на главную страницу

11 Июня 2008 года

Страна и мир

Среда

АТЛАНТИЧЕСКИЙ ВЕКТОР
«НОВОЙ КУЛЬТУРЫ»

Андрей ДИЕВ,
эксперт Института геополитической информации «Энергия».



В мае с.г. в Киеве прошел энергетический саммит, в ходе которого президенты Украины, Польши, Азербайджана и Грузии, а также республик Балтии подписали декларацию о принципах глобальной энергетической безопасности. Участники встречи приняли, кроме того, совместные заявления о Каспийско-Черноморско-Балтийском энерготранзитном пространстве и о проекте Евроазиатского нефтетранспортного коридора. Это был уже третий по счету энергофорум, проводимый при поддержке Евросоюза и посвященный проектам доставки нефти и газа из Каспийского региона в Европу, минуя Россию.

     О НАПРАВЛЕННОСТИ САММИТА дает представление выступление президента Украины Виктора Ющенко, который заявил о готовности Украины выступить инициатором формирования «новой культуры транзита» энергоносителей с Востока на Запад. В связи с этим он выразил поддержку проекту формирования Балтийско-Черноморско-Каспийского энерготранзитного сообщества, главной целью создания которого является «повышение надежности и прозрачности энергоснабжения Европы, в том числе за счет обеспечения баланса интересов между поставщиками, транзитерами и потребителями энергоресурсов». По словам Ющенко, «речь идет о формировании новой культуры транзита энергоносителей с Востока на Запад. Культуры, которая позволит минимизировать политические и другие угрозы энергетической безопасности».
     Ющенко подчеркнул, что украинская газотранспортная и нефтетранспортная системы рассматриваются Киевом как неотъемлемый элемент европейской энергетической политики. Он сообщил, что Украина обратилась к Евросоюзу по поводу формирования общей политики в этой сфере. Под этим надо понимать, видимо, заинтересованность Киева в участии ЕС в реконструкции украинской газотранспортной системы, на которую Европейская комиссия может выделить 2,5 млрд. долларов. Украина, как следует из выступления Ющенко, считает целесообразным привлечение европейских структур к решению задач усиления безопасности транспортных артерий, проходящих, в том числе в нейтральных морских водах, к предотвращению техногенных катастроф на объектах энергетической инфраструктуры, а также к минимизации последствий природных бедствий в районах, где расположены энергетические объекты.
     Центральным вопросом саммита, как и ожидалось, стало обсуждение проблемы наполнения нефтепровода Одесса - Броды каспийской нефтью. Это пока единственный реальный проект, который Киев может предложить Евросоюзу в энергосфере. Он призван обеспечить прокачку азербайджанской и, возможно, казахстанской нефти в Центральную Европу (в польские города Плоцк и Гданьск), не прибегая к услугам России. Буквально накануне саммита президент Ющенко подписал указ «Об обеспечении работы нефтепровода Одесса - Броды в проектном направлении», что мотивировалось целесообразностью «повышения уровня энергетической безопасности Украины». Нефтепровод решено перевести в режим работы в проектном (западном) направлении.
     Поясним, что трубопровод длиной 674 км был сооружен в 2002 году по инициативе украинской стороны и на ее средства. Предполагалось, что по нему ежегодно будет прокачиваться в направлении западной границы Украины до 14 млн. тонн каспийской нефти, которую предполагалось доставлять танкерами в Одессу. Но до 2004 года нефтепровод простаивал, так как Украина своевременно не озаботилась вопросом о способности и готовности каспийских государств (речь шла об Азербайджане и Казахстане) поставлять нефть для этого трубопровода. Тогда азербайджанские власти были больше озабочены проблемой наполнения экспортного нефтепровода Баку - Тбилиси - Джейхан (этот вопрос окончательно не снят с повестки дня до сих пор).
     Поэтому в середине 2004 года компания «Укртранснефть» и англо-российская компания ТНК-ВР (создана Тюменской нефтяной компанией и «Бритиш петролеум») подписали соглашение сроком на 3 года о реверсном использовании маршрута, предполагающем ежегодную прокачку до 9 млн. тонн нефти в направлении морского нефтяного терминала «Южный» в районе черноморского порта Одесса. Маршрут Самотлор - Мозырь - Броды - Южный был выгоден и для российской стороны. Он оказался даже дешевле, чем традиционный маршрут Самотлор - Новороссийск, по которому раньше шел основной объем экспортной нефти из этого региона.
     УКРАИНСКАЯ СТОРОНА при поддержке структур Евросоюза вместе с тем не отказывалась от изначального замысла использования нефтепровода и продолжала вести переговоры с представителями Азербайджана и Казахстана. Астана увязывала вопрос о своем участии в транспортировке каспийской нефти по украинскому трубопроводу с перспективами расширения Каспийского трубопроводного консорциума (нефтепровод КТК Тенгиз - Новороссийск общей протяженностью 1.580 километров соединяет месторождения Западного Казахстана с российским побережьем Черного моря).
     В декабре 2006 года министр энергетики и минеральных ресурсов Казахстана Бактыкожа Измухамбетов на пресс-конференции по итогам заседания украинско-казахстанской комиссии по вопросам экономического сотрудничества отмечал, что увеличение мощности КТК создаст излишки нефти на черноморском побережье, которые можно будет транспортировать по нефтепроводу Одесса - Броды. Заметим, правда, что тогда на повестке дня не стоял вопрос о заполнении нефтепровода Бургас (Болгария) - Александруполис (Греция), который должен быть построен в ближайшие годы по инициативе России на Балканском полуострове.
     Наша справка. Нефтепровод Бургас - Александруполис протяженностью 285 км пройдет по территории Греции и Болгарии и позволит снизить объем транспортировки нефти танкерами через перегруженные проливы Босфор и Дарданеллы. Российская сторона, представленная компаниями «Транснефть», «Роснефть» и «Газпром нефть», владеет 51 процентом акций совместной компании, греки и болгары имеют по 24,5 процента акций. Пропускная способность маршрута составит 35 млн. тонн с перспективой увеличения до 50 млн. тонн в год.
     

     Казахстанская сторона на переговорах на высшем уровне в 2007 году дала согласие на свое участие в проекте нефтепровода Бургас - Александруполис, гарантировав 17 млн. тонн казахстанской нефти для болгарско-греческой трубы. Одновременно была достигнута принципиальная договоренность о расширении пропускной способности проекта КТК. По имеющимся оценкам, чтобы проект КТК стал рентабельным, его пропускную способность надо довести до 67 млн. тонн (в 2008 году по системе КТК прокачают 33,8 млн. т нефти, из них более 20 процентов - это российская нефть).
     Еще одним «подводным рифом» для проекта Броды - Одесса - Польша стало начавшееся в Турции строительство нефтепровода Самсун - Джейхан, который соединит порты на Черноморском и Средиземноморском побережье страны. Новый нефтепровод также преследует цель обеспечить поставки нефти в Европу в обход перегруженных проливов Босфор и Дарданеллы. Нельзя не сказать и о планах расширения нефтепровода Баку - Тбилиси - Джейхан (БТД), оператором которого является английская компания «Бритиш петролеум» (нынешняя пропускная способность - 50 млн. тонн с возможностью расширения до 75 млн. тонн).
     В конце мая с.г. президент Казахстана Нурсултан Назарбаев подписал закон о ратификации договора с Азербайджаном о транспортировке казахстанской нефти по системе нефтепровода Баку - Тбилиси - Джейхан. В одиночку Азербайджану оказалось трудно заполнить его, и для полной загрузки БТД решено привлечь казахстанскую нефть. Ввод в эксплуатацию богатого месторождения Кашаган позволяет обеспечить перевалку через Каспий до 25 млн. тонн в год.
     В связи с этим возникает вопрос, а насколько реальны обещания азербайджанской стороны гарантировать нефть для наполнения украинского нефтепровода (возможно, надежда возлагается на казахстанскую нефть, поступление которой в БТД позволит перенацелить по просьбе Евросоюза часть азербайджанской нефти с Джейхана на Одессу). Государственная нефтекомпания Азербайджана (ГНКАР) необходимыми объемами нефти в ближайшие годы, кстати, располагать не будет, и многое зависит от позиции крупных западных компаний, работающих в Азербайджане и Казахстане. Очевидно, что если лоббируемый Киевом трубопроводный проект в конечном счете и будет реализован, то он будет иметь не столько экономический, сколько политический характер. Как отмечают аналитики, для Украины смена направления прокачки не принесет большей финансовой прибыли, однако может стать для Киева политической победой. В успехе проекта заинтересованы США и Евросоюз, прилагающие большие усилия по прокладке маршрутов транспортировки энергоресурсов с пространства бывшего СССР, минуя российскую территорию.
     Предполагается, что нефть из Каспийского региона будет доставляться к Черному морю по действующим трубопроводам Баку - Новороссийск и Баку - Супса, потом танкерами до Одессы и далее по трубопроводной системе к Балтике. Обращает на себя внимания, что маршрут Баку - Супса, бездействовавший с осени 2006 года «по техническим причинам», вновь введен в эксплуатацию английской компанией «Бритиш петролеум».
     
     Наша справка.
Нефтепровод Баку - Супса общей протяженностью 837 км был введен в эксплуатацию в апреле 1999 года с начальной пропускной способностью 117 тыс. баррелей нефти в сутки. Затем его мощность была доведена до 145 тыс. баррелей (чуть более 7 млн. тонн в год).
     В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ ведутся переговоры между Киевом и Варшавой о продлении украинского нефтепровода до польских НПЗ (Плоцкого и Гданьского) в 2008-2009 годах. Для этого требуется проложить трубу протяженностью около 250 километров, которая соединит Броды и польскую Адамову Заставу (находится на одной из веток нефтепровода советской постройки «Дружба»).
     Еще в 2004 году «Укртранснафта» и польский нефтетранспортный монополист PERN создали для реализации проекта совместное предприятие «Сарматия». Ожидается, что по 24,75 процента его акций получат государственная нефтекомпания Азербайджана (ГНКАР), государственная нефтяная и газовая корпорация Грузии, польская PERN и «Укртранснафта», 1 процент - литовский нефтетерминал Klaipedos Nafta.
     Украинская сторона предусматривает также модернизацию и достройку нефтетерминала «Южный» в Одесской области, чтобы увеличить его мощность с 14 до 25 миллионов тонн нефти в год - в расчете, очевидно, на расширение нефтепровода Одесса - Броды - Плоцк - Гданьск.
     Гипотетически нефть для украинского нефтепровода можно изыскать в Северной Африке или Ираке. Не секрет, что Киев уже несколько лет пытается снизить энергетическую зависимость от России, договорившись с Египтом и Ливией об участии национальной компании «Нафтогаз Украины» в добыче там нефти и газа. С этой целью президент Ющенко недавно побывал в обеих странах. «Нефтегаз Украины» еще в 2006 году победил в тендере на разработку одного из египетских месторождений, на котором намерен добыть первый миллион нефти в 2010 году. Месторождение будет разрабатываться примерно 27 лет.
     У Киева есть соответствующие договоренности и с Триполи. Украинцы хотели разрабатывать четыре месторождения в этой североафриканской стране еще в 2003 году, но тогда соглашение так и не заработало. Теперь одно из месторождений Украина получит вновь. В планах украино-ливийского сотрудничества, кроме того, - строительство нефтеперерабатывающего завода на Украине. Этот проект будет обсуждаться в ходе ожидаемого визита Муаммара Каддафи в Киев.
     Первый опыт работы с арабской нефтью на Украине уже имеют. Компания «Укртатнафта» в 2007 году импортировала 80 тыс. тонн иракской нефти марки Kirkuk. Она была поставлена на Кременчугский нефтеперерабатывающий завод (Полтавская область) танкерами через Черное море.
     Наша справка. По своему качеству нефть Kirkuk близка к российской нефти марки Urals, которая ранее поставлялась на НПЗ российской компанией «Татнефть». Покупка нефти носила вынужденный характер из-за прекращения поставок ее из России вследствие корпоративного конфликта на НПЗ.
     В планах Киева - создание альтернативного российским маршрута транспортировки природного газа в Европу. В январе с.г. премьер-министр Украины Юлия Тимошенко предложила Евросоюзу новый маршрут поставок среднеазиатского газа в Центральную Европу. Во время визита в Брюссель она представила проект газопровода «Белый поток» (White Stream), который предлагается проложить через Каспийское и Черное моря и украинскую территорию. По мнению Тимошенко, такой вариант значительно экономнее, чем «Набукко». Пропускная способность «Белого потока» должна составить 30 млрд. кубометров, из которых часть «голубого топлива» будет использоваться для собственных нужд Украины.
     ГЕОЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИГРЫ со строительством трубопроводов в обход России укладываются в русло стратегии Евросоюза и США диверсифицировать импорт энергоресурсов и максимально уменьшить зависимость европейских стран от поставок углеводородного сырья через российскую территорию. Наряду с Турцией, становящейся одним из основных транзитных государств, большие надежды возлагаются в этом плане на Украину.
     Нынешняя украинская внешняя политика дает основания для таких надежд. Для аналитиков очевидно, что официальный Киев отказался от прежней «многовекторной» внешней политики и взял курс на ускоренную интеграцию в евроатлантическое сообщество. В СМИ обнародован весьма примечательный факт: в день вступления Б. Тарасюка в должность министра иностранных дел президент Ющенко подарил ему плакат с надписью «Ни в чем и никогда не уступайте россиянам».
     Наблюдается отказ Украины от участия в интеграционных процессах на постсоветском пространстве. Из-за позиции Киева фактически заблокировано становление Единого экономического пространства (ЕЭП). Украинская сторона категорически против создания наднациональных органов управления экономикой, что предусматривалось базовым соглашением по формированию ЕЭП от 2003 года.
     Смена Украиной внешнеполитических ориентиров не остается незамеченной западными экспертами, которые своими советами и рекомендациями подталкивают Киев к занятию антироссийской позиции. Так, в мае на пресс-конференции, посвященной итогам энергетического саммита в
     Киеве, старший исследователь Джеймстаунского фонда Владимир Сокор заявил, что Украина имеет беспрецедентную возможность вместе «со своими коллегами» влиять на международные газотранспортные проекты таким образом, чтобы это отвечало как европейским, так и национальным интересам страны.
     Эксперт из США утверждал, что реализация российского проекта «Южный поток» - не в интересах Украины, поскольку-де этот трубопровод не лучшим образом повлияет на развитие энергетического рынка в большей части Европы: «Газ тогда будет контролировать только Российская Федерация. К тому же приостановление «Южного потока» даст шанс для реализации «Набукко» и «Белого потока».
     «Южный поток» проходит через украинскую эксклюзивную зону точно также, как «Северный поток» проходит через зону Финляндии и Норвегии, - сказал Сокор. - Таким образом, страны нового сообщества транзитеров могут применить свои права и без политической конфронтации и получить ответы на отдельные вопросы. К примеру, каким образом строительство газопроводов повлияет на экологию, на рыболовную промышленность, на безопасность навигации? И в соответствии с нормами международного права страны могут требовать изменений в предлагаемом маршруте. Ведь детали газотранспортных маршрутов надо согласовывать с теми странами, по которым будет идти газопровод. Поэтому, если кто-то захочет приостановить исполнение какого-то проекта, он сможет это сделать».
     Прислушаются ли в Киеве к подобного рода «добрым советам» из-за океана покажет уже ближайшее время. Пока многие решения в братской соседней стране далеки от здравого реализма и принимаются словно в пику России. «Я думаю, что последний указ Ющенко по нефтепроводу Одесса - Броды нужно рассматривать в комплексе решений, которые Ющенко принимает в последнее время, - сказал недавно влиятельный депутат Верховной рады Владимир Литвин. - Например, относительно поручения правительству подготовить законопроект о приостановлении базирования ЧФ после 2017 года. Указ по нефтепроводу Одесса-Броды лежит в этой же плоскости».


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex