на главную страницу

4 Июня 2008 года

Армия и общество

Среда

Валерий Чудинов: Если все приписывать другим, самим ничего не останется

Размышления об истории у подножия Гипербореи

Беседу вел Игорь ЯДЫКИН.



Гиперборея. Об этой таинственной и загадочной, исчезнувшей в пучинах Северного Ледовитого океана колыбели человеческой цивилизации читателям «Красной звезды» впервые поведал замечательный русский исследователь и ученый Валерий Демин. Долгие годы в летописях и преданиях, архивных документах, в экспедициях на Русский Север он искал и находил артефакты, свидетельствующие о том, что человеческая цивилизация зарождалась не в привычных для обывательского уха знойных просторах Африки, а на опустившейся в результате глобального катаклизма на дно океана, воспетой в мифах многих народов мира Гипербореи.

     К сожалению, Валерия Никитича уже нет рядом с нами. Но дело его было продолжено в августе 2007 года группой российских ученых, организовавших новую экспедицию на Кольский полуостров, посвященную памяти В.Н. Демина. Результатом этой экспедиции стало сенсационное открытие рукотворных пирамид, возраст которых составляет не менее 9000 лет. То есть, эти пирамиды вдвое старше древнеегипетских. Кроме того, были найдены остатки древней обсерватории, плиты с загадочными знаками, культовые сооружении и еще очень много чего интересного.
  Поделиться впечатлениями об этой уникальной экспедиции мы попросили ее активного участника - доктора философских наук, председателя Комиссии по истории культуры Древней Руси Совета по истории культуры при президиуме РАН В.А. Чудинова (подробнее об этом - на сайте www.chudinov.ru).
     - Валерий Алексеевич, как возникла идея этой экспедиции?
     - Весной 2007 года студия телевизионных фильмов «Гипотеза» телеканала «Культура» в лице своего продюсера Александра Волкова предложила мне стать научным руководителем экспедиции на Сейдозеро, посвященной памяти Валерия Никитича Демина.
     Целью экспедиции был поиск доказательств существования Гипербореи, пребывания в этих труднодоступных местах древнего человека. Замечу, что пока официальная наука считает многочисленные известные сравнительно давно сейды (пирамиды из плоских камней, положенных друг на друга) памятниками саамов, которые поселились в этих местах только во втором тысячелетии н.э. О более древнем заселении этих мест - доледниковом, в палеолите либо после его таяния, в мезолите, - наука ничего не знает. А высказываемые некоторыми учеными гипотезы, например Деминым, о расселении на этой территории жителей Гипербореи считает лженаучными. Естественно, все упирается в наличие или отсутствие фактических данных. Пока они отсутствуют, официальная наука имеет полное право настаивать на своем.
     - И теперь доказательства найдены?
     - Вообще говоря, первые доказательства принесли экспедиции Демина, который заподозрил в расположениях камней, в пропилах, ступенях и других элементах местного ландшафта наличие следов человеческой деятельности. Однако противники этой гипотезы столь же уверенно защищали свою точку зрения на естественное происхождение соответствующих образований, ибо не было найдено того решающего фактора, который мог бы дать однозначный ответ.
     Таким решающим аргументом, на мой взгляд, является наличие на артефактах человеческой письменности. У меня древняя письменность читается, что однако является в глазах некоторых отягчающим фактором, поскольку она представляет собой всем нам известную кириллицу, передающую слова на русском языке. А это противоречит тому официальному утверждению, что кириллицу создали Кирилл и Мефодий. Противоречит это и позиции сегодняшней историографии, согласно которой славяне появляются в Европе только в V веке нашей эры, а русские - и того позже - в VIII веке.
     - Однако из ваших книг мы теперь знаем обратное.
     - Как показано мною в одной из книг, о наличии докирилловской письменности говорили многие ученые, и что протокириллица (то есть «кириллица до Кирилла», называемая нашими предками «рунами Рода») существовала в Евразии еще во времена верхнего палеолита - (40-10 тысяч лет до нашей эры) - и передавала надписи на русском языке. Пока мои данные считаются любопытными, но не научными, поскольку противоречат устоявшейся парадигме. Неверие в очевидные факты напоминает мне реакцию крестьян начала XIX века на вид паровоза: нечто пыхтящее, сопящее и кричащее вызывало у них, скорее, мысли о нечистой силе, чем восторг по поводу прогресса техники, хотя было очевидно, что тяжелый состав движется силой пара из котла.
     Так и в моем случае: хотя буквы узнаваемы, но их косое и явно неаккуратное расположение, когда одна буква крупнее другой, какая-то лежит на боку, а иная написана прямо слитно с предыдущей, заставляет усомниться в правописании. Но когда открывается, что люди тысячелетней давности писали понятным нам русским языком, сомнение моих оппонентов берет верх над очевидными фактами: в школе этому не учили, а брать на себя ответственность и считать письмо письмом слишком смело.
     - Вы начали дешифрировать надписи с Кольского полуострова задолго экспедиции.
     - Да, работать над северными надписями я начал еще по материалам Демина (статья 2005 года «Комплекс Мары Сейдозера»). Кроме того, в одной из книг я встретил странное изображение, которое определил как «зооморфный лик Макоши». В книге, откуда я заимствовал эту черно-белую фотографию, не говорилось о местности, где она была сделана, и я принял ее за изображение из Скандинавии. Тем более там говорилось, что мы имеем дело с каменной глыбой, перенесенной ледником на некоторое расстояние, где она оказалась над другой плитой; лед вытаял, а под плитой оказались более мелкие камни.
     Теперь я располагаю цветной фотографией с гораздо лучшим разрешением. Выяснилось, что данная скульптурная композиция находится не в Скандинавии, а на Кольском полуострове, на том же Сейдозере. Обращает на себя внимание то, что левая часть верхней плиты отдаленно напоминает морду животного, а именно - медведя, тогда как четыре камня под ней символизируют ноги, а все изображение целиком является весьма грубой скульптурой животного на каменном постаменте. Мне такого типа изображения попадались несколько раз, и я привык к их виду, тогда как люди, увидевшие данного «зверя» впервые, считают его «игрой природы».
     - Значит, сомнений не было?
     - Нет сомнения в том, что ледник мог поднять тяжелую плиту и, хотя это маловероятно, донести ее как раз до постамента. Еще менее вероятно, что, плита оказалась выровненной по его началу и концу. Но поверить в то, что, помимо вписывания в контур постамента, произошло еще и очень строгое выравнивание плиты по горизонтали, настолько точное, что под задний камень опоры пришлось подложить еще маленький камешек, практически невозможно. Тут виден человеческий умысел.
     Однако наиболее важным доказательством искусственности данного образования является чтение на нем надписей. Ведь если они есть, все сомнения насчет «игры природы» пропадают: природа не умеет писать, да еще согласуя слова между собой.
     - Что же вам удалось прочесть на этом медведе?
     - Для чтения я взял сначала голову «животного». Читаются два слова: КАМЕНЬ ЯРА. Они означают, что весь комплекс посвящен славянскому богу Яру, и об этом напоминает данный камень.
     Здесь можно прочитать выбитую надпись: МАКОЖИ МАЯК. Она означает, что данный камень является маяком, указателем на размещение вблизи храма Макоши, чьим зооморфным ликом и является изображение белой медведицы. Но почему данный лик выполнен столь грубо? На этот вопрос отвечает слово МАЯК, то есть УКАЗАТЕЛЬ. Если бы наши предки действительно хотели изобразить Макошь, они сделали бы это во всех анатомических подробностях. Но тогда камень был бы культовым. А в данном случае он исполняет не сакральные, а лишь информационные функции, показывая на близость храма Макоши.
     Последняя надпись гласит: ХРАМ ЯРА. Она означает, что весь комплекс был посвящен богу Яру. Как видим, для доказательства того, что данная скульптура сооружена нашими предками, этого было вполне достаточно. Однако надписей на камнях было значительно больше.
     В центре плиты можно прочитать надпись МАСТЕРСКАЯ РОДА. Она объясняет многое. Дело в том, что красивые скульптурные изображения Макоши в виде медведицы считались произведением искусства, и потому их изготавливали в мастерских храма Макоши. Но в храме Рода находились строители, которые могли дать только очень приблизительное изображение медведицы. Да иного и не требовалось, поскольку речь шла только об указателе. Таким образом, на плиту были нанесены имена многих богов: Яра, поскольку изображения относились к его святилищу, Макоши, поскольку была изображена именно она, и Рода, поскольку именно его мастерская отвечала за создание указателей.
     На камне можно прочитать также слова МАЯКИ РОДА. Они означают, что указателей подобного типа для святилища Яра мастерскими Рода было выполнено несколько. Иными словами, мастерские выполнили мелкосерийный заказ. Но хочу обратить внимание на слово РОДА. Оно великолепно видно, что бывает редко, и снимает с меня необходимость доказывать, что я читаю реальные надписи на камне.
     В хвостовой части плиты можно прочитать слова МЕСТО МИМА. Напомню, что под словом МИМ понимался участник мистерии, исполнявший роль соответствующего бога. Однако где и как происходили мистерии, до чтения данной надписи понять было сложно. Теперь можно себе представить, что мим на корточках (ибо высота указателя примерно соответствует человеческому росту) сидел позади данного монумента и ждал своей очереди, а потом показывался и включался в мистерию. Из этого можно сделать вывод, что указатели были в свое время еще и декорацией для соответствующей мистерии.
     

     Досье «Красной звезды»: Чудинов Валерий Алексеевич родился в 1942 году, профессор кафедры культурологии и менеджмента Государственного университете управления, доктор философских наук, кандидат физико-математических наук. Владеет немецким и английским языками. Председатель Комиссии по истории культуры Древней Руси Совета по истории культуры при Президиуме РАН. Автор книг: «Священные камни и языческие храмы древних славян», «Руница и тайны археологии Руси», «Загадки славянской письменности» и др.
     В.А. Чудинов дешифровал славянское докирилловское слоговое письмо - руницу (ударение на первом слоге), доказал наличие трех собственных видов письменности у славянских народов - кириллицы, глаголицы и руницы. Обнаружил, что славянской руницей сделаны тайные надписи на многих рисунках немецких книг, поскольку славянский язык, как выясняется, был древним сакральным языком Европы. Им найдены тайные сакральные надписи славянской руницей как на греческих средневековых (V-X вв.) иконах, так и на древнегреческих (VI-II вв. до н.э.) вазах. Найдены также надписи более древних эпох вплоть до палеолита. Их чтение проливает свет на историю развития славянской мифологии и культуры на протяжении последних 30 тысяч лет. Валерий Чудинов обнаружил данные о присутствии славянской культуры в пространстве от берегов Португалии до зауральского Аркаима и во времени - от неолита до первой половины XVII века, - что привело его к сенсационному выводу: евразийская культура - это культура славян, а Евразия - это Русь.

     

     Разумеется, надписи существуют и на постаменте. Мне удалось прочесть слова МАЯК ЯРА, понимая под ними УКАЗАТЕЛЬ СВЯТИЛИЩА ЯРА. Можно также прочитать распоряжение: ЯТЬ РУНЫ ЯРА, то есть БРАТЬ (ВО ВНИМАНИЕ) НАДПИСИ ЯРА. Иными словами, эти нижние надписи как бы подчеркивают значимость всех предыдущих надписей, служат своеобразной каменной печатью достоверности их начертаний.
     Таким образом, у меня не было ни малейшего сомнения в том, что в Ловозерской и Сейдозерской тундре находятся следы пребывания не только человека палеолита, но даже человека, говорившего и писавшего по-русски. Однако один памятник является все-таки слабым доказательством, и я с удовольствием присоединился к экспедиции на Сейдозеро.
     - Нельзя ли поподробнее о самой экспедиции?
     - Первого августа 2007 года группа москвичей в составе 6 человек прилетела в Мурманск и поселилась на специальной турбазе «Кольские путешествия» на реке Кола в 40 километрах от Мурманска к югу в деревянных домиках. Это комендант экспедиции Валентин Савельев, телевизионный ведущий Юрий Кудинов, я, продюсер Александр Волков и его сын Артем.
     На следующий день мы вылетели на вертолете Ми-8 на Сейдозеро в место его соприкосновения с Ловозером. Отлет состоялся в 9 часов утра, где к нам добавилась еще и петербургская группа «Ариадна» под руководством Лидии Ивановны Ефимовой.
     Вначале мы сели на скалу, с которой открывался вид на Сейдозеро и Ловозеро, где провели пару часов. Здесь мы нашли еще один маяк - так я полагал на первый взгляд - с зооморфным ликом Макоши. Это означало, что существование в данном небольшом районе указателя на храм Макоши не являлось случайностью. Теперь следовало прочитать тексты на камне.
     Надписи на голове сильно заросли черным мхом, однако остались вполне читаемыми. Наиболее крупная надпись читается ЛИК МАКАЖИ, то есть ЛИК МАКОШИ. Следовательно, перед нами - не указатель на лик, а сам лик, сакральное воплощение божества в камне.
     Ниже можно прочитать слова ЯРА ХРАМ, что означает, как уже отмечалось выше, что все святилище посвящено Яру. А выше видны уже не поросшие мхом, а выбитые зубилом слова РУНЫ РОДА, иными словами НАДПИСИ В ПРОТОКИРИЛЛИЦЕ. Таким образом, и данное изображение несет на себе надписи.
     На задней стороне камня еще раз написано крупными буквами ХРАМ ЯРА, а также МКЖИ РУНА, то есть МАКАЖИ РУНА - НАДПИСИ РУНИЦЕЙ. Это означает, что помимо надписей обычной протокириллицей или рунами Рода на данном сакральном объекте находятся и сакральные руны Макоши, то есть руница. Это еще одно отличие лика как культового сооружения от указателя как объекта информационного. Таким образом, данная находка нашей экспедиции в сакральном плане выше предыдущей, хотя по размерам она меньше.
     На левой лапе читаются сходные надписи. Наиболее крупно читаются слова ЯРА ХРАМ, а помельче - слово МАКАЖИ (видимо, РУНА). Таким образом, набор основных надписей установлен.
     - Были ли найдены еще камни с надписями?
     - Конечно же, помимо почитания Макоши на данном комплексе должны были существовать изображения и других богов. К поиску соответствующих камней я и приступил.
     На снимках: Валерий ЧУДИНОВ на фоне Сейдозера. Большой зооморфный лик Макоши.

     Удивительным было найти камень с человеческим лицом. Я сначала сам себе не поверил, но на всякий случай сфотографировал его несколько раз. На самом камне при беглом осмотре надписей выявлено не было. Однако для специалиста очевидно их наличие. Вначале я читаю надписи на самом лице. Нижняя, наиболее темная надпись гласит: МАРЫ МАСТЕР(СКАЯ) – часть слова в скобках написана на левой стороне лица. Из этого следует, что перед нами - лик Мары. Обычно он не моделируется, то есть на нем не бывает ни носа, ни глаз, ни рта. Но в данном случае глаза и нос присутствуют, хотя очень обобщенно. Облик Мары обычно весьма грустный; здесь мы также видим опущенные вниз глаза и общее скорбное выражение лица.
     Ресница глаза передает текст МАРА МАКОЖИНА. Притяжательное прилагательное от слова МАКОЖЬ мне встречается впервые. Однако в этом году я встречал выражение ЯРОВА МАРА. Вероятно, между ними имеется некоторое различие, которое я пока не улавливаю.
     Правая бровь составлена из букв слов МАЯК ЯРА, а над бровью можно прочитать два слова того же содержания. Тем самым перед нами не ЛИК МАРЫ, а только указательный камень - МАЯК, говорящий о наличии в святилище храма Мары.
     Внизу, на линии, продолжающе й границу носа, можно прочитать слова РУНА РОДА. Вероятно, на указателях употреблялось только это несакральное русское письмо - протокириллицу, тогда как на ликах жрецы имели право употреблять и РУНЫ МАКОШИ, то есть сакральное слоговое русское письмо руницу.
     Три остальные надписи дублируют уже прочитанные. Тут имеются надписи и МАЯК ЯРА, и РОДОВЫ РУНЫ, и РУНЫ РОДА (последняя надпись в районе носа написана в столбец). Они не только подтверждают предыдущее прочтение, но и дают новое притяжательное прилагательное - РОДОВЫ. Таким образом, искусственное происхождение надписей и скола торца данного камня не подлежит ни малейшему сомнению.
     Мы перелетели на другую скалу, где провели около пяти часов, найдя много интересных объектов. Например, еще один камень имел стреловидную форму, указывая на что-то, что находилось по отношению к нему вверху. В том, что этот указатель поставлен людьми, сомнений быть не может, поскольку камень не лежит, а стоит, врытый в землю, хотя такая форма его положения на земле противоречит закону энтропии. Но, как обычно, главные доказательства - это чтение надписей.
     Первая же надпись, которая проступает на маленьком камешке слева от указателя - это слово МАРА. Следовательно, где-то недалеко располагался храм Мары, он находился гораздо выше, в горах. Однако данная надпись должна быть непременно подтверждена другими надписями на самом указателе.
     В центре указателя читается традиционное название данной части континента - РУСЬ ЯРА. Далее можно прочитать слова МАЯК МАРЫ ЯРА. О том, что это МАЯК, мы догадались по необычной форме и вертикальному расположению камня. О том, что он имеет отношение к святилищу Яра, говорят все остальные прочитанные на других камнях надписи, а то, что этот камень относится именно к храму Мары, подтверждает первое чтение на соседнем камешке.
     Чуть выше можно прочитать слова РУНА МАРЫ. Насколько я сейчас понимаю, РУНЫ МАРЫ - это то же самое, что и РУНА МАКОШИ, то есть РУНИЦА, которой, видимо, написана часть надписей храма Мары. Наконец, на самом нижнем фрагменте читаются слова МАРА - РУКА ЯРА. Хотя Мара по происхождению гораздо старше Яра, но в данную эпоху господства Яра все старшие боги рассматривались, видимо, как РУКА ЯРА.
     Среди камней попадались не только маяки Яра, но и обычные указатели. На таком камне я прочитал надписи ЯРОВА РУСЬ вверху и ЯРА ХРАМЫ внизу. Первая надпись означает, что данная местность во времена сооружения храмов относилась не к русскому Северу, а к Прибалтике, которая называлась тогда Ярова Русь. Вторая надпись свидетельствует о том, что все храмы святилища были посвящены богу Яру и тем самым не отличались по характеру посвящения от храмов Прибалтики.
     Однако, как я ни вглядывался в камни, так и не понял, где же находится сам храм Яра. Мне казалось, что поскольку мы не забрались на самую высокую скалу Нинчурта, то поэтому мы и не смогли увидеть сам храм Яра. Надписи же на всех указателях свидетельствовали о том, что храмы Яра, Макоши и Мары расположены где-то поблизости и наверху, на горе. Но на какой именно - в этом и состоял основной вопрос.
     - То есть сами храмы вы не нашли?
     - По порядку. После того как к двум камням Макоши (указателю и лику) добавились два камня Мары (антропоморфный и стреловидный) и обычный вертикально стоящий указатель, то есть число камней с надписями достигло пяти, сомнений в их искусственном расположении и следах обработки не осталось уже совсем. Таким образом, основная задача экспедиции была успешно решена и сама экспедиция более чем оправданна. И тем самым доказана правота Демина о древнем заселении этих мест.
     Была решена и более сложная задача, которую я ставил перед собой: обнаружение камней разного типа для составления их типологии и расширения представлений о ликах тех или иных богов. Теперь я получил новое изображение зооморфного лика Макоши, антропоморфного указателя (маяка) Мары и стреловидного маяка Мары. Кроме того, на каждом камне было прочитано несколько надписей, и все надписи относились к одному типу, то есть свидетельствовали либо об одномоментности их нанесения, либо о существовании определенной долговременной традиции.
     Но главная моя цель, обнаружение храмов, на которые указывали надписи, пока достигнута не была. Вместе с тем мое внимание привлекли и другие объекты, на которых могли существовать надписи, а именно - склоны гор. К их обследованию я и приступил. Со скалы, где находилась наша группа, был виден горный кряж с левой стороны Сейдозера (если смотреть на Ловозеро) с изображением мифического существа Куйвы - великана с раскинутыми в сторону руками.
     - Его фотография публиковалась в «Красной звезде» лет 7 назад...
     - Меня, однако, удивило другое. На обрыве, представляющим собой почти вертикальную стену, имеется единственный участок зелени высотой примерно в 3-4 человеческих роста, образующий слово ЯРА (буквы Я и Р написаны в лигатуру, т.е. соединены), тогда как в правой стороне, над Куйвой, глубокие прорези образуют слово РУСЬ. Таким образом, традиция писать слова на крутых откосах (как в наши дни поступают железнодорожники) существовала еще в палеолите.
     Эта надпись, которую я обнаружил не на месте, а уже в Москве в процессе обработки фотографий, заставила меня пристальнее вглядеться в данное изображение, чтобы найти там и другие надписи. И они нашлись. И сначала крайне меня удивили, поскольку я не понял, что передо мной находится просто «доска объявлений». Когда я дважды прочитал о храме Яра, мне показалось, что он тут и находится.
     Итак, сначала я прочитал надпись ХРАМ ЯРА, а затем - чуть выше, но менее крупными буквами - ЯРОВ ХРАМ. Неужели сам холм и является храмом Яра? Однако дальше пошли другие надписи, например МАЯКИ. Выходит, что на данной «доске объявлений» просто перечислялись различные объекты, входящие в храмовый комплекс Яра. Далее читаются слова, написанные по вертикали; я поворачиваю это изображение на 90 градусов вправо и читаю: ХРАМ МАКОЖИ. Это означает, что упомянут еще один объект святилища Яра. Наконец внизу я читаю надпись МАКАЖИ ХРАМ. Так что, скорее всего, просто перечисляются сакральные объекты.
     Расскажу и о результатах анализа фотографии с изображением великана Куйвы. Прежде всего, видно изображение головы какого-то существа. Более всего это изображение напоминает морду льва. Но лев - это зооморфный лик Рода. Изображен ли тут Род? Нет, чтение надписей говорит, что перед нами - ЯР. Более того, слева от данной морды изображены три буквы в столбец, и они читаются как слово МИМ. Под МИМОМ в славянской мифологии понимали духовное лицо, которое во время мистерий изображало бога (в данном случае Яра). Таким образом, мим Яра нес маску Рода. В этом нет ничего удивительного, так как Яр на первых порах заимствовал всю атрибутику Рода, и, например, «руны Яра» - это просто руны Рода. Позже, однако, зооморфной ипостасью Яра становится бык, а еще позже - сокол.
     Интересно отметить, что голова Яра по размерам примерно соответствует Куйве. Удалось прочитать надпись рядом с изображением Куйвы, а также на нем самом. Надпись и удивляет, и, напротив, является как бы тавтологией: на ней также читается слово МИМ. Иными словами, никакого саамского Куйвы нет, а имеется изображение некого славянского мима. Впрочем, неплохо бы найти подтверждение этой версии.
     Я постарался рассмотреть руку «Куйвы» справа. Мне трудно было определить, какая это рука самого персонажа: если он изображен к нам спиной, то правая, если лицом - то левая. Она представляет собой тоже надпись, и эта надпись - опять же слово МИМ. Таким образом, сомнений более не остается. Но чей он мим? Читаю: МАКОЖЬ - РУКА ЯРА. Не означает ли это, что изображение мима имеет отношение к богине Макоши?
     Все сомнения рассеиваются, когда мы читаем надпись в районе живота и основания ног якобы Куйвы - тут написано МИМ МАКОЖИ. Итак, задолго до того, как саамы заселили эту местность, русские изобразили в полный рост мима богини Макоши, левее они изобразили голову льва как маску Яра. Наконец, еще одно слово гласит: МАСКИ. Так что перед нами слева - маска Яра (зооморфная), справа - маска богини Макоши (антропоморфная).
     - Выходит, Куйва - это не саамский бог?
     - Замечу, что это - не единственный пример, когда история русского народа отдается племенам, пришедшим в бывший русский мир много позже. Но после очередного русского заселения бывших мест обитания те люди, которые поселились здесь на пару веков раньше, начинают считаться коренным населением и их вторичная мифология принимается за самую раннюю. Так было, например, с греками, которые пришли в Европу в античности, но раньше многих других народов, и застали на Пелопоннесе пелазгов. Однако так называемые «циклопические постройки» Греции, явно превосходившие технические возможности древних греков, все-таки считаются греческими.
     В данном случае создание огромных надписей и сооружений, особенно сейдов (набранных из пластинчатых камней указателей), этнографы приписывают саамам, весьма слаборазвитому народу, занимавшемуся охотой, собирательством и рыбной ловлей - на уровне каменного века. В частности, приписывается ему и само название СЕЙД, хотя это слово - заимствованное из русского языка словосочетание СЕ ИДИ, то есть ВОТ ИДИ. А сами сейды - просто камни-указатели типа рассмотренных выше. По имени сейдов названо и СЕЙДОЗЕРО - типично русское словосочетание. А очень обильное рыбой озеро, в котором всегда был хороший клев, называется также по-русски - ЛОВОЗЕРО. Ничего саамского тут нет и в помине. Просто русские отчасти по неведению, отчасти по деликатности отдали саамам свою историю. А зря. Если все приписывать другим, самим ничего не останется.
     Словом, рассмотрев маску Яра и вид мима Макоши, мы можем констатировать: нет никакого Куйвы, а есть изображение мима Макоши. Так что это место целесообразнее было бы назвать Обрывом мимов.
     - Обрыв на дороге, ведущей к храму?
     - Конечно, мысль о том, что слева от места соединения Ловозера и Сейдозера мог бы располагаться храм Яра, не покидала меня. Ее косвенной проверкой было бы нахождение надписей на противоположной скале, имеющей вид неприступной горы. Только на фотографии с вертолета я разглядел, что здесь имеются надписи.
     Стояла низкая облачность, лохматые клочья туч закрывали вершины гор и шел дождь. Поэтому изображение получилось довольно блеклым. Однако когда я попробовал его сделать на компьютере более сочным, выявить на нем буквы стало более сложным делом. От более общего снимка я перешел к другому, где изображена самая вершина скалы плато Нинчурт. Это, как оказалось, и была «Скала храмов».
     Скала представляет собой послойное чередование обнажений горных пород. На первом ярусе есть слова, и они гласят: СВЯТИЛИЩЕ ЯРА. Оно как раз и являлось целью моей экспедиции. На втором «этаже» читаются слова РУСЬ ЯРА. А слева - ХРАМ МАРЫ. Самые крупные и заметные буквы были выбиты на третьем ярусе. Тут начертано: МАКАЖИ ХРАМ. На четвертом ярусе вновь встречается слово МАРЫ, тогда как на пятом можно увидеть надпись ХРАМ ЯРА. Наконец, на шестом ярусе, в столбец, который я при чтении повернул на 90 градусов влево, читаются слова ХРАМ РОДА. Итак, святилище содержит полный набор храмов, причем храмов Мары даже два: на втором и четвертом ярусах. На втором ярусе находился храм МАРЫ МАКОЖИ, на четвертом - храм МАРЫ ЯРА.
     - То есть вас можно поздравить с открытием?
     - Горное святилище Сейдозера - не диковинка. Я уже описывал подобные на Украине - Каменная Могила под Мелитополем, в Болгарии - село Иваново близ города Русе, в Словении - гора Шпук в Альпах. За исключением Болгарии, входы в святилище и окна или иные световые и вентиляционные отверстия в них снаружи не видны и обнаруживаются либо случайно (Каменная Могила), либо не находятся вовсе (Альпы). Замечу также, что проникновение посторонних людей в святилище - вещь далеко не безопасная и вполне может закончиться трагически, равно как и поиск входов.
     Вместе с тем открытие каждого нового святилища - это, безусловно, огромный вклад в реконструкцию дохристианского прошлого славян и в копилку свидетельств пребывания человека в самых сложных местах обитания в далеком прошлом. И если Каменная Могила попала в поле зрения ученых после походов Суворова, святилище в Иваново было открыто академиком Болгарской академии наук Кристю Миятевым, святилище в Альпах - археологом-любителем Димитром Кебе, то о нахождении святилища на Сейдозере именно на Скале храмов до моего прочтения надписей никто не знал.
     - Следовательно, честь этого открытия выпала на вашу долю.
     - Пока неясно, к какому периоду оно относится - к палеолиту, то есть до Вюрмского оледенения, или к мезолиту - после таяния ледника. Археолог Гурина в прошлом веке, исследовавшая эти края, на археологической карте Кольского полуострова 8 мест в районе Ловозера датирует неолитом. Однако Сейдозеро пока археологически не обследовано, и памятники, о которых я рассказал, археологам неизвестны. Так что вопрос о датировке пока остается открытым.



Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex