на главную страницу

19 Июля 2008 года

Армия и общество

Суббота

ТРУДНЫЙ ГОД ВОЕНКОМА

Василий ФАТИГАРОВ, «Красная звезда». Фото автора.



Год назад на предложение написать в газете о работе его военного комиссариата смоленский облвоенком полковник Игорь Исмаилов, только что назначенный на должность, ответил вежливым, но твердым отказом: «Не о чем пока писать, не раньше чем через год приезжайте». Что можно изменить за год в таком большом хозяйстве? Оказалось, многое.

     За 45 лет жизни Игорю Александровичу пришлось пережить ничуть не меньше, чем большинству его ровесников в офицерских погонах, а в службе нынешний военный комиссар Смоленской области сумел добиться больше многих из них. Исмаилов - потомственный офицер-танкист, чей дед-полковник прошел всю войну и погиб за несколько дней до Победы, а отец выполнял интернациональный долг в Эфиопии. Игорь окончил Киевское суворовское училище, потом с отличием - Ульяновское гвардейское танковое, служил в окружном учебном центре Московского военного округа.
     В апреле 1986-го полыхнул Чернобыль. Исмаилов и его друзья-офицеры написали рапорты с просьбой отправить их на ликвидацию последствий этой страшной аварии. Первый год направляли из армии соответствующих специалистов - химиков, строителей. Через год поступил приказ послать в Чернобыль руководителями подразделений офицеров-добровольцев. В июне 1987 года Игорь Александрович принимает там роту «разведки по особо повышенным участкам», непосредственно участвует в разведке местности на предмет разбросанных по площадям после взрыва графитовых источников радиации. Приходилось работать и на крыше саркофага, и в так называемом рыжем лесу, и в Припяти... К 20 октября, когда командировка Исмаилова подошла к концу, в его активе числилось 87 выездов на станцию! В 2000 году за напряженную работу, связанную с риском для здоровья и жизни, Исмаилов был награжден орденом Мужества.
     За плечами полковника и Бронетанковая академия имени маршала Р.Я. Малиновского, и почти 11 лет службы на Дальнем Востоке...
     Хасанский район, Барабашская 129-я пулеметно-артиллерийская дивизия, где он был назначен на должность комбата.
     - Специфика боевой части, а дивизия была развернутой, - говорит Исмаилов, - после привычной учебки вынуждала работать на износ, круглосуточно вникать, разбираться, готовиться к проведению батальонных тактических учений.
     Но не привык потомственный танкист пасовать перед трудностями, освоил и эту полевую, боевую науку - стал его батальон одним из лучших в дивизии. Потом - начальник штаба полка, три с половиной года - командир танкового полка, которым ранее командовал его отец. Надо ли говорить, что и полк Исмаилова стал за короткое время лучшим в армии.
     В 2001 году полковник Игорь Исмаилов назначен начальником штаба 7-й пулеметно-артиллерийской дивизии в Сергеевку, все на том же Дальнем Востоке. Несколько раз, руководя подготовкой к учениям, демонстрировал возможности войск министру обороны и Президенту Российской Федерации, посещавшим Сергеевский полигон, на котором проходили показные полковые учения.
     В 2005 году Игорь Александрович пишет рапорт с просьбой перевести его служить в европейскую часть страны (такая замена после 10 лет службы на Дальнем Востоке полагалась) и в январе 2006 года приступает к исполнению обязанностей заместителя военного комиссара Нижегородской области. Вот где пригодился его богатейший опыт мобилизационной работы на должности начальника штаба развернутой дивизии. Жена и дети впервые увидели цивилизацию, привыкли к движению, городскому транспорту, дети смогли учиться в нормальных условиях. Закончилось для семьи бывшего начштаба дивизии, как он сам говорит, «офицерское троеборье» - вода, дрова, помои. Бывало и газа, и воды в домах не было. В школе русский язык преподавала математичка, а физрук вел уроки химии...
     Через год остался за военного комиссара области, уехавшего на учебу в Саратов, в Институт повышения квалификации мобилизационных работников, двое других замов по несчастливому стечению обстоятельств слегли в госпиталь. А тут подготовка к смотру-конкурсу призывной работы за 2006 год - серьезному испытанию и для более опытных руководителей военкоматов. Исмаилов справился благодаря своей настойчивости и умению работать с людьми. Сформировал команду из опытных офицеров-отставников, работавших в военкомате на гражданских должностях. Сделали почти невозможное в таких условиях - заняли 3-е место среди всех субъектов Российской Федерации.
     Весной 2007 года предложили должность военного комиссара Смоленской области. А для Исмаилова нет ничего интереснее, чем самостоятельная работа.
     На столе в кабинете Игоря Александровича лежат фотоальбомы, наглядно демонстрирующие, что же именно за год изменилось в военкоматах области. Вот фотографии - как было, даже смотреть на эту разруху стыдно. А вот - как стало. Грамотная планировка помещений, свежий ремонт, понятная, доступная информация для посетителей, стенды с наглядной агитацией по набору на контракт. В общем, все, как должно быть, только вот есть далеко не везде.
     Полковник Исмаилов, говоря о причинах этих перемен, прежде всего ссылается на единую команду профессионалов, сложившуюся в военкоматах области. Здесь он, конечно, прав - за последний год прекратилась текучка кадров, 95 процентов офицеров желают продлить контракт сверх предельного возраста, служат не за страх, а за совесть. Только вот условия для нормальной работы создал он, новый облвоенком, команду подобрал тоже он. Надо бы после Чернобыля в госпитале полежать, обследоваться - не все в порядке со здоровьем. Но времени нет. Надо бы в отпуск по медицинским показаниям в Ессентуки, но там нет моря, а семью хочется на море хоть раз в год отправить.
     Работа для Исмаилова - его жизнь. Стиль работы облвоенкома довелось наблюдать собственными глазами в райцентре Рославль, где проводилось одно из первых за 10-15 лет учение по мобилизации. На совещании по его итогам, а огрехов, увы, было немало, Исмаилов делал замечания по существу, всегда обращал внимание на то, как не допустить ошибок в дальнейшем, демонстрировал лично глубокое знание проблем и практический опыт. За что надо было похвалить - похвалил, поощрил лучших, дал дополнительное время отдыха работавшим при подготовке к учению в авральном режиме.
     О стиле руководства Исмаилова услышал еще полгода назад, когда работал в одном из районов Смоленщины. Офицеры райвоенкомата сказали тогда, что при новом облвоенкоме стала возможной нормальная работа: спрашивает по делу, всегда поддерживает во взаимоотношениях с руководством района. Через полгода стал свидетелем разговора Исмаилова с военкомом Гагаринского района полковником Владимиром Митиным. Владимир Иванович жаловался на недопонимание важности мобработы со стороны главы района. Игорь Александрович в двух словах подсказал правильную линию дискуссии с непонимающим азы руководителем, посоветовал напомнить ему, кто в конечном счете отвечает за мобготовность района. И заключил: «Не поймет - звони, приеду и объясню все сам».
     Кроме приведения в порядок уже имеющегося имущества комиссариатов области, полковник Игорь Исмаилов вплотную занялся и решением наболевших, много лет не решаемых вопросов. С середины 1990-х годов не было и нет до сих пор в Смоленской области областного сборного пункта. Старый, 1930-х годов постройки, от времени попросту развалился. Призывников в войска отправляют из приспособленного помещения на базе казармы батальона связи 61-й воздушной армии, где нет нормальных условий. Призывники вынуждены питаться всухомятку. В то же время рядом с мемориальным комплексом на месте бывшего фашистского концлагеря уже несколько лет пустует и рушится здание расформированного строительно-монтажного управления. Шесть этажей плюс пристройка с актовым и спортивными залами в три этажа. На территории все необходимое - от боксов для техники и плаца до бани для призывников, продовольственного и вещевого складов, есть возможность развернуть при военкомате выставку военной техники. В основном здании было помещение столовой, где после восстановления смогут питаться горячей пищей 300 человек штатного состава военкомата и конечно же призывники. Исмаилов добился передачи этого комплекса военкомату, на сегодня разработана перепланировка и начат ремонт. В старом здании, где военкомат с 1945 года соседствует с жилыми квартирами, разместят центр социального обеспечения военкомата, в здание же центра въедет военный суд.
     Но стоило военкому добиться передачи комиссариату и наведения порядка в бывшем строительном хозяйстве, как начальник Смоленской КЭЧ подполковник Иван Левчук «вдруг» вспомнил, что когда-то планировали на территории, сегодня столь необходимой для призывников, построить жилой дом для офицеров Академии ПВО. Когда-то, может, и не могли по-другому решить жилищный вопрос. Ныне же и глава администрации области Сергей Антуфьев предлагает для возведения жилья место гораздо ближе к академии, и на территории самой академии есть возможность построить здание. Как говорится, выбирай любой вариант.
     К тому же нелепо, наверное, возводить многоэтажку в непосредственной близости от мемориала, где захоронено более 50 тысяч человек. Только один подвод к ней коммуникаций потревожит прах замученных в концлагере заключенных и перезахороненных на мемориале уже после войны советских солдат, погибших под Смоленском. А ведь еще организуют вокруг автомобильные стоянки для жильцов, где-то надо будет гулять с детьми, выгуливать собак. Вместо этого полковник Исмаилов предлагает передать часть территории под строительство православного храма на пожертвования спонсоров, коему самое место рядом с погостом. К тому же в этой части города до сих пор ни одного православного храма нет. Такое решение, поддержанное в письме на имя командующего войсками МВО генерала армии Владимира Бакина митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом, позволило бы сохранить все необходимые для нормальной организации призыва строения. Да и будущий храм смогут посещать не только жители близлежащего района и приехавшие поклониться праху погибших, но и призывники, которые получат святое напутствие на ратную службу.
     Военный комиссар Смоленской области полковник Игорь Исмаилов надеется, что сумеет выполнить все задуманное, что будущие призывники и ветераны, офицеры запаса на себе почувствуют разницу организации работы военкомата. Невероятная трудоспособность и упорство потомственного танкиста тому залог.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex