История фантастических по инженерной мысли, непревзойденных по технологии, скорости и грузоподъемности экранопланов начиналась именно на этих болотистых берегах. Генеральный конструктор ЦКБ «Волга» Ростислав Евгеньевич Алексеев опередил свое время, как минимум на 100 лет. Впрочем один из воплощенных в металле проектов экраноплан «Лунь» до сих пор находится здесь на хранении. Начальник группы хранения старший лейтенант Тарлан Арзиманов вместе с подчиненными отлично справляются с поставленной задачей, нареканий к сохранности техники нет.
Сегодня то и дело раздаются голоса сожаления представителей флотской общественности о прекращении уникальной программы строительства боевого симбиоза корабля и самолета. Впрочем, не могу согласиться с подобным пессимизмом. Ведь буквально в марте нынешнего года стал очевидцем испытаний малоразмерного экраноплана, предназначенного для пограничников дагестанского отряда.
Возможно, уникальные машины данного типа стали невостребованы в силу политических и экономических изменений в стране. Вместе с тем полет научно-производственной мысли, несмотря ни на какие трудности, не был прерван ни на один год.
Интерес к подобным изделиям российского оборонно-промышленного комплекса проявляет Министерство по чрезвычайным ситуациям: ведь благодаря им могут неизмеримо расшириться возможности при проведении гуманитарных и спасательных операций. Также в кратчайшие сроки становятся реальными переброска тяжелой техники для ликвидации последствий стихийных бедствий и срочная эвакуация по воздуху тысяч и тысяч пострадавших.
Многолетний опыт ветеранов части и ныне востребован. Новое поколение каспийцев благодарно подполковнику в отставке Рагибу Нуриеву, майорам запаса Владимиру Бранчикову, Сергею Кузнецову, старшему прапорщику запаса Юрию Швецу за то, что они остались в строю авиаторов Каспия гражданскими специалистами, передают свои знания сослуживцам.
Новейшая история России потребовала от каспийцев решения новых задач. Воинский коллектив авиационной базы принимал участие в контртеррористической операции на Северном Кавказе.
Так сложилось, что непосредственно в составе морской авиации флотилии не было вертолетов. А в горах юго-восточной части Чеченской Республики находились подразделения «черных беретов». Без вертолетов осуществлять мобильную переброску морских пехотинцев Каспийской флотилии, продовольствия и боеприпасов оказалось весьма затруднительно. Для решения задач воздушной поддержки морской пехоты из Севастополя направили пару Ми-8. Несколько лет именно из Каспийска они совершали полеты в горы. А специалисты авиабазы выполняли весь комплекс работ по их обеспечению.
Недавно принято решение о направлении на Каспий вертолетной техники. Ситуация, когда флотилия находится в положении «просителя», у представителей Военно-воздушных сил по серьезным вопросам авиационного обеспечения признана нелогичной. Морские авиаторы-каспийцы полностью готовы справиться с поставленной задачей. Заместителем командира части по инженерной и авиационной службе майором Виктором Жуковым и его подчиненными проделана большая подготовительная работа.
Прошлые слава и заслуги не ушли в небытие. Приобретенный опыт востребован уже в новом качестве. Но мечта вновь увидеть летящий воздушный корабль, детище двух стихий, по-прежнему живет и в новых поколениях каспийцев, преданных служителей моря и неба.