на главную страницу

11 Июня 2008 года

Армия и общество

Среда

НЕКАБИНЕТНАЯ ДОЛЖНОСТЬ

Капитан 2 ранга Дмитрий МАКАРОВ.
Капитан 1 ранга Владимир ПАСЯКИН, «Красная звезда».
Фото Владимира ПАСЯКИНА.



     В Москве в Культурном центре Вооруженных Сил Российской Федерации проведен заключительный этап I Всеармейского профессионального конкурса войсковых (флотских) психологов и специалистов центров психологической помощи и реабилитации. В столицу съехались представители ВМФ, ВВС, ВДВ, РВСН, а также Московского, Ленинградского, Северо-Кавказского, Сибирского и других военных округов.
     От Черноморского флота в финал прошел психолог части десантных кораблей капитан 3 ранга Виктор Козлов.
     Работа психолога по оказанию помощи молодым матросам в период их адаптации к условиям корабельной службы - такова направленность заявленной им на конкурс темы.
     Мы встречались с капитаном 3 ранга Виктором Козловым и на борту большого десантного корабля (БДК) «Ямал» во время очередного его выхода в море и после возвращения БДК в базу. Экипаж успешно выполнил поставленные перед ним задачи, в чем, кстати, была заслуга и его как психолога. Виктор Иванович в течение всего дня беседовал с матросами, его можно было застать также и в каюте заместителя командира корабля по воспитательной работе капитан-лейтенанта Григория Трухана. С офицером-воспитателем психолог части работает в тесном контакте, и, судя по всему, такое взаимодействие и конструктивный обмен мнениями положительно сказываются на морально-психологическом климате в коллективе, способствуют качественному решению всех задач.
     Прежде всего Виктор Козлов убедил нас, что психолог, а психолог в погонах тем более, непременно должен быть дипломированным специалистом, а если требуется, то и психоаналитиком, и психотерапевтом. Словом, профессионалом. Добавьте к этому умение и желание работать с людьми, стремление постоянно совершенствовать профессиональные знания, готовность нести личную ответственность за все, чем живет экипаж.
     Выпускник 1984 года одного из самых престижных военно-морских учебных заведений Советского Союза - Киевского высшего военно-морского политического училища, Козлов с дипломом преподавателя истории и обществоведения и штурмана начинал офицерскую службу на ТАКР Тихоокеанского флота «Минск».
     Он, тогда секретарь комитета ВЛКСМ, сумел завоевать уважение офицеров, а у матросов пользовался непререкаемым авторитетом. Это, как и реалии нового времени, находило отражение в его послужном списке. Заместитель командира БЧ по политической части, пропагандист, секретарь партбюро, офицер по организации культурно-досуговой работы, помощник командира корабля по правовой работе БПК «Николаев», психолог на БПК «Ташкент».
     Став психологом, Козлов, как и большинство профессиональных моряков, вновь и вновь задавался вопросом, а готов ли он к этой должности, к этой работе? Во-первых, о специфике новой профессии Виктор имел лишь самые общие представления. Во-вторых, психология как прикладная наука в Вооруженных Силах только формировалась, и какие-либо методики на первых порах просто отсутствовали. В-третьих, командиры не очень-то и доверяли новоявленным спецам, и по большей части им приходилось доказывать свою состоятельность, изучая опыт западных психологов, штудируя зарубежную специальную литературу и отчаянно предпринимая попытки хоть как-то адаптировать заокеанскую науку под российские стандарты. Ну и последняя деталь: БПК Тихоокеанского флота «Ташкент», куда был назначен Козлов в 1992 году, доживал свои последние дни. Корабль, вскоре проданный Индии, пошел на «иголки». Все это угнетало. Но Козлов не поддался паническим настроениям, не потерялся ни во времени, ни в себе.
     В 1993-м начался особый, двенадцатилетний период его службы на ракетном крейсере «Слава» (ныне ГРКР «Москва»). Офицер не только обретал опыт психологической работы (особенно во время Индийского похода!), но и заочно обучался в Московской гуманитарной академии на психологическом факультете. Его желание учиться искренне поддерживал тогдашний командир корабля гвардии капитан 1 ранга Алексей Железняков. Алексей Михайлович, несмотря на особый уклад корабельной жизни, всячески способствовал, помогал будущему дипломированному психологу. Флотская психология постепенно укрепляла позиции, требования к уровню профессиональной подготовки этой категории специалистов предъявлялись все более высокие. Ведь с распадом СССР призывников меньше сдерживали традиционные морально-этические нормы, многие духовные ценности девальвировались со всеми вытекающими из этого последствиями.
     За годы учебы в академии офицер кардинально изменил свое отношение к утверждающейся на флоте науке. «Мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь, - оперирует он словами классика. - В Киеве нам, конечно же, преподавали и педагогику, и психологию, но уж очень поверхностно - по полгода на каждый предмет. Мы же по молодости полагали, что эти дисциплины в жизни особенно не пригодятся, всему научит практика. В академии же я открыл для себя тонкие взаимосвязи центральной нервной системы, анатомии, физиологии и, разумеется, психологии».
     К счастью, сегодня ситуация на флоте изменилась в лучшую сторону, продолжал свои размышления Виктор Иванович, однако психология остается по-прежнему важным и необходимым инструментом при работе с личным составом. Роль ее лишь возрастает. Ведь люди стали другими, более свободными, если хотите. Претерпели существенные изменения общевоинские уставы. И в первую очередь это касается некоторых пунктов Дисциплинарного устава: у командиров теперь кнут «короче», да и количество «пряников» значительно уменьшилось.В этих условиях на первый план выходит работа специалистов информационно-психологического обеспечения и психологической службы.
     - Виктор Иванович, кажется, чего уж проще: раздал бланки опрашиваемым, прочитал на всякий случай вопросы вслух, а потом с помощью шаблонов суммировал баллы - и рекомендации готовы! - раззадоривали мы собеседника.
     - Если было бы все так просто, - отвечал Козлов серьезно, - то, вероятно, мы сегодня с вами и не беседовали бы. Действительно, механической работой может заниматься и человек без специального образования, а то и сама электроника, нужным образом настроенная. На самом деле плюсы и минусы в анкете - всего лишь отправные точки, повод для раздумий. Да и сами анкеты придумывает человек. Поверни вопрос чуть-чуть иначе - и вместо плюса получишь минус.
     Например, анкета показывает, что уровень нервно-психической устойчивости у конкретного матроса - в пределах нормы, однако его ответ всего лишь на один вопрос дает понять, что парень склонен к девиантному поведению. А сумма-то баллов в пределах допустимого... В той же анкете, скажем, существуют и другие ячейки, которые позволяют составить анамнез, получить сведения о жизни до призыва: употреблял ли наркотики или алкоголь, был ли связан с криминалом и так далее. И опять сумма баллов может оказаться в пределах нормы. Только на основании тщательного изучения каждого теста и личной беседы, к которой человека надо уметь расположить, можно составить достоверный психологический портрет, выработать те или иные рекомендации для командиров и офицеров-воспитателей. Тонкая это работа, многогранная и без гарантии на полную достоверность.
     Кроме того, существует и ряд других особенностей профессии. Например, провести индивидуальный или коллективный психотренинг способен только специалист с соответствующим образованием.
     - Насколько, скажем, молодой матрос доверяет военному психологу? - поинтересовались мы. - Ведь для призывника, прибывшего в часть или на боевой корабль, все люди в форме выглядят одинаково, олицетворяя собой отличный от гражданской жизни мир.
     - Вы правы лишь отчасти. Я согласен с тем, что особыми возможностями при первичной адаптации обладает, к примеру, женщина-психолог. В этом случае молодой матрос видит в ней мать или старшую сестру. Кстати, в Вооруженных Силах, в том числе и на Черноморском флоте, женщины-психологи - не такая уж и редкость. Другое дело, когда речь идет о работе, связанной с обеспечением выполнения боевых задач. Психологу необходимо знать специфику флотской или армейской жизни, того или иного подразделения. Гражданский специалист к тому же вряд ли согласится уйти на два-три месяца на борту боевого корабля, скажем, в Средиземное море или Атлантический океан. Опыт показывает, что психолог в погонах - офицер - сегодня востребован. Ведь он выступает не только как специалист в своей сфере, но и как военный профессионал. Он знает, и как найти подход к человеку, и как обращаться с вверенным тому оружием.
     - Мы, - уточняем, - уже говорили о качествах, которыми должен обладать психолог. Все ли упомянули?
     И услышали в ответ:
     - «Не навреди» - вот основной принцип, которым руководствуется военный психолог в повседневной деятельности. Важны и такие качества, как коммуникабельность, умение расположить к себе собеседника, проникнуться его проблемами, принципиальность при отстаивании конфиденциальности информации.
     - Виктор, на должности психолога части десантных кораблей вы уже четвертый год. Работы прибавилось?
     - Задачи остались прежними, но их объем значительно вырос. Как, впрочем, и отчетов, составление которых отнимает много времени. Хотелось бы, чтобы «бумажной работы» было поменьше. Не в ней ведь суть.

     На снимке: Капитан 3 ранга Виктор КОЗЛОВ.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex