Специальный выпуск газеты «Красная звезда»
Одним из важнейших компонентов отечественной оборонной системы стала принципиально новая межконтинентальная баллистическая ракета Р-7 разработки ОКБ-1 С.П. Королева. Для создания новой ракеты имелись все необходимые предпосылки, но требовался и новый полигон для ее доработки. Поиски территории велись по всей стране. С этой целью в 1954 году было издано специальное Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР, в котором министерствам обороны, среднего машиностроения, авиационной, оборонной и радиотехнической промышленности предписывалось к 1 января 1955 года выбрать полигон для доводки баллистической ракеты
Р-7, а к 1 марта 1955 года доложить свои предложения созданной Государственной комиссии.
Рабочая группа из ответственных лиц и специалистов министерств, которую возглавил имевший немалый опыт начальник полигона Капустин Яр генерал-лейтенант артиллерии Василий Иванович Вознюк, изучив тактико-технические требования и задачи будущего полигона, облетев территорию различных районов страны, 4 февраля доложила результаты своей работы. Наиболее выгодным и отвечающим в наибольшей степени всем намеченным требованиям размещения отвечал район полустанка Тюра-Там. Это участок территории Кзыл-Ординской области Казахской ССР по течению реки Сырдарьи. Вблизи не было населенных пунктов. Здесь и решили строить новый полигон. Предложения комиссии были утверждены заместителем министра обороны СССР по специальному вооружению маршалом артиллерии М.И. Неделиным, и 12 февраля 1955 года ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли Постановление № 292-181 о создании Научно-исследовательского испытательного полигона № 5 Министерства обороны СССР. В соответствии с директивой Генерального штаба от 10 марта 1955 года была создана оперативная группа из десяти офицеров ГЦП Минобороны во главе с заместителем начальника полковником Анатолием Васильевым, которая 15 марта 1955 года вылетела в Москву в распоряжение начальника Главного управления реактивного вооружения генерал-майора А.И. Семенова. На базе оперативной группы сформирована организационная группа по разработке штатов нового полигона и его оргструктуры. Возглавил группу будущий первый начальник полигона генерал-лейтенант артиллерии Алексей Иванович Нестеренко.
Разработанные проекты штатов полигона и его организационной структуры 24 мая 1955 года были представлены в Генеральный штаб на утверждение. В предложениях первоначально было указано 20 частей и отдельных подразделений и собственно управление полигона. Предложенные штаты были утверждены директивой начальника Генштаба от 2 июня 1955 года. Впоследствии эта дата приказом министра обороны СССР от 3 августа 1960 года была объявлена днем годового праздника НИИП-5 Минобороны и входящих в него воинских частей.
Чтобы не раскрывать район дислокации полигона, были установлены условные наименования баз формирования будущего полигона. База «Тайга» - место постоянной дислокации (ст. Тюра-Там) и «Кама» - место расположения измерительных пунктов и полей падения головных частей в поселке Ключи на Камчатке. Части и подразделения НИИП-5 Минобороны формировались в трех пунктах: пункт
№ 1 - НИИ-4 Минобороны (г. Болшево Московской области); пункт № 2 - ГЦП Минобороны (Капустин Яр); пункт № 3 - железнодорожная станция Тюра-Там. Формирование управления полигона, а также частей и подразделений района «Тайга» осуществлялось на базе полигона Капустин Яр, там же были организованы стажировка и переподготовка офицеров, назначаемых в эти части. В Москве при НИИ-4 проводилось формирование отдельной научно-испытательной станции (район «Кама»). Там же проходил обучение и стажировку инженерно-технический состав. Руководство 1-м и 2-м пунктами формирования осуществлял полковник А. Васильев, общее руководство формированием полигона - генерал-лейтенант артиллерии А. Нестеренко, а также штаб оперативной группы во главе с первым начальником штаба полигона полковником А. Буцким.
В первый состав командования полигона вошли: начальник штаба полковник А. Буцкий, заместитель начальника полигона по политической части - начальник политического отдела полковник Н. Прошлецов, заместитель по опытно-испытательным работам инженер-подполковник А. Носов, заместитель по научно-исследовательским работам и измерениям инженер-полковник В. Васильев, главный инженер подполковник А. Метелкин, заместитель по строительству полковник Н. Васильев, заместитель по тылу подполковник А. Лебедев, заместитель по режиму полковник Н. Силин, заместитель начальника штаба полковник Д. Ковель, начальник оперативного отдела подполковник А. Войтенко.
При создании нового полигона был максимально использован опыт ГЦП Минобороны. Опытные инженеры и командиры полигона, получившие боевое крещение в испытательных работах и пусках оперативно-тактических ракет, - Ф. Зайцев, Н. Кулепетов, А. Соловьев, И. Буряк, Д. Харьковский, П. Гусев, А. Коршунов, Н. Крючников, А. Злыденко, В. Сорокин, С. Блохин, И. Сависько, В. Журавлев, Р. Крутов, В. Патрушев, В. Давыдов, В. Галяев, Д. Глотин и многие другие - были назначены на командные и инженерные должности в НИИП-5. Здесь также формировалась и длительное время размещалась значительная часть подразделений нового полигона, которые изучали и испытывали системы и агрегаты будущего ракетного комплекса, отрабатывали методики проведения испытаний, создавали эксплуатационно-техническую документацию.
Исключительно большую роль в подборе молодых офицерских кадров сыграло то обстоятельство, что А. Нестеренко был до своего нового назначения начальником реактивного факультета Военной артиллерийской академии им. Ф.Э. Дзержинского. С ним пришли его лучшие воспитанники, которых он знал и которые верили ему. После годовой стажировки в ГКЦ на Тюра-Там прибыли А. Долинин, А. Кириллов, А. Матренин, А. Ряжских, В. Соколов, В. Бобылев, В. Безносов, Р. Григорьянц, Н. Диденко, Г. Иньков, В. Жигалов, Н. Кальжанов, Б. Климов, В. Кузовлев, Ф. Ларичев, Е. Осташев,
Н. Синеколодецкий, С. Титов,
В. Хильченко, Б. Шпанов, Б. Цветов, А. Корешков и другие. Эти офицеры заняли ключевые командно-инженерные должности. Двенадцать офицеров впоследствии получили генеральские звания.
Основное пополнение офицерского состава осуществлялось за счет выпускников военных академий, училищ и из всех видов Вооруженных Сил страны, а также лучших выпускников гражданских политехнических институтов Москвы, Ленинграда, Киева, Харькова и других городов. Так, из Военной академии им. Жуковского прибыли инженер-майор В. Самонов, инженер-капитаны В. Леонов, П. Катаев, М. Егоров, А. Удальцов, из Военной академии связи им. Буденного - инженер-майоры Н. Швыдкой и Д. Курятников, инженер-капитан П. Лебедев. Офицеров, подходящих по своим качествам для службы на создаваемом полигоне и давших согласие на службу в тяжелых климатических условиях, переводили из всех видов и родов войск без всяких ограничений. Прибывающие офицеры и часть переменного состава направлялись в Капустин Яр, КБ, на заводы и испытательные базы, где основательно изучали ракетную технику, осваивали новые специальности в реальных условиях.
12 января 1955 года в район строительства прибыл взвод военных строителей под командованием старшего лейтенанта Игоря Денежкина с целью подготовки места и условий для размещения прибывающих военно-строительных частей. Уже в феврале - апреле первые строительные части и подразделения 130-го Управления инженерных работ инженер-полковника Г. Шубникова, рота капитана И. Донских, воинская часть под командованием подполковника К. Заворотняка и автомобильный батальон подполковника М. Медиевского были на месте.
Весной 1955 года на всей территории полигона - от станции Тюра-Там до Камчатки - развернулась огромная стройка со сроком ввода всех объектов к концу 1956 года.
27 апреля на запасной путь станции Тюра-Там был поставлен специальный состав поезда с мастерскими и вагонами для размещения прибывающих на полигон военнослужащих. В период с 10 апреля по 10 июня 1955 года в районе строительства основной испытательной базы полигонного комплекса развернули работы 8 военно-строительных батальонов общей численностью более 3.000 солдат и офицеров, было сосредоточено огромное количество техники.
В связи с тем, что сроки создания полигонного комплекса были крайне сжатыми, строительство всех объектов было начато одновременно: 5 мая было заложено первое здание жилого городка испытателей, 22 июня уложен первый кубометр бетона дороги в сторону площадки № 2, расположенной в 38 км от жилого городка и железнодорожной станции Тюра-Там. А 20 июля строительные части приступили к работам по сооружению первого стартового комплекса на площадке № 1.
Работы велись круглосуточно. Об их масштабах говорит тот факт, что только для строительства одной стартовой пусковой установки военными строителями бригады инженер-полковника М. Халабуденко был вырыт котлован глубиной 45 м, длиной 250 м и шириной более 100 м, вывезено более 1 млн. кубометров грунта и уложено свыше 30 тыс. кубометров бетона. В каждую смену, днем и ночью, под светом прожекторов, работало не менее 60 мощных самосвалов. В самые напряженные дни, в январе-феврале 1956 года, из котлована вывозилось до 15 тыс. кубометров грунта.
В феврале-марте 1956 года начались работы по строительству измерительных пунктов, и прежде всего первого ИП на площадке № 18, а затем второго и третьего, удаленных от первого на 30 – 40 км. Их строительство было сопряжено с огромными трудностями, так как все строительные материалы приходилось доставлять на большие расстояния автотранспортом и даже самолетами, но к концу сентября 1956 года формирование семи измерительных пунктов, двух пунктов радиоуправления и базы падения 1-й ступени было завершено. Несмотря на тяжелейшие климатические и бытовые условия, огромный объем работ по сооружению первой стартовой позиции был выполнен за 1 год и 4 месяца. В декабре 1956 года стартовый комплекс был готов к проведению испытаний с примерочным изделием. В установленные сроки были сданы первый монтажно-испытательный корпус (МИК) на площадке № 2, другие вспомогательные объекты.
В ноябре-декабре 1956 года на полигоне все дышало близостью того, к чему настойчиво, преодолевая огромные трудности, шли испытатели, военные строители и гражданские специалисты. К началу летных испытаний ракеты Р-7 на необжитом пространстве казахской пустыни были возведены: стартовая позиция на площадке № 1, монтажно-испытательный корпус на площадке № 2, монтажно-сборочный корпус головных частей на площадке 2А, бетонная дорога на стартовую площадку № 1, железнодорожные подъездные пути, водопровод с тремя станциями подъема и система пожарных резервуаров, линии электропередачи, центральный пункт связи и службы единого времени, приемный и передающий радиоцентры, три пункта радиоуправления (два базовых, удаленных от старта на расстояние 25 км, и «хвостовой», удаленный на расстояние 500 км), девять измерительных пунктов в районе падения 1-й ступени, ретрансляционный пункт в Иркутске и шесть измерительных пунктов на Камчатке, аэродром и десятки других вспомогательных объектов. В 1956 году на площадке № 3 было развернуто строительство крупнейшего в этом регионе страны кислородно-азотного завода, крайне необходимого для проведения испытаний, который уже в сентябре 1957 года выдал первую продукцию.
Одновременно с возведением специальных объектов полигона строился и жилой городок испытателей – поселок «Заря», будущий город Ленинск, а ныне – всемирно известный город Байконур. Строительство нового полигона велось ударными темпами. Генератором стройки полигона был неутомимый заместитель министра обороны маршал артиллерии Митрофан Иванович Неделин, который уже в июне 1955 года посетил район основной базы и ознакомился с темпами возведения объектов полигона и поселка испытателей, а затем регулярно посещал и знакомился с ходом строительства, помогал решать нелегкие задачи на уровне правительства страны.
Уже в 1956 году стало ясно, что утвержденная ранее штатная численность полигона не обеспечивает проведения полномасштабных испытаний новой МБР. Генеральным штабом было принято решение о прикомандировании к полигону еще более 1.500 военнослужащих, которые входили в состав инженерно-артиллерийских дивизионов подполковников Ф. Бондарева и И. Черенкова из 77-й инженерной бригады Резерва Верховного Главнокомандования, трех звукометрических батарей, трех отдельных рот связи, двух авиаэскадрилий, аэродромной команды обслуживания, банно-прачечного поезда и отдельных подразделений. Огромную армию составляли инженеры и технический персонал предприятий и организаций ракетной и авиационной промышленности, рабочие и служащие Вооруженных Сил. Сегодня уже можно честно сказать, что значительный вклад в строительство объектов полигона, обеспечение железнодорожных перевозок, а также медицинское и санитарно-эпидемиологическое обеспечение внесли сотни бывших заключенных Карлага.
15 мая 1957 года Государственная комиссия подписала акт о сдаче в эксплуатацию первого стартового комплекса полигона на площадке № 1, и в этот же день состоялся первый пуск ракеты Р-7, на базе которой позже была создана одна из самых надежных ракет-носителей – «Союз». На самом деле этот первый, пусть и неудачный пуск стал и первой по-настоящему значимой послевоенной победой всего советского народа. А уже 21 августа 1957 года успешным пуском МБР СССР известил весь мир о том, что в Советском Союзе создана сверхдальняя межконтинентальная баллистическая ракета, способная доставить ядерный заряд в любую точку земного шара. Была решена важнейшая военно-политическая задача, стоявшая перед страной и в конечном счете сыгравшая главную роль в вопросе войны и мира на земле. Вооруженные Силы СССР получили самое грозное в мире оружие – МБР с ядерной головной частью, а наш народ – твердую веру в мирное будущее.
Не случайно этот первый успешный пуск ракеты Р-7 положил начало мирному освоению космического пространства. В стране, пережившей все ужасы войны, по-другому и быть не могло. Летом 1957 года был утвержден план выведения на орбиту первого искусственного спутника Земли, а уже 4 октября оператор центрального пульта лейтенант Б. Чекунов поворотом стартового ключа известил мир о начале нового времени – эры освоения космоса.
После запуска первого спутника начался триумфальный путь советской космонавтики. В космосе первыми побывали животные, с помощью новых ракет-носителей – «Восток», «Молния», «Восход», «Союз», созданных на базе Р-7, отправлены на Луну, Марс и Венеру первые автоматические межпланетные станции, запущены спутники связи, телевещания.
12 апреля 1961 г. с первой стартовой площадки Байконура был запущен космический корабль «Восток» с первым летчиком-космонавтом планеты Юрием Алексеевичем Гагариным. Началась новая, величайшая эпоха – эпоха освоения человеком космического пространства. В тот же день на главной площади поселка Ленинский (ныне город Байконур) главнокомандующий Ракетными войсками Маршал Советского Союза Константин Семенович Москаленко вручил космодрому Боевое Знамя.
«Впервые в мире!» – эти слова не раз звучали на всю планету, когда с космодрома Байконур проводились уникальные запуски. Великое чувство долга и патриотизм наших людей помогали совершать подвиги во славу Родины. Для освоения космического пространства создавались все новые и новые модификации и типы ракет, и все они испытывались здесь, на Байконуре. За полвека на космодроме получили путевку в жизнь космические комплексы на базе ракет типа «Спутник», «Восток», «Восход», «Космос», «Молния», «Союз», «Циклон», «Протон», Н-1, «Зенит», «Энергия», «Рокот», «Днепр», «Стрела». На экспериментальной испытательной базе космодрома отработаны боевые ракетные комплексы конструкторских бюро С.П. Королева, В.П. Мишина, В.П. Глушко, М.К. Янгеля, В.Ф. Уткина и В.Н. Челомея с ракетами Р-7, Р-7А, Р-9, Р-9А, Р-36 (М, М1, М2), Р-36 орб, УР-200, УР-100 (Н, К), МР-УР-100 (Н) УТТХ.
За значительный вклад в укрепление обороны страны, решение народнохозяйственных и научно-исследовательских задач космодром Байконур награжден орденом Красной Звезды (1960 г.), орденом Ленина (1965 г.) и орденом Октябрьской революции (1976 г.).
Первой космической гавани Вселенной, космодрому Байконур, в 2005 году исполнилось 50 лет. В жизни космодрома были взлеты и падения, ликование и скорбь. В начале 1990-х годов, когда для всей отечественной космонавтики начались трудные дни, космодрому также было нелегко. Отсутствие финансирования, правовой защиты военнослужащих, тяжелейшие социально-бытовые условия – все испытали на себе труженики Байконура. И только благодаря беззаветной преданности воинскому долгу, патриотизму и пониманию всей меры ответственности за порученное дело и судьбу страны космодром выжил. Сейчас можно с удовлетворением отметить, что он, как и прежде, работает и развивается.
Сегодня дерзновенный штурм космоса продолжается. В едином строю испытателей космодрома Байконур вместе с боевыми расчетами Роскосмоса с честью решают задачи по обеспечению запусков КА и пусков МБР и подразделения воинских частей Космических войск. Но без подвига тех, кто был первопроходцем Вселенной, кто создавал ракетно-ядерный щит страны, не было бы успехов дня сегодняшнего.
Вглядитесь в лица тех, кто был первым... В них боль утрат и тяжесть разлук, простая человеческая усталость и радость заслуженных ими великих, пусть еще до конца не осознанных побед. В них – солнце сегодняшнего дня. В них – неразрывная связь поколений. В этих лицах – мы!