на главную страницу

19 Июня 2008 года

Страна и мир

Четверг

«ШЕСТЕРКА» ПРОТИВ «КРАСНОЙ ЛИНИИ»

Вадим МАРКУШИН, «Красная звезда».



     Последние сообщения информационных агентств о развитии ситуации в Иране и вокруг него дают основания, по меньшей мере, для двух выводов. Во-первых, новые предложения по санкциям «шестерки» (пять постоянных членов Совета Безопасности ООН плюс Германия) представляют собой тщательно взвешенную попытку отвернуть Тегеран от его твердо заданного устремления наладить собственную технологию обогащения урана на собственной территории.
     Во-вторых, иранцы, не отвергая с порога полученные ими инициативы, в то же время продолжают настаивать на своем «безусловном праве» развивать в мирных целях национальную ядерную программу, «красной линией» которой, по их выражению, является технология обогащения урана.
     Предложения «шестерки» министру иностранных дел Ирана Манучехру Моттаки 14 июня вручил верховный представитель Евросоюза по внешней политике и безопасности Хавьер Солана. Они включают различные экономические стимулы и проекты многопланового сотрудничества, в том числе в области мирного атома. Все это подразумевает в качестве проявления доброй воли «временный отказ» Тегерана от собственных работ по обогащению урана.
     Правда, в распоряжении ИТАР-ТАСС имеется и другая информация, в соответствии с которой в минувший понедельник на встрече глав МИД стран Евросоюза было достигнуто «общее понимание» насчет принятия в отношении Ирана жестких финансовых санкций, если тот откажется приостановить работы по обогащению урана. Окончательное же решение может быть принято на саммите ЕС 19-20 июня в Брюсселе.
     О новых санкциях против Ирана, которые должны затронуть банковскую сферу, а также нефть и природный газ, кроме того, сообщил премьер-министр Великобритании Гордон Браун. Выступая на совместной с президентом США пресс-конференции по итогам двусторонних переговоров, он указал в кругу других актуальных проблем «ядерные амбиции Ирана». «Мы ожидаем ответа Ирана и готовы сделать все возможное для продолжения с ним диалога. Но если иранская сторона будет и дальше игнорировать резолюции Совета Безопасности ООН, то у нас не останется другого выбора, кроме ужесточения санкций», - подчеркнул британский премьер.
     Напомним, что пакет предложений «шестерки» иранскому руководству не первый в своем роде. В 2006 году тот же Хавьер Солана ездил в Тегеран и также вручал там послание с требованиями об ограничении работ по ядерной тематике. Тогда иранские политики указали европейскому коллеге, что доставленные им предложения нарушают права Ирана по Договору о нераспространении. Ну и соответственно отказались их рассматривать.
     И вот теперь обновленный пакет, в котором, как считают некоторые западные эксперты, появилось «немало привлекательных для Тегерана моментов». Заметим при этом, что его подготовке предшествовала мартовская резолюция Совбеза ООН, в которой говорилось о замораживании счетов некоторых иранских компаний и банков.
     Таким образом, с одной стороны - нечто вроде кнута, а с другой - что-то похожее на пряник.
     С начала недели в средствах массовой информации появились сообщения о том, что Тегеран вывел из европейских банков около 75 миллиардов долларов, спасая их от возможных санкций. В качестве источника агентства указывали иранскую газету «Шарванд-э-Эмруз». По ее данным, вывод средств был проведен по прямому распоряжению президента Исламской Республики Махмуда Ахмадинежада.
     В добавление кто-то процитировал заявление заместителя министра иностранных дел Ирана по экономическим вопросам Мохсена Талаи, который сказал, что часть активов будет конвертирована в золотые слитки и акции, а другая часть переведена в азиатские банки.
     Однако уже в среду эти сведения опроверг исполнительный директор крупного иранского коммерческого банка «Меллят» Али Дивандари. В интервью информационному агентству «Мехр» он заявил следующее: «Финансовые активы иранских банков не выводятся и не будут выведены из европейских банков в Иран или какую-либо другую страну. Для подобных транзакций нет никаких оснований».
     Чему верить? Неясно. Как неясно многое из того, что в целом происходит вокруг Ирана. К примеру, сегодня никто с абсолютной уверенностью не может сказать, есть ли у Ирана военная составляющая ядерной программы. Никто не знает, чем в конечном итоге может обернуться самостоятельная работа иранских специалистов в сфере обогащения урана.
     Элемент непредсказуемости в стратегии Тегерана, безусловно, присутствует. Но не потому, что Иран хитрее (или коварнее) других. Просто так сложилось в новейшей истории.
     Вспомним, ведь когда-то Тегеран был чуть ли не лучшим другом Вашингтона. А сейчас он попал в «черный список» его первейших врагов. Весовые категории, понятное дело, несопоставимые. Очевидно, в этом и скрыта причина «восточных тонкостей» иранской внешней политики, которая не только выстраивается на рациональных основах, но и имеет под собой известные проявления национальных амбиций.
     Сладость запретного плода, видимо, тоже кое-что значит. Почему «им» можно, а нам нельзя? Кто-то из наших экспертов высказал предположение, что если бы иранские лидеры не спорили с американцами, не ругали на чем свет Израиль и тихо делали свою бомбу, то ни до каких резолюций Совбеза дело бы не дошло.
     Вполне возможно, что и так. Однако происходит все по-другому, и Тегерану нынче приходится нелегко. Тем не менее духом он не падает, продолжая отстаивать свои убеждения и свои представления о ближайших и более удаленных перспективах своего развития.
     Так, например, в иранской столице считают, что санкции не помешают стране стать равноправным членом Всемирной торговой организации. О чем и сообщил в среду один из иранских телеканалов, ссылаясь на заявление вице-президента Исламской Республики Эсфандьяра Машаи. По его словам, главное препятствие для вступления ИРИ в ВТО вовсе не карательные меры, а просто то, что Иран пока не готов для присоединения к этой структуре.
     Как полагает процитированный агентством ИТАР-ТАСС господин Машаи, «Исламская Республика может присоединиться к другим странам - участницам ВТО при условии, если предпримет необходимые меры и выполнит все формальности, необходимые для допуска в эту международную организацию».
     Телеканал напомнил, что кандидатом на допуск в ВТО Тегеран стал еще в 1996 году, однако право на начало переговоров о членстве в ней получил лишь в 2005 году - по причине почти десятилетнего противодействия США.
     А вот еще мнение, в справедливости которого усомниться трудно. Его выразил духовный лидер Ирана аятолла Али Хаменеи, считающий, что среди постоянных членов Совета Безопасности ООН должно быть исламское государство. «Необходимо предоставить одно постоянное место в Совбезе ООН исламским странам», - указал он, напомнив о «значительном потенциале мусульманского мира».
     В завершение присовокупим к этим заметкам еще одну информацию, присланную из Нью-Йорка корреспондентом ИТАР-ТАСС. Речь, в частности, идет о том, что односторонние экономические санкции против Ирана все больнее бьют по интересам третьих стран. Так, по сведениям американской печати, береговая охрана США начала принудительный досмотр всех судов, которые по пути к американским берегам заходили в иранские порты. Цель - строго осуществлять так называемый антитеррористический контроль. В результате, как заявил журналистам представитель Всемирного совета судоходства Чарльз Диорио, новые меры «затруднят жизнь пароходным компаниям, которые имеют деловые интересы в Иране». Ибо, по его словам, «всякий раз, когда судну не дают сразу пришвартоваться, возникают проблемы с разгрузкой, другого рода задержки, которые имеют эффект каскада».


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex