на главную страницу

23 Июля 2008 года

Фан-клуб

Среда

ОСТОРОЖНО: ДОПИНГ!!

Леонид ХАЙРЕМДИНОВ, «Красная звезда».



Тема допинговых скандалов в преддверии XXIX летних Олимпийских игр в Пекине, до старта которых осталось чуть более двух недель, вызывает, безусловно, большой интерес. Причина проста: Олимпиады последних лет помимо радости и гордости за победы российских спортсменов приносили и разочарования в виде дисквалификаций Ольги Даниловой и Ларисы Лазутиной (Солт-Лейк-Сити-2002), Ирины Коржаненко (Афины-2004), Ольги Пылевой (Турин-2006), уличенных, как вы помните, в употреблении запрещенных препаратов. Сегодня мы расскажем, что происходит в этой сфере перед Пекинской Олимпиадой: как борются с допингом у нас и за рубежом, и следует ли нам готовиться к новым скандалам в столице Китая.

     
Наш контроль ненадежен


     Приходится с горечью признавать, что внутрироссийский допинг-контроль пока далек от совершенства, на Западе его воспринимают, мягко говоря, с недоверием.
     Некоторые могут возразить, что в последнее время больше всего разговоров как раз не о наших спортсменах, а о греках и болгарах, ставших героями самых громких скандалов в канун Олимпиады. Да, в мае 2008 года почти у всех членов национальной сборной Греции по тяжелой атлетике допинг-пробы дали положительные результаты: попались 11 тяжелоатлетов из 14. Тренер команды Христос Якуву, проработавший в сборной без малого 16 лет, сразу же был уволен, а прокуратура завела в отношении его уголовное дело и предъявила обвинения. Впрочем, греческие штангисты все же поедут на Олимпиаду, пусть и в полурезервном составе. А вот географические соседи греков – болгары – не стали искушать судьбу, и, после того как в июне текущего года 11 спортсменов были уличены в применении допинга, национальный олимпийский комитет принял беспрецедентное решение: не отправлять в Пекин ни одного болгарского тяжелоатлета, хотя до последнего момента обсуждался вопрос о выставлении дублирующего состава. Вероятно, функционеры решили перестраховаться, потому что нет гарантии, что допинг-пробы болгарских штангистов, взятые уже в столице Китая, окажутся отрицательными.
     Не стоит думать, что проблемы греков и болгар не касаются российских спортсменов. Несколько лет назад сразу шесть российских штангистов были дисквалифицированы за допинг, среди них был и олимпийский чемпион Афин в весовой категории до 105 кг Дмитрий Берестов. Наша страна тогда отделалась крупным штрафом, наложенным Международной федерацией тяжелой атлетики.
     Уже тогда, в 2006 году, стала очевидной очень неприятная тенденция: наших спортсменов продолжали ловить за границей на употреблении «зелья» гораздо чаще, чем дома. Хотя на самих соревнованиях, по большому счету, ничего не должно оставаться в организме атлета, потому что если допинг и принимается, то не перед решающими стартами, а во время подготовки к ним. Последовавшие разоблачения вызывали одновременно и тревогу, и горечь: выходило, что некоторые наши спортсмены занимались целенаправленным самоубийством. Они были напичканы химией настолько, что современной аппаратуре не составляло труда обнаружить запрещенные вещества как на подготовительных сборах, так и по ходу турниров.
     Самым громким оказалось «дело» гребцов. За два предолимпийских сезона на допинге попались сразу 9 российских гребцов. По действующим правилам надлежало дисквалифицировать не только самих спортсменов, но и национальную федерацию, которую они представляют. Международная федерация гребли приняла весьма жесткое решение: отстранить тренеров российской команды, врачей, обслуживающий персонал от соревнований под ее эгидой до 2011 года. Кроме того, она инициировала смену руководящего звена и тренерского штаба российской федерации гребного спорта. Самих спортсменов (естественно, тех, кто оказался чист) от Олимпиады решили не отлучать. Однако на предстоящих Играх россияне не будут иметь ни тренерского штаба, ни медицинской поддержки, ни обслуги.
     
Попались – найдем крайнего!

     Самой вопиющей, на наш взгляд, историей оказался скандал с участием российских метательниц молота – Татьяны Лысенко и Екатерины Хороших. За год до Олимпиады казалось, что в этом виде легкоатлетической программы нам гарантирован едва ли не весь призовой пьедестал: Лысенко – рекордсменка мира, к тому же есть еще и экс-рекордсменка Гульфия Ханафееева, а Хороших в случае форс-мажора наверняка прикроет тылы. За несколько недель до ЧМ-2007 в японской Осаке столь оптимистичный расклад начал разваливаться как карточный домик. Допинг-пробы и Лысенко, и Хороших дали положительный результат. Обе метательницы заявили, что спортивное питание, в котором оказался запрещенный препарат, они покупали (!) у главного тренера сборной Валерия Куличенко. Факт товарно-денежных отношений между тренером и спортсменками был доказан, хотя это не новость: необходимые для подготовки препараты наши спортсмены чаще всего приобретают по месту занятий. Так проще и тем, кому нужны эти препараты, и тем, кто должен следить за тем, чтобы ничего запрещенного в эти препараты не попадало. Но основная проблема в том, что у большинства отечественных спортсменов нет альтернативы. Кстати, на Всемирных военных играх-2007 неприятности случились и с Ханафеевой. Сначала ее обвинили в употреблении психотропного препарата, но после расследования, выявившего, что Международная федерация военного спорта неправильно интерпретировала результаты тестов, реабилитировали.
     Фармакология, как полагают, необходима, как и консультации по ее правильному использованию. Но что делать, если спортсмен из сезона в сезон находится в очень узком профессиональном кругу, куда посторонним вход запрещен? И что предпринимать, как в истории с Куличенко, отстраненным от работы со сборной, тем атлетам, для которых главный тренер был единственным поставщиком необходимых для подготовки и восстановления препаратов?
     Вспоминается прошлогоднее (февраль 2007 года) интервью с Николаем Дурмановым, тогдашним начальником отдела антидопингового обеспечения Росспорта и одновременно главой антидопинговой службы Олимпийского комитета России. В беседе с нашим корреспондентом он охарактеризовал свежий на тот момент скандал с чемпионкой мира по академической гребле Ольгой Самуленковой, уличенной в применении запрещенных препаратов, как банальную безалаберность и безответственность.
     Ко многим допинговым делам, в которых замешаны россияне, применим типичный национальный принцип: не попадаются – и отлично, попались – будем искать крайнего!
     Любопытно, что вскоре после скандала с Куличенко Дурманов ушел с поста начальника отдела антидопингового обеспечения Росспорта. Тогда Николай Дмитриевич так прокомментировал свой уход: «Решение покинуть пост никак не связано с последними допинговыми скандалами в российском спорте, и в частности в легкой атлетике. Конфликтов с руководством Росспорта у меня не было, хотя отрицать определенные разногласия, конечно, не могу. Отдел антидопингового обеспечения почти всю работу вел в традиционном сегменте и стандартном формате – организовывал и осуществлял антидопинговый контроль в элитном спорте. Но, как показывает наш опыт и опыт других стран, исключительно такими действиями изменить ситуацию сложно».
     Между тем, по слухам, увольнение Николая Дурманова назревало. У главы антидопингового комитета давно возникли определенные разногласия с некоторыми руководителями Росспорта. «Но никто его не выдавливал, – рассказывал советник главы Росспорта Вячеслава Фетисова Дмитрий Тугарин. – Он написал заявление об уходе, оно было удовлетворено. Да, его не удерживали, но и не увольняли. Если Дмитрий Николаевич чем-то был недоволен, то и у нас к нему накопился ряд вопросов».
     Так или иначе, уход ведущего специалиста в области борьбы с допингом в тех обстоятельствах выглядел довольно странным. Как еще одна возможная причина отставки Дурманова высказывалось то, что, перестав быть чиновником Росспорта и сосредоточившись на работе в ОКР, он избежал возможных ударов, связанных с громкими допинговыми скандалами, в которые российские спортсмены попадали в 2007 году.
     Дурманов – профессионал высочайшего уровня. Однако, как видим, даже ему не удалось сделать многого. Интервью, которые он давал уже в качестве бывшего сотрудника Росспорта, пронизаны оптимизмом: мол, выстроенная под руководством Вячеслава Фетисова, входящего в руководство Всемирного антидопингового агентства, система борьбы с допингом должна работать и после его ухода. Слышать это было довольно удивительно, потому что при общении с Дурмановым сложилось устойчивое ощущение, что система так до конца и не выстроена, а значит, не функционирует. Скажем, после скандала с биатлонисткой Пылевой в Турине-2006 Дурманов в недоумении разводил руками: мол, мы сделали все, что могли, всех проверили, перепроверили, проинструктировали, но даже это не помогло. Но это и не могло помочь, потому что многие спортсмены пользуются услугами личных врачей и тренеров, не входящих в «обойму» ОКР, а следовательно, никому не подчиняющихся.
     Очевидно, методов исправления такой ситуации Дурманов не видел: не запирать же спортсменов под замок? Если на того же Куличенко в отличие, скажем, от личного врача Пылевой, давшей ей препарат, содержащий карфедон, может найтись управа, то от этого, согласитесь, все равно не легче.
     Рискнем предположить, что, не видя возможности побороть зло, Дурманов посчитал необходимым освободить место, на котором больше не может приносить пользу. А это значит, что нельзя исключать скандалов вокруг наших спортсменов и в Пекине, даже несмотря на то, что нынешний, 2008-й год для российских атлетов гораздо спокойнее в плане допинговых расследований, чем предыдущие сезоны.
     
Китайские хитрости

     Допинговые проблемы не обходили стороной и Китай. Много вопросов в свое время вызывали победы пловцов из КНР. В конце концов, правда вылезла наружу: в начале 1990-х годов с китайцами работали тренеры из бывшей ГДР, они-то и привнесли в подготовку спортсменов «черные» технологии. Но все это закончилось громким скандалом.
     Когда же Пекин получил право провести Олимпиаду-2008, руководство Китая решило, что рисковать с допингом больше не стоит. Помочь стране победить на Играх призвана традиционная китайская медицина. Не зря бытует мнение: стоит китайскому атлету обратиться к своему врачу, как тот едва ли не голыми руками проведет некие процедуры, которые обеспечат поразительный результат. До сих пор ходят легенды о докторе Лю Хуншене, работающем в московском «Спартаке». Например, якобы благодаря его сеансам иглотерапии Неманья Видич избавился от межпозвоночной грыжи, а затем за 7 миллионов фунтов был продан в «Манчестер Юнайтед».
     В то же время почти все уверены, что китайцы системно употребляют неизвестные аналоги допинга. Об этом поведал руководитель Центра китайской медицины в Москве Дмитрий Лавринайтис:
     - Возьмем, например, препарат, содержащий вытяжки из половых желез различных животных: самцов морских котиков, собаки, осла, оленя. В организме принявшего эти капсулы спортсмена резко повышается уровень эндогенного тестостерона. Мужской гормон побуждает атлета соревноваться, бороться и побеждать, у него появляется спортивная злость.
     Самое интересное, что ни один анализ при этом не выявит ничего запрещенного. Как вы понимаете, в таком случае дорога сборной КНР к триумфу на домашней Олимпиаде не покажется слишком трудной.
     И наконец, ряд специалистов прогнозирует, что на предстоящих Играх скандалов будет все-таки гораздо меньше, чем на предыдущих. С чем это связано? С одной стороны, в Афинах-2004 ВАДА взяло 3,5 тысячи проб, в Пекине-2008 анализов будет около 4,5 тысячи (то есть под проверку попадет едва ли не каждый третий спортсмен), и чем больше проб, тем больше шансов поймать нечестных спортсменов. Но с другой стороны, осуществлять контроль будет пекинская лаборатория. Да, всевозможных наблюдателей будет немало, но главную роль сыграют люди местные, а китайский язык – не английский...

     На снимках:
     

     Российские гребцы, несмотря на допинговые скандалы, все-таки выступят в Пекине.
     Традиционные способы применения допинга в виде таблеток и инъекций в скором времени могут уступить место сеансам иглотерапии.



Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex