на главную страницу

4 Июня 2008 года

Спорт - инфо

Среда

А жизнь играла с ним...

Михаил ЛУКОМСКИЙ.



     В преддверии чемпионата Европы мы вспомним о таком футболисте, как Валерий Воронин.
     По российскому телеканалу прошла передача «Футболист Валерий Воронин. Потерять лицо». Позволю себе не во всем согласиться с авторами этой интересной программы. Думаю, что Воронин стал терять себя постепенно: вначале уверенность, никогда не переходившую в самоуверенность, затем природный профессионализм, а уж потом - роковым летом шестьдесят восьмого года - и лицо.
     Как и у замечательного актера театра и кино Олега Ивановича Даля, была, наверное, у Валерия своеобразная «мания совершенства»: он был беспощадно требователен к себе. Из всех тупиков жизни всегда выбирал только один выход: наверх, все время поднимая перед собой планку. Видя себя в футболе фигурой, равнозначной Пеле, он не себя выделял, а неистово работал на команду - «высочайшего класса джокер».
     В русской сказке Евгения Евтушенко «Не умирай прежде смерти» ему посвящено несколько строчек: «говорил похожий на Алена Делона мрачный черноволосый красавец - полузащитник из «Торпедо», чье лицо было испещрено шрамами от автомобильных катастроф, в которые он все время фатально попадал. Жизнь вела с ним грубую игру, хотя он сам на поле никогда не грубил... С ним нечто происходило, как будто у него что-то выгорело внутри... Не случайно на его красивом мрачном лице уже лежала предупреждающая тень смерти. Все его автомобильные аварии тоже были предупреждениями, но он не послушался... Слава Богу, что он никого не убил, но себя от себя не спас». Болельщики постарше, конечно же, догадались, что речь идет о московском торпедовце Валерии Воронине, игроке сборной команды Советского Союза по футболу (67 матчей, 11 из них - в 1967 году).
     Последний раз он играл за сборную команду страны 11 мая 1968 года в столичных «Лужниках» в победном четвертьфинальном матче чемпионата Европы со сборной Венгрии - 3:0! А вскоре после этого - автомобильная катастрофа: на рассветном подмосковном шоссе его «Boлга» столкнулась с автокраном...
     Из-за черты - из состояния клинической смерти - врачам удалось его вывести. Валерий Воронин старался держаться, «вернуть свое лицо». В одном из газетных интервью заявил, что думает об участии в мировом чемпионате 1970 года. Весной 1969-го начал выступать за торпедовский дубль и в Ташкенте забил «Пахтакору» гол, которого все так ждали, гол-символ его возвращения в большой футбол. В конце сезона Валерий появился в основном составе «Торпедо» и даже забил гол в ворота динамовца Льва Яшина, своего товарища по сборной. Но этот гол со штрафного удара не смог уже ничего изменить в футбольной судьбе Валерия Воронина...
     Воспитанник лужниковской футбольной школы молодежи, 16-летний Валерий Воронин стал игроком торпедовского дубля. Он не был вундеркиндом - от сезона к сезону прибавлял, рос вместе со своей единственной командой. Московское «Торпедо» тех времен считалось командой с характером: два Кубка страны (1949 и 1952 гг.) - наглядное тому подтверждение. А в сезоне 1960 года «Торпедо» превратилось в команду высшего класса, игроки которой не испытывали никакого страха перед любым противником. Результат того звездного сезона общеизвестен: золотые медали чемпионов страны, первые в истории столичных автозаводцев, и Кубок СССР. А уже со следующего сезона Валера стал рваться вперед. Он становился мотором команды, и не случайно тогда родилась такая журналистская характеристика: «Он был красив, как матадор, и работал на тренировках, как чернорабочий». Общая игровая идея позволяла импровизировать каждому игроку.
     Однажды в торпедовскую раздевалку неожиданно зашел тренер проигравших им динамовцев великий Михаил Иосифович Якушин и произнес: «Ребята, у вас получилась замечательная команда. Сделайте все, чтобы сберечь ее!» «Торпедо» образца шестидесятого и не могло исчезнуть. В конце того же года пара Валерий Воронин - Николай Маношин вошла в сборную. Стоит отметить, что Валерию предстояло заменить знаменитого полузащитника Юрия Воинова, входившего в символическую сборную мира, и заменил он его достойно. В 1964 году еженедельник «Франс Футбол» включил Воронина в десятку лучших футболистов Европы, а наш «Футбол» признал игроком № 1 в стране.
     Особое место в яркой футбольной биографии Валерия занимает московский матч сборных команд Советского Союза и Бразилии летом 1965 г. «Мы с Пеле разменяем друг друга...» - заявлял Валерий. Наверное, в предстоящем поединке с бразильским королем футбола он видел свой шанс на такой же неофициальный титул. Но Пеле в тот день провел один из лучших матчей в своей футбольной карьере, забив два мяча. Пришлось даже потом искать такое объяснение неудержимости Пеле: «Растопыренные руки великого бразильца мешают к нему подступиться». В глубине уязвленной футбольной души Воронин с тех пор уже не верил, что станет вровень с бразильцем. Даже золотая медаль чемпиона страны 1965 года и повторное признание Валерия лучшим игроком Советского Союза не смогли залечить психологическую травму. Он испытывал внутреннее непреходящее смятение. Правда, оставалась еще мотивация: подождать реванша в Лондоне, сатисфакции на предстоящем чемпионате мира. Воронин уже тогда начал прибегать к таблеткам от бессонницы. Но против венгра Альберта и португальца Эйсебио сыграл удачно, но еще раз встретиться с Пеле «лицом к лицу» не удалось, а он так мечтал об этой дуэли.
     Воронина включили в символическую сборную мира. Но в списке тридцати трех лучших футболистов страны 1966 года он оказался уже под номером 2 на месте правого полузащитника (после киевлянина И.Сабо).
     Рискну предположить, что Валерий Воронин раньше всех понял невозможность дальнейшего для себя продвижения в футболе, он достиг потолка, главное - позади, и никакая символическая сборная не выведет уже его из возрастного тупика. Футбольная жизнь казалась Валерию загубленной, его брала горькая досада, что в прославленных европейских клубах ему никогда не сыграть.
     Тем временем наступил футбольный сезон 1968 года - последний в «звездной» части биографии Валерия Воронина. Были яркие эпизоды и в том не завершенном им сезоне... И когда в матче с киевским «Динамо» Воронину поручили «разменять» Анатолия Бышовца, он вдохновенно справился с этим поручением. Но и этот успех взбодрил ненадолго.
     А после внезапно обрушившейся на него болезни великий игрок оказался один на один с выпавшей только ему судьбой.
     Валерий Воронин держался, никогда не жаловался ни на судьбу, ни на бедность. Лишь однажды утром, идя сдавать пустую посуду «после вчерашнего», он невесело пошутил: «Посмотрел бы сейчас на меня Бобби Чарльтон».
     Его жизнь трагически оборвалась в мае 1984 года: на рассвете Валерия Воронина нашли с проломленной головой. Он так и не пришел в сознание, только руками словно держался за руль автомобиля, пытался что-то объяснить лично себе...


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex