на главную страницу

6 Июня 2008 года

Армия и общество

Пятница

МИРНЫЕ БУДНИ ВОЕННОГО КОМЕНДАНТА

Игорь СОФРОНОВ.Фото Николая ПЕТЕЛИНА и Галины БАРБАШИНОЙ.



     - Программа восстановления жилья здесь практически завершена. - Военный комендант Аргуна полковник Сергей Толстошеин обернулся к нам, сидящим на заднем сиденье бронированного уазика. Антенна зажатой в его руке радиостанции, словно указка экскурсовода, очертила широкие сектора по обе стороны дороги. - Обратите внимание: разрушенных домов в городе уже не осталось. И теперь ускоренными темпами идет возрождение промышленных предприятий: чтобы жить по-человечески, надо иметь не только крышу над головой, но и работу. А люди здесь действительно стремятся к нормальной жизни. Хватит, навоевались уже...
     С момента знакомства прошло не более получаса. Сергей Владимирович, узнав о цели нашего появления в его владениях, начал было прямо на пороге комендатуры перечислять «признаки стабилизации обстановки в районе ответственности», свободно оперируя цифрами и фактами. Но потом предложил:
     - Давайте в машину. Сейчас сами убедитесь...
     
Экономика возрождается

     Едем, смотрим. Убеждаемся. Свежевыкрашенные заборы, побеленные стволы деревьев, отсутствие мусорных куч на обочинах, ям и колдобин на самих дорогах. На перекрестках - работающие светофоры, чьим сигналам безропотно подчиняются потоки машин, среди которых довольно часто попадаются рейсовые автобусы и маршрутные такси. Столбы с фонарями ночного освещения и натянутыми между ними проводами. И даже - сначала не поверил глазам! - подземные переходы...
     Тот, кто помнит Аргун трех-пятилетней давности, не узнал бы нынешний город!
     - Параллельно с жильем активно отстраивались объекты социальной сферы. В первую очередь - школы. Сейчас все они не просто работают, а оснащены самым современным учебным оборудованием. Школа № 4 даже получила лицензию и теперь действует как лицей. Третья школа, в которую мы направляемся, в свое время, - комендант тяжело вздохнул, - пострадала больше остальных: крыши не было вовсе, стены частично обрушены, а те, что остались стоять, во многих местах пробиты насквозь. Ничего, восстановили. Кстати, к вопросу о взаимоотношениях с местным населением: сейчас в этой школе учится сын одного из моих заместителей. Возможно ли было такое еще два-три года назад?..
     В школьном дворе встречаем первого заместителя главы городской администрации Ибрагима Исанова.
     - Прошу в спортзал, - после крепкого рукопожатия увлекает он нас за собой. - Как раз на спортивный праздник попали.
     И опять перед глазами самая что ни на есть мирная картина: детвора в яркой спортивной форме самозабвенно меряется силой и ловкостью в эстафетах. Получив заряд положительных эмоций от зрелища физкультурных баталий, возвращаемся во двор.
     - Из-за своего географического положения Аргун и его окрестности еще два-три года назад считались одними из самых неспокойных мест в Чечне. - Ибрагим Вахаевич ловко отыграл мяч, случайно залетевший к нам от группы девчушек-первоклассниц, резвящихся на зеленом газоне, словно стайка белых бабочек. - Сейчас картина в корне поменялась.
     Город не просто восстанавливается, становится краше, чем раньше. Школы, больницы, большинство спортивных и культурных объектов уже введены в строй. Настала очередь промышленных предприятий. Приступил к выпуску продукции линолеумный завод. До конца года будут пущены в эксплуатацию Аргунская ТЭЦ, завод «Пищмаш», сахарный завод. Проектно-изыскательские работы, предшествующие непосредственному восстановлению, завершены или близятся к завершению на элеваторе, заводах по ремонту сельхозтехники и железобетонных конструкций. Накануне Дня Победы первые машины собственной сборки выдаст местный филиал «АвтоВАЗа».
     Можно много чего еще перечислить. Но скажу лишь одно: все это стало возможным благодаря присутствию в Аргуне воинских частей и военной комендатуры внутренних войск. Какие бы мероприятия ни намечались, ни проводились в городе, военные предварительно проводят инженерную разведку местности и объектов. Если требуется, берут их под охрану, обеспечивают пропускной режим, безопасность и порядок. Без внутренних войск, - замглавы городской администрации положил руку на плечо полковника Толстошеина, - мы пока не можем обойтись...
     Аргунский филиал «АвтоВАЗа», куда предложил нам проехать Ибрагим Вахаевич, напоминал растревоженный муравейник: снаружи и внутри зданий кипела работа. Чтобы оценить ее объем, достаточно было заглянуть в цеха, дожидавшиеся своего восстановления, и сравнить с теми, в которых завершалась подготовка рабочих мест будущих автосборщиков. Когда же нам сказали, что все это сделано менее чем за три месяца, не поверили. Но подтверждение было дано на самом высоком уровне.
     В момент нашего посещения на предприятии находился заместитель министра промышленности и энергетики Чеченской республики Султан Рахмаев. Разложив на столе в директорском кабинете схемы и графики, он не только кратко рассказал историю возрождения завода, но и обрисовал перспективы будущего «чеченского Детройта»:
     - Этот завод когда-то входил в систему советской «оборонки». После распада Союза головное предприятие отошло суверенной Украине, а местный филиал с огромными производственными площадями - 38 тысяч квадратных метров! - остался без хозяина. Руководство республики присматривалось к нему давно, с 2001 года. Но никак не могли определиться с его дальнейшим предназначением. И только после того, как 14 января 2008 года президент Чеченской республики и губернатор Самарской области подписали двустороннее соглашение, профиль завода утвердился окончательно - автосборочное предприятие.
     Сразу же был составлен жесткий график восстановительных работ, которые велись и продолжают идти в три смены, то есть круглосуточно. Одновременно с этим мы, проведя тщательный отбор, направили большую группу специалистов на учебу в Тольятти. Так что все инженеры, механики, технологи, рабочие на сборочном конвейере - наши местные кадры, прошедшие подготовку на головном предприятии «АвтоВАЗа» и успешно сдавшие квалификационные экзамены.
     Завод будет оснащен самым современным оборудованием, которое на семьдесят процентов уже смонтировано и готово к работе.
     Конвейер - мультибрендовый, а это значит, что в будущем мы сможем собирать на нем не только отечественные машины, но и иномарки. В мае начнем с «семерки», но уже ведем переговоры о переходе к сборке «девяносто девятой» модели «Жигулей».
     Были у нас с рабочим визитом и коллеги из Словении, посмотрели наши возможности. По их оценкам, местные производственные площади позволяют разместить здесь оборудование, способное выдавать в год до 150 тысяч машин. Так что нам есть куда развиваться.
     - И все это стало возможным благодаря тем, - заместитель министра повернулся в сторону сидящего рядом с ним военного коменданта, - кто нас защищает, кто обеспечивает безопасность города, восстанавливаемых здесь предприятий и всех, кто на них трудится. Первыми на территорию завода пришли саперы внутренних войск. А сколько раз подразделения военной комендатуры участвовали в обеспечении безопасности всех делегаций и должностных лиц (вплоть до президента республики!), которые посещали аргунские объекты? И всегда делали и делают свою работу на совесть. Без их содействия те напряженные темпы восстановления аргунских предприятий, которые мы сами себе установили, выдержать было бы невозможно. Я больше скажу: без содействия внутренних войск возрождение всей экономики республики шло бы крайне затруднительно...
     В тот день мы посетили еще несколько предприятий. И повсеместно наблюдали схожую картину: шли восстановление производственных и административных зданий, монтаж, наладка оборудования, а кое-где уже и выпуск продукции.
     Каждый из этих объектов в ближайшее время даст сотни, а то и тысячи новых рабочих мест. Например, на том же филиале «АвтоВАЗа» и сопутствующих ему предприятиях в недалекой перспективе будут трудиться до десяти тысяч человек. На сахарном заводе, который заработает уже этой осенью и вдвое перекроет собственные «довоенные» мощности, - семьсот. Плюс три тысячи семей по всей республике включатся в выращивание и сбор сахарной свеклы. В совокупности это еще десять тысяч работников, вовлеченных в производство. А значит, и в мирную, стабильную, нормальную человеческую жизнь со всеми ее радостями и благами.
     Интересно было узнать, оказывается, что не растеряла Чечня за время смуты и свои квалифицированные кадры, которые возвращаются на родину, с энтузиазмом и знанием дела включаются в процесс ее возрождения.
     Среди таких «капитанов республиканской экономики» - Турши Амалиев, имя которого известно не только в Северо-Кавказском регионе, но и далеко за его пределами. Хозяйственник еще советской закалки, он когда-то стал первым дипломированным специалистом в республике в области сахарного производства, для приобретения и передачи опыта не раз бывал на Кубе, лично знаком с Раулем Кастро. Сегодня он снова «у руля», восстанавливает старые и налаживает новые производственно-хозяйственные связи, созывает всех, с кем когда-то вместе работал.
     Именно он и сотни таких, как он, специалистов, вынужденных во времена бандитского произвола покинуть республику, и являются истинными патриотами своей земли. А не те, кто продолжает скитаться с автоматами по горам, неизвестно на что надеясь...
     
За мир еще надо бороться

     Уже в своем кабинете военный комендант Аргуна более подробно поведал о том, что стоит за всеми увиденными нами переменами.
     Оперативная обстановка в городе и его окрестностях стабильна, полностью подконтрольна федеральным силам, но пока далека от идеальной. Мир наступил, но за него все еще приходится бороться. А вот это уже дело внутренних войск.
     Военная комендатура - прежде всего воинское подразделение. Поэтому находится в постоянной готовности к выполнению именно боевых задач. Эта готовность, как и в других воинских частях, поддерживается регулярными занятиями и практическими тренировками, учениями, на которых мы действуем как самостоятельно, так и совместно с органами внутренних дел...
     Кроме боевой учебы, все солдаты и офицеры военной комендатуры, а это около четырехсот человек, ежедневно задействованы в решении конкретных боевых задач. Саперы и их прикрытие выходят на инженерную разведку. Подразделения охраны заступают на боевые посты, оперативного назначения - задействованы в проведении адресных проверок. Выставление заслонов вдоль железных и шоссейных дорог - тоже их дело, как и неусыпное дежурство в мотоманевренной группе, готовой мгновенно сорваться по первому сигналу при осложнении обстановки. Разведвзвод рыщет по окрестностям, добывая информацию для упреждения вероятных действий бандитов. Каждый при деле, каждый в постоянном напряжении.
     - Власти города и его жители видят, что мы не сидим без дела, что не сами себя охраняем, а работаем прежде всего в их интересах, - продолжает полковник Толстошеин. - И потому чувствуют себя с каждым днем все более уверенно. То, что многие мероприятия военная комендатура проводит в тесном контакте с местной милицией, еще больше укрепляет в них эту уверенность.
     Откликаясь на просьбы городской администрации, берем на себя дополнительную нагрузку. Например, задачи по разминированию сельхозугодий перед нами впрямую не стоят. Но люди обратились, командование группировки дало «добро» - и наши саперы очистили все пригодные для сельхозработ земли вокруг Аргуна и от мин, и от неразорвавшихся снарядов. Сейчас можно спокойно и пахать, и сеять, и урожай собирать.
     Местные власти тоже всегда идут нам навстречу. По трассе проезжали, видели: по обочинам и на несколько десятков метров от них ни куч мусора, ни кустов, ни деревьев. По нашей просьбе и распоряжению городской администрации местные дорожные службы все вычистили и выкорчевали. Стало и красивее, и безопаснее...
     Кроме обеспечения безопасности, полковнику Толстошеину удается находить взаимопонимание с городскими властями еще в целом ряде вопросов. На территории военной комендатуры уже несколько раз было организовано проведение дня призывника, который по договоренности с райвоенкомом и впредь будет проходить там регулярно. Именно военная комендатура внутренних войск взяла под свою опеку ветеранов Великой Отечественной войны, проживающих в Аргуне, среди которых, оказывается, есть и бывшие узники фашистских концлагерей. Она же шефствует и над городским домом-интернатом для детей с ограниченными возможностями. Ее же военнослужащие при содействии аргунской администрации недавно привели в порядок единственное в городе христианское кладбище. Им же приходится регулярно брать на себя функции инкассаторов, обеспечивая безопасную доставку в городские банки денежных средств, поступающих на выплату зарплат, пенсий, детских пособий.
     Не прописана ни одна из вышеперечисленных задач в обязанностях полковника Толстошеина и его подчиненных. Но надо их выполнять, надо! Потому что любое доброе дело здесь не остается незамеченным и становится еще одним вкладом в строительство мирной жизни.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex