на главную страницу

3 Июля 2008 года

Страна и мир

Четверг

Сергей БАГАПШ: «Мы открыты для друзей и закрыты для врагов»

Виталий ДЕНИСОВ, «Красная звезда». Фото автора. Сухуми — Москва.



С 1 июля Абхазия закрыла границу с Грузией. Такое решение было принято на состоявшемся расширенном заседании Совета безопасности Абхазии под председательством президента Сергея Багапша. Поводом для столь решительного шага послужили взрывы, которые произошли накануне в Сухуми и Гагре. Как известно, 29 и 30 июня в Абхазии прогремели четыре взрыва: два в Гагре и два в Сухуми. В результате 12 человек получили различные ранения.
  Решение о временном запрете на пересечение грузино-абхазской границы будет действовать вплоть до особого распоряжения. Запрет распространяется на гражданских лиц, перемещение автотранспортных средств. Пересечение границы разрешается только представителям международных миссий, аккредитованных в Абхазии по согласованию с МИД и Службой государственной безопасности Абхазии.
  Комментируя сложившуюся ситуацию, глава непризнанного государства заявил, что «мы имеем дело с государством, которое использует террор в качестве официальной политики». Сергей Багапш подчеркнул, что с подобного рода преступлениями сталкиваются во многих странах: «Угроза терроризма - всеобщая проблема, но в данном случае Грузия пользуется покровительством и учебно-технической помощью некоторых стран, и поэтому ей многое сходит с рук. Мы должны воспринимать ситуацию как данность и направить все свои усилия на предотвращение грузинских провокаций».
  За несколько дней до этого с президентом Абхазии Сергеем Багапшем встретился корреспондент «Красной звезды», которому он рассказал о том, чем живет сегодня республика.

     

     
Визитная карточка

     Багапш Сергей Васильевич родился 4 марта 1949 года в Сухуми. Окончил Грузинский институт субтропического хозяйства. Служил в армии, работал инструктором, заведующим сектором и отделом ЦК ЛКСМ Грузии. В 1980 году - первый секретарь Абхазского обкома ЛКСМ Грузии, в 1982-м - первый секретарь Очамчирского райкома КП Грузии. В 1992 году назначен первым заместителем председателя совета министров Абхазской АССР, в 1993-м - первым заместителем председателя совмина Республики Абхазия, в 1995-м - первым вице-премьером Республики Абхазия. В 1997—1999 гг. - премьер-министр Республики Абхазия. В 2004 году избран президентом Абхазии.
     Награжден орденом Дружбы народов.

     

     - Сергей Васильевич, недавно вы побывали с неофициальным визитом во Франции. О чем шла речь в ходе переговоров с европейскими коллегами?
     - Программа визита была очень насыщенной. Об Абхазии знают мало - и про то, что здесь налаживается мирная жизнь, и про то, что 15 лет назад закончилась война, знают не все. А потому надо пропагандировать нашу страну. Главное, нам надо было во Франции заявить, что есть такая страна, как Абхазия, есть народ, который хочет строить свое демократическое цивилизованное государство, что у нас в конце концов никто не бегает с автоматами. Мы строим школы и растим детей. Уверен, чем больше будет таких встреч, тем быстрее добьемся этой цели.
     В ходе визита поднимались вопросы взаимоотношений Абхазии, Грузии и России. Это особенно важно, так как Франция с 1 июля председательствует в ЕС. Французским политикам было интересно из первых уст услышать о позиции абхазской стороны в урегулировании конфликта. На встречах в Париже я озвучил, что наша позиция в вопросе возобновления переговорного процесса остается неизменной и она основана на необходимости выполнения ранее подписанных соглашений, которые были грубо нарушены Грузией в результате ввода вооруженных формирований в верхнюю часть Кодорского ущелья. Я еще раз твердо заявил: переговоры возобновятся тогда, когда Грузия выведет свои войска оттуда и подпишет Соглашение о невозобновлении военных действий.
     В ходе двухдневного общения с политическим истеблишментом, представителями деловых кругов Франции я также не раз говорил о том, что приоритетным для властей республики является вопрос признания независимости Абхазии.
     Мой приезд во Францию вызвал бурную реакцию. Посольство Грузии в Париже выступило с нотой протеста. Но Франция ответила: «Мы сами решаем, кого приглашать». Грузии пришлось успокоиться.
     На всех встречах красной нитью проходило одно - отношения между Абхазией и Грузией и отношения между Грузией и Россией. На эти вопросы я ответил очень четко: не вмешивайте Россию в негативном плане в этот процесс. Никакие переговоры на Южном Кавказе без участия Российской Федерации успеха иметь не будут! Москва - полноправный участник урегулирования, и никакие переговоры на Кавказе без ее участия успеха иметь не будут. Надеюсь, взаимопонимание по этому вопросу было найдено.
     - Но ведь именно европейцы наравне с заокеанскими политиками настаивают на изменении формата миротворческой операции в Абхазии. Есть ли, по вашему мнению, альтернатива российским миротворцам в регионе?
     - Что касается российских миротворцев, то наша позиция была и остается неизменной: они с честью выполняют свою миссию и альтернативы им нет. Поверьте, у нас бывают сложные диалоги с командованием миротворцев. Но я уверен, никакие другие «голубые каски» - будь то представители Евросоюза или прибалтийских республик, - которые хотят сменить россиян, непредвзято делать их работу не смогут. Например, во время недавнего обострения конфликта по моей просьбе был увеличен миротворческий контингент. Это сделали быстро и вовремя предотвратили вооруженное противостояние.
     Да и почему, собственно, надо менять «голубые каски»? В самое тяжелое время всю ответственность на себя взяли российские миротворцы, и они выполняют все, что им предписано мандатом. «Российские миротворцы с честью выполняют свою миссию, альтернативы им нет. Я думаю, что меня правильно поняли и в Париже: самое большое достояние миротворцев - это нейтралитет в решении всех вопросов».
     - И все же, что произойдет, если Грузии удастся добиться вывода российских миротворцев?
     - Есть два варианта. Первый. Мы встаем с нашей армией на границе с Грузией, и это быстро приведет к эскалации вооруженного конфликта. Второй. Мы будем предлагать заключить с Россией военное соглашение по типу того, какой был заключен в свое время между Тайванем и США. Нам нужна безопасность, и мы знаем, с кем и как строить свои отношения. Мы свой выбор сделали. И сделали его в пользу России.
     - Что сегодня препятствует началу грузино-абхазских переговоров по урегулированию конфликта?
     - Есть несколько условий, от которых мы никогда не отойдем. Я не боюсь повториться. Одно из них - безоговорочный вывод воинских формирований из Кодорского ущелья и - в пакете с ним - решение вопроса о невозобновлении военных действий. Затем предоставление нам гарантий безопасности. Ни один из этих моментов без связки с другими с нашей стороны подписываться не будет. Сейчас же нам предлагают сначала подписать соглашение о мире, а потом решать вопрос Кодорского ущелья. Этого не будет! Еще хочу добавить, что существует вопрос, который не будет обсуждаться ни при каких обстоятельствах, - это вопрос статуса Абхазии. Нами он решен раз и навсегда. Я прошу уважать мнение народа, выбравшего независимость.
     - Независимость выбрала не только Абхазия. В этой связи хотелось бы узнать, как сегодня строятся отношения между непризнанными республиками, которые объединились в так называемое СНГ-2? Завершился ли процесс формирования миротворческого контингента Приднестровья, Южной Осетии и Абхазии?
     - Руководство Абхазии, Приднестровья и Южной Осетии поддерживает постоянные контакты на уровне президентов и парламентов. В случае военной агрессии против любой из республик другие готовы оказать ей военную помощь. А миротворческие силы, как окрестили журналисты, Содружества непризнанных государств сформированы и находятся в готовности встать на линии противостояния в случае, если того потребует ситуация. Но хотел бы предупредить реваншистов всех мастей: если вспыхнет война в Абхазии или Южной Осетии, вспыхнет весь Южный и Северный Кавказ.
     

     
ДОСЛОВНО

     «Нас не могли запугать войной, блокадой, политическим давлением. Сегодня нас хотят запугать взрывами и дестабилизировать ситуацию. Мы знаем, откуда это все идет - из Грузии. Испробовав все, они взялись за самое гнусное дело - теракты».
     Президент Абхазии Сергей БАГАПШ.

     

     Впрочем, я уверен, что мудрость политиков повлияет на ситуацию и все существующие разногласия будут решаться за столом переговоров. Время показало, что непродуманные действия Грузии, агрессия привели к войне, разрушениям, невосполнимым человеческим потерям, породили проблему беженцев. Но хочу в этой связи отметить: ответственность за беженцев должно нести грузинское руководство и постараться адаптировать их там, где они живут сегодня. При этом напомню, что руководство Абхазии в 1999 году приняло одностороннее решение о возвращении беженцев в Гальский район Абхазии. Общее число возвращенных превышает 60 тысяч человек.
     - Сергей Васильевич, кто же все-таки сбил грузинские беспилотники?
     - После войны у нас осталось много систем ПВО. Мы их не использовали. Однако когда начались полеты разведывательных самолетов, спросили у миротворцев, имеем ли право «закрыть свое небо». Нам ответили, что это наше дело. И мы прикрыли свою территорию. Так что сбитые беспилотники - это наша работа, наших вооруженных сил и авиации. И впредь мы будем поступать так же. Лучше не летать там, где это не разрешается. Заявления Грузии, что эти самолеты-разведчики летают, для того чтобы определить поток движения в Гальском районе, смехотворны. Цель у них одна - изучить обстановку, чтобы потом проводить наступательные действия. Мы семь месяцев предлагали им прекратить полеты. Они слушали, но не слышали. Что ж, сбивали и будем сбивать!
     Еще хочу добавить, что присутствие российских миротворцев не устраивает Тбилиси потому, что их главная миссия - в принуждении обеих сторон к миру. И все эти провокации с задержанием российских солдат, полетами беспилотников стали нормой перед началом каждого туристического сезона. Мы, к сожалению, уже привыкли к тому, что сопредельное государство строит всю свою политику на постоянных провокациях...
     И еще. Стремление Грузии как можно скорее вступить в НАТО, ее усиленная милитаризация и агрессивные настроения по отношению к Абхазии вынуждают нас обратиться к России с просьбой обеспечить безопасность морских границ. Напомню, что согласно базовому Московскому соглашению от 14 мая 1994 года, подписанному грузинской и абхазской сторонами при посредничестве России и с участием ООН, в зону ответственности миротворцев входит не только суша, но и море. С уходом в 1993 году (после окончания грузино-абхазской войны) служащих Федеральной пограничной службы России охрану морской границы Абхазии приняли на себя абхазские пограничники и военно-морские силы.
     Кстати, членство Грузии в Североатлантическом альянсе, уверен, послужит «красной чертой», которая только ускорит процессы признания Абхазии как независимого государства международным сообществом. Некоторые недоумевают по поводу того, почему власти Абхазии встречаются с Хавьером Соланой, американскими и европейскими дипломатами. Надо встречаться со всеми, слушать всех, но делать то, что выгодно нашей республике, что поможет нам обрести международное признание. Мы ведь не в вакууме хотим жить, а в цивилизованном обществе, и надо уметь вести диалог со всеми, кто готов выслушать нас, отстаивая при этом интересы нашего народа.
     - Готова ли Абхазия к неблагоприятному развитию событий?
     - Да, мы укрепляем собственную обороноспособность. Подтверждая оборонительный характер нашей военной доктрины, мы в то же время прекрасно понимаем, что сегодня мы должны быть готовы к отражению любой агрессии. А потому проводим учения, военные сборы, другие мероприятия, направленные на поддержание высокой боеготовности и боеспособности армии Абхазии, у которой достаточно сил и средств, чтобы остудить любые горячие головы. Во всяком случае, ни одна провокация теперь без ответа не останется!
     - Давайте поговорим все же о мирных планах. Как развивается экономика Абхазии? С чем связаны надежды на будущее?
     - Абхазия стремится к интеграции в мировую экономику и укреплению партнерства с зарубежными странами. Республика всегда была на перекрестке важнейших торговых путей. В настоящее время мы стремимся к интеграции в мировую экономику, стремимся укрепиться в качестве надежного и ответственного партнера.
     Руководство республики ставит перед собой амбициозные планы. Абхазия должна стать одной из динамично развивающихся стран региона и мира с высокими стандартами жизни, дальнейший прогресс которой связан с экономическими процессами. С учетом своевременных реалий и потенциала важно вовлечь в республику новые торгово-экономические отношения, значительно расширить рамки взаимовыгодного сотрудничества с регионами Российской Федерации и странами Черноморского бассейна.
     В последние годы экономика страны переживает период восстановления и активного роста. По динамике макроэкономических показателей мы опережаем большинство стран СНГ. Доходы государства растут в среднем на 30% в год. Это стало возможным вследствие того, что мы стремимся создать максимально привлекательный инвестиционный климат, обеспечивая выгодные условия для развития бизнеса с участием иностранного капитала. Формируются соответствующая правовая база и возможности при определении налоговой политики государства.
     Республика Абхазия открыта для сотрудничества в таких сферах, как туризм, сельское хозяйство, пищевая и перерабатывающая промышленность, биотехнологии, строительная индустрия, деревоперерабатывающая промышленность, малая энергетика, добыча полезных ископаемых, сфера финансовых услуг.
     - Известно, что ближайшее будущее Абхазия связывает также с олимпийским строительством...
     - Если все будет хорошо, на олимпийские объекты мы будем поставлять порядка 35—40 миллионов кубов щебня и чуть меньше песка. Это огромный объем! Есть два пути доставки грузов в Сочи - железнодорожный, который нуждается в реконструкции, и морской путь, для которого мы у себя будем делать причальные стенки. Еще есть вариант - строительство грузового моста. Этот вопрос мы вскоре будем обсуждать с Олимпийским комитетом и «Олимпикстроем».
     - То есть основным экономическим и хозяйственным партнером остается Россия?
     - Безусловно. Россия оказывает Абхазии значительную гуманитарную помощь в строительстве автомобильных дорог, в восстановлении железнодорожного полотна, реконструкции разрушенного войной здания русской школы в г. Сухуми, которая, я вас уверяю, будет одной из лучших. Российская сторона финансирует также масштабные ремонтно-восстановительные работы крупнейшего культового сооружения Абхазии - Новоафонского монастырского комплекса.
     Еще у нас есть один большой совместный с Россией коммерческий проект газоснабжения и газификации Абхазии. Доставка в республику природного газа будет осуществляться по дну моря по маршруту Туапсе - Адлер - Сухуми.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex