на главную страницу

18 Июня 2008 года

Страна и мир

Среда

«ЧЕРНОЕ ЗОЛОТО» КАШАГАНА

Игорь НОВИКОВ,
эксперт Института геополитической информации «Энергия».



Казахстан приступает к строительству 750-километрового южно-каспийского нефтепровода. Об этом стало известно в начале июня по итогам встречи президента республики Нурсултана Назарбаева с иностранными инвесторами в казахстанском городе Атырау. Помимо казахстанской стороны в проекте примет участие «Шеврон», одна из крупнейших нефтегазовых компаний США, разрабатывающая нефтяное месторождение Тенгиз на северо-западе страны.


     ПРОКЛАДКА нового экспортного трубопроводного маршрута станет логическим продолжением реализации решения о создании казахстанско-каспийской транспортной системы, призванной обеспечить присоединение этой постсоветской республики Центральной Азии к нефтепроводу Баку - Тбилиси - Джейхан (БТД), который, в свою очередь, соединяет азербайджанские месторождения с турецким побережьем Средиземного моря. БТД, напомним, является на сегодняшний день самым успешным трубопроводным проектом, реализованным на постсоветском пространстве при участии Запада, стремящегося проложить маршруты транспортировки нефти и газа с территории бывшего СССР, минуя Россию.
     Помимо нефтепровода Ескене - Курык Казахстан намерен создать транскаспийскую систему морской транспортировки нефти, которая включает в себя терминал в районе каспийского порта Курык (Казахстан), танкеры, терминал в районе Баку, а также соединительный трубопровод до системы БТД. Соответствующий договор с Азербайджаном ратифицирован обеими палатами парламента Казахстана, и закон о его ратификации уже подписан президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым.
     
     Наша справка. Нефтепровод Баку - Тбилиси - Джейхан эксплуатируется с лета 2006 г. Его протяженность - 1.767 км (по территории Азербайджана - 443 км, Грузии - 248 км, Турции- 1.076 км). Из турецкого порта Джейхан нефть доставляется танкерами по Средиземному морю в Европу. Пропускная способность нефтепровода - 50 млн. тонн в год, но проектом предусмотрена возможность ее наращивания до 75 млн. тонн. Основная ресурсная база - азербайджанские месторождения Азери, Чираг и Гюнешли.

     Известно, что азербайджанская сторона испытывает пока трудности с наполнением экспортного трубопровода. В 2007 году по нему было прокачано 28,5 млн. тонн «черного золота» (общая добыча нефти в Азербайджане составила в прошлом году около 42 млн. тонн, а в 2008 году предполагается добыть 53 млн. тонн). Если учесть, что в Баку намерены поддержать проект транспортировки каспийской нефти в Польшу по трубопроводу Одесса - Броды - Плоцк - Гданьск, то очевидна заинтересованность оператора БТД английской компании «Бритиш петролеум» в привлечении дополнительных нефтяных ресурсов.
     Поиском новых маршрутов экспорта нефти занимается и Казахстан. Дело в том, что добыча нефти в этой азиатской стране продолжает расти. К 2010 году она составит более 80 млн. тонн (в 2007 году - 67 млн. тонн), а в 2015 году достигнет, как ожидается, 130 млн. тонн, при внутренней потребности не более чем в 25 млн.
     Традиционно основная часть казахстанской нефти идет на экспорт в Европу по трубопроводным маршрутам через территорию России. Это - нефтепровод КТК (Каспийского трубопроводного консорциума) до Новороссийска, а также нефтепровод Атырау - Самара. Уже не первый год идет речь об увеличении объема прокачки казахстанской нефти по этим обоим маршрутам, но вопросы остаются пока в стадии обсуждения. Но, подчеркнем, существует реальная возможность увеличить загрузку КТК до 67 млн. тонн (в 2008 году прокачают 33,8 млн. тонн нефти, из них пятая часть - российская) и реконструировать ветку Атырау - Самара для прокачки увеличенного вдвое - с 10 до 20 млн. тонн в год - объема нефти по Балтийской трубопроводной системе (БТС-1) или по ее второй, проектируемой, очереди (БТС-2).
     ОТНОШЕНИЯ между Россией и Казахстаном, естественно, находятся под постоянным вниманием мировых геополитических центров. Как справедливо писала в ноябре прошлого года британская «Файнэншл таймс», «Казахстан всегда находился в средоточии «большой игры» в политике. Еще в XIX веке Россия, Великобритания, Германия и Франция строили козни друг против друга, пытаясь завладеть крупными природными богатствами Центральной Азии. После Второй мировой войны в игру включился новый участник - США. С того времени американцы, не чинясь, пересмотрели все оружие в своем арсенале, чтобы как можно более цепко ухватиться за ресурсы энергоносителей в регионе».
     Но помимо американцев в регионе очень активны европейцы. Евросоюз рассматривает Казахстан как своего ведущего партнера в Центральной Азии и считает отношения с этой республикой моделью для других стран региона. Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между Евросоюзом и Казахстаном было подписано еще в 1995 году. В нем была зафиксирована задача поддержания стабильного политического диалога, создания торгового режима наибольшего благоприятствования, формирование условий для взаимных инвестиций, а также содействия полноценному переходу Казахстана на принципы рыночной экономики. Известно, что Еврокомиссия характеризует Казахстан так: это - не только важный экспортер энергоресурсов за пределами Ближнего Востока, но и один из гарантов стабильности в Центральной Азии и потенциальный стратегический партнер Евросоюза в регионе.
     Казахстанский вектор экономических и политических интересов Евросоюза, стремящегося максимально ослабить свою зависимость от экспорта энергоресурсов из России и нестабильного Ближнего Востока, объясним, если принять во внимание, что эта центральноазиатская республика обладает запасами природного газа, составляющими около 2 трлн. кубометров, а нефти - не менее 4 млрд. тонн. По некоторым оценкам, Казахстан уже сегодня обеспечивает до 20 процентов импорта энергоносителей в страны Евросоюза, и неудивительно, что европейские инвестиции в экономику Казахстана превысили 24 млрд. долларов (в первую очередь, в энергетическую сферу). Согласно энергетической стратегии ЕС, до 25 процентов импорта энергоресурсов в страны союза должно приходиться на регион Каспия (Азербайджан, Казахстан, Туркменистан).
     На отношениях Казахстана с Европой существенно не отразились разногласия, возникшие в связи с проблемами освоения нефтяного месторождения Кашаган на севере Каспия, которое разрабатывает консорциум из западных компаний во главе с итальянской «Эни» (извлекаемые запасы более 1 млрд. тонн). Итальянцы в прошлом году сообщили, что начало добычи на месторождении переносится с 2008 на 2010 год, а затраты на проект окажутся значительно выше, чем ожидалось. Такое решение вызвало недовольство в Астане, и власти обвинили иностранных инвесторов в нарушении природоохранного законодательства и таможенных правил. В итоге компромиссное решение было достигнуто, члены консорциума согласились на увеличение доли казахстанской госкомпании «КазМунайГаз» в проекте до уровня крупнейших его акционеров (итальянская «Эни», французская «Тоталь», американские «Шелл» и «Экссон-Мобил»).
     ПОСЛЕ РАСПАДА СССР в Центральной Азии появился еще один геополитический игрок - Китай, заинтересованный, во-первых, в сохранении политической стабильности в этом регионе и предотвращении прихода к власти религиозных экстремистов исламской направленности, а во-вторых, в прокладке маршрутов импорта энергоресурсов в Поднебесную по наземным маршрутам. Пока основной поток импортируемого углеводородного сырья поступает в Китай по морским коммуникациям, что с военно-стратегической точки зрения весьма опасно для Пекина, принимая во внимание явное превосходство военно-морских сил США.
     КНР сегодня интенсивно развивает трубопроводную систему на западе страны. Китайская государственная нефтегазовая корпорация CNPC (крупнейший производитель нефти и газа в КНР) ввела в эксплуатацию магистральную линию принадлежащего ей нефтепровода «Западный Китай» (протяженность - свыше 1,8 тыс. километров). Линия начинается в Синцьзян-Уйгурском автономном районе, где нефтепровод подключен к китайско-казахстанскому нефтепроводу Атасу - Алашанькоу, введенному в строй в 2006 году. По нему в Китай может поступать до 10 млн. тонн «черного золота» ежегодно (при возможности расширения пропускной возможности вдвое).
     Надо отметить, что Казахстан готов предоставить России возможность использования своего трубопроводного маршрута в Китай. Соответствующие переговоры между Астаной и Москвой проходили еще в прошлом году, и известно о договоренности о транзите в Китай через казахстанскую территорию Казахстана российской нефти в объеме до 5 млн. тонн в год.
     Казахстан готов участвовать в организации поставок в Китай «голубого топлива» из среднеазиатских республик. Строительство магистрального газопровода «Казахстан - Китай» планируется в две очереди. Первая очередь - это участок от казахстанско-узбекистанской границы через Алматы до Хоргоса. Ввод в эксплуатацию на полную мощность (30 млрд. кубометров в год) планируется во второй половине 2011 года.
     В Китае наблюдается стремительный рост потребления природного газа (с 1996 по 2006 год выросло с 18 до 57 млрд. кубометров и продолжает расти на 20 процентов). При сохранении нынешней тенденции китайской экономике в 2012 году потребуется 165 млрд. кубометров. Основную ставку китайцы пока делают на покупку сжиженного природного газа (СПГ) в Индонезии, Австралии и странах Ближнего Востока, в связи с чем на Тихоокеанском побережье новой мировой державы строятся терминалы для приема СПГ.
     Одновременно в Пекине рассчитывают на то, что Туркменистан сдержит свои обязательства поставлять в Поднебесную в течение 30 лет 30 млрд. кубометров природного газа ежегодно. Газопровод из Туркменистана строится сейчас при китайском участии через территорию Узбекистана и Казахстана, которые будут получать плату за транзит, а также получат возможность поставлять на китайский рынок свой собственный газ.
     В настоящее время Казахстан продает «Газпрому» около 8 млрд. кубометров газа в год при добыче 30 млрд. кубометров, но в 2020 году она возрастет до 114 млрд. кубометров. Это гипотетически позволяет Пекину рассчитывать на казахстанский газ, в получении которого заинтересован и Евросоюз (проект газопровода «Набукко» в Центральную Европу). Газ из Центральной Азии нужен и России: с расчетом на него ведется строительство Прикаспийского газопровода в РФ и расширятся мощности трубопровода «Средняя Азия - Центр». Поэтому перед Астаной будет стоять весьма нелегкий геополитический выбор, в том числе принимая во внимание продолжающееся возрастание роли Китая в мировой политике и наличие многокилометровой совместной границы.
     НЕСМОТРЯ НА ПРОКЛАДКУ новых маршрутов экспорта энергоресурсов в рамках политики диверсификации, Казахстан остается приверженным курсу на стратегическое партнерство с постсоветской Россией. Отношения между нашими государствами основываются на солидной договорно-правовой базе, созданной еще при первом Президенте РФ. Это - прежде всего Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи (от 25 мая 1992 года) и Декларация о вечной дружбе и союзничестве, ориентированном в XXI столетие (от 6 июля 1998 года).
     Развиваются экономические отношения, в том числе на Каспии, в энергетической сфере. Новым шагом на этом пути станет освоение нефтегазоконденсатного месторождения на Каспии, обнаруженного компанией «ЦентрКаспнефтегаз» на структуре «Центральная», которая располагается на границе между РФ и Казахстаном в пределах российского сектора акватории Каспия - приблизительно в 150 километрах от Махачкалы.
     Наша справка. Компания «ЦентрКаспнефтегаз» создана компанией «ЛУКОЙЛ» и «Газпромом» в 2003 году для освоения месторождений на Каспийском море. В соответствии с межправительственным договором с Казахстаном структура «Центральная» передана под юрисдикцию России, однако в случае обнаружения на ней коммерческих запасов разработка должна вестись на паритетной основе. Потенциальные извлекаемые ресурсы на всей «Центральной» составляют, по предварительным оценкам, 521 млн. тонн нефти и около 98 млрд. кубометров попутного газа.
     В своем недавнем интервью «Вестям
     » (российское ТВ) президент «ЛУКОЙЛа» Вагит Алекперов отметил, что компания «ЛУКОЙЛ» уже более десяти лет ведет геологоразведочные работы на Каспии. И структура «Центральная», расположенная на значительной глубине, была зафиксирована геофизическими методами еще в начале этого десятилетия. В 2017 - 2018 годах новое месторождение будет введено в эксплуатацию...
     Имеются совместные российско-казахстанские проекты в газовой сфере. «Газпром» совместно с «КазМунайГазом» перерабатывает казахстанский природный газ на Оренбургском ГПЗ. Подписано соглашение между Россией, Казахстаном и Туркменистаном по строительству Прикаспийского газопровода. Возможна совместная реконструкция участков магистрального газопровода «Средняя Азия - Центр» в Казахстане (в Туркменистане уже проведена реконструкция САЦ с доведением пропускной способности участка до 100 млрд. кубометров в год).
     РУКОВОДСТВО КАЗАХСТАНА ставит перед страной весьма амбициозные задачи. Речь идет о реализации стратегии новой индустриализации и вхождении в число 50 наиболее развитых стран, с использованием беспрецедентных возможностей, которые сегодня открылись перед нефтедобывающими странами в условиях роста цен на «черное золото». Казахстан объективно становится центром притяжения для постсоветских государств Азии.
     На пользу репутации Казахстана в мировом бизнесе играет, в частности, то обстоятельство, что он демонстрирует рост экспорта нефти на фоне сообщений мировых информационных агентств о трудностях, которые испытывают ведущие производители нефти в мире, проявляя неспособность увеличить поставки «черного золота» на рынок. Министерство энергетики США сообщило недавно, что объем нефти, поставляемый на рынок странами - мировыми лидерами, сократился в прошлом году на 2,5 процента. Три из четырех поставщиков, входящих в список 15 крупнейших экспортеров и не являющихся членами ОПЕК, а именно Россия, Норвегия и Мексика, демонстрируют снижение добычи в этом году.
     Иначе выглядит ситуация в Казахстане. Несмотря даже на перенос сроков разработки месторождения Кашаган и вынужденный в связи с этим пересмотр прогнозов по добыче нефти (снижены на 13 процентов к 2015 году), темпы роста нефтегазовой отрасли Казахстана остаются впечатляющими. В 2017 году республика будет добывать 140-150 млн. тонн нефти в год и войдет в десятку крупнейших экспортеров в мире.
     На Кашагане к концу следующего десятилетия будет добываться ежегодно около 60 млн. тонн нефти в год, а на месторождении Тенгиз американская компания «Шеврон» до конца 2008 года планирует выйти на уровень добычи 540 тыс. баррелей нефти в сутки (около 25 млн. тонн в год). Из этих объемов американцы планируют на будущий год 13 млн. тонн транспортировать по нефтепроводу Каспийского трубопроводного консорциума (КТК), остальной объем - по железной дороге на север - в Одессу и на юг - в Азербайджан через Каспийское море.
     В этих условиях геополитические и экономические интересы России обусловливают важность активизации ее усилий на азиатском направлении постсоветского пространства. Очевидно, что доминирование РФ в Центральной Азии не может быть обеспечено упованием на советское наследство, которое в 1990-е годы привязывало страны региона к Москве. Требуются целенаправленное участие в развитии энергетического рынка в Центральной Азии и государственная поддержка российских компаний, имеющих проекты в этом регионе. Пока же многие проекты, в том числе создания общего энергетического рынка и механизма координации энергетической политики, остаются в стадии разговоров.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex