на главную страницу

11 Июля 2008 года

Страна и мир

Пятница

«Холодное дыхание» кандидатов

Владимир КУЗАРЬ.



В последнее время российские лидеры не раз подчеркивали готовность нашей страны развивать отношения с новой американской администрацией точно так же, как и с нынешней. В частности, встречаясь в рамках недавнего саммита «большой восьмерки» с Джорджем Бушем, Президент России Дмитрий Медведев отметил, что рассчитывает на диалог с США по всем проблемам как с нынешней администрацией Белого дома, так и с будущей. В этой связи возникает вопрос, а кто сменит Джорджа Буша на его посту и чего от него ждать.

     
Смена пройдет в условиях войны

     Еще не став официальными кандидатами в президенты США, а такой статус они получат на съездах демократической и республиканской партий, которые пройдут соответственно 25 августа и 1 сентября, Барак Обама и Джон Маккейн со своими командами и нынешняя администрация Белого дома уже начали подготовку к процессу передачи власти в стране. Это вызвано тем, как пишет «Уолл-стрит джорнэл», что впервые за более чем 40 лет переходный период будет проходить в условиях ведения войны и существуют опасения по поводу возможного террористического акта и крупного кризиса в Ираке или Афганистане в первые месяцы пребывания у власти следующего президента США. А многие американские госструктуры, в том числе ведомства, отвечающие за безопасность страны, еще ни разу не сталкивались с такой ситуацией.
     Сложность ее усугубляется и длительностью самого процесса назначения и утверждения ведущих государственных чиновников. Например, администрациям Клинтона и Буша потребовалось почти полгода на то, чтобы утвердить основных сотрудников Пентагона и госдепартамента. В этой связи есть риск, заявила Мишель Флорной, президент центра новой американской безопасности, возникновения феномена «ничейного дома», в то время как существует вероятность кризиса в Ираке или Афганистане или крупного теракта в США. И чтобы этого не произошло, необходимо, по ее мнению, ускорить процесс рассмотрения и утверждения кандидатур.
     Поэтому, с одной стороны, Барак Обама и Джон Маккейн приступили к составлению списков потенциальных кандидатов на посты в области национальной безопасности, а с другой – звучат призывы к конгрессу об ускорении их рассмотрения и назначения, а также о временном сохранении постов за некоторыми сотрудниками на наиболее ответственных участках. Речь идет о кандидатах на ведущие 40 – 50 постов в команде по национальной безопасности следующей администрации. В частности, в штабе кандидата от демократической партии заявляют, что Барак Обама в случае его избрания президентом может обратиться к Роберту Гейтсу с предложением остаться на посту министра обороны.
     Нынешний глава Пентагона, который работал при нескольких президентских администрациях, подчеркивает сложность складывающейся ситуации и не раз заявлял, что хотел бы избежать «множества пустых мест в гражданском секторе», в то время как американские вооруженные силы участвуют в двух войнах. Во всяком случае, он уже попросил высокопоставленных чиновников Пентагона быть готовыми остаться на своих постах в течение нескольких первых месяцев 2009 года. А начальник объединенного комитета начальников штабов вооруженных сил генерал Майк Маллен предупредил, что переходный период будет «временем уязвимости» для США, и назначил бригадного генерала Фрэнка Маккензи на пост главы небольшой группы в Пентагоне, на которую возложена задача обеспечения эффективного выполнения военных функций во время передачи политической власти.
     В министерстве внутренней безопасности также составлен список чиновников на посты в критически важных сферах, которые смогут временно исполнять обязанности тех, кто уходит и вновь назначается со сменой администрации Белого дома. Руководство министерства намерено попросить некоторых политических назначенцев, таких как глава федерального агентства по чрезвычайным ситуациям или управления транспортной безопасности, остаться на своих должностях до новых назначений. Кстати, на это министерство возложена задача по проверке на благонадежность чиновников, избранных будущим президентом. И от того, как быстро оно справится с ней, во многом зависит продолжительность смены администрации. Сообщается, что и директор национальной разведки Майк Макконнелл формирует особый состав на переходный период.
     
Когда нет опыта

     Еще до партийных съездов Барак Обама и Джон Маккейн должны определиться и с тем, кого они хотели бы видеть на посту вице-президента США. Претендент от демократов составил довольно обширный список кандидатов в свои напарники. Среди них, по неофициальным данным, и бывшая соперница Обамы, сенатор от штата Нью-Йорк Хиллари Клинтон, и несколько сенаторов и губернаторов. Есть и военные – руководитель американской военной операции в Косово генерал Уэсли Кларк и бывший начальник объединенного комитета начальников штабов генерал Хью Шелтон. В последнее время среди тех, кто мог бы претендовать на выдвижение в вице-президенты от демократов, все чаще стали называть имя генерала Джеймса Джонса. Он в звании лейтенанта корпуса морской пехоты служил год во Вьетнаме, в 1970-е годы – на Окинаве, затем в штабе корпуса морской пехоты, позже принимал участие в командовании военными операциями на Ближнем Востоке и в бывшей Югославии. Во время президентства Билла Клинтона был помощником министра обороны. В 1999 году Джонс стал командующим корпусом морской пехоты. В январе 2003 года он был назначен главнокомандующим американскими войсками в Европе. Джеймс Джонс уволился из вооруженных сил 1 февраля 2007 года. Хотя он не пользуется широкой известностью в США и не имеет опыта в публичной политике, считается, что его выдвижение на пост вице-президента позволило бы Обаме компенсировать преимущество Джона Маккейна, который активно эксплуатирует в предвыборной кампании свой образ героя вьетнамской войны.
     Правда, упоминавшийся выше Уэсли Кларк недавно заявил, что военная служба Джона Маккейна не делает его автоматически квалифицированным верховным главнокомандующим. «Я конечно же преклоняюсь перед ним. Он был героем для меня и сотен тысяч других солдат, – сказал генерал при этом. – Но тот дивизион, которым он командовал, не принимал участия в военных действиях». А это значит, делает вывод Кларк, что военный опыт Маккейна «не подготовил его к выполнению роли верховного главнокомандующего, которому необходимо решать стратегические вопросы». Возможно, именно поэтому в штабе республиканского кандидата, где также занимаются сколачиванием команды и подбором напарника Маккейну, в последнее время все чаще звучит имя Коллина Пауэла, чернокожего генерала, прославившегося своей победой в войне в Персидском заливе, бывшего госсекретаря США. Предложив его на пост вице-президента, Маккейн, с одной стороны, отобрал бы у соперника значительную часть голосов афроамериканских избирателей, а с другой – еще больше укрепил бы свои позиции среди американских военнослужащих.
     Очевидно, по той же причине – отсутствие большого военного опыта, а Барак Обама и вовсе не служил в армии – оба претендента почти не высказываются по проблемам, касающимся непосредственно вооруженных сил. Известно лишь, что они обещали в случае своей победы еще больше увеличить расходы на оборону. Однако, по их мнению, Пентагон должен инвестировать средства прежде всего в технологии, предназначенные для ведения нетрадиционных войн, и пересмотреть свое отношение к технологиям, разработанным для войн эпохи «холодной войны». В этой связи они одинаково скептически относятся к таким крупным программам Пентагона, как создание истребителя F-22 и внедрение в сухопутные силы «Боевых систем будущего» стоимостью 159 млрд. долларов. А на днях Джон Маккейн негативно высказался против возвращения к комплектованию вооруженных сил по призыву, к чему призывают некоторые политики, исходя из того, что из-за войны в Ираке и Афганистане американская армия испытывает трудности с пополнением своих боевых порядков. Только третья мировая война заставит его, подчеркнул кандидат в президенты США, возобновить призыв на военную службу.
     Что же касается войны в Ираке, то, несмотря на растущее среди американцев негативное отношение к ней, Джон Маккейн непреклонен: она будет вестись до победного конца. Его соперник, как известно, пообещал, что выведет из Ирака все американские боевые части в течение 16 месяцев. Хотя недавнее согласие демократов на выделение дополнительных средств на ведение войны в Ираке и Афганистане дает основание полагать, что и он не будет спешить с выполнением своего обещания, ведь теперь нахождение американских войск в Ираке профинансировано до сентября следующего года включительно. В то же время, учитывая что война сжирает огромные материальные ресурсы США и несет неприемлемые для американцев людские потери, а также создает для Вашингтона серьезные проблемы в мусульманском мире, нетрудно предположить, что кто бы – Маккейн или Обама – ни пришел в Белый дом, он вынужден будет искать возможность вывода своих войск из Ирака. Вполне возможно, что под предлогом не допустить развязывания гражданской войны в Ираке новая администрация Белого дома попытается прибегнуть к помощи ООН, переложив на нее все трудности «расхлебывания» заваренной Америкой «каши», что, собственно говоря, стало для Вашингтона уже привычным делом.
     
Америка превыше всего

     Следует отметить, что из всех международных проблем американцев сегодня волнует только один Ирак. И понятно почему: он напрямую влияет на внутреннюю ситуацию. Поэтому оба претендента вынуждены чаще всего обращаться именно к этой теме. Но это вовсе не означает, что они не высказываются по другим внешнеполитическим вопросам. И здесь, бесспорно, лидирует Джон Маккейн – как по количеству, так и по резкости суждений в отношении нынешнего и будущего, если его изберут президентом, поведения Америки на мировой арене.
     Чего стоит лишь предложение Маккейна создать «Лигу демократических государств». Эта новая международная группа, по его словам, могла бы обладать огромной военной мощью, основанной частично на НАТО, а частично на «новом четырехстороннем партнерстве по безопасности» в Tихом океане, заключенном между Австралией, Индией, Японией и США. Ее необходимость он объясняет тем, что в жизненно важных для Америки вопросах, таких как борьба с исламским терроризмом, гуманитарная интервенция и распространение свободы, демократии и свободного рынка, США и их демократические партнеры должны иметь возможность действовать без санкции ООН, то есть без России и Китая. Другими словами, главная цель лиги заключается в том, чтобы сместить Россию и Китай в мировых вопросах на второстепенные позиции и дать Америке свободу действий на международной арене.
     И это далеко не единственный у Маккейна пассаж подобного рода. В том числе и в адрес России. Уже несколько лет он твердит о необходимости исключения нашей страны из «большой восьмерки», а в последнее время призывает к отпору «реваншистским действиям России на международной арене», критикует нынешнюю администрацию Белого дома за ее «политику умиротворения Москвы», выступает за быстрейший прием в НАТО Грузии и Украины и размещение американской ПРО в Европе.
     Такой внешнеполитический подход как раз характерен для американских неоконсерваторов, которые сегодня рвутся к власти в США и к лагерю которых принадлежат сам Маккейн и его ближайшие советники. Об их планах свидетельствует хотя бы недавнее интервью «Файнэншл таймс» Рэнда Шенеманна, старшего советника Джона Маккейна по вопросам внешней политики, в котором говорится, что в случае победы кандидата в президенты от республиканцев будет избран жесткий курс в отношении России, направленный на сужение сотрудничества между Вашингтоном и Москвой.
     Барак Обама в отличие от Маккейна придерживается более прагматичных взглядов. Он скорее склонен к международному диалогу. Однако особых иллюзий питать не приходится – Барак Обама будет играть по правилам, которые существуют в американском политическом классе и которые диктуют то, что США сегодня находятся в критической фазе попытки выстроить «мир по-американски». Тем более что консультирует Обаму по вопросам внешней политики не кто иной, как сам Збигнев Бжезинский, который, расставляя фигуры на шахматной доске мира, неизменно выводит Америку в короли.
     Думается, что именно Обама, по замыслу великого комбинатора, должен стать той фигурой, которая еще раз попытается решить эту задачу, столь безнадежно проваленную нынешней администрацией. Причем выводить Америку в лидеры «прогрессивного человечества» будет не по предлагаемому Маккейном курсу конфронтации с Россией и Китаем, а с помощью изощренных ходов, направленных на ослабление противодействия с их стороны гегемонистской политике США. В отношении России это могут быть и активизация критики по вопросам соблюдения прав человека, развития российской политической системы, и непосредственное вмешательство в российские внутренние дела, и даже попытки противопоставить нашу страну исламскому миру. То есть та же «холодная война» Маккейна, только в другом формате.
     И это не может не волновать россиян и мировое сообщество в целом. Например, британская «Гардиан» предупреждает, что, кто бы ни победил в США, мир ждет большое разочарование. Хотя нельзя исключать и того, что, столкнувшись с реальностью, выраженной в том числе и в росте антиамериканизма на планете, новая администрация Белого дома будет вынуждена стать на более прагматичный курс.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex