на главную страницу

19 Июня 2008 года

Армия и общество

Четверг

КАДРОВАЯ СТРАТЕГИЯ

Дмитрий АНДРЕЕВ, «Красная звезда».




     В кабинете начальника Управления кадров РВСН генерал-майора Александра Лысенко телефоны верещат не смолкая. Соловьиную трель перебивают глухие гудки и монотонное жужжание. По тональности сигнала офицер определяет своего потенциального собеседника. Снимая трубку, он заранее знает, с какими вопросами к нему могут обратиться на другом конце провода.
     - Чужая боль для меня дороже, чем своя, - признается генерал-майор Лысенко. - За каждым звонком, поступившим из войск, обязательно видишь чью-нибудь судьбу. В нашем деле нельзя быть черствым, равнодушным... Работая с людьми, необходимо детально вникать, вживаться в проблемы военнослужащих, от которых зависит мощь ракетного щита России.
     В телефонных разговорах он по-военному лаконичен, бережет каждую минуту, - ведь на столе у него кипа документов, которые «на завтра» не отложишь.
     Сухие статистические данные о масштабах работы, которую выполняет управление, говорят сами за себя. Ежегодно в РВСН обеспечивается назначение на должности не менее 6.000 офицеров, организуется и контролируется заключение новых контрактов более чем с 4.000 военнослужащих. В ходе организационно-штатных мероприятий кадровыми органами «стратегов» определяется и реализуется дальнейшее служебное предназначение более 2.500 ракетчиков. Однако генерал-майору Лысенко приходится также решать вопросы, связанные и с присвоением людям в погонах очередных воинских званий, награждением государственными наградами и увольнением с военной службы...
     Александр Николаевич не склонен преувеличивать собственные заслуги. О своем стиле работы он говорит кратко: «Один в поле не воин».
     - Наш коллектив, как шестерни часов, - утверждает офицер,- поэтому мне не приходится жестко контролировать подчиненных.
     О задачах, которые ложатся на плечи Управления кадров Ракетных войск стратегического назначения, он рассказывает более обстоятельно. По его словам, кадровая ситуация в войсках находится под пристальным вниманием командования и Военного совета РВСН.
     - Поддержание достаточного уровня укомплектованности войск офицерским составом, - переходя на официальный тон, продолжает Лысенко,- вопрос, который в последние полгода обозначился как наиболее проблемный. От данного аспекта зависит боевая готовность РВСН. Замещение вакантных должностей позволит ракетчикам равномерно распределять служебную нагрузку. Кроме того, это будет способствовать повышению профессиональной подготовки военнослужащих. А у командиров и начальников всех степеней появится возможность выбирать наиболее достойных кандидатов для поступления в военные академии и адъюнктуры.
     
Молодежь и ракеты

     По словам генерал-майора Александра Лысенко, проблемы продвижения по службе для перспективных офицеров в РВСН не существует. Талантливым ракетчикам «перехаживать» в воинских званиях, как правило, не приходится. Однако прежде чем покорить карьерные или научные вершины, «стратеги», даже окончившие вузы с золотой медалью, в большинстве своем назначаются в боевые части. «Отшлифовав» теорию в войсках, они нередко перемещаются в исследовательские организации, военно-учебные заведения, испытательные части.
     - В 2008 году на первичные офицерские должности, - рассказывает начальник Управления кадров РВСН, - к нам прибудут около 1.200 выпускников военно-учебных заведений Ракетных войск стратегического назначения и других вузов Министерства обороны. Порядка 85% новоиспеченных лейтенантов предназначены для прохождения службы в частях, несущих боевое дежурство, - это требование министра обороны Российской Федерации. Некоторым из них предстоит связать свою судьбу с новым ракетным комплексом «Тополь-М».
     Немаловажное значение генерал-майор Лысенко уделяет отбору на службу по контракту выпускников военных факультетов и кафедр при гражданских образовательных учреждениях высшего профессионального образования, а также офицеров, пребывающих в запасе. Буквально на днях представители командования РВСН совместно с руководящим составом Ужурского соединения и Омского объединения посетили вузы Красноярска, Томска, Омска, а также Москвы и Санкт-Петербурга. По мнению генерала, актуальность работы со студентами возросла с 1 января 2008 года, когда был прекращен призыв офицеров запаса на 24 месяца. Они ежегодно повышали уровень укомплектованности стратегических ракетчиков на 1,5%, а в частях постоянной готовности - на 3%.
     Впрочем, стратегия кадровой политики РВСН предполагает также решать проблему нехватки офицеров путем присвоения прапорщикам первичных офицерских воинских званий.
     
«Вторые» контракты в процентах

     Заключение с выпускниками военно-учебных заведений
     2003 года очередного контракта генерал-майор Лысенко считает одним из наиболее приоритетных направлений своей работы.
     - Конечно, нам бы хотелось, - рассуждает он, - чтобы все без исключения офицеры, имеющие пятилетний опыт войсковой службы, продолжали служить. По крайней мере, количество ракетчиков, желающих после окончания первого контракта уйти на гражданку, не должно превышать 15%. В последнее время мы приближаемся к этой цифре. Например, в
     2007 году 84% таких военнослужащих остались в наших рядах. Они - будущее Ракетных войск.
     Многие из них в перспективе станут командирами полков, дивизий, командующими объединениями... Как утверждает генерал-майор Александр Лысенко, в РВСН делается все возможное, чтобы решить бытовые и социальные проблемы, возникающие у данной категории офицеров...
     
Офицер «на родительской шее»

     Однако даже среди выпускников военных вузов иногда встречаются такие «экземпляры», которые после получения диплома не желают отдавать священный долг Родине. У таких «офицеров поневоле» возникает дилемма... С одной стороны, для коммерческих структур их инженерное образование имеет особую ценность, а, получив престижный диплом, оставаться в армии «на казенных харчах» им кажется нецелесообразным. Запах валюты их манит сильнее денежного довольствия. Однако подготовка ракетчиков Министерству обороны обходится недешево. Выращивать персонал для коммерческих структур государству не выгодно. Поэтому «стратеги» не спешат отпускать «на вольные хлеба» квалифицированных профессионалов.
     - Случаи отказа от службы по контракту в офицерской среде все-таки единичны. В 2007 году таких офицеров было меньше 1%. Но, несмотря на их немногочисленность, увольнять таких военнослужащих просто так нельзя, - аргументирует генерал-майор Александр Лысенко. - В истории России еще не было случаев, чтобы курсантов насильно заставляли в течение пяти лет прослушать курс военного вуза. Если молодой человек понял, что военная служба - не его призвание, то логично уйти с третьего, четвертого или даже с пятого курса. После получения диплома все-таки нужно нести ответственность за выбор профессии.
     У «отказников» своя логика. Ее прекрасно иллюстрирует пример лейтенанта Вадима Лебедева, прибывшего в 2007 году для дальнейшего прохождения службы в одну из воинских частей Тверской области. Молодой специалист не желает служить и, отстаивая свои права, в лучших диссидентских традициях называет политику армии в отношении себя «новой формой рабства». У него свое видение ситуации. В многочисленных рапортах, обращениях, письмах с жалобами он заявляет, что ему не выплачивают денежное довольствие и не увольняют.
     - Тут нечему удивляться, - комментирует генерал-майор Александр Лысенко. - Денег он не получает, потому что до сих пор не принял дела и должность. Поэтому ему приходится довольствоваться помощью родителей. Жилплощади молодой человек тоже лишился вовсе не из-за «вражеских происков»: его выселили из общежития за постоянную неуплату. На службе «офицер» появляется раз в девять суток. Действительно, это новая, невиданная форма рабства. Я бы даже сказал, прогрессивная...
     Все письма Вадима Лебедева рассмотрены как в Командовании РВСН, так и в объединении и соединении. Исходя из заявленных им претензий было принято решение, что оснований для его увольнения по собственному желанию нет. Причем законность невыплаты денежного довольствия подтверждена решением 95-го гарнизонного военного суда от 4 марта 2008 года.
     - Министерство обороны не может удовлетворять подобные просьбы, - делится своим взглядом на проблему Александр Лысенко. - Я считаю, что к данному вопросу нужно подходить радикально.
     Несмотря на то, что это частный случай, алгоритм реагирования разрабатывается и на подобный вариант развития служебных отношений.
     Командование РВСН настоятельно рекомендует Лебедеву и иже с ним пересмотреть свое отношение к военной службе и в кратчайшие сроки приступить к выполнению своих должностных обязанностей в соответствии с заключенным с Министерством обороны Российской Федерации контрактом.
     
Лояльность как метод работы

     Не стоит думать, что кадровики РВСН заинтересованы в сохранении только молодых, перспективных и энергичных офицеров. Для «стратегов» также немаловажно оставить в своих рядах не менее 70% специалистов-ракетчиков, высвобождающихся в ходе организационно-штатных мероприятий. В 2008 году подлежит сокращению свыше 600 офицерских должностей. При этом планируется назначить на новые должности даже не 70, а 85% военнослужащих.
     Но кроме варианта увольнения с военной службы по оргштатам приходится сталкиваться и с другой ситуацией. К сожалению, не все военнослужащие дожидаются окончания срока действия контракта. Поэтому важно снижать количество офицеров, увольняемых досрочно. В целом в войсках уже наметилась устойчивая тенденция к уменьшению подобных случаев.
     Но на этом поприще еще существует масса нерешенных вопросов. К сожалению, практика последних лет показывает, что одной из основных причин досрочного увольнения является неудовлетворенность офицеров уровнем денежного довольствия, а также отсутствие достаточного фонда служебного жилья. Особенно проблемным регионом в этом плане является Новосибирск.
     - В РВСН на сегодняшний день делается все возможное, чтобы помочь офицерам решить эти проблемы, - говорит генерал-майор Александр Лысенко. - Принята к исполнению Концепция военно-кадровой политики, которую Министерство обороны Российской Федерации утвердило на период до 2016 года. Она предусматривает конкретные меры по повышению престижа военной службы, качества жизни людей в погонах. Нуждается в совершенствовании и система морального и материального стимулирования офицеров.
     Отдельная тема для разговора - необходимость внесения изменений в существующую законодательную базу, регламентирующую прохождение военной службы по контракту в ВС РФ. Ее обновление, прежде всего направленное на социальную защиту «человека в погонах», поможет оптимизировать работу как командиров, так и кадровых органов..
     Но пока эти нововведения ожидают своего часа, командиры, офицеры-воспитатели и кадровые органы стараются как-то компенсировать ситуацию более добрым и чутким отношением к офицерам и прапорщикам. При этом каждый случай приходится рассматривать в индивидуальном порядке.
     Например, начальник Управления кадров РВСН вспоминает пример, когда на его имя пришло письмо от матери прапорщика Александра Васина с просьбой о помощи ее сыну. Он проходил службу в одной из военных частей Новосибирска. При этом львиная доля его денежного довольствия уходила на аренду жилья. Потомственный военный в третьем поколении рассматривал вопрос о том, чтобы покинуть армию. Дело в том, что молодой человек собирался обзавестись потомством, воспитывать которое «на улице» ему казалось неправильным. Родители-пенсионеры, проживающие в другом городе, тоже ничем не могли помочь сыну.
     Принимая во внимание то обстоятельство, что молодой человек хотел продолжить военную службу, командование РВСН перевело его в одну из войсковых частей Удмуртской Республики, где прапорщику Васину смогли предоставить жилье.
     
Новая должность

     По словам генерал-майора Лысенко, в работе особых проблем у него не возникает. Все без исключения вопросы решаются оперативно. В любой ситуации офицер находит поддержку у руководящего состава военного ведомства России: статс-секретаря - заместителя министра обороны Российской Федерации генерала армии Николая Панкова и начальника Главного управления кадров Минобороны генерал-полковника Михаила Вожакина.
     Однако в последнее время назрела необходимость пересмотра и организационно-штатной структуры, и самих кадровых органов - и прежде всего в полковом звене, где сегодня отсутствует кадровый орган.
     По всей видимости, это перспективное предложение будет реализовано в рамках Концепции военно-кадровой политики Вооруженных Сил РФ.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex