Эту историю в прошлом году рассказал мне вернувшийся из Центра активного отдыха Минобороны РФ «Терскол» подполковник запаса Андрей Майборода - мой старинный друг, однокашник по Московскому суворовскому военному училищу. По его словам, инструктор «Терскола» Евгений Крутень в августе 2007 года на леднике Кюкюртлю случайно нашел останки тела - вмерзшую в лед мумифицированную руку, - а по соседству билет члена Всесоюзной коммунистической партии (большевиков) № 4474084, выданный Иванову Александру Васильевичу, 1919 года рождения. Выяснилось, что примерно десять лет тому назад останки командира экипажа бомбардировщика ДБ-3 старшего лейтенанта А.В. Иванова и еще двоих членов экипажа были захоронены в братской могиле на центральной площади города Тырныауз Кабардино-Балкарской Республики. На могиле установлен памятник авиаторам: старшему лейтенанту Александру Васильевичу Иванову, штурману капитану Ивану Ивановичу Машкову, стрелку-радисту старшине Петру Андреевичу Тюнину. На месте гибели ДБ-3 тоже установлен памятный знак. Теперь получалось, что в свое время на леднике удалось собрать не все останки авиаторов. Предложение Евгения Крутеня извлечь из-подо льда обнаруженное им и дозахоронить в братской могиле местные власти не приняли. Почему?
Я попросил Майбороду, который только что вернулся из «Терскола», где беседовал с Крутенем, связаться с последним и получить разъяснения. Через день я получил по электронной почте письмо:
«Здравствуйте, Сергей!
В августе 1968 года на западных склонах Эльбруса, на леднике Кюкюртлю среди обломков самолета были найдены части тел военных летчиков. В 1997 году на том же месте обнаружили партбилет на имя И.И. Машкова. По этому документу в архивах были восстановлены имена экипажа ДБ-3: это летчики И.И. Машков , А.В. Иванов и П.А. Тюнин. В 1998 году останки экипажа были захоронены в братской могиле в городе Тырныаузе КБР. В том же году посмертно А.В. Иванову было присвоено звание Героя Советского Союза. В августе 2007 году на месте гибели самолета были обнаружены еще некоторые останки тела и партбилет на имя А.В. Иванова.
Обращения в заинтересованные организации о дозахоронении не дали результата. Ветераны войны г. Тырныауза тоже не могут добиться этого. Я своими силами организовываю экспедицию к месту гибели самолета. С 9 июля с группой выхожу на ледник, чтобы продолжить поиск. Но своими силами я смогу захоронить останки только под ледником Кюкюртлю. А хотелось бы дозахоронить останки летчика А.В. Иванова, может, последнего участника Великой Отечественной войны, кому присвоено высокое звание Героя.
С уважением,
Крутень Евгений».
Получив письмо, я первым делом постарался подробнее узнать о героическом экипаже и обстоятельствах его гибели. Поиски увенчались успехом, но и выявили ошибку, допущенную Евгением Крутенем в письме. Александр Васильевич Иванов удостоен не звания Героя Советского Союза, а Героя Российской Федерации (посмертно). Указ подписан Президентом РФ Борисом Ельциным 12 декабря 1998 года. Ну а об остальном - по порядку.
Вот что сообщала 22 февраля 2005 года в материале «Экипаж не вернулся из боя» газета Ленинградской области «Вести»:
«Это случилось в 1996 году. На леднике Кюкюртлю у западного подножия горы Эльбрус группа московских альпинистов случайно наткнулась на обломки разбившегося бомбардировщика ДБ-3 времен минувшей войны. Многие фрагменты самолета провалились в глубокие расщелины, и без специального снаряжения достать их было невозможно. Через год поисковая группа снова вернулась на это место. Останки трех советских летчиков были извлечены из ледовых трещин и временно захоронены неподалеку в братской могиле. По частично сохранившимся документам было установлено, что в самолете находился экипаж командира 1-й авиаэскадрильи дальних бомбардировщиков 6-го авиаполка 132-й БАД 5-й воздушной армии старшего лейтенанта Александра Васильевича Иванова, не вернувшегося с боевого задания в ночь на 31 декабря 1942 года и числившийся пропавшим без вести. В результате поисковых работ на месте падения самолета и огромной работы с архивными документами были выяснены подробности славного боевого пути 23-летнего советского летчика А.В. Иванова, к тому времени уже награжденного двумя орденами Красного Знамени, а незадолго до гибели представленного к званию Героя Советского Союза. Вместе с А.В. Ивановым разбились штурман капитан Иван Иванович Машков и стрелок-радист старшина Петр Андреевич Тюнин.
Среди альпинистов, обнаруживших пропавший самолет, был полковник Российской армии Юрий Борисович Желноваков, который возглавил поиски родственников и однополчан погибшего ДБ-3. По его инициативе 14 июня 1998 года останки летчиков были с воинскими почестями преданы земле в центре города Тырныауз в Кабардино-Балкарии. В тот же день был торжественно открыт мемориальный памятник героическому экипажу. А у подножия Эльбруса на месте гибели самолета альпинисты установили памятный обелиск.
В 1998 году Министерство обороны России вышло с ходатайством о присвоении звания Героя Российской Федерации (посмертно) старшему лейтенанту Иванову А.В. «за проявленную доблесть, мужество и героизм в борьбе с фашистской Германией в годы Великой Отечественной войны». 12 декабря 1998 года представление к высшей награде было реализовано Указом Президента России за
№ 1578».
Александр Васильевич Иванов родился 9 июня 1919 года в деревне Клуколово (бывшего Оредежского, теперь Лужского района Ленинградской области). Отсюда, видимо, и особый интерес к его личности газетчиков Ленинградской области. В 1936 году он поступил в Энгельсское военное авиационное училище.
«Мы гордились своим братом», - вспоминала младшая сестра летчика Зинаида Васильевна Сырцова, проживавшая в 2005 году в Санкт-Петербурге. По ее словам, только в 1943 году пришло извещение о том, что ее брат «погиб при выполнении боевого задания. Место захоронения не известно». Мать Иванова так и умерла, не узнав, где и как погиб ее Сашенька. Сама же Зинаида Васильевна по приглашению властей Кабардино-Балкарии принимала участие в торжественном захоронении экипажа ДБ-3.
Свой первый боевой вылет Александр Иванов совершил 7 декабря 1941 года, последний - 30 декабря 1942 года. Накануне разведка сообщила о скоплении вражеской техники и живой силы на железнодорожном узле Сальска. Немцы готовились к решающему броску на Черноморское побережье в районе Туапсе. Для выполнения ответственного задания отобрали три экипажа. Поздним вечером 30 декабря 1942 года загруженные «под завязку» бомбардировщики поднялись с военного аэродрома Кутаиси. Через некоторое время выяснилось, что два самолета сбились с заданного курса. Но экипаж старшего лейтенанта Иванова шел к заданной цели. В последней радиограмме, поступившей с борта самолета, речь шла об успешном выполнении боевого задания и возвращении на аэродром базирования. О каких-либо повреждениях или неисправности техники экипаж не докладывал. Но в расчетное время бомбардировщик на аэродром не вернулся...
9 июня 1999 года, в день 80-летия Героя Российской Федерации старшего лейтенанта Александра Васильевича Иванова, состоялось торжественная передача его Звезды Героя на вечное хранение в экспозицию музея Военно-воздушных сил в подмосковном Монине. Как сообщила газета «Вести» 5 мая 2005 года, имя А.В. Иванова присвоено Ям-Тесовской средней школе Лужского района Ленинградской области. В ней развернут музей Героя. А в его родной деревне Клуколово, где он родился и где проживал его младший брат Виталий Васильевич, была установлена мемориальная доска.
Не забыты и боевые соратники командира экипажа ДБ-3. Именем штурмана, кавалера ордена Красного Знамени капитана Ивана Ивановича Машкова назван горный перевал, близ того места, где погиб экипаж. Имя стрелка-радиста, кавалера ордена Красной Звезды старшины Петра Андреевича Тюнина присвоено одной из средних школ его родного города Мурома Нижегородской области.
На сайте администрации Лужского муниципального района Ленинградской области также размещены материалы о А.В. Иванове и фотографии погибшего экипажа ДБ-3, а также фотография грамоты с указом Президента РФ о присвоении А.В. Иванову звания Героя Российской Федерации (посмертно).
Однако вернемся к находке инструктора «Терскола» Евгения Крутеня... Останки экипажа, как уже говорилось, собирали в трудных условиях. Они разбросаны на значительной территории, вмерзли в лед. Нет ничего удивительного в том, что какие-то фрагменты не были подняты.
Я переслал письмо Евгения Крутеня врио начальника Управления Министерства обороны РФ (по увековечению памяти погибших при защите Отечества) полковнику Андрею Таранову. Вот что он ответил в официальном письме в адрес «Красной звезды»:
«В соответствии с Законом Российской Федерации от 14 января 1993 года № 4292-1 «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества» захоронение непогребенных останков погибших защитников Отечества (статья 4 закона), обнаруженных в ходе поисковых работ, организуют и проводят органы местного самоуправления. Если речь идет о дозахоронении останков летчика Иванова А.В. в братскую могилу, расположенную в г. Тырныаузе КБР, где в 1998 году были захоронены останки экипажа ДБ-3 (летчики Машков И.И., Иванов А.В. и Тюнин П.А.), то и решение по этому вопросу должно быть принято органами местного самоуправления г. Тырныауз».
А в личной беседе Андрей Леонидович добавил, что Управление Минобороны (по увековечению памяти погибших при защите Отечества) готово оказать местным властям соответствующую помощь, если такая потребуется.
На снимке: погибший экипаж ДБ-3 (слева направо) И. МАШКОВ, А. ИВАНОВ и П. ТЮНИН.