось. Правда, российских работ было немало в анимационной программе, где мы по-прежнему не теряем позиций. Здесь лучшей признана работа российского режиссера Марии Муат «Он и Она».
     Среди наград нельзя не отметить специальный приз от Международного объединения кинематографистов славянских и православных народов, врученный режиссеру Резо Чхеидзе за фильм «Свеча с гроба Господня». От этой работы зрители ждали, конечно, большего, тем не менее надо признать: у картины очень добрая и светлая энергетика.
     ...Когда на сцену при закрытии фестиваля вышел народный артист СССР режиссер Эльдар Рязанов, аплодисменты не смолкали долго. Его коллеге, народному артисту СССР Алексею Баталову золотую медаль С.Ф. Бондарчука «За выдающийся вклад в кинематограф» вручили на открытии. Теперь эта награда есть и у Рязанова - всеми любимого режиссера многих замечательных фильмов.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex